КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 7
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 9
РЕШЕНИЕ
4 июня 1997 г.
О РАЗВИТИИ МЕДИЦИНСКОГО И
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегии
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и
Министерства здравоохранения Российской Федерации на совместном заседании,
заслушав представленные доклады и ознакомившись с материалами выставки,
отмечают, что Минздравом России совместно с Минобразованием России приняты
необходимые меры по реализации Указа Президента Российской Федерации N 468 от
20 апреля 1993 г. "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения
Российской Федерации" в части реформирования системы подготовки медицинских кадров и защите отечественного
медицинского интеллектуального потенциала.
Коллегии констатируют, что федеральными
(центральными) органами управления образованием в последние годы разработан и
утвержден ряд документов, важных для развития системы медицинского и
фармацевтического образования. Минздравом России и Минобразованием России
совместно с учебно - методическим объединением по медицинскому и
фармацевтическому образованию разработаны и утверждены Государственные
требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем
специальностям группы 040000 - Здравоохранение, примерные учебные планы, а
также примерные программы дисциплин, предусмотренных Федеральной компонентой
образовательного стандарта. Наряду с другими
законодательными, нормативными и методическими документами: уставами вузов,
оформленными договорами образовательных учреждений с учредителем, лицензиями на
право ведения образовательной деятельности, Положением об итоговой государственной
аттестации и Положением о клинической ординатуре, утверждение Государственного
образовательного стандарта не только определило правовой статус вузов, но и
способствовало развитию единого образовательного пространства России,
сохранению и восстановлению лучших традиций российской системы медицинского и
фармацевтического образования, становлению системы непрерывного
образования.
Вместе с тем, коллегии отмечают, что
реальные проблемы и противоречия текущего периода не позволили в необходимой
степени соблюдать межведомственную координацию как по подготовке медицинских и
фармацевтических кадров, так и по биохимии, биофизике, биотехническим и
медицинским аппаратам и системам, инженерному делу в медико -
биологической практике и другим специальностям и направлениям высшего
профессионального образования, сопряженным с качеством медицинского
обслуживания населения.
Подчеркивая
необходимость интенсификации усилий по согласованию деятельности всех ведомств,
имеющих в своем подчинении образовательные учреждения медицинского и
фармацевтического профиля в области развития фундаментальных и прикладных
научных исследований в вузах и их интеграции с образовательным процессом,
подготовки и издания учебной и учебно - методической литературы, подготовки
педагогических кадров для высшей школы, повышения качества и эффективности
высшего и послевузовского образования, проблемам нравственного воспитания студентов, а также по вопросам лицензирования, аттестации и
аккредитации образовательных учреждений.
Коллегии решили:
1. Признать
положительной работу Минздрава России, проводимую совместно с Минобразованием
России по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г.
N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской
Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.95
N 770 "О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских
и фармацевтических кадров".
2. Одобрить представленную стратегию
развития системы медицинского и фармацевтического образования, направленной на
подготовку специалистов, способных осуществлять свою деятельность в условиях
реформирования здравоохранения.
3. Согласиться с предложением Минздрава
России о сохранении сложившейся системы федерального управления
государственными образовательными учреждениями высшего медицинского и
фармацевтического образования, переподготовки и повышения квалификации
специалистов здравоохранения.
4. Министерству здравоохранения
Российской Федерации (Володину В.Д.) и Министерству общего и профессионального
образования Российской Федерации (Жураковскому В.М.) в целях оптимизации
системы подготовки медицинских кадров разработать к 30 ноября 1997 года план
совместной работы министерств по дальнейшему совершенствованию медицинского и
фармацевтического образования в Российской Федерации.
5. Структурным подразделениям Минздрава
России и Минобразования России в научной и научно - методической области:
5.1. Управлению научных
учреждений (Самко Н.Н.), Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.), Планово
- финансовому управлению (Климкину М.В.) Минздрава России, Управлению научно -
исследовательских работ (Суворинову А.В.), Управлению финансирования научных
исследований и инноваций (Шленову Ю.В.), Управлению экономики (Белякову С.А.),
Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.), Управлению
гуманитарного образования и развития личности (Серикову В.В.) Минобразования
России совместно с Российской академией медицинских
наук (Покровским В.И.), Российской академией образования (Петровским А.В.) и
МГУ им. Ломоносова (факультету фундаментальной медицины по согласованию с
Садовничим В.А.) в целях развития интеграции образования с фундаментальными
научными исследованиями, формирования инфраструктуры внедрения прикладных
разработок и выработки единой государственной политики в области медицинского и
фармацевтического образования:
5.1.1. Подготовить и
представить в Минобразование России к 01.11.97 согласованные с Минздравом
России предложения по созданию межведомственного учебно - научного центра,
возложив на него координацию работ в области медицинского и фармацевтического
образования, а также формирование межведомственного координационного совета по
медицинскому и фармацевтическому образованию, включающего представителей
Минздрава России, Минобразования России, высших и средних медицинских и
фармацевтических учебных заведений, медицинских факультетов государственных
университетов, медицинской промышленности, практического
здравоохранения, Российской академии медицинских наук и федеральных органов
управления образованием и здравоохранением.
5.1.2. Разработать и представить на
утверждение в Минобразование России и Минздрав России к 30 декабря 1997 года
комплексный межведомственный план научно - исследовательской работы в области
медицинского и фармацевтического образования, здравоохранения, медицинской
науки и инновационной деятельности.
5.1.3. Совместно с
Всероссийским учебно - методическим центром по непрерывному медицинскому и
фармацевтическому образованию (Душенковым П.А.) при Минздраве России, научно -
методическими советами по гуманитарному и социально - экономическому
образованию, Координационным советом по психологии Минобразования России,
Советом по философским проблемам современной медицины при Президиуме РАМН и
межведомственным координационным советом по медицинскому и фармацевтическому
образованию разработать и представить на утверждение в Минобразование России и
Минздрав России к 30 июня 1998 года комплексную научно - методическую программу
"Гуманитарное и социально - экономическое образование в системе подготовки
медицинских и фармацевтических кадров", направленную на улучшение
психологических, экономических и правовых основ медицинского и фармацевтического
образования. Ректорам вузов, осуществляющих подготовку кадров по медицинским и
фармацевтическим специальностям, и деканам медицинских факультетов
государственных университетов обеспечить с сентября 1998 года современный
уровень преподавания вопросов экономики здравоохранения, предусмотренных
Государственным образовательным стандартом в области здравоохранения.
5.1.4. Совместно с
Всероссийским учебно - методическим центром по непрерывному медицинскому и
фармацевтическому образованию (Душенковым П.А.) при Минздраве России, учебно -
методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию
(Денисовым И.Н.) и учебно - методическим объединением по педагогическому
образованию (Матросовым В.Л.) разработать и представить на утверждение в
Минобразование России к 30 ноября 1997 г. согласованный проект "Валеология
образовательной среды" для включения его в качестве подпрограммы в
Федеральную программу "Развитие образования в России".
6. Структурным подразделениям
Минобразования России и Минздрава России в области учебной и учебно -
методической работы:
6.1. Управлению учебных
заведений высшего профессионального образования (Новикову Ю.А.) Минобразования
России и Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава России обобщить
к 30 ноября 1997 года результаты итоговой государственной аттестации
выпускников медицинских и фармацевтических вузов в 1997 году и составить план
мероприятий по ее совершенствованию в системе медицинского и фармацевтического
образования.
6.2. Управлению образовательных стандартов
и программ (Шестакову Г.К.), Управлению учебных заведений среднего
профессионального образования (Анисимову П.Ф.) Минобразования России и
Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава России разработать к 30
ноября 1998 года предложения по реализации преемственности среднего и высшего
профессионального образования по специальностям группы 040000 -
Здравоохранение.
6.3. Управлению образовательных
стандартов и программ (Шестакову Г.К.) Минобразования России с целью
обеспечения практического здравоохранения руководящими кадрами по проблемам
сестринского дела предусмотреть возможность организации заочной формы высшего
образования по специальности 040600 - Сестринское дело для лиц, имеющих среднее
специальное медицинское образование.
6.4. Управлению образовательных
стандартов и программ (Шестакову Г.К.) Минобразования России совместно с
Управлением учебных заведений (Володиным Н.Н.) Минздрава России, учебно -
научно - методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому
образованию (Денисовым И.Н.) и Всероссийским учебно - методическим центром по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Душенковым П.А.) при
Минздраве России разработать и представить Межведомственному экспертному совету
по государственным образовательным стандартам Минобразования России к 1 октября 1997 года проект Государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высших учебных заведений по
специальности "Клиническая психология" и к 1 декабря 1997 года проект
комплекта материалов по учебно - методическому сопровождению подготовки
выпускников по этой специальности с учетом анализа результатов эксперимента,
проводившегося на базе Курского и Самарского государственных медицинских
университетов и экспериментальных учебных программ, утвержденных
Приказом Минздрава России от 26.11.96 N 391 "О подготовке медицинских
психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую
помощь".
6.5. Управлению по
работе с научно - педагогическими и руководящими кадрами (Ганькину Ю.А.) и
Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.)
Минобразования России совместно с Управлением учебных заведений (Володиным
Н.Н.) Минздрава России, учебно - методическим объединением по медицинскому и
фармацевтическому образованию (Денисовым И.Н.) и научно - методическим советом
по подготовке, переподготовке и повышению квалификации преподавательских кадров
для высших учебных заведений (Проворовым А.С.)
разработать и представить в Минобразование России к 30 апреля 1998 года проект
учебно - методического сопровождения в соответствии с Государственными
требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для
получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"
для подготовки преподавательских кадров системы высшего и среднего медицинского
и фармацевтического образования и проект сертификата, удостоверяющего
присвоение этой квалификации.
6.6. Управлению
книгоиздания, библиотек и информационно - методического обеспечения (Голосову
А.И.) совместно с Управлением образовательных стандартов и программ (Шестаковым
Г.К.), Управлением учебных заведений среднего профессионального образования
(Анисимовым П.Ф.), Управлением гуманитарного образования и развития личности
(Сериковым В.В.), Управлением экономики (Беляковым С.А.) Минобразования России,
Управлением учебных заведений (Володиным Н.Н.) и Планово - финансовым
управлением (Климкиным М.В.) Минздрава России разработать и представить
на утверждение по подчинению к 30 ноября 1998 года согласованный план
подготовки и издания учебников и учебно - методических пособий нового поколения
по дисциплинам, предусмотренным в качестве обязательных в Государственных
требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по
специальностям группы 040000 - Здравоохранение.
6.7. Управлению
экономики (Белякову С.А.) Минобразования России и Планово - финансовому
управлению (Климкину М.В.) Минздрава России, учитывая приоритетность подготовки
специалистов в области здравоохранения, до 30 августа 1997 года
перераспределить финансирование с целью выделения средств на обеспечение
подготовки не менее 30% выпускников медицинских факультетов в подведомственных
высших учебных заведениях по программам интернатуры и ординатуры.
6.8. Управлению учебных
заведений (Володину Н.Н.), Планово - финансовому управлению (Климкину М.В.)
Минздрава России, Управлению по работе с научно - педагогическими и
руководящими кадрами (Ганькину Ю.А.), Управлению образовательных стандартов и
программ (Шестакову Г.К.), отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов
(Безлепкину В.В.) и Управлению экономики (Белякову С.А.) Минобразования России
совместно с ректорами медицинских и фармацевтических вузов, медицинских
академий последипломного образования, институтов усовершенствования
врачей, деканами медицинских факультетов государственных университетов и
руководителями территориальных органов управления здравоохранением разработать
и представить в Минздрав России к 30 мая 1998 года комплексную программу по
улучшению учебно - методического обеспечения образовательной деятельности
региональных учреждений повышения квалификации специалистов.
6.9. Государственной
центральной научной медицинской библиотеке Минздрава России (Логинову Б.Р.) по
согласованию с Планово - финансовым управлением (Климкиным М.В.) Минздрава России
принять на себя обязанности головной организации по созданию центра
дистанционного медицинского и фармацевтического образования и
телекоммуникационной информационной сети медицинских и фармацевтических учебных
заведений с привлечением научно - технического и информационного потенциала
государственных университетов на основе использования сети INTERNET.
7. Структурным подразделениям Минздрава
России и Минобразования России в организационно - методической области:
7.1. Всероссийскому
учебно - научно - методическому центру по непрерывному медицинскому и
фармацевтическому образованию при Минздраве России (Душенкову П.А.) совместно с
Координационным учебно - методическим советом по фармации (Арзамасцевым А.П.),
Планово - финансовым управлением (Климкиным М.В.), Управлением обеспечения
лекарственными средствами и медицинской техникой (Кирсановой Т.Г.) Минздрава
России, Управлением экономики (Беляковым С.А.) и Управлением учебных заведений
высшего профессионального образования (Новиковым Ю.А.) Минобразования России
разработать к 30 декабря 1997 года проект положения об основах экономических
взаимоотношений аптечной службы с высшими медицинскими и фармацевтическими
образовательными учреждениями и медицинскими факультетами государственных
университетов, осуществляющими подготовку фармацевтов и провизоров, по
проведению различных форм их непрерывного обучения.
7.2. Управлению учебных
заведений (Володину Н.Н.) Минздрава России, Управлению учебных заведений
высшего профессионального образования (Новикову Ю.А.), Управлению по работе с
научно - педагогическими и руководящими кадрами (Ганькину Ю.А.) Минобразования
России совместно с территориальными органами управления здравоохранением
разработать и представить в Минздрав России к 30 ноября 1997 года план
использования крупных лечебно - диагностических центров в качестве баз для
организации послевузовской подготовки специалистов для здравоохранения,
в том числе через интернатуру и клиническую ординатуру, в регионах, где
отсутствуют высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку по
специальностям группы 040000 - Здравоохранение.
7.3. Управлению учебных
заведений высшего профессионального образования (Новикову Ю.А.), Управлению
учебных заведений среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.)
Минобразования России и Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава
России представить по подчинению к 30 мая 1998 года на утверждение
согласованный план мероприятий по повышению эффективности реализации
Постановления Минтруда России и Госкомвуза России N 73/7 от 27.12.95 "О
типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего
(среднего) профессионального образования, студентом и работодателем,
заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим м средним профессиональным образованием".
7.4. Управлению
лицензирования, аккредитации и нострификации (Гуничеву В.Н.) совместно с
Управлением образовательных стандартов и программ (Шестаковым Г.К.),
Управлением учебных заведений высшего профессионального образования (Новиковым
Ю.А.) Минобразования России и Управлением учебных заведений (Володиным Н.Н.)
Минздрава России разработать и представить в Минобразование России на
утверждение к 30 мая 1998 года согласованный проект Требований к лицензированию
вузов медицинского и фармацевтического профиля и открытия медицинских и
фармацевтических специальностей, а также порядка контроля за
соблюдением лицензионных требований государственными и негосударственными
образовательными учреждениями, реализующими программы медицинского и
фармацевтического образования.
8. Территориальным органам управления
здравоохранением представить в Минздрав России к 30 октября 1997 года
предложения по обеспечению медицинскими и фармацевтическими кадрами учреждений
здравоохранения с учетом сложившейся сети образовательных учреждений по
подготовке специалистов отрасли.
9. Считать обязательным регулярное
проведение совместных коллегий Минздрава России и Минобразования России по
проблеме совершенствования и развития подготовки кадров для здравоохранения.
10. Контроль за
выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра общего и
профессионального образования Российской Федерации Асмолова А.Г. и заместителя
министра здравоохранения Российской Федерации Володина В.Д.
Министр общего и
профессионального образования
Российской Федерации
В.Г.КИНЕЛЕВ
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА