ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 декабря 1996 г.
N 46/25
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 14.09.95 N 942 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2000 ГОДА
(НАЦИОНАЛЬНОГО
ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)" В
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ЧАСТИ СНИЖЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ
За последние пять лет в силу ухудшения
социально-экономического положения в Московской области отмечается устойчивая
отрицательная динамика демографических показателей: снижается рождаемость,
увеличиваются общая смертность и заболеваемость.
Заболеваемость беременных увеличилась в
1,6 раза, новорожденных - в 2 раза. Снижается число
нормальных родов: 1993 г. - 48,4%, 1994 г. - 47,0%, 1995 г. - 44,6%.
У беременных имеет место
несбалансированное питание по основным ингредиентам, витаминам и минеральным
веществам, что ведет к ухудшению здоровья. Среди них растет число анемий,
заболеваний сердечно-сосудистой системы, почек.
В настоящее время 22% женщин
репродуктивного возраста заняты на производстве с
тяжелыми и вредными условиями труда.
Указ Президента РФ от 14.09.95 N 942
среди всех направлений Национального плана действий в интересах детей определил
приоритетным снижение уровня младенческой смертности до 15 на 1000
новорожденных к 2000 году.
Эта многоотраслевая задача решается в
Московской области через целевую программу "Дети Подмосковья" и
аналогичные программы, разработанные на муниципальном уровне.
В ходе ее реализации созданы
медико-генетическая служба на базе двух областных институтов, областной центр
планирования семьи и репродукции в Московском областном НИИ акушерства и
гинекологии, аналогичные центры в 12 районах области (Люберецком, Раменском,
Подольском и др.), г. Дубне. На средства федерального бюджета, выделенные под
реализацию программ "Безопасное материнство" и "Планирование
семьи", приобретены три эндоскопические операционные (МОНИИАГ, Балашиха,
Люберцы), транспортный кювез, оргтехника,
контрацептивные средства и информационно-методическая литература на общую сумму
1 млрд. 800 млн. рублей.
Организован областной перинатальный центр
на базе Люберецкой детской больницы, функционируют межрайонные отделения
выхаживания недоношенных и больных новорожденных в г. Ногинске, Королеве,
Коломне, Пушкино, Клину, Подольске, Сергиевом Посаде.
В родовспомогательные
и детские учреждения приобреталась современная дорогостоящая аппаратура:
ультразвуковые аппараты (Шатура, Можайск, Озеры, Орехово-Зуево), детские
инкубационные и реанимационные комплексы (Химки, Красково, Коломна, Щелково,
Красногорск, Люберцы и др.).
Для дальнейшего улучшения оснащенности
медицинских учреждений первичного звена необходимым оборудованием Московская
область приняла участие в инвестиционном проекте Международного банка
реконструкции и развития, доля детских и родовспомогательных учреждений в
проекте составляет 60% (13 млн. долларов США).
В родильных домах Московской области
внедряются практика раннего прикладывания к груди новорожденного, совместного
пребывания матери и ребенка, "семейные роды", что позволило повысить
охват естественным вскармливанием новорожденных.
Для улучшения обеспечения детей раннего
возраста продуктами питания проведены капитальные ремонты и оснащение
технологическим оборудованием детских молочных кухонь в Люберецком,
Наро-Фоминском, Раменском районах, г. Дубне и Электростали. Введены детские
молочные кухни в г. Орехово-Зуево, Можайске, Электростали, завершено
строительство здания детской молочной кухни в г. Дмитрове, продолжается - в г.
Рузе и Волоколамске. Функционирует завод детского питания в поселке Фаустово Воскресенского
района. Продолжается работа по улучшению материально-технической базы детских и
родовспомогательных учреждений: завершены ремонты роддомов в г. Сергиевом
Посаде, Щелково, Королеве; в г. Кашире сдан в эксплуатацию новый роддом,
завершены ремонты детских корпусов в г. Королеве, Кашире. Начата реконструкция
МОНИИАГ.
В результате проводимой работы показатель
младенческой смертности имеет тенденцию к снижению и в 1995 г. составил 15,9 на
1000 новорожденных (1994 г. - 16,2), что на 11% ниже, чем в России (17,8).
Младенческая смертность за восемь месяцев 1996 г. - 14,0 (восемь месяцев 1995
г. - 15,4).
Вместе с тем резервы для снижения
младенческой смертности еще полностью не реализованы.
В ряде территорий нарушается
законодательство о труде в части прав женщин.
Женщины не обеспечиваются продуктами
питания по льготным ценам.
Из-за отсутствия финансов родильницы при
выписке из родильных домов не обеспечиваются наборами средств ухода за
новорожденными, не везде выплачиваются денежные компенсации родителям при
невозможности обеспечения молочным питанием через детские молочные кухни.
В ряде районов (Серпуховский,
Наро-Фоминский, Павлово-Посадский, Ступинский, Щелковский, Орехово-Зуевский)
вопросы капитального строительства и ремонта родовспомогательных учреждений
решаются крайне медленно, что не может не сказываться на качестве медицинской
помощи и противоэпидемической безопасности в детских и родовспомогательных
учреждениях. Безотлагательно требует решения проблема
генеральной реконструкции МОНИИАГ и педиатрической клиники МОНИКИ, выполняющих
координирующую роль в работе по снижению младенческой смертности в области.
Не в полной мере решены вопросы обеспечения родовспомогательных учреждений
дыхательной и реанимационной аппаратурой. Отсутствует полноценный неонатальный
центр с реанимационным отделением и выездной реанимационной бригадой.
Из-за недостатка финансовых средств не
начато софинансирование программы "Дети Подмосковья" из областного
бюджета.
В целях реализации Указа Президента РФ от
14.09.95 N 942 о снижении уровня младенческой смертности до 15 на 1000
новорожденных к 2000 году и дальнейшем развитии службы охраны материнства и
детства Правительство Московской области постановляет:
1. Принять к сведению информацию
начальника Главного управления здравоохранения Администрации Московской области
В.В. Лябина "О ходе реализации Указа Президента РФ от 14.09.95 N 942
"Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики
по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года" в части
снижения младенческой смертности.
2. Главам городов и
районов Московской области в срок до 25.01.97 заслушать на своих заседаниях
вопрос о снижении младенческой смертности и разработать программы по ее
снижению в свете реализации Указа Президента РФ от 14.09.95 N 942 "Об
утверждении Основных направлений государственной социальной политики по
улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года" в части
снижения младенческой смертности, обеспечив их адекватное
финансирование.
3. Главному управлению здравоохранения
(Лябин В.В.), Департаменту социальной защиты населения (Тишурова Л.С.),
Департаменту по образованию (Бурдина Н.Г.), Комитету по культуре (Гужаев С.В.)
по согласованию с Комитетом по финансам и налоговой политике (Дьяконова Л.А.)
определить порядок и объем финансирования областной программы "Дети
Подмосковья" на 1997 год.
4. Администрации по торговле и услугам
населению (Набережнев Ф.С.) рассмотреть возможность уменьшения предельных
торговых надбавок к свободным отпускным ценам предприятий-изготовителей на
продукты детского питания с последующей реализацией этой продукции в специально
выделенных отделах магазинов.
5. Главному управлению по труду и
социальным вопросам (Рушев В.А.) изучить состояние условий труда беременных и
принять меры к недопущению нарушений законодательства по использованию их
труда.
6. Комитету по экономике (Усков Е.И.),
Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), администрации по
строительству (Петраков А.И.), главам городов и районов продолжать реализацию
программы укрепления материально-технической базы детских и родовспомогательных
учреждений на областном и муниципальном уровнях (приложение).
7. Комитету по экономике (Усков Е.И.),
Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.) обеспечить дальнейшую
реализацию областной программы "Развитие индустрии детского питания".
8. Главному управлению здравоохранения
(Лябин В.В.) продолжить постоянный оперативный контроль за
состоянием младенческой смертности и работой органов здравоохранения по ее
снижению. Проводить дифференцированные экстренные и плановые мероприятия по
снижению смертности детей первого года жизни в объемах, утвержденных областной
и муниципальными программами "Дети Подмосковья".
9. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы
Администрации Московской области В.В. Лябина.
Губернатор Московской области
А.С.ТЯЖЛОВ
Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 23 декабря 1996 г. N 46/25
ПРОГРАММА
УКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ДЕТСКИХ И РОДОВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Объекты, финансируемые из областного
бюджета,
строительство
которых будет обеспечено в первую очередь
1. Москва, Московский
областной
научно-исследовательский
клинический институт (МОНИКИ),
реконструкция детского корпуса N 5 - 70 коек
2. Москва, реконструкция Московского
областного научно-исследовательского
института акушерства и гинекологии
(МОНИИАГ) - 300 коек
3. Москва, детская областная
специализированная больница
(лечебный корпус с пищеблоком) - 270 коек
4. Москва, детская областная
ортопедохирургическая больница
восстановительного лечения, пристройка
к лечебному корпусу - 80 коек
5. Подольск, строительство Дома ребенка - 150 мест
Объекты, финансируемые из областного
бюджета,
строительство
которых будет возможно в перспективе
6. Москва, Московский
областной научно-
исследовательский клинический институт
(МОНИКИ), строительство областной
детской консультативной поликлиники - 150 посещ.
7. Королев, реконструкция детской
областной дерматологической больницы - 120 коек
8. Серпухов, строительство областного
детского специализированного
санатория - 210 мест
9. Москва, детский санаторий "Долгие
пруды", реконструкция корпуса N 2
10. Рузский район, с. Никольское-Гагарино,
детская психиатрическая больница N 16,
реконструкция дома управляющего под
лечебно-диагностический корпус
11. Озеры, строительство детского
бронхолегочного санатория - 150 мест
Объекты, финансируемые из местных
бюджетов,
строительство
которых будет обеспечено в первую очередь
1. Королев, строительство детской
поликлиники - 300 посещ.
2. Чехов, строительство детского
корпуса - 120 коек
3. Электросталь, строительство
детского корпуса - 120 коек
4. Железнодорожный,
строительство
детской поликлиники - 320 посещ.
5. Талдом, строительство роддома, - 60 коек
женской консультации - 300 посещ.
6. Шатура, строительство роддома, - 130 коек
женской консультации - 300 посещ.
7. Клин, детская поликлиника - 120 посещ.
8. Павловский Посад, строительство
роддома - 130 коек
9. Электрогорск, строительство
гинекологического корпуса - 40 коек
10. Серпухов, строительство детской
поликлиники - 150 посещ.
Объекты, финансируемые из местных
бюджетов,
строительство
которых будет возможно в перспективе
11. Щелково, строительство роддома, - 75 коек
женской консультации - 300 посещ.
12. Сергиев Посад, строительство
роддома, - 250 коек
женской консультации - 300 посещ.
13. Волоколамск, строительство роддома, - 60 коек
женской консультации - 300 посещ.
14. Наро-Фоминск, строительство роддома, - 130 коек
женской консультации - 300 посещ.
15. Истринский район, г. Дедовск,
реконструкция роддома - 40 коек
16. Кашира, строительство роддома, - 60 коек
женской консультации
- 300 посещ.
17. Красноармейск, строительство роддома - 30 коек
18. Бронницы, строительство акушерского
корпуса - 40 коек