МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
2 апреля 1997 г.
N 185/94
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И МИНЗДРАВА РОССИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с Федеральным законом
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ и в целях
совершенствования взаимодействия МЧС России и Минздрава России
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить и ввести в действие
прилагаемое Положение о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Заместителям
Министра, начальникам департаментов и управлений МЧС России, начальникам
региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, заместителям Министра, руководителям
департамента, управлений, директору Всероссийского центра медицины катастроф
"Защита" Минздрава России, руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение
требований Положения о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий Челышева А.Н. и первого заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации Москвичева А.М.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.ШОЙГУ
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.ДМИТРИЕВА
Приложение
к приказу МЧС России
и Минздрава России
от 02.04.97 N 185/94
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И МИНЗДРАВА РОССИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Общие положения
1. Настоящее Положение
разработано в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации
от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 мая 1994 г. N 420
"О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при
возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных
стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 28 февраля 1996 г. N
195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" и определяет
содержание и порядок взаимодействия МЧС России и Минздрава России (далее
именуются - Стороны) по предупреждению и ликвидации медико-санитарных
последствий аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных
бедствий.
2. Взаимодействие Сторон - согласованные
и взаимосвязанные по целям, задачам, месту, времени, объемам и способам
выполнения совместные действия органов управления и сил по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3. Целью взаимодействия Сторон по
предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
является обеспечение эффективного использования сил и средств, спасение жизни и
сохранение здоровья людей, оказание пораженным всех видов медицинской помощи в
необходимых объемах и в оптимальные сроки, ликвидация эпидемических очагов.
4. Взаимодействие осуществляется на
основе принципов:
единства государственной политики в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья
населения и профилактики заболеваний;
приоритета сохранения жизни и здоровья
населения при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных
стихийными бедствиями, авариями и катастрофами;
единых подходов и критериев при
прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при различных
чрезвычайных ситуациях, учете возможностей спасательных и медицинских
подразделений, формирований и учреждений.
5. Взаимодействие Сторон осуществляется
на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной
ситуации.
6. При организации взаимодействия Стороны
руководствуются законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской
Федерации, ведомственными нормативными актами, а также настоящим Положением.
2. Содержание
взаимодействия Сторон по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
7. Взаимодействие Сторон по
предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
осуществляется с учетом возложенных на них задач по следующим направлениям:
прогнозирование, наблюдение и оценка
социально-экономических и медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
взаимный обмен информацией по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относящимся к компетенции
Сторон;
согласование решений о выделении сил и
средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
согласование совместных действий по
медицинской защите населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным, организации и проведению
санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий;
координация работ по эвакуации пораженных
из зон чрезвычайных ситуаций;
участие в организации обнаружения
радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой
воды, продовольственного сырья, пищевых продуктов и объектов окружающей среды;
обеспечение мероприятий по сохранению
здоровья личного состава аварийно-спасательных и медицинских подразделений,
формирований и учреждений, других лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
создание и использование фондов
финансовых, материально-технических и медицинских ресурсов, необходимых для
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, проведения
гуманитарных акций;
обучение спасателей и населения приемам
оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
организация подготовки (переподготовки)
руководящего состава и специалистов в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и медицины катастроф;
проведение совместных специальных
тренировок и учений;
выполнение мероприятий по медицинской
реабилитации спасателей и населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;
разработка и реализация целевых программ,
нормативных правовых документов в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении государственной
экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
участие в выполнении
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам
медицинской защиты и медицинского обеспечения населения при чрезвычайных
ситуациях;
международное сотрудничество в области
организации медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
8. В интересах взаимодействующих Сторон:
МЧС России:
обеспечивает информацией медицинские
органы управления, формирования и учреждения Минздрава России об угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций, принимаемых решениях;
организует и осуществляет поиск
(обнаружение) пораженных, их сбор и вынос (вывоз) из опасных зон;
содействует в создании и подготовке
медицинских органов управления, формирований и учреждений Минздрава России,
предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставляет каналы и средства связи для
органов управления, формирований и учреждений Минздрава России;
осуществляет по заявкам Минздрава России
доставку сил и средств Всероссийской службы медицины
катастроф в районы чрезвычайных ситуаций;
содействует в организации и осуществлении
материально-технического обеспечения и охраны сил и средств Минздрава России,
участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляет доставку гуманитарных грузов
медицинского имущества для пострадавшего населения;
участвует в выполнении комплекса
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных
ситуаций;
проводит подготовку руководящего состава
и специалистов здравоохранения по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Минздрав России:
предоставляет МЧС
России данные о пораженных в чрезвычайных ситуациях и поступивших в медицинские
формирования и учреждения;
участвует в поиске (обнаружении) пораженных и оказании им медицинской помощи;
участвует в медицинском обеспечении
спасателей и лиц, принимающих участие в ликвидации чрезвычайной ситуации;
оказывает содействие в пополнении
медицинского имущества аварийно-спасательных подразделений и формирований;
координирует выполнение мероприятий по
поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах чрезвычайных
ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения;
создает запасы медицинского имущества и
лекарственных средств в установленных объемах, поддерживает их в готовности к
экстренным поставкам для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разрабатывает документацию,
обеспечивающую преемственность в оказании медицинской помощи пораженным
в чрезвычайных ситуациях;
участвует в медицинской подготовке
спасателей и населения, специальной подготовке медицинского состава МЧС России,
разрабатывает и согласовывает необходимые для этого учебно-методические
материалы.
3. Порядок
взаимодействия Сторон по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
9. Взаимный обмен информацией и
оповещение осуществляется по линии оперативных служб Сторон в целях
своевременного доведения обстановки об угрозе или возникновении чрезвычайной
ситуации. Оповещение организуется:
на федеральном уровне - между 151 Центром
управления в кризисных ситуациях МЧС России и Всероссийским центром медицины
катастроф "Защита" Минздрава России;
на региональном уровне - между
региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, региональными центрами медицины
катастроф, региональными центрами санитарно-эпидемиологического надзора;
на территориальном и местном уровнях -
между органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям, создаваемыми при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления, органами управления здравоохранением,
центрами медицины катастроф и центрами санитарно-эпидемиологического надзора.
10. Структурными
подразделениями, осуществляющими взаимодействие в повседневной деятельности
являются:
от МЧС России:
на федеральном уровне - Департамент
управления и Медицинское управление МЧС России;
на региональном уровне - региональные
центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
на территориальном и местном уровнях -
органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в
составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления.
от Минздрава России:
на федеральном уровне - Всероссийский
центр медицины катастроф "Защита", Департамент
санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;
на региональном уровне - региональные
центры медицины катастроф и региональные центры санитарно-эпидемиологического
надзора;
на территориальном и местном уровнях -
органы управления здравоохранением, центры медицины катастроф и центры
санитарно-эпидемиологического надзора.
При необходимости взаимодействие могут
осуществлять другие структурные подразделения Сторон.
11. Взаимодействие МЧС России и Минздрава
России по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций регламентируется планами взаимодействия, разрабатываемыми
на федеральном, региональном и местном уровнях.
В планах определяются конкретные
обязательства Сторон по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План
взаимодействия включает таблицу взаимодействия, пояснительную записку и при
необходимости - карту (схему).
12. При угрозе возникновения и
возникновении чрезвычайной ситуации Стороны уточняют и согласовывают:
прогнозируемую (сложившуюся) обстановку,
санитарные потери среди населения, санитарно-эпидемиологическое состояние зоны
чрезвычайной ситуации;
принимаемые (принятые) решения;
состав сил и средств для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок их доставки, действий и наращивания;
организацию медицинского обеспечения
пострадавшего населения, выполнение специальных медицинских и
противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций;
организацию эвакуации пораженных
в лечебные учреждения;
организацию связи;
наличие, порядок использования и
пополнения запасов медицинского имущества, необходимого для ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
вопросы материально-технического
обеспечения сил, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
объем предоставляемой информации и
порядок информирования населения о степени риска для здоровья и условий
жизнедеятельности людей в результате чрезвычайной ситуации;
другие вопросы в зависимости от
конкретной ситуации.
13. Привлечение сил и средств Сторон для предотвращения и ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в
установленном порядке.
14. Вопросы взаимодействия Сторон по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций рассматриваются в рабочем
порядке, на заседаниях Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. Межведомственной координационной комиссии Всероссийской
службы медицины катастроф, комиссий по чрезвычайным ситуациям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, региональных и территориальных межведомственных координационных
комиссий медицины катастроф.
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.ЧЕЛЫШЕВ
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.МОСКВИЧЕВ