МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
2 июня 1997 г.
N 173
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В условиях общего
снижения бюджетного финансирования в ряде республик, краев и областей
Российской Федерации (республики Коми, Татарстан, Удмуртия, Краснодарский и
Хабаровский края, Владимирская, Калужская, Новосибирская, Челябинская,
Читинская области и др.) принимаются меры к стабилизации деятельности
учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, в том числе за счет средств
бюджета, средств, выделяемых на реализацию региональных целевых программ в
области психиатрии территориальными фондами обязательного медицинского страхования, а также за счет средств, получаемых от оказания
населению платных услуг. В то же время почти в половине территорий, в нарушение
пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.95 N 383
"О федеральной целевой программе "Неотложные меры по
совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 гг.)", до настоящего
времени не разработаны и не утверждены на уровне администрации соответствующие
региональные программы.
Именно в этих регионах финансирование
психиатрической помощи по-прежнему осуществляется по остаточному принципу.
Органы управления здравоохранением слабо контролируют исполнение приказов
Минздрава России по совершенствованию психиатрической помощи. В Московской,
Ярославской областях, республике Карелия и ряде других
регионов психиатрические больницы плохо обеспечены твердым и мягким инвентарем,
лекарственными препаратами и питанием для больных. В
территориях не применяются новые штатные нормативы для психиатрических
учреждений (приказ Минздравмедпрома России от 13.02.95 N 27 "О штатных
нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь"), новая
номенклатура подразделений психиатрических больниц, предусматривающая
организацию соматогериатрических лечебно - реабилитационных и психотерапевтических
отделений (приказ Минздравмедпрома России от 11.04.95 "Об утверждении
правил "Больницы психиатрические. Правила
устройства, эксплуатации и охраны труда"), что резко снижает качество
оказываемой психиатрической помощи. Следствием этого является сохранение
так называемых "загородных больниц", заполненных контингентам
инвалидов-хроников, находящихся в бедственном положении.
Например, органы управления
здравоохранением Ярославской области до настоящего времени не могут решить, из
какого бюджета, областного или муниципального, должна финансироваться
психиатрическая больница "Афонино", выполняющая функции межрайонной.
В результате этого в больницу с марта 1997 г. поступление финансовых средств
было прекращено, что обусловило резкое сокращение норм питания больных - до 3,8
тыс. руб. в день, снижение обеспечения больных постельными принадлежностями,
одеждой, лекарственными препаратами.
Тяжелое положение
испытывают федеральные государственные учреждения здравоохранения -
психиатрические больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением
(Волгоградская, Калининградская, Костромская, Смоленская области, города
Казань, Орел, Санкт-Петербург), в которых не обеспечивается текущее
финансирование не только по заработной плате, медикаментам и питанию, но и по
расходами на коммунальные услуги, капитальный ремонт и этапирование больных.
На основании изложенного,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям органов управления
здравоохранением администраций субъектов Российской Федерации:
1.1. В месячный срок провести проверку
финансового и материально-технического обеспечения деятельности
подведомственных психиатрических и психоневрологических учреждений, рассмотреть
на коллегиях ход выполнения региональных целевых программ (особенно в части
ресурсного обеспечения учреждений) по совершенствованию психиатрической помощи
на 1995-1997 гг. и о принятом решении сообщить в Минздрав России до 01.08.97;
1.2. В срок до 01.08.97 представить на
утверждение администраций проекты региональных программ на последующий (до 2000
г.) период. Копии утвержденных программ направить в Минздрав России до
01.09.97.
2. Управлению организации медицинской
помощи населению (Вялков А.И.) и Управлению научных учреждений (Самко Н.Н.)
доложить о результатах реализации и подготовки федеральной и региональных
программ на рабочем совещании главных психиатров и руководителей
психиатрических учреждений в октябре 1997 г.
3. Планово-финансовому управлению
(Климкин М.В.) установить систему постоянно действующей связи с
психиатрическими больницами специализированного типа с интенсивным наблюдением
в части их финансирования.
4. Управлению обеспечения лекарственными
средствами и медицинской техникой (Кирсанова Т.Г.) обеспечить психиатрические
больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением необходимыми
лекарственными препаратами и изделиями медицинской техники.
5. Контрольно-ревизионному отделу
(Лыткина Н.Н.) установить постоянный контроль за
использованием целевых средств, направленных на финансирование психиатрических
больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением.
6. Главным врачам психиатрических больниц
специализированного типа с интенсивным наблюдением ежемесячно информировать
Министерство о состоянии дел, представить предложения о стабилизации
деятельности учреждений до 01.08.97.
7. Управлению учебных
заведений (Володин Н.Н.) по согласованию с Минобразования России, в срок до
01.08.97 на основании анализа результатов эксперимента по организации
факультетов медицинской психологии на базе Самарского и Курского
государственных медицинских университетов подготовить предложения о включении в
Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального
образования специальности "медицинская психология".
8. Контроль за
исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра
А.М.Москвичева.
Министр
здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА