Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
15 декабря 1996 г.
Согласовано
И.о. Начальника Управления
научных учреждений
Н.Н.САМКО
14 декабря 1996 г.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРИЕВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 95/67
Учреждение разработчик: Российский
научный центр реабилитации и физиотерапии Минздравмедпрома РФ (директор -
академик РАМН, профессор В.М.Боголюбов).
Составители: проф.,
д.м.н. Э.Б.Боровик, ведущ. научн. сотр., к.м.н. В.И.Бондарь, проф., д.м.н.
И.П.Брязгунов.
Рецензенты: Рук.
отд. кардиологии НИИ педиатрии РАМН, проф., д.м.н.
В.И.Сербин;
Рук. отд. комплексных проблем реабилитации, физиотерапии и
пунктуротерапии РНЦ РиФ, к.м.н. С.В.Строганов.
Председатель экспертной комиссии РНЦ РиФ:
к.м.н. Б.Н.Семенов.
До настоящего времени отсутствовала
единая методическая и методологическая база по организации санаториев для детей
с родителями и лечебно-реабилитационного процесса в них, это восполняется
выходом данных методических рекомендаций.
Методические рекомендации предназначены
для организаторов здравоохранения, санаторно-курортных служб федерального и
местного уровня, главных врачей санаториев, медицинских проектных организаций,
для работы санаторно-курортных комиссий детских поликлиник.
Санатории (отделения) для детей с
родителями - специализированные лечебно-профилактические учреждения,
предназначенные для одновременного лечения больных детей и их родителей. Срок
лечения 24 дня. В санатории принимаются дети в возрасте от 3 до 14 лет,
страдающие хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой
системы, органов дыхания, пищеварения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, почек, мочевыводящих путей, кожи, эндокринной системы, психическими,
гематологическими и онкологическими заболеваниями.
Новизна представляемых методических
рекомендаций заключается в том, что до настоящего момента отсутствовала единая
методическая и методологическая база для организации санаториев для детей с
родителями и лечебно-реабилитационного процесса в них, что впервые восполняется
выходом данных методических рекомендаций.
В санатории для детей с родителями
направляются больные дети в соответствии с медицинскими рекомендациями
"Медицинские показания и противопоказания для направления детей в
санатории для лечения детей с родителями", утвержденные 7 сентября 1990
г., 12-50/6-121, начальником Главного управления охраны материнства и детства
МЗ СССР.
Дети направляются в учреждение профильное
по основному заболеванию. Лицам, сопровождающим ребенка, при наличии
соответствующих материальных и экономических условий в учреждении, также может
быть предоставлено санаторно-курортное лечение по наиболее распространенным
группам функциональных нарушений (кардиологические,
желудочно-кишечные, неврологические, гинекологические и т.д.). Штаты и оснащение санаториев для детей с родителями должны отвечать
этим требованиям, работа же в них строится таким образом, чтобы сопровождающий
ребенка взрослый мог, по показаниям, получать те или иные процедуры, а ребенок
в это время, если не находится на процедурах, должен находиться под присмотром
персонала (в игротеке, библиотеке и т.д.).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРИЕВ
ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Санатории для детей с родителями могут
проектироваться и строиться как на курортах, так и в местных климатических
условиях. Территории для размещения таких санаториев должны быть с красивым
природным окружением, с удобными путями сообщения. Площадь территории на 1
человека должна составлять не менее 190-240 кв. м, что позволяет рационально
разместить лечебно-диагностические, спальные и хозяйственные корпуса и
организовать площадки для климатолечения, игр, терренкуров и т.д.
Наилучшие условия для
лечебно-оздоровительной, учебно-воспитательной и культурно-массовой работы с
детьми создаются в тех санаториях, где архитектурно-планировочные
решения учреждений предусматривают оптимальную связь основных
функциональных групп помещений - спальных, лечебно-диагностических,
культурно-массовых, питания - в единое целое.
Спальные помещения являются основным
планировочным элементом санатория. Палаты в санаториях для детей с родителями
должны быть рассчитаны на размещение 1 взрослого и одного ребенка. При этом
должна быть предусмотрена возможность для размещения в палате 1 взрослого и 2-х
детей. Обычно спальная секция насчитывает 50-60 мест (25-30 детей). В ее состав
должны входить кабинеты врача-педиатра, врача-терапевта, процедурная, игровая,
помещения персонала.
Лечебно-диагностические отделения. Их
архитектурно-планировочные решения, набор помещений
определяются медицинским профилем санатория, его вместимостью и лечебной базой
курорта. Особенностью организации медицинского обслуживания в санаториях
данного профиля является необходимость проведения лечения
как детей, так и взрослого населения. Поэтому все лечебно-диагностические
кабинеты условно можно разделить на три группы:
- кабинеты, в которых могут одновременно
обслуживаться и дети и взрослые (лаборатории,
ингалятории, кабинет аэроионотерапии и др.);
- кабинеты, в которых могут принимать
процедуры дети и взрослые, но в разное время (душевой зал, залы ЛФК,
контрастные ванны и т.д.);
- кабинеты, которые необходимо
дублировать и иметь раздельные для детей и взрослых (ванные залы, подводный
душ-массаж, лечебный бассейн и др.);
Необходимость устройства (дублирования)
раздельных кабинетов для детей и взрослых объясняется спецификой лечебного
процесса. Все помещения для лечения детей должны иметь хорошую
просматриваемость.
Примером могут служить санатории
"Россиянка" на 1000 мест в г. Анапа, где все эти требования воплощены
в проектах довольно удачно. Наряду с помещениями для совместного использования
детьми и их родителями, имеются раздельные залы ЛФК, плавательные бассейны,
ванные залы, стоматологические и массажные кабинеты.
Культурно-массовая работа в санаториях
для детей с родителями представляет сложную и многоплановую задачу.
В связи с разнообразием возрастного
состава больных она должна быть рассчитана как для совместных мероприятий, так
и раздельных для каждой из этих возрастных групп.
Поскольку родители не только ухаживают за
детьми, но и лечатся сами, это сокращает необходимость создания
культурно-массовых программ для родителей. Распространенными формами таких
мероприятий являются лекции по вопросам реабилитации, гигиены, организации
режима и ухода за больным ребенком.
К совместным мероприятиям для детей и их
родителей относятся сеансы аутотренинга, просмотры фильмов, выступления
артистов, концерты художественной самодеятельности, просмотры телепередач,
массовые игры и т.д. Для этих целей используются зрительные залы, открытые
площадки, стадионы и т.д. Из-за различий в состоянии здоровья детей не все
семьи могут посещать вышеуказанные мероприятия вместе. Поэтому зрительные залы
и другие помещения для этих целей обычно принимают до 50% от вместимости
санатория. В фойе зрительного зала могут проводиться выставки, танцы и т.д.
Библиотека обычно общая для детей и родителей.
Формы культурно-массовой и
учебно-воспитательной работы с детьми должны быть дифференцированными, при
отсутствии иных показаний, для трех возрастных групп, в соответствии со
сложившейся системой воспитания, обучения и особенностями развития детского
организма: для детей дошкольного возраста (4-5 лет), детей младшего школьного
возраста (7-9 лет) и среднего школьного возраста (10-14 лет).
В архитектурно-планировочном
решении, в обеспечении оборудованием, в оснащении мебелью помещений
культурно-массового назначения имеется ряд особенностей, обусловленных
возрастом детей и возможностями детей-инвалидов к самообслуживанию.
Игровые комнаты должны предусматривать
обслуживание детей дошкольного возраста и, частично, младшего школьного
возраста. С осени и до весны, особенно в ненастную погоду, они используются
весьма интенсивно и должны быть рассчитаны на проведение как тихих, так и
подвижных игр. Игровые комнаты располагаются, как правило, в каждой спальной
секции.
Для детей школьного возраста в санаториях
должны быть организованы занятия по программе средней школы в форме
консультаций. В 1-7 классах занятия идут 2 часа в день, в 8 классе - 3 часа.
Учитывая, что в санаториях для детей с
родителями существует скользящий график заезда, организация учебного процесса
представляет значительные сложности. Количество классов рассчитывается в
зависимости от профиля учреждения, возраста и количества детей.
Изучение опыта эксплуатации существующих
санаториев для детей с родителями показывает, что состав и площади помещений не
соответствуют оптимизации учебной работы.
Пищеблоки должны обеспечить организацию
5-6 разового питания детей, в обеденных залах дети и родители питаются вместе,
по 4 человека за одним столом. В санаториях для детей-инвалидов с ограниченной
подвижностью необходима организация обеденных залов, приближенных к палатам, а
также должны быть предусмотрены условия для приема пищи в палате.
Приемное отделение проектируется таким
образом, чтобы оно удобно сообщалось со спальным корпусом. В состав приемного
отделения входят вестибюль, регистратура, смотровые боксы, кабинеты врачей,
буфетная и боксы (2% от количества детских коек и 0,4% взрослых).
Административно-хозяйстенные помещения
могут размещаться в отдельно стоящих зданиях.
Набор и площадь всех помещений санаториев
для детей с родителями должны соответствовать всем нормативным документам и
обеспечивать условия для приема, отдыха, лечебно-диагностической,
оздоровительной и культурно-массовой работы с детьми и их родителями.
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРИЕВ
ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С РОДИТЕЛЯМИ
Санатории для совместного лечения
детей-инвалидов с родителями должны иметь не только архитектурно-планировочные,
но и психолого-эстетические особенности в отличие от санаториев иного
назначения. Комплектация и архитектурно-планировочные решения должны учитывать морфо-функциональные группы инвалидности детей в
соответствии с предлагаемой классификацией.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ
Всех детей-инвалидов, исходя из морфо-функциональных нарушений, условно можно разделить на 4
категории, которые требуют специальных подходов в проектировании и комплектации
санаторно-курортных учреждений.
1 Категория - Инвалидность
устанавливается детям по соматическим заболеваниям (сердечно-сосудистой,
бронхолегочной, гастроэнтерологической, почечной и др. патологий), для реабилитация которых не
требуется специальных архитектурно-планировочных и медико-технологических
решений в санатории. Для этих детей могут быть уже сегодня использованы
санаторно-курортные учреждения для лечения детей-инвалидов совместно с
родителями системы Минздрава, профсоюзов, министерств и ведомств.
2 Категория - Инвалидность
устанавливается детям по заболеваниям органа зрения. Для реабилитации таких
больных необходимо проектирование и устройство специальных санаториев, к
которым предъявляются требования по профилактике травматизма, обеспечению
безопасности передвижения детей по зданиям, особенно на лестничных клетках и
территории. Для таких больных необходимо устройство специальных указателей,
чтобы ребенок мог сориентироваться, как ему добраться до нужного помещения. В
таких санаториях должны быть запроектированы специальные кабинеты для
обследования и лечения патологии данного профиля.
3 Категория - Инвалидность
устанавливается детям по заболеваниям органа слуха. В
учреждениях для таких больных необходимо учесть специфику нарушения их
ориентации в окружающей среде и предусмотреть наличие световых табло и
дополнительных знаков предупреждающей информации в помещениях и на территории,
в т.ч. для профилактики травматизма, специальных кабинетов, комплектацию
компенсирующими устройствами ("петля" - для кино-, видео-залов,
игротек и др. общественных мест, компенсирующе-терапевтическое
аудиооборудование для классных комнат и сурдо-кабинетов) и т.д.
4 Категория - Инвалидность детям
устанавливается по заболеваниям, связанным с ограничением их свободного
передвижения (ДЦП, травмы и др.). Такие дети, как правило, передвигаются на
колясках или костылях. Следовательно к проектированию
санаториев для таких категорий детей-инвалидов предъявляются специальные
медико-технологические требования (пандусы, лифты, подъемники, соответствующая
ширина проемов дверей и коридоров...), выполнение которых позволило бы детям на
колясках свободно передвигаться как в спальном, лечебно-диагностическом
корпусах, так и на территории санатория. Весь набор лечебно-диагностических,
учебных, учебно-трудовых и др. кабинетов должен обеспечивать возможность
проведения полноценной медицинской, педагогической, социальной, трудовой
реабилитации детей-инвалидов, а персоналу максимальное облегчение труда за счет
внедрения механизации и автоматизации процессов.
Выше приведенная классификация
детей-инвалидов для организации их санаторно-курортного лечения является
условной. Она разработана для дифференцированного подхода к проектированию,
строительству и организации санаториев (новых или переоборудованных из уже
имеющихся) для совместного лечения детей-инвалидов с родителями, создания
оптимальных условий для их медицинской, психологической, социальной,
педагогической, трудовой реабилитации.
Отсутствие экспериментальных и типовых
проектов, отвечающих всем требованиям санаторно-курортного учреждения такого
типа, задерживает строительство реабилитационных комплексов.
При проектировании
санаториев для детей-инвалидов с родителями необходимо учитывать, что
архитектурно-планировочная структура санатория должна включать утепленные
переходы ко всем функциональным группам, площадь участка санатория должна быть
увеличена по сравнению с участками санаториев общего типа для размещения на его
территории игровых площадок, дифференцированных в соответствии с возрастом и
двигательной активностью детей, площадок для спортивных занятий, площадок
массового назначения и т.д.
В зависимости от рельефа местности и
множества других причин система застройки может быть различной: блочной,
павильонной, централизованной, смешанной. Но в любом случае необходимо на
каждую семью запланировать отдельную комнату с санузлом (с душем или ванной) и
оптимальный доступ через теплые переходы во все подразделения санаторного
комплекса.
Санатории для детей-инвалидов с
родителями должны отличаться от существующих типов санаторно-курортных
учреждений не только функционально-планировочными особенностями, но и созданием
архитектурно-художественного образа, отражающего назначение учреждения.
Необходимость реабилитации в санатории
детей-инвалидов определяется лечащим врачом, врачами-специалистами и заведующим
отделением больницы, поликлиники, медико-санитарной части, диспансера,
консультативно-диагностического Центра, где состоит на учете больной, которые
оформляют соответствующую медицинскую документацию, обосновывающую
целесообразность реабилитации детей-инвалидов в указанном санатории, цель и
задачи восстановительного лечения.
Особое внимание при приеме детей и их
родителей следует обращать на оформление документации и на отсутствие
противопоказаний к санаторно-курортному лечению.
ОБЩИЕ
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
к направлению детей в санатории для детей с
родителями:
1. Дети моложе 4 лет;
2. Все болезни детского возраста в остром
периоде;
3. Заболевания, требующие лечения в
условиях стационара;
4. Контакт с инфекционными больными или
перенесенные инфекционные заболевания, до истечения срока карантина;
5. Инфицированность ВИЧ или носительство
антигенных маркеров вирусного гепатита;
6. Бациллоносительство дифтерии и
кишечных инфекций;
7. Контагиозные заболевания глаз и кожи;
8. Паразитарные заболевания;
9. Злокачественные новообразования,
злокачественная анемия, лейкемия, как сопутствующие заболевания;
10. Кахексия, амилоидоз внутренних
органов;
11. Туберкулез, все формы и стадии;
12. Судорожные припадки и их эквиваленты,
с высокой частотой их развития (выше 1 приступа в 3 месяца на фоне
поддерживающей противорецидивной терапии);
13. Патологическое развитие личности с
выраженными расстройствами поведения и социальной дизадаптацией, выраженная
умственная отсталость;
14. Психические заболевания детского
возраста (для непрофильных учреждений).
ОБЩИЕ
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
для направления родителей в санатории для детей с
родителями:
1. Все заболевания в острой стадии,
хронические заболевания в стадии обострения и осложненные острогнойными
процессами.
2. Острые инфекционные заболевания до
окончания срока карантина.
3. Все венерические заболевания в острой
или заразной форме.
4. Психические заболевания. Все формы
наркомании и хронический алкоголизм. Эпилепсия.
5. Все болезни крови, в острой стадии и
стадии обострения.
6. Кахексия любого происхождения.
7. Злокачественные новообразования,
(больные после радикального лечения по поводу злокачественных образований:
хирургического, лучевого, химиотерапии, комплексного - могут направляться
только в местные санатории при общем удовлетворительном состоянии).
8. Все заболевания и состояния, требующие
стационарного лечения, в том числе и хирургического вмешательства; все
заболевания, при которых больные не способны к самостоятельному передвижению и
самообслуживанию, нуждаются в постоянном специальном уходе.
9. Эхинококк любой локализации.
10. Часто повторяющиеся и обильные
кровотечения.
11. Беременность во все сроки - для
бальнеологических, грязевых и радоновых процедур, для жительниц равнин -
высокогорные курорты, расположенные на высоте более 1000 м над уровнем моря; на
климатические курорты - начиная с 26-й недели.
12. Все формы туберкулеза в активной
стадии - для любых курортов и санаториев нетуберкулезного профиля.
13. Противопоказания по нозологическим
формам и стадиям заболевания для санатория, куда направляется ребенок.
Общие противопоказания могут уточняться в
зависимости от профиля санаторно-курортного учреждения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА
В САНАТОРИИ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Прием больных детей в санатории
проводится в соответствии с приказом Минздрава СССР N 580 от 16 мая 1983 г.
"Правила медицинского отбора и направления больных (взрослых, подростков и
детей) на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение".
В соответствии с действующими приказами
необходимо на ребенка заполнить санаторно-курортную карту (076/у), в которой
должны быть отражены следующие данные:
- данные анамнеза, включающие
предшествующее лечение, в т.ч. и санаторно-курортное;
- анализ крови;
- анализ мочи;
- анализ на дифтерию;
- анализ кала на яйца глистов и
патогенную флору;
- консультации специалистов по профилю
основного заболевания;
Родители сопровождающие детей в санатории должны представлять
санаторно-курортную карту (072/у), в которой должны быть отражены:
- данные анамнеза, включая предшествующее
лечение, в т.ч. и санаторно-курортное;
- артериальное давление;
- анализ мочи;
- анализ крови;
- ЭКГ;
- данные флюорографии по данным
диспансеризации;
- осмотр гинеколога;
- сахар крови (при наличии показаний);
- серологические исследования на сифилис
с использованием микрореакции преципитации с кардиолипиновым антигеном;
Кроме того, при направлении родителей
сопровождающих, в зависимости от конкретного заболевания, необходимы
дополнительно следующие исследования:
1. При заболеваниях органов
кровообращения:
- холестерин сыворотки крови;
- ДФА-показатель (при ревматизме);
- с-реактивный
белок (при ревматизме);
- заключение окулиста (исследование
глазного дна - для больных гипертонической болезнью).
2. При заболеваниях органов пищеварения:
- билирубин крови (при гепатите);
- исследование желудочного сока с
гистамином (при наличии показаний);
- гастродуоденоскопия или
рентгенологические исследования желудка;
- показатели функции печени: активность
трансаминаз сыворотки крови, тимоловая проба (при гепатите);
3. При заболеваниях нервной системы:
- с-реактивный
белок (при ревматической этиологии);
- ДФА-реакция (при ревматической
этиологии);
- фибриноген в плазме (при ревматической
этиологии);
- рентгенография пораженных суставов;
4. При заболеваниях органов дыхания, в
том числе: уха, горла, носа:
- гистаминовая проба и др.
аллергологические пробы (при наличии показаний);
5. При нарушениях обмена:
- холестерин сыворотки крови;
- анализ мочи на сахар (при наличии
показаний);
- заключение окулиста (при сахарном
диабете - глазное дно).
6. При гинекологических заболеваниях:
- бактериологическое исследование
выделений (мазок).
7. При заболеваниях кожи:
- анализ крови (число лимфоцитов - %,
число сегментоядерных нейтрофилов - %).
8. При заболеваниях почек и мочевыводящих
путей:
- общий белок сыворотки (при
гломерулонефрите);
- белковые фракции сыворотки крови (при
гломерулонефрите);
- общие липиды (при гломерулонефрите);
- анализ крови на мочевину, креатинин;
- анализ мочи по Нечипоренко;
- обзорная рентгенограмма мочевыводящих
путей (при мочекаменной болезни).
9. При заболеваниях крови:
- общий клинический анализ крови
(полный);
- время свертываемости, время
кровотечения, протромбиновый индекс;
- заключение онколога.
Использование
данных методических рекомендации в повседневной работе организаторов
здравоохранения, санаторно-курортных служб федерального и местного уровня,
главных врачей санаториев, медицинских проектных организаций, для работы
санаторно-курортных комиссий детских поликлиник закладывает единую методическую
и методологическую базу и будет способствовать скорейшему развертыванию новой,
перспективной, но уже хорошо зарекомендовавшей себя формы санаторно-курортной
помощи - сети санаторно-курортных учреждений для больных детей и их родителей. Со временем эти учреждения должны быть нацелены на оздоровление и
медицинскую реабилитацию как детей, так и их
родителей.