МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
10 сентября 1996 г.
N 335
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В НОМЕНКЛАТУРУ
ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
За последние годы наметилась тенденция к
росту числа больных с тугоухостью, обусловленной, в основном, патологией
внутреннего уха, что связано с применением препаратов с ототоксическим
действием, ростом числа больных с наследственной и врожденной патологией, с
экологическими факторами и т.д. По данным Всемирной организации
здравоохранения, 4-7% населения страдает нарушениями слуховой функции (взрослых
- 17,6 на 1000, детей - 1,2 на 1000). Число больных с нарушениями слуха в
Российской Федерации превышает 12 млн. человек, из них более 3 млн. человек
нуждается в слухопротезировании. Особенно настораживает положение с
контингентом детей и подростков, среди которых число больных с тугоухостью
превышает 600 тыс. человек.
Несвоевременное выявление нарушений слуха
у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к
инвалидизации больных. Это определяет социальную значимость и актуальность
внедрения системы раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода
новорожденности с последующей адекватной их реабилитацией (медицинской,
сурдопедагогической, социальной).
Учитывая специфику обследования больных с
нарушениями слуха (применение сложных диагностических технологий), лечения и
реабилитации, которые выходят за рамки клинической оториноларингологии и не
могут осуществляться врачами-оториноларингологами, особое значение приобретает
подготовка специалистов соответствующего профиля.
В целях совершенствования оказания
квалифицированной медицинской помощи больным с тугоухостью утверждаю:
1. Дополнение номенклатуры врачебных и
провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации
(Приложение 1), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 N 33.
2. Положение о враче -
сурдологе-оториноларингологе (Приложение 2).
3. Квалификационную характеристику врача
- сурдолога-оториноларинголога (Приложение 3).
4. Инструктивно-методические указания по
аттестации на присвоение квалификационной категории по специальности "сурдология-оториноларингология"
(Приложение 4).
Разрешаю:
Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 декабря 1996 года
присвоить специалистам сурдологам-оториноларингологам, имеющим соответственно
вторую, первую и высшую квалификационные категории по специальности
"оториноларингология", без дополнительного прохождения аттестации
соответственно вторую, первую и высшую квалификационные категории по
специальности "сурдология-оториноларингология". Стаж работы по
специальности "оториноларингология" засчитывать в стаж работы по
специальности "сурдология-оториноларингология" при аттестации врачей
по данному профилю.
Приказываю:
1. Начальнику Управления учебных
заведений (Володину Н.Н.) до 01.01.97 внести необходимые дополнения и изменения
в типовую программу повышения квалификации врачей-оториноларингологов.
2. Начальнику
Управления организации медицинской помощи населению (Карпееву А.А.), Научному
центру аудиологии и слухопротезирования (Таварткиладзе Г.А.), председателю
Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской
Федерации (Доскину В.А.) до 01.01.97 разработать и представить на утверждение
типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей -
сурдологов-оториноларингологов на присвоение квалификационных категорий в
соответствии с Положением "Об аттестации врачей, провизоров и других
специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской
Федерации" с последующим обеспечением ими территориальных аттестационных
комиссий.
3. Начальнику отдела статистики и
информатики (Погореловой Э.И.) внести необходимые изменения в формы отчетов
учреждений здравоохранения в связи с введением специальности
"сурдология-оториноларингология" в номенклатуру врачебных и
провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
4. Контроль за
выполнением Приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
здравоохранения России
А.М.МОСКВИЧЕВ
Приложение N 1
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ДОПОЛНЕНИЕ
НОМЕНКЛАТУРЫ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16.02.95 N 33
Утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от
28.09.1999 N 353.
Приложение N 2
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕ СУРДОЛОГЕ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГЕ
1. Общая часть
1.1. Врач
сурдолог-оториноларинголог - специалист с высшим медицинским образованием по
специальности "лечебное дело" или "педиатрия", прошедший
специализацию по оториноларингологии (интернатура, ординатура) и по сурдологии
(курсы специализации, повышения квалификации) в Научном центре аудиологии и
слухопротезирования и профильных НИИ или на ЛОР кафедре высших медицинских
образовательных учреждений и институтов (академий) усовершенствования врачей и
получивший сертификат специалиста. Врачи, не прошедшие указанную
подготовку, к работе сурдологом-оториноларингологом не допускаются.
1.2. В своей работе руководствуется
настоящим Положением и другими нормативными документами Российской Федерации по
вопросам охраны здоровья населения.
1.3. Врач сурдолог-оториноларинголог
осуществляет свою деятельность, как правило, в государственном медицинском
учреждении (поликлиника) и при наличии лицензии в негосударственном медицинском
учреждении (малое, акционерное, коллективное предприятие, кооператив), а также
в порядке частной практики.
2. Обязанности
врача сурдолога-оториноларинголога
2.1. Организация приема и обследования
населения с нарушениями слуха.
2.2. Прием больных с нарушениями слуха;
аудиологическое обследование больных с использованием современных достижений
медицинской науки и техники; проведение ориентировочного отоневрологического
обследования; описание аудиограмм; назначение лечения (консервативное,
хирургическое, слухопротезирование); динамическое наблюдение.
2.3. Проведение профилактических осмотров
организованных контингентов населения в соответствии с годовым планом работы.
2.4. Ежегодные осмотры детей с
нарушениями слуха, обучающихся в специализированных детских садах и школах.
2.5. Осуществление учета и динамического
наблюдения детей и взрослых с тугоухостью и глухотой.
2.6. Участие в работе республиканской
(краевой, областной) медико-педагогической комиссии по отбору детей с
нарушениями слуха в дошкольные и школьные специализированные детские
учреждения, подготовка необходимой документации.
2.7. Проведение санитарно-просветительной
работы среди акушеров, педиатров, родителей, воспитателей, сурдопедагогов
специализированных детских учреждений.
2.8. Участие в работе выездной бригады в
области (районе) по обеспечению населения сурдологической помощью.
2.9. Внедрение в практику центра
(кабинета) новых прогрессивных методов диагностики и лечения нарушений слуха,
реабилитации больных с дефектами слуха и связанными с ними дефектами речи.
2.10. Подготовка предложений органам
здравоохранения по улучшению сурдологической и слухопротезной помощи населению
республики (края, области).
2.11. Систематическое проведение работы
по повышению квалификации среднего медицинского персонала специализированного
центра (кабинета).
2.12. Систематический анализ показателей
деятельности сурдологопедического центра (кабинета).
2.13. Обеспечение правильного и
своевременного ведения учетно-отчетной документации.
2.14. Систематическое повышение своей
квалификации.
2.15. Руководство в своей работе
официальными документами, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и
должностных лиц.
2.16. Осуществление постоянного контакта
с Научным центром аудиологии и слухопротезирования Минздрава России, с
учреждениями Министерства просвещения, социального обеспечения и обществами
глухих.
3. Права врача
сурдолога-оториноларинголога
3.1. Привлекать в необходимых случаях
врачей других специальностей для консультации и проведения лечения больных.
3.2. Возможность изменять тактику лечения
больных, руководствуясь состоянием больного и данными диагностического
обследования.
3.3. Отдавать распоряжения и указания
среднему и младшему медицинскому персоналу и контролировать их выполнение.
3.4. Участвовать в работе совещаний,
школ-семинаров, проводимых для врачей сурдологов-оториноларингологов.
3.6. Получать информацию, необходимую для
выполнения своих обязанностей.
4. Ответственность
врача сурдолога-оториноларинголога
4.1. Несет ответственность за четкое и
своевременное выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящим
Положением и правилами внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения.
4.2. Несет персональную ответственность
за правильную и своевременную лечебно-диагностическую помощь своим больным.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ
Приложение N 3
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА
ВРАЧА - СУРДОЛОГА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА
В соответствии с требованиями
специальности врач - сурдолог-оториноларинголог должен знать и уметь:
1. Общие знания
- основы законодательства о
здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность
органов и учреждений здравоохранения;
- правовые вопросы российского
здравоохранения;
- общие вопросы организации
сурдологической и оториноларингологической помощи взрослому и детскому
населению и работы больнично-поликлинических учреждений, детских дошкольных и
школьных учреждений для детей с нарушенным слухом;
- принципы выявления групп
"риска" по тугоухости и глухоте у новорожденных;
- принципы определения групп
"риска" по тугоухости у работников вредных профессий;
- принципы диспансеризации детей и
взрослых с нарушениями слуха;
- вопросы санитарно-просветительной
работы с родителями и детьми;
- санитарно-гигиенические и
профилактические мероприятия, направленные на предотвращение развития нарушений
слуха у взрослых и детей;
- физиологию ЛОР-органов, взаимосвязь
функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- возрастные аспекты развития слухового
анализатора;
- анатомию и физиологию слухового и
вестибулярного анализаторов;
- основы медикаментозного и
хирургического лечения нарушений слуха у детей и взрослых; механизм действия
основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их
применению; осложнения, вызванные их применением;
- современные представления об этиологии
и патогенезе различных форм тугоухости;
- общие и специальные методы исследования
в оториноларингологии;
- клиническую и аудиологическую семиотику
различных форм тугоухости;
- дифференциальную и топическую
диагностику различных форм тугоухости;
- основы физической и физиологической
акустики;
- принципы и критерии электроакустической
коррекции нарушений слуха при различных формах тугоухости;
- современные виды слухопротезирования,
включающие различные виды имплантационного
слухопротезирования;
- организацию сурдопедагогической
реабилитации больных с нарушениями слуха;
- правильно установить диагноз при ЛОР патологии и назначить
адекватное лечение;
- владеть современными методами
обследования больных с нарушениями слуха (тональной и речевой пороговой и
надпороговой аудиометрией, импедансометрией) и правильно их интерпретировать;
- владеть современными методами
слухопротезирования;
- владеть дифференциальной и топической
диагностикой различных форм тугоухости.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ
Приложение N 4
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СУРДОЛОГИЯ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ"
Высшая
квалификационная категория присваивается врачу - сурдологу-оториноларингологу:
- имеющему
высокую теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении
заболеваний уха, горла и носа;
- в совершенстве владеющему
современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного,
среднего и внутреннего уха;
- умеющему
квалифицированно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики
различных форм тугоухости;
- умеющему
квалифицированно оценивать данные психофизических и объективных методов
исследования слуха, компьютерной томографии и рентгенологического исследования
уха, микробиологических, микологических иммунологических и биохимических
исследований;
- квалифицированно решающему
вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на стационарное
лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции,
кохлеарную имплантацию;
- имеющему
высокую теоретическую и практическую подготовку в области медицинской акустики,
конструктивных особенностей различных классов слуховых аппаратов, применения их
при различных формах и степенях тугоухости;
- умеющему
высококвалифицированно решать вопросы выбора параметров электроакустической
коррекции, оценки эффективности слухопротезирования;
- квалифицированно решающему
вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему
необходимые знания о распространенности нарушений слуха, их структуре,
профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с
нарушениями слуха;
- умеющему
провести анализ показателей работы сурдологопедического центра (кабинета);
- имеющему
высокие производственные показатели в работе и принимающему активное участие в
научно-практической деятельности, в подготовке и повышении квалификации врачей
- сурдологов-оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и
санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может
обеспечить квалифицированное руководство сурдологопедическим центром
(кабинетом) в республиканских, краевых, областных и городских
лечебно-профилактических учреждениях и назначаться внештатным сурдологом
органов здравоохранения.
Первая
квалификационная категория присваивается врачу - сурдологу-оториноларингологу:
- имеющему
хорошую теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении
заболеваний уха, горла и носа;
- хорошо владеющему
современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного,
среднего и внутреннего уха;
- умеющему
квалифицированно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики
различных форм тугоухости;
- умеющему
правильно оценивать данные психофизических и объективных методов исследования
слуха, рентгенологического исследования уха, микробиологических,
микологических, иммунологических и биохимических исследований;
- квалифицированно решающему
вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на
стационарное лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие
операции, кохлеарную имплантацию;
- имеющему
хорошую теоретическую и практическую подготовку в области медицинской акустики,
конструктивных особенностей различных классов слуховых аппаратов, применения их
при различных формах и степенях тугоухости;
- умеющему
квалифицированно решать вопросы выбора параметров электроакустической
коррекции, оценки эффективности слухопротезирования;
- квалифицированно решающему
вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему
необходимые знания о распространенности нарушений слуха, их структуре,
профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями
слуха;
- умеющему
провести анализ показателей работы сурдологопедического центра (кабинета);
- имеющему
высокие производственные показатели в работе и принимающему участие в
подготовке врачей сурдологов-оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и
санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может
обеспечить квалифицированное руководство сурдологопедическим центром
(кабинетом) в областных и городских лечебно-профилактических учреждениях и
может быть использован в качестве внештатного сурдолога органов
здравоохранения.
Вторая
квалификационная категория присваивается врачу - сурдологу-оториноларингологу:
- имеющему
достаточную теоретическую и практическую подготовку в диагностике и лечении
заболеваний уха, горла и носа;
- владеющему
современными методами аудиологической диагностики заболеваний наружного,
среднего и внутреннего уха;
- умеющему
правильно решать вопросы дифференциальной и топической диагностики различных
форм тугоухости;
- умеющему
правильно оценивать данные аудиологического обследования, рентгенологического
исследования уха, микробиологических и микологических исследований;
- правильно решающему
вопросы о направлении больных с патологией среднего и внутреннего уха на
стационарное лечение, в том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие
операции;
- владеющему
информацией о конструктивных особенностях различных классов слуховых аппаратов
и применении их при различных формах и степенях тугоухости;
- умеющему
правильно решать вопросы выбора параметров электроакустической коррекции,
оценки эффективности слухопротезирования;
- правильно решающему
вопросы определения инвалидности и врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему
необходимые знания о распространенности нарушений слуха, профилактике, раннем
выявлении, диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;
- умеющему
провести анализ показателей работы сурдологопедического кабинета;
- имеющему
высокие производственные показатели в работе и принимающему участие в повышении
квалификации медсестер-аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и
санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту может работать
врачом - сурдологом-оториноларингологом.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ