ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
1 октября 1996 г.
N 4039/36-И
18-19 сентября 1996 года в г. Иркутске
состоялось Всероссийское совещание "Вопросы взаимодействия ведомственной и
вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. Защита прав
застрахованных", организованное Федеральным
фондом обязательного медицинского страхования совместно с Министерством
здравоохранения Российской Федерации и Союзом потребителей России. В совещании
приняли участие представители Федерального фонда обязательного медицинского
страхования. Министерства здравоохранения Российской Федерации, территориальных
фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских
организаций, органов управления здравоохранением Российской Федерации и лечебно
- профилактических учреждений, ассоциаций медицинских страховых организаций,
профессиональных медицинских ассоциаций и медицинской науки, Союза потребителей
России. Общее количество участников составило более 200 человек.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования направляет Вам резолюцию Всероссийского совещания
"Вопросы взаимодействия ведомственной и вневедомственной экспертизы
качества медицинской помощи. Защита прав застрахованных".
Приложение: упомянутое по тексту - на 4-х
листах.
Исполнительный директор
В.В.ГРИШИН
Приложение
к письму ФФ ОМС
от 1 октября 1996 г. N 4039/36-и
РЕЗОЛЮЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ
"ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ВЕДОМСТВЕННОЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
ЗАЩИТА ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ"
г. Иркутск 18-19
сентября 1996 г.
Введение обязательного медицинского
страхования граждан, явившееся основным элементом проведения реформы
здравоохранения в Российской Федерации, привело к появлению новых структур,
которые в соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" имеют право осуществлять контроль качества
медицинской помощи, предоставляемой гражданам в медицинских учреждениях.
Если система ведомственной экспертизы
качества медицинской помощи сформировалась уже давно, то система вневедомственной
экспертизы находится в стадии становления. В территориальных фондах
обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организациях в
основном завершено формирование подразделений для вневедомственной экспертизы
качества медицинской помощи, направленной на независимую защиту интересов
граждан при получении медицинской помощи.
В связи с этим, все более насущными
становятся вопросы взаимодействия и ведомственной и вневедомственной экспертизы
качества медицинской помощи, обеспечения их преемственности на основе
разграничения полномочий, унификации подходов и методик проведения экспертизы.
Это требует более тесного взаимодействия органов управления здравоохранением и
фондов обязательного медицинского страхования как органов, ответственных за проведение
государственной политики в здравоохранении и в обязательном медицинском
страховании.
Предпринимаются меры по введению
механизмов защиты прав застрахованных на получение гарантий надлежащего
качества медицинской помощи, что является одним из важнейших направлений в
деятельности страховых медицинских организаций.
Развивается практика досудебной и
судебной защиты страховыми медицинскими организациями прав застрахованных
граждан на медицинскую помощь надлежащего качества, включая право на возмещение
ущерба.
В то же время, защита прав
застрахованных, включая экспертизу качества медицинской помощи, не везде
успешно реализуется из-за недостаточного финансового обеспечения и
несовершенства законодательно - нормативной базы. Кроме того, имеют место факты
необоснованного противодействия органов управления здравоохранения и
руководителей медицинских учреждений проведению вневедомственной экспертизы. Не
все страховые медицинские организации защищают права застрахованных, занимаясь
лишь передачей средств от территориального фонда обязательного медицинского
страхования к медицинским учреждениям.
Проекты документов, регламентирующих
проведение экспертизы качества медицинской помощи, подготовлены как Федеральным
фондом обязательного медицинского страхования, так и Министерством
здравоохранения Российской Федерации. Они требуют взаимного согласия.
Участники
Всероссийского совещания - представители экспертных служб территориальных
фондов обязательного медицинского страхования (74) и страховых медицинских
организаций (49), органов управления здравоохранением и медицинских учреждений
субъектов Российской Федерации (68), медицинских ассоциаций (1), ассоциаций
страховых медицинских организаций (1), медицинской науки (7) и Союза
потребителей России (1) - обсудили актуальные вопросы ведомственной и
вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, их взаимодействия,
пути совершенствования законодательно - нормативной базы, обеспечения прав пациентов и медицинских работников и обращаются:
1. К Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации:
- ускорить принятие Федерального закона
"О правах пациентов".
2. К Министерству здравоохранения
Российской Федерации:
- совместно с
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования подготовить и издать
приказ "О взаимодействии ведомственной и вневедомственной экспертизы
качества медицинской помощи" с приложениями, регламентирующими проведение
ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;
- разработать и направить на утверждение
в Правительство Российской Федерации базовую программу обязательного
медицинского страхования граждан Российской Федерации на 1997-1998 гг. с учетом
ее реального финансового обеспечения;
- обеспечить на бесплатной основе все
заинтересованные организации временными отраслевыми стандартами объема
медицинской помощи, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 08.04.96 г. N 134;
- совместно с территориальными органами
управления здравоохранением и с привлечением других заинтересованных структур
доработать существующую нормативно - правовую базу по порядку проведения
аккредитации медицинских учреждений;
- совместно с Министерством труда и
социального развития Российской Федерации разработать и направить на
утверждение в Правительство Российской Федерации документы, регламентирующие
переход на систему оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема
и качества их работы.
3. К Администрации субъектов Российской
Федерации:
- утверждать территориальные программы
обязательного медицинского страхования населения с учетом реально имеющихся в
системе обязательного медицинского страхования территории финансовых ресурсов.
4. К Федеральному фонду обязательного
медицинского страхования:
- внести изменения
и дополнения в действующие Типовые правила обязательного медицинского
страхования, касающиеся вневедомственной экспертизы качества медицинской
помощи;
- совместно с Минздравом России, Минфином
России, Российской ассоциацией медицинских страховых организаций (РАМСО)
разработать "Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного застрахованному в результате действий медицинских
работников";
- направить в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования проекты документов по вневедомственной
экспертизе качества медицинской помощи, разработанные Межрегиональным
Координационным советом по экспертизе качества медицинской помощи населению
Российской Федерации в системе ОМС.
5. К территориальным фондам обязательного
медицинского страхования, страховым медицинским организациям, органам
управления здравоохранением территорий:
- внедрить в практику обязательного
медицинского страхования и здравоохранения конкурентоспособную унифицированную
технологию проведения экспертизы качества медицинской помощи и использовать
результаты ее применения для формирования добросовестной конкуренции на рынках
медицинской помощи и экспертных услуг;
- организовать банки данных (регистры)
экспертов качества медицинской помощи с систематической подготовкой и
повышением квалификации экспертов.
6. К медицинским ассоциациям федерального
уровня:
- совместно с заинтересованными
организациями разработать проект Федерального закона "О страховании
профессиональной ответственности врачей" и представить его на рассмотрение
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
7. К Российской ассоциации медицинских
страховых организаций (РАМСО):
- совместно с территориальными
ассоциациями страховых медицинских организаций изучать, обобщать и
распространять положительный опыт работы страховых медицинских организаций по
контролю объема и качества медицинской помощи застрахованным,
а также по защите их прав.
8. К территориальным фондам обязательного
медицинского страхования:
- обеспечить контроль
за деятельностью страховых медицинских организаций по защите прав
застрахованных.
9. К Союзу потребителей России:
- организовать территориальные союзы
защиты прав потребителей медицинских услуг;
- проводить работу по защите прав
пациентов совместно со страховыми медицинскими организациями и медицинскими
ассоциациями.