Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения

Российской Федерации

В.И.СТАРОДУБОВ

15 декабря 1996 г.

 

Согласовано

И.о. Начальника Управления

научных учреждений

Н.Н.САМКО

14 декабря 1996 г.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРИЕВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

N 95/67

 

Учреждение разработчик: Российский научный центр реабилитации и физиотерапии Минздравмедпрома РФ (директор - академик РАМН, профессор В.М.Боголюбов).

Составители: проф., д.м.н. Э.Б.Боровик, ведущ. научн. сотр., к.м.н. В.И.Бондарь, проф., д.м.н. И.П.Брязгунов.

Рецензенты: Рук. отд. кардиологии НИИ педиатрии РАМН, проф., д.м.н. В.И.Сербин;

Рук. отд. комплексных проблем реабилитации, физиотерапии и пунктуротерапии РНЦ РиФ, к.м.н. С.В.Строганов.

Председатель экспертной комиссии РНЦ РиФ: к.м.н. Б.Н.Семенов.

До настоящего времени отсутствовала единая методическая и методологическая база по организации санаториев для детей с родителями и лечебно-реабилитационного процесса в них, это восполняется выходом данных методических рекомендаций.

Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, санаторно-курортных служб федерального и местного уровня, главных врачей санаториев, медицинских проектных организаций, для работы санаторно-курортных комиссий детских поликлиник.

Санатории (отделения) для детей с родителями - специализированные лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для одновременного лечения больных детей и их родителей. Срок лечения 24 дня. В санатории принимаются дети в возрасте от 3 до 14 лет, страдающие хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, почек, мочевыводящих путей, кожи, эндокринной системы, психическими, гематологическими и онкологическими заболеваниями.

Новизна представляемых методических рекомендаций заключается в том, что до настоящего момента отсутствовала единая методическая и методологическая база для организации санаториев для детей с родителями и лечебно-реабилитационного процесса в них, что впервые восполняется выходом данных методических рекомендаций.

В санатории для детей с родителями направляются больные дети в соответствии с медицинскими рекомендациями "Медицинские показания и противопоказания для направления детей в санатории для лечения детей с родителями", утвержденные 7 сентября 1990 г., 12-50/6-121, начальником Главного управления охраны материнства и детства МЗ СССР.

Дети направляются в учреждение профильное по основному заболеванию. Лицам, сопровождающим ребенка, при наличии соответствующих материальных и экономических условий в учреждении, также может быть предоставлено санаторно-курортное лечение по наиболее распространенным группам функциональных нарушений (кардиологические, желудочно-кишечные, неврологические, гинекологические и т.д.). Штаты и оснащение санаториев для детей с родителями должны отвечать этим требованиям, работа же в них строится таким образом, чтобы сопровождающий ребенка взрослый мог, по показаниям, получать те или иные процедуры, а ребенок в это время, если не находится на процедурах, должен находиться под присмотром персонала (в игротеке, библиотеке и т.д.).

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРИЕВ

ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Санатории для детей с родителями могут проектироваться и строиться как на курортах, так и в местных климатических условиях. Территории для размещения таких санаториев должны быть с красивым природным окружением, с удобными путями сообщения. Площадь территории на 1 человека должна составлять не менее 190-240 кв. м, что позволяет рационально разместить лечебно-диагностические, спальные и хозяйственные корпуса и организовать площадки для климатолечения, игр, терренкуров и т.д.

Наилучшие условия для лечебно-оздоровительной, учебно-воспитательной и культурно-массовой работы с детьми создаются в тех санаториях, где архитектурно-планировочные решения учреждений предусматривают оптимальную связь основных функциональных групп помещений - спальных, лечебно-диагностических, культурно-массовых, питания - в единое целое.

Спальные помещения являются основным планировочным элементом санатория. Палаты в санаториях для детей с родителями должны быть рассчитаны на размещение 1 взрослого и одного ребенка. При этом должна быть предусмотрена возможность для размещения в палате 1 взрослого и 2-х детей. Обычно спальная секция насчитывает 50-60 мест (25-30 детей). В ее состав должны входить кабинеты врача-педиатра, врача-терапевта, процедурная, игровая, помещения персонала.

Лечебно-диагностические отделения. Их архитектурно-планировочные решения, набор помещений определяются медицинским профилем санатория, его вместимостью и лечебной базой курорта. Особенностью организации медицинского обслуживания в санаториях данного профиля является необходимость проведения лечения как детей, так и взрослого населения. Поэтому все лечебно-диагностические кабинеты условно можно разделить на три группы:

- кабинеты, в которых могут одновременно обслуживаться и дети и взрослые (лаборатории, ингалятории, кабинет аэроионотерапии и др.);

- кабинеты, в которых могут принимать процедуры дети и взрослые, но в разное время (душевой зал, залы ЛФК, контрастные ванны и т.д.);

- кабинеты, которые необходимо дублировать и иметь раздельные для детей и взрослых (ванные залы, подводный душ-массаж, лечебный бассейн и др.);

Необходимость устройства (дублирования) раздельных кабинетов для детей и взрослых объясняется спецификой лечебного процесса. Все помещения для лечения детей должны иметь хорошую просматриваемость.

Примером могут служить санатории "Россиянка" на 1000 мест в г. Анапа, где все эти требования воплощены в проектах довольно удачно. Наряду с помещениями для совместного использования детьми и их родителями, имеются раздельные залы ЛФК, плавательные бассейны, ванные залы, стоматологические и массажные кабинеты.

Культурно-массовая работа в санаториях для детей с родителями представляет сложную и многоплановую задачу.

В связи с разнообразием возрастного состава больных она должна быть рассчитана как для совместных мероприятий, так и раздельных для каждой из этих возрастных групп.

Поскольку родители не только ухаживают за детьми, но и лечатся сами, это сокращает необходимость создания культурно-массовых программ для родителей. Распространенными формами таких мероприятий являются лекции по вопросам реабилитации, гигиены, организации режима и ухода за больным ребенком.

К совместным мероприятиям для детей и их родителей относятся сеансы аутотренинга, просмотры фильмов, выступления артистов, концерты художественной самодеятельности, просмотры телепередач, массовые игры и т.д. Для этих целей используются зрительные залы, открытые площадки, стадионы и т.д. Из-за различий в состоянии здоровья детей не все семьи могут посещать вышеуказанные мероприятия вместе. Поэтому зрительные залы и другие помещения для этих целей обычно принимают до 50% от вместимости санатория. В фойе зрительного зала могут проводиться выставки, танцы и т.д. Библиотека обычно общая для детей и родителей.

Формы культурно-массовой и учебно-воспитательной работы с детьми должны быть дифференцированными, при отсутствии иных показаний, для трех возрастных групп, в соответствии со сложившейся системой воспитания, обучения и особенностями развития детского организма: для детей дошкольного возраста (4-5 лет), детей младшего школьного возраста (7-9 лет) и среднего школьного возраста (10-14 лет).

В архитектурно-планировочном решении, в обеспечении оборудованием, в оснащении мебелью помещений культурно-массового назначения имеется ряд особенностей, обусловленных возрастом детей и возможностями детей-инвалидов к самообслуживанию.

Игровые комнаты должны предусматривать обслуживание детей дошкольного возраста и, частично, младшего школьного возраста. С осени и до весны, особенно в ненастную погоду, они используются весьма интенсивно и должны быть рассчитаны на проведение как тихих, так и подвижных игр. Игровые комнаты располагаются, как правило, в каждой спальной секции.

Для детей школьного возраста в санаториях должны быть организованы занятия по программе средней школы в форме консультаций. В 1-7 классах занятия идут 2 часа в день, в 8 классе - 3 часа.

Учитывая, что в санаториях для детей с родителями существует скользящий график заезда, организация учебного процесса представляет значительные сложности. Количество классов рассчитывается в зависимости от профиля учреждения, возраста и количества детей.

Изучение опыта эксплуатации существующих санаториев для детей с родителями показывает, что состав и площади помещений не соответствуют оптимизации учебной работы.

Пищеблоки должны обеспечить организацию 5-6 разового питания детей, в обеденных залах дети и родители питаются вместе, по 4 человека за одним столом. В санаториях для детей-инвалидов с ограниченной подвижностью необходима организация обеденных залов, приближенных к палатам, а также должны быть предусмотрены условия для приема пищи в палате.

Приемное отделение проектируется таким образом, чтобы оно удобно сообщалось со спальным корпусом. В состав приемного отделения входят вестибюль, регистратура, смотровые боксы, кабинеты врачей, буфетная и боксы (2% от количества детских коек и 0,4% взрослых).

Административно-хозяйстенные помещения могут размещаться в отдельно стоящих зданиях.

Набор и площадь всех помещений санаториев для детей с родителями должны соответствовать всем нормативным документам и обеспечивать условия для приема, отдыха, лечебно-диагностической, оздоровительной и культурно-массовой работы с детьми и их родителями.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРИЕВ

ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Санатории для совместного лечения детей-инвалидов с родителями должны иметь не только архитектурно-планировочные, но и психолого-эстетические особенности в отличие от санаториев иного назначения. Комплектация и архитектурно-планировочные решения должны учитывать морфо-функциональные группы инвалидности детей в соответствии с предлагаемой классификацией.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ

 

Всех детей-инвалидов, исходя из морфо-функциональных нарушений, условно можно разделить на 4 категории, которые требуют специальных подходов в проектировании и комплектации санаторно-курортных учреждений.

1 Категория - Инвалидность устанавливается детям по соматическим заболеваниям (сердечно-сосудистой, бронхолегочной, гастроэнтерологической, почечной и др. патологий), для реабилитация которых не требуется специальных архитектурно-планировочных и медико-технологических решений в санатории. Для этих детей могут быть уже сегодня использованы санаторно-курортные учреждения для лечения детей-инвалидов совместно с родителями системы Минздрава, профсоюзов, министерств и ведомств.

2 Категория - Инвалидность устанавливается детям по заболеваниям органа зрения. Для реабилитации таких больных необходимо проектирование и устройство специальных санаториев, к которым предъявляются требования по профилактике травматизма, обеспечению безопасности передвижения детей по зданиям, особенно на лестничных клетках и территории. Для таких больных необходимо устройство специальных указателей, чтобы ребенок мог сориентироваться, как ему добраться до нужного помещения. В таких санаториях должны быть запроектированы специальные кабинеты для обследования и лечения патологии данного профиля.

3 Категория - Инвалидность устанавливается детям по заболеваниям органа слуха. В учреждениях для таких больных необходимо учесть специфику нарушения их ориентации в окружающей среде и предусмотреть наличие световых табло и дополнительных знаков предупреждающей информации в помещениях и на территории, в т.ч. для профилактики травматизма, специальных кабинетов, комплектацию компенсирующими устройствами ("петля" - для кино-, видео-залов, игротек и др. общественных мест, компенсирующе-терапевтическое аудиооборудование для классных комнат и сурдо-кабинетов) и т.д.

4 Категория - Инвалидность детям устанавливается по заболеваниям, связанным с ограничением их свободного передвижения (ДЦП, травмы и др.). Такие дети, как правило, передвигаются на колясках или костылях. Следовательно к проектированию санаториев для таких категорий детей-инвалидов предъявляются специальные медико-технологические требования (пандусы, лифты, подъемники, соответствующая ширина проемов дверей и коридоров...), выполнение которых позволило бы детям на колясках свободно передвигаться как в спальном, лечебно-диагностическом корпусах, так и на территории санатория. Весь набор лечебно-диагностических, учебных, учебно-трудовых и др. кабинетов должен обеспечивать возможность проведения полноценной медицинской, педагогической, социальной, трудовой реабилитации детей-инвалидов, а персоналу максимальное облегчение труда за счет внедрения механизации и автоматизации процессов.

Выше приведенная классификация детей-инвалидов для организации их санаторно-курортного лечения является условной. Она разработана для дифференцированного подхода к проектированию, строительству и организации санаториев (новых или переоборудованных из уже имеющихся) для совместного лечения детей-инвалидов с родителями, создания оптимальных условий для их медицинской, психологической, социальной, педагогической, трудовой реабилитации.

Отсутствие экспериментальных и типовых проектов, отвечающих всем требованиям санаторно-курортного учреждения такого типа, задерживает строительство реабилитационных комплексов.

При проектировании санаториев для детей-инвалидов с родителями необходимо учитывать, что архитектурно-планировочная структура санатория должна включать утепленные переходы ко всем функциональным группам, площадь участка санатория должна быть увеличена по сравнению с участками санаториев общего типа для размещения на его территории игровых площадок, дифференцированных в соответствии с возрастом и двигательной активностью детей, площадок для спортивных занятий, площадок массового назначения и т.д.

В зависимости от рельефа местности и множества других причин система застройки может быть различной: блочной, павильонной, централизованной, смешанной. Но в любом случае необходимо на каждую семью запланировать отдельную комнату с санузлом (с душем или ванной) и оптимальный доступ через теплые переходы во все подразделения санаторного комплекса.

Санатории для детей-инвалидов с родителями должны отличаться от существующих типов санаторно-курортных учреждений не только функционально-планировочными особенностями, но и созданием архитектурно-художественного образа, отражающего назначение учреждения.

Необходимость реабилитации в санатории детей-инвалидов определяется лечащим врачом, врачами-специалистами и заведующим отделением больницы, поликлиники, медико-санитарной части, диспансера, консультативно-диагностического Центра, где состоит на учете больной, которые оформляют соответствующую медицинскую документацию, обосновывающую целесообразность реабилитации детей-инвалидов в указанном санатории, цель и задачи восстановительного лечения.

Особое внимание при приеме детей и их родителей следует обращать на оформление документации и на отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению.

 

ОБЩИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

к направлению детей в санатории для детей с родителями:

 

1. Дети моложе 4 лет;

2. Все болезни детского возраста в остром периоде;

3. Заболевания, требующие лечения в условиях стационара;

4. Контакт с инфекционными больными или перенесенные инфекционные заболевания, до истечения срока карантина;

5. Инфицированность ВИЧ или носительство антигенных маркеров вирусного гепатита;

6. Бациллоносительство дифтерии и кишечных инфекций;

7. Контагиозные заболевания глаз и кожи;

8. Паразитарные заболевания;

9. Злокачественные новообразования, злокачественная анемия, лейкемия, как сопутствующие заболевания;

10. Кахексия, амилоидоз внутренних органов;

11. Туберкулез, все формы и стадии;

12. Судорожные припадки и их эквиваленты, с высокой частотой их развития (выше 1 приступа в 3 месяца на фоне поддерживающей противорецидивной терапии);

13. Патологическое развитие личности с выраженными расстройствами поведения и социальной дизадаптацией, выраженная умственная отсталость;

14. Психические заболевания детского возраста (для непрофильных учреждений).

 

ОБЩИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

для направления родителей в санатории для детей с родителями:

 

1. Все заболевания в острой стадии, хронические заболевания в стадии обострения и осложненные острогнойными процессами.

2. Острые инфекционные заболевания до окончания срока карантина.

3. Все венерические заболевания в острой или заразной форме.

4. Психические заболевания. Все формы наркомании и хронический алкоголизм. Эпилепсия.

5. Все болезни крови, в острой стадии и стадии обострения.

6. Кахексия любого происхождения.

7. Злокачественные новообразования, (больные после радикального лечения по поводу злокачественных образований: хирургического, лучевого, химиотерапии, комплексного - могут направляться только в местные санатории при общем удовлетворительном состоянии).

8. Все заболевания и состояния, требующие стационарного лечения, в том числе и хирургического вмешательства; все заболевания, при которых больные не способны к самостоятельному передвижению и самообслуживанию, нуждаются в постоянном специальном уходе.

9. Эхинококк любой локализации.

10. Часто повторяющиеся и обильные кровотечения.

11. Беременность во все сроки - для бальнеологических, грязевых и радоновых процедур, для жительниц равнин - высокогорные курорты, расположенные на высоте более 1000 м над уровнем моря; на климатические курорты - начиная с 26-й недели.

12. Все формы туберкулеза в активной стадии - для любых курортов и санаториев нетуберкулезного профиля.

13. Противопоказания по нозологическим формам и стадиям заболевания для санатория, куда направляется ребенок.

Общие противопоказания могут уточняться в зависимости от профиля санаторно-курортного учреждения.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА В САНАТОРИИ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

 

Прием больных детей в санатории проводится в соответствии с приказом Минздрава СССР N 580 от 16 мая 1983 г. "Правила медицинского отбора и направления больных (взрослых, подростков и детей) на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение".

В соответствии с действующими приказами необходимо на ребенка заполнить санаторно-курортную карту (076/у), в которой должны быть отражены следующие данные:

- данные анамнеза, включающие предшествующее лечение, в т.ч. и санаторно-курортное;

- анализ крови;

- анализ мочи;

- анализ на дифтерию;

- анализ кала на яйца глистов и патогенную флору;

- консультации специалистов по профилю основного заболевания;

Родители сопровождающие детей в санатории должны представлять санаторно-курортную карту (072/у), в которой должны быть отражены:

- данные анамнеза, включая предшествующее лечение, в т.ч. и санаторно-курортное;

- артериальное давление;

- анализ мочи;

- анализ крови;

- ЭКГ;

- данные флюорографии по данным диспансеризации;

- осмотр гинеколога;

- сахар крови (при наличии показаний);

- серологические исследования на сифилис с использованием микрореакции преципитации с кардиолипиновым антигеном;

Кроме того, при направлении родителей сопровождающих, в зависимости от конкретного заболевания, необходимы дополнительно следующие исследования:

1. При заболеваниях органов кровообращения:

- холестерин сыворотки крови;

- ДФА-показатель (при ревматизме);

- с-реактивный белок (при ревматизме);

- заключение окулиста (исследование глазного дна - для больных гипертонической болезнью).

2. При заболеваниях органов пищеварения:

- билирубин крови (при гепатите);

- исследование желудочного сока с гистамином (при наличии показаний);

- гастродуоденоскопия или рентгенологические исследования желудка;

- показатели функции печени: активность трансаминаз сыворотки крови, тимоловая проба (при гепатите);

3. При заболеваниях нервной системы:

- с-реактивный белок (при ревматической этиологии);

- ДФА-реакция (при ревматической этиологии);

- фибриноген в плазме (при ревматической этиологии);

- рентгенография пораженных суставов;

4. При заболеваниях органов дыхания, в том числе: уха, горла, носа:

- гистаминовая проба и др. аллергологические пробы (при наличии показаний);

5. При нарушениях обмена:

- холестерин сыворотки крови;

- анализ мочи на сахар (при наличии показаний);

- заключение окулиста (при сахарном диабете - глазное дно).

6. При гинекологических заболеваниях:

- бактериологическое исследование выделений (мазок).

7. При заболеваниях кожи:

- анализ крови (число лимфоцитов - %, число сегментоядерных нейтрофилов - %).

8. При заболеваниях почек и мочевыводящих путей:

- общий белок сыворотки (при гломерулонефрите);

- белковые фракции сыворотки крови (при гломерулонефрите);

- общие липиды (при гломерулонефрите);

- анализ крови на мочевину, креатинин;

- анализ мочи по Нечипоренко;

- обзорная рентгенограмма мочевыводящих путей (при мочекаменной болезни).

9. При заболеваниях крови:

- общий клинический анализ крови (полный);

- время свертываемости, время кровотечения, протромбиновый индекс;

- заключение онколога.

Использование данных методических рекомендации в повседневной работе организаторов здравоохранения, санаторно-курортных служб федерального и местного уровня, главных врачей санаториев, медицинских проектных организаций, для работы санаторно-курортных комиссий детских поликлиник закладывает единую методическую и методологическую базу и будет способствовать скорейшему развертыванию новой, перспективной, но уже хорошо зарекомендовавшей себя формы санаторно-курортной помощи - сети санаторно-курортных учреждений для больных детей и их родителей. Со временем эти учреждения должны быть нацелены на оздоровление и медицинскую реабилитацию как детей, так и их родителей.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024