МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
30 июля 1996 г.
N 306
О ВНЕДРЕНИИ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во исполнение "Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и
решения коллегии Минздравмедпрома России от 23.02.96, протокол N 4, с целью
обеспечения единых нормативно-методических подходов к
процессам сертификации и лицензирования медицинской деятельности на территории
Российской Федерации:
Утверждаю:
1. Единую автоматизированную программу по
сертификации и лицензированию медицинской деятельности.
2. Методические рекомендации по
использованию единой автоматизированной программы по сертификации и
лицензированию медицинской деятельности организации, предприятий, учреждений, а
также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью (Приложение 1).
Приказываю:
1. Органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации:
1.1. Обеспечить осуществление
сертификации и лицензирования медицинской деятельности организаций, предприятий
и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения на
подведомственных территориях в соответствии с утвержденной единой автоматизированной
программой.
1.2. Привести в соответствие банки данных
о состоянии материально-технической базы подведомственных учреждений
Федеральному реестру учреждений здравоохранения.
1.3. До 01.11.96 совместно с
лицензионными органами субъектов Российской Федерации представить в
Минздравмедпром России заявки на обучение специалистов работе с единой
автоматизированной программой по сертификации и лицензированию медицинской
деятельности.
2. Управлению организации медицинской
помощи населению (А.А.Карпеев):
2.1. Обеспечить координацию работ по
внедрению единой автоматизированной программы по сертификации и лицензированию
медицинской деятельности.
2.2. До 01.10.96 совместно с Главным
вычислительным центром Минздравмедпрома России (В.П.Бурмистров) утвердить программу
обучения работе с единой автоматизированной программой по сертификации и
лицензированию медицинской деятельности.
3. Главному вычислительному центру
Минздравмедпрома России (В.П.Бурмистров) до 01.12.96 представить в
Минздравмедпром России график обучения пользователей единой автоматизированной
программы по сертификации и лицензированию медицинской деятельности.
4. Обеспечение единой автоматизированной
программой по сертификации и лицензированию медицинской деятельности возложить
на Главный вычислительный центр Минздравмедпрома России на договорной основе.
5. Контроль за
выполнением Приказа возлагаю на заместителя Министра В.И.Стародубова.
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
Приложение N 1
к Приказу Минздравмедпрома РФ
от 30 июля 1996 г. N 306
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЕДИНОЙ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ,
А ТАКЖЕ ГРАЖДАН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Единая автоматизированная программа по
лицензированию и сертификации медицинской деятельности предназначена для
обеспечения единых методических подходов к
лицензированию и сертификации медицинских учреждений на всей территории
Российской Федерации. Программа позволяет осуществлять оценку лечебных
учреждений с использованием единых показателей и производить обмен информацией
базы данных между территориями.
В программе использованы:
Федеральный реестр учреждений
здравоохранения, созданный в 1990 году по итогам паспортизации
материально-технической базы ЛПУ (Приказ Минздрава СССР от 30.12.88 N 924);
Перечень видов медицинской деятельности,
подлежащих лицензированию в Российской Федерации, утвержденный Приказом
Минздравмедпрома России от 01.07.96 N 270.
В состав единой автоматизированной
программы входят: республиканский реестр медицинских учреждений, система
управления базой данных, пользовательские и сервисные программы, программы
ведения кодификаторов и классификаторов, а также один из вариантов системы
экспертной оценки деятельности учреждения с соответствующей программой связки.
Республиканский реестр медицинских
учреждений содержит до 95 показателей, отражающих деятельность ЛПУ,
сгруппированных по 6 разделам: паспортная часть, инженерные характеристики
зданий и сооружений, характеристики амбулаторно-поликлинического звена,
стационарной помощи, финансовой деятельности, транспортной обеспеченности.
Имеющаяся в базе информация практически
полностью может быть использована при экспертизе МТБ учреждения, подлежащего
лицензированию, а поэтому может быть перенесена в экспертную систему в
автоматическом режиме.
При отсутствии автоматизированной системы
экспертной оценки информация о МТБ может быть распечатана в удобном для
эксперта виде, о чем будет сказано ниже.
Управление базой данных обеспечивается
набором программных средств, главные из которых:
- программа ввода данных, позволяющая
вводить информацию об учреждениях, которые по тем или иным причинам не
подлежали паспортизации в 1990 году - новые учреждения, учреждения
негосударственной формы собственности и т.п.;
- программа корректировки данных,
позволяющая вносить изменения и дополнения, связанные с текущей хозяйственной
деятельностью ЛПУ. Специальный блок программы позволяет отслеживать структурные
изменения сети здравоохранения;
- программа
логического контроля, позволяющая выявлять и устранять логические
несоответствия, возникшие при составлении документа или при вводе информации;
- программа редуцирования базы по
установленному пользователям запросу, которая в сочетании с программой
распечатки карточки ТЭП (входного документа реестра) облегчает технологию сбора
и корректировки информации.
Блок пользовательских и сервисных
программ включает:
- программу контроля за
ходом лицензионной деятельности на территории, которая позволяет контролировать
процесс прохождения лицензирования, устанавливать учреждения, не прошедшие
лицензирование или учреждения, срок действия которых истекает в заданном
пользователем периоде, получать информацию обо всех учреждениях территории,
имеющих лицензии на определенный вид деятельности;
- программу формирования паспорта ЛПУ,
предназначенную для врача-эксперта, направляемого лицензионным органом для
оценки деятельности ЛПУ. Программа позволяет формировать показатели учреждения
в соотношении с нормативными показателями для учреждения соответствующего
уровня и количества обслуживаемого населения;
- программы настройки комплекса на
специфические условия данной территории, которая позволяет отслеживать
изменения административно-территориального деления, демографические и иные
изменения.
Сервисные программы предназначены для
облегчения работы пользователя, минимизации возможных ошибок в процессе работы
программ.
Блок программ ведения кодификаторов и
классификаторов позволяет простым способом отслеживать изменения
нормативно-справочной базы, внося соответствующие коррективы в типы и профили
учреждений, профили коек, врачебных специальностей и других показателей.
Блок программ экспертной оценки
деятельности учреждений может быть реализован одной из двух систем,
сертифицированных Минздравмедпромом РФ:
- "Автоматизированная система
аккредитации и лицензирования медицинских и аптечных учреждений",
разработчик - Таевский Б.В., г. Иркутск, сертификат от 02.10.95 N 161;
- программа "Экспертная оценка
лечебно-профилактического учреждения", разработчик - Алтайское краевое
лечебно-производственное объединение "Медицинская профилактика", г.
Барнаул, сертификат от 25.09.92 N 18.
Указанные системы обеспечивают проведение
автоматизированной комплексной экспертной оценки лечебного учреждения по
следующей программе:
- оценка обеспеченности кадрами и их
квалификационные характеристики;
- оценка состояния
материально-технической базы, обеспеченности медицинской техникой и
инструментами;
- оценка состояния методического и
организационно-методического обеспечения деятельности ЛПУ;
- оценка деятельности ЛПУ.
По указанным разделам проводится
сопоставление реальных показателей учреждения с утвержденными нормативами и
требованиями. Данные, полученные в результате экспертной оценки лечебного
учреждения в целом (формируемые в специальный блок, подлежащий передаче в
вышестоящий орган), а также его подразделений и служб, используются в работе
территориального лицензионного органа.
Разветвленный сервис обеспечивает
гибкость настройки и технологичность процесса проведения экспертизы. Вводимые в
системы нормативно-справочные документы могут быть скорректированы в процессе
дальнейшего совершенствования и развития нормативной базы.
Переход от реестра учреждений к
программам экспертной оценки осуществляется с помощью программы связки. При
этом предусматривается несколько вариантов использования программы. Если на
территории используется одна из автоматизированных систем экспертной оценки, то
из реестра в автоматическом режиме переносится информация, необходимая для
экспертизы МТБ, а сами программы экспертной оценки осуществляют автоматический
перенос интегральных показателей, необходимых для функционирования комплекса на
республиканском уровне. Если же на территории не внедрен автоматизированный
подход к экспертизе ЛПУ, то программа связки работает как программа ввода
интегральных характеристик, предназначенных для республиканского реестра.
В целом, единая автоматизированная
программа позволяет реализовать сквозную систему, работающую одновременно на
трех уровнях - учреждения, территории, Федерации, и унифицировать методику
лицензирования и сертификации в Российской Федерации.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
Минздравмедпрома РФ
А.А.КАРПЕЕВ