МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
16 июля 1997 г.
N 2510/5361-97-32
Направляю Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской
Федерации.
Во исполнение
Постановлений Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 420 "О
защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями,
авариями и катастрофами" и от 28.02.96 N 195 "Вопросы Всероссийской
службы медицины катастроф" прошу обеспечить по согласованию с
государственными органами исполнительной власти приведение территориальных
служб медицины катастроф в соответствие с утвержденным Положением.
Первый заместитель Министра
А.М.МОСКВИЧЕВ
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
здравоохранения России
А.М.МОСКВИЧЕВ
8 июля 1997 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Служба медицины катастроф
Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее именуется Служба)
является основой Всероссийской службы медицины катастроф (далее именуется ВСМК)
и предназначена для проведения комплекса мероприятий стихийных бедствий,
аварий, катастроф и медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и
планово-консультативной медицинской помощи населению.
Служба является
организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения Российской
Федерации и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с
Департаментом Госсанэпиднадзора, Федеральным управлением
"Медбиоэкстрем", органами управления и учреждениями других отраслей
здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и
противоэпидемическими, обеспечения лекарственными средствами и медтехникой,
подготовки кадров, МСГО и др.).
1.2. Служба
руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420
"О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации
при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными
бедствиями, авариями и катастрофами", Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской
службы медицины катастроф", другими федеральными законами, указаниями и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями
Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями Федеральной
межведомственной координационной комиссии медицины катастроф, другими
нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
1.3. Основные задачи Службы,
организационные основы ее создания и деятельности определяются Положением о
Всероссийской службе медицины катастроф, имеющим приоритетное законодательное
значение.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Основными задачами Службы являются:
организация и осуществление
медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
создание, подготовка и обеспечение
готовности органов управления, формирований и учреждений Службы к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
обеспечение постоянной готовности и
эффективной работы подразделений экстренной и планово-консультативной
медицинской помощи населению (санитарной авиации);
участие в подготовке и обеспечении
готовности органов управления лечебных, санитарно-профилактических и других
учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;
выявление источников чрезвычайных
ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными
последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля
за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению
таких последствий;
прогнозирование и оценка
медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
создание и организация работы
межведомственных координационных комиссий медицины катастроф;
сбор и обработка информации
медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий, о
медико-санитарных последствиях чрезвычайных ситуаций и их ликвидации; обмен и
предоставление такой информации заинтересованным организациям (инстанциям);
организация мероприятий по поддержанию
санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне чрезвычайных
ситуаций;
организация взаимодействия органов
управления, формирований и учреждений, участвующих в ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, независимо от
ведомственной принадлежности, координация их деятельности;
разработка основ подготовки ВСМК и
Службы, принципов и организации их работы при ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка, внедрение и совершенствование
методов и средств оказания экстренной и планово-консультативной медицинской
помощи населению;
разработка, внедрение и совершенствование
методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пострадавшего населения
с учетом характера чрезвычайных ситуаций;
постоянное совершенствование
организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения
населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и
планово-консультативной медицинской помощи населению;
создание при участии службы медицины
катастроф Минобороны России, других заинтересованных министерств и ведомств
системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и
совершенствование;
разработка научно-методических основ
подготовки и повышения квалификации специалистов ВСМК и организация их
аттестации;
подготовка и повышение квалификации
специалистов Службы;
разработка методических основ и участие в
подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при
чрезвычайных ситуациях;
создание и рациональное использование
резервов медицинского имущества для Службы, обеспечение экстренных поставок
лекарственных средств для ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении государственной
экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в
условиях чрезвычайных ситуаций;
участие (в сфере ответственности органов
здравоохранения) в разработке и осуществлении мер по социальной защите
населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации
гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
создание и рациональное использование
резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения
деятельности Службы;
международное сотрудничество в области
медицины катастроф.
3. Организационная
структура
3.1. В соответствии со структурой Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
структурой Всероссийской службы медицины катастроф Служба создается на
федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом (на объектах
экономики) уровнях.
На федеральном уровне Служба
представлена: Всероссийским центром медицины катастроф
"Защита" (ВЦМК "Защита") с входящими в него формированиями,
подразделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи
населению, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи;
специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и
Федерального управления "Медбиоэкстрем"; клиническими базами,
предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций, оказания экстренной и планово-консультативной, скорой и неотложной
медицинской помощи населению; научными базами.
ВЦМК "Защита" является головным
научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службы
медицины катастроф и службы медицины катастроф Минздрава России. Основным
штатным подразделением Центра является штаб ВСМК и Службы. ВЦМК
"Защита" одновременно выполняет функции регионального центра медицины
катастроф Центрального региона Российской Федерации, Евроазиатского центра
медицины катастроф государств - участников СНГ и сотрудничающего центра ВОЗ по
медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.
На региональном уровне Служба
представлена региональными центрами медицины катастроф, межрегиональными
центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы России в г. г. Москве и
Новосибирске и центрами госсанэпиднадзора регионального уровня. Функции региональных центров медицины катастроф выполняют
территориальные центры медицины катастроф в г. г. Хабаровске (Дальневосточный
регион), Новосибирске (Западно-Сибирский регион), Чите (Забайкальский регион),
Красноярске (Восточно-Сибирский регион), Екатеринбурге (Уральский регион),
Самаре (Приволжский регион), Санкт-Петербурге (Северо-Западный регион),
Ростове-на-Дону (Северо-Кавказский регион).
Региональные центры при выполнении задач
применительно к региону подчиняются ВЦМК "Защита", а задач территориальных
центров - руководителю соответствующего территориального органа управления
здравоохранения.
На территориальном уровне Служба
представлена: территориальными центрами медицины катастроф, центрами
госсанэпиднадзора территориального уровня, входящими в них формированиями и
учреждениями, клиническими базами, предназначенными для ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и
планово-консультативной медицинской помощи населению.
Территориальный центр медицины катастроф
непосредственно подчинен руководителю территориального органа управления
здравоохранения, а по специальным вопросам - соответствующему региональному
центру медицины катастроф.
На местном и объектовом (на объектах
экономики) уровнях Служба представлена имеющимися на данной территории или
объекте формированиями и учреждениями здравоохранения, предназначенными для
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3.2. Центры медицины катастроф являются
учреждениями здравоохранения Российской Федерации и, как правило, включают в
свой состав администрацию, оперативное и дежурно-диспетчерское подразделения,
подразделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи,
оперативную группу управления со средствами связи, клиническую базу, бригады
специализированной медицинской помощи постоянной готовности, транспортное
подразделение.
На клинической базе центра медицины
катастроф может создаваться подвижное формирование (госпиталь, отряд),
предназначенное для оперативного выдвижения в зону чрезвычайной ситуации,
оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи
пострадавшему населению и автономной работы в течение до 15 суток. В режиме
повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание
специализированной медицинской помощи в районе постоянной дислокации и
экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.
Центры Службы с формированиями и
учреждениями постоянной готовности, входящими в их состав, являются штатными
силами Службы. Работа региональных и территориальных центров регламентируется
соответственно Положением о региональном центре медицины катастроф и Положением
о территориальном центре медицины катастроф, утвержденных Приказом Минздрава
России от 21 июня 1996 г. N 261.
3.3. На федеральном, региональном,
территориальном, местном и объектовом уровнях для участия в ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются нештатные
формирования Службы за счет имеющихся лечебно-профилактических и
санитарно-профилактических учреждений Минздрава России. Основными из них
являются:
на федеральном и региональном уровнях:
бригады
специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические,
нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические,
токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические,
радиологические и др.);
санитарно-эпидемиологические отряды;
санитарно-эпидемиологические бригады
(эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические)
бригады);
специализированные противоэпидемические
бригады.
На территориальном, местном и объектовом
уровнях:
бригады скорой медицинской помощи
(врачебные, фельдшерские);
специализированные бригады скорой
медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические,
психиатрические, педиатрические и др.);
бригады первой врачебной помощи
(врачебно-сестринские бригады);
бригады доврачебной помощи;
бригады специализированной медицинской
помощи;
санитарно-эпидемиологические отряды;
санитарно-эпидемиологические бригады;
противоэпидемические бригады.
3.5. Профиль, количество, сроки
готовности и лечебно-профилактические учреждения, на базе которых создаются
нештатные формирования Службы, определяются исходя из медико-санитарной
обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение готовности нештатных
формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя; при
возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение
органов управления Службы соответствующего уровня.
3.6. Для создания формирований Службы,
подготовки ее кадров и решения научных задач на всех уровнях используются
расположенные на данной территории медицинские учебные заведения и
научно-исследовательские институты, лечебно-профилактические и
санитарно-профилактические учреждения.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
4.1. В зависимости от обстановки
деятельность Службы осуществляется в трех режимах: режим повседневной
деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.
Решение о введении режима повышенной
готовности и чрезвычайной ситуации принимают соответствующие органы
исполнительной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления.
4.2. В зависимости от режима деятельности
Служба выполняет следующие основные мероприятия <*>:
--------------------------------
<*> Организация медицинского
обеспечения при чрезвычайных ситуациях в результате эпидемий регламентируется
специальными документами.
В режиме повседневной деятельности:
участие в организации и осуществлении
наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных
объектах, в зонах (районах) возможных стихийных бедствий в плане предупреждения
или уменьшения медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
планирование мероприятий по снижению
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня
защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;
планирование медико-санитарного
обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация и обеспечение постоянного
эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
организация и обеспечение экстренной и
планово-консультативной медицинской помощи населению;
организация и проведение
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на
предупреждение возникновения эпидемиологических очагов;
поддержание готовности органов
управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее
личного состава;
поддержание взаимодействия между
входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления,
формированиями и учреждениями;
создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов
медицинского имущества;
разработка и реализация комплекса
мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;
создание, поддержание, контроль
за использованием финансовых и материально-технических ресурсов,
предназначенных для обеспечения работы Службы;
участие в медицинской подготовке личного
состава аварийно-спасательных формирований РСЧС;
обобщение опыта работы Службы по
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
В режиме повышенной готовности:
оповещение личного состава органов
управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной
готовности;
анализ причин, обусловивших введение
режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и
подготовка предложений председателю межведомственной координационной комиссии
службы медицины катастроф по организации работы Службы;
уточнение плана медико-санитарного
обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
организация выполнения органами
управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий
режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в
чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;
создание и направление при необходимости
оперативных групп центра медицины катастроф (органа управления здравоохранения)
в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;
участие в проведении мероприятий по
защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
проверка готовности к использованию
финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества
и их пополнение;
организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины
катастроф;
уточнение планов взаимодействия с
органами управления, учреждениями и организациями других министерств и
ведомств, участвующих в обеспечении деятельности Службы;
усиление дежурно-диспетчерской службы,
перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью)
персонала центров медицины катастроф, создание дополнительных оперативных
групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
усиление наблюдения за
санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование
возможности возникновения эпидемий.
В режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение личного состава органов
управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной
ситуации;
активный сбор информации об обстановке в
зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и доклад председателю межведомственной
координационной комиссии службы медицины катастроф предложений по организации
медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины
катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при
чрезвычайных ситуациях;
выдвижение в зону чрезвычайной ситуации
оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления
здравоохранения), формирований и учреждений Службы;
создание системы связи Службы, ее
координация с системой связи РСЧС;
участие (совместно с
аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС <*>) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны
(очага) чрезвычайной ситуации;
--------------------------------
<*> В
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля
1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф"
розыск пораженных, их извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос
(вывоз) с местности (участка, объекта), зараженной радиоактивными и
сильнодействующими ядовитыми веществами, оказание первой медицинской помощи на
месте поражения выполняется аварийно-спасательными формированиями РСЧС.
организация и осуществление
лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной
ситуации;
организация медико-санитарного
обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в
ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация медико-санитарного
обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
организация и проведение
судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского
освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД
России);
организация и осуществление
санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения в зоне
чрезвычайной ситуации;
организация санитарно-гигиенических
мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
медицинский контроль за
состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в
ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой,
средствами защиты и правильным их использованием;
обеспечение непрерывного и оперативного
управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового,
материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;
ведение и своевременное представление
учетных и отчетных документов.
4.3. Мероприятия режимов повышенной
готовности и чрезвычайной ситуации организуются и проводятся с учетом места,
масштабов, характера возможной или возникшей чрезвычайной ситуации и могут
относиться ко всей Службе данного уровня или к ее части (на территориальном
уровне - к определенному городу, району; на местном уровне - к району города,
объекту экономики).
4.4. Ликвидация медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для
решения этой задачи в интересах Службы, в планах ее взаимодействия с органами
управления, частями, подразделениями и формированиями РСЧС на всех уровнях
необходимо предусмотреть:
постоянную помощь
Службе в повышении ее готовности к работе при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
немедленное информирование органов
управления Службы о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной
ситуации, о возникновении и обстановке в зоне чрезвычайной ситуации,
результатах разведки и принятых решениях по ее ликвидации;
обеспечение первоочередного выдвижения
сил и средств Службы в зону чрезвычайной ситуации;
создание благоприятных условий для работы
сил и средств Службы в зоне чрезвычайной ситуации; при
этом основное внимание должно быть обращено: на организацию быстрого розыска
пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с
местности, зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами;
оказание на месте поражения первой медицинской помощи; вынос (вывоз) до пункта
сбора пораженных или мест оказания им доврачебной (первой врачебной) помощи;
выделение помещений для развертывания медицинских формирований и расширения
коечной сети лечебно-профилактических учреждений; оказание помощи медицинским
формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении их транспортом,
продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими
материально-техническими средствами; организацию охраны медицинских
формирований, учреждений и транспортных средств, обеспечивающих эвакуацию
пораженных.
4.5. В соответствии с Единой
государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические
мероприятия организуются и выполняются силами и средствами территориальных
звеньев (территориального, местного и объектового уровня) Службы, на территории
и объектах которых возникла чрезвычайная ситуация.
В случаях, когда
силы и средства территориальных звеньев Службы не могут самостоятельно
справиться с ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации,
по их просьбе или по инициативе вышестоящей межведомственной координационной
комиссии службы медицины катастроф и решению соответствующих комиссий по
чрезвычайным ситуациям привлекаются силы и средства вышестоящего (в т.ч.
ведомственного подчинения) местного, территориального, регионального или
федерального уровней. При необходимости
органы управления вышестоящих уровней службы медицины катастроф могут взять на
себя руководство ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайной
ситуации.
4.6. Медико-санитарное обеспечение в
чрезвычайных ситуациях включает: лечебно-эвакуационное,
санитарно-гигиеническое, противоэпидемическое обеспечение, медицинские
мероприятия по защите населения и личного состава, участвующего в ликвидации
чрезвычайных ситуаций, снабжение медицинским имуществом. В соответствии с
планом медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, планом
взаимодействия органов управления, формирований и учреждений ВСМК, а также
решением руководителя ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации для
медико-санитарного обеспечения используются находящиеся в зоне чрезвычайной
ситуации лечебно-профилактические, санитарно-профилактические учреждения, а
также учреждения снабжения медицинским имуществом независимо от их
ведомственной подчиненности.
4.7. Лечебно-эвакуационное обеспечение
при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций организуется
на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
Ее существо заключается в
последовательном и преемственном оказании пораженным
медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации (первой
медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и
специализированной) в сочетании с их эвакуацией в лечебные учреждения,
способные обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в полном
объеме.
В зависимости от
вида и масштаба чрезвычайной ситуации, количества пораженных и характера
поражений у них, наличия сил и средств ВСМК (Службы), состояния
территориального и ведомственного здравоохранения, удаления от зоны (района)
чрезвычайной ситуации лечебных учреждений госпитального типа, способных выполнить
полный объем квалифицированной и мероприятия специализированной медицинской
помощи и их возможностей, могут быть приняты (для всего района чрезвычайной
ситуации, его отдельных секторов и
направлений) различные варианты организации лечебно-эвакуационных мероприятий.
Основными из них следует считать:
оказание пораженным
до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа только первой
медицинской или доврачебной медицинской помощи;
оказание пораженным
до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа первой (доврачебной)
медицинской помощи и первой врачебной помощи;
оказание пораженным
до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа кроме первой,
доврачебной, первой врачебной медицинской помощи и неотложных мероприятий
квалифицированной медицинской помощи.
Во всех случаях до эвакуации в лечебные
учреждения госпитального типа пораженным должны быть выполнены мероприятия по
устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент,
предупреждению различных тяжелых осложнений и обеспечивающих транспортировку
без существенного ухудшения их состояния.
Лечебные учреждения госпитального типа,
привлекаемые или развертываемые Службой для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайной ситуации, а также бригады специализированной
медицинской помощи, приданные лечебно-профилактическим учреждениям, как
правило, работают в течение до 15 суток; лечение пораженных до наступления
конечного исхода и реабилитация возлагаются на лечебно-профилактические
учреждения действующей системы здравоохранения.
4.8. Санитарно-гигиеническое обеспечение
в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и
проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций с целью сохранения здоровья
населения и личного состава, участвующего в их ликвидации.
Основными мероприятиями
санитарно-гигиенического обеспечения в чрезвычайных ситуациях являются:
оценка
санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов,
воздействующих на здоровье населения и окружающую среду; организация
санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения и персонала аварийных
объектов, участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; организация
и участие в санитарно-эпидемиологическом надзоре за условиями размещения
населения и спасателей в районе чрезвычайной ситуации, только занятая их
питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием; организация санитарно-эпидемиологического надзора на гигиенически
значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе
чрезвычайной ситуации;
медицинский контроль за
состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, его обеспечением специальной
одеждой, средствами защиты и правильным их использованием; участие в контроле
за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой,
обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших; организационно-разъяснительная
работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников
ликвидации последствий и населения в зоне (районе) чрезвычайной ситуации.
4.9. Противоэпидемическое обеспечение
населения в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых
и проводимых с целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний
среди населения, а в случае их появления - локализации и ликвидации
эпидемических очагов. Оно включает: организацию и проведение
санитарно-эпидемиологической разведки; мероприятия по предупреждению заноса
инфекционных заболеваний в зону (район) чрезвычайной ситуации, активное раннее
выявление, изоляцию инфекционных больных, их эвакуацию в инфекционные больницы,
выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний и
бактерионосителей; соблюдение противоэпидемического режима на этапах
медицинской эвакуации; выявление подвергшихся риску заражения лиц и организацию
наблюдения за ними; изоляционно-ограничительные мероприятия; дезинфекцию,
дезинсекцию, дератизацию; профилактические прививки и экстренную профилактику;
санитарно-разъяснительную работу.
4.10. Мероприятия по медицинской защите
предназначаются для предупреждения или максимального ослабления воздействия
поражающих факторов на население и спасателей в чрезвычайных ситуациях. Они
включают:
содействие обеспечению населения и
спасателей медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики
поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и
т.п.), участие в обучении правилам и приемам пользования ими;
проведение санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного
воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
участие в определении и выполнении
комплекса мероприятий по защите населения и спасателей;
участие в психологической подготовке
населения и спасателей при возникновении чрезвычайных ситуации;
организация и соблюдение санитарного
режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического
заражения личного состава, а также выполнения других защитных мероприятий в
формированиях и учреждениях Службы.
4.11. Медицинское снабжение представляет
комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе
органов управления, формирований и учреждений Службы и организуется в
соответствии с Положением по организации медицинского снабжения
службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Для выполнения первоочередных работ при
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создается резерв
медицинского имущества на федеральном, региональном, территориальном, местном и
объектовом уровнях. Порядок формирования, накопления, размещения, хранения,
пополнения и освежения медицинского имущества резерва определяется Положением о
резервах медицинского имущества для чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура медицинского имущества и его
количество определяются с учетом возможной медико-тактической обстановкой по
нормам снабжения медицинским имуществом службы медицины катастроф в
чрезвычайных ситуациях и табелям оснащения формирований
службы медицины катастроф.
Ответственными за
накопление и содержание резерва медицинского имущества для Службы на
федеральном и региональном уровнях является Всероссийский центр медицины
катастроф "Защита" при непосредственном участии управления
обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой Минздрава России,
на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующие органы
управления здравоохранения.
4.12. Комплекс мероприятий по подготовке
к ликвидации медико-санитарных последствий радиационных и химических аварий и
катастроф в системе аварийно-спасательных работ на объектах и территориях,
обслуживаемых Федеральным управлением "Медбиоэкстрем", и его
выполнение организуют и проводят штатные силы и средства этого управления во
взаимодействии с другими формированиями и учреждениями Службы.
4.13. Подготовка Службы к ликвидации
медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций (стихийные
бедствия, радиационные, химические аварии, эпидемии и др.), содержание и
организация конкретных мероприятий по медико-санитарному обеспечению при их
ликвидации регламентируются соответствующими руководствами.
4.14. Начальником службы
медицины катастроф Минздрава России является министр здравоохранения
Российской Федерации. Непосредственное руководство Службой осуществляет первый
заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Начальниками служб
медицины катастроф на территориальном, местном и объектовом уровнях являются
руководители соответствующих органов управления
здравоохранения Минздрава России.
Руководящими органами Службы на
федеральном, региональном, территориальном уровнях являются соответствующие
центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов
Службы. На местном и объектовом уровнях задачи штабов Службы выполняются
штабами медицинской службы Гражданской обороны (специально назначенными
должностными лицами). Штабы Службы подчиняются руководителям соответствующего
звена здравоохранения.
Начальники Службы на всех уровнях
являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий
службы медицины катастроф.
По оперативно-тактическим вопросам в
пределах выполняемых задач Служба руководствуется решениями соответствующих
комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Руководство подготовкой к работе в
чрезвычайных ситуациях объектов здравоохранения (больница, поликлиника,
диспансер, центр санэпиднадзора и др.) возлагается на начальника ГО объекта -
руководителя данного учреждения, который может создавать штаб по делам ГО и ЧС.
4.15. Основным
документом управления Службой является План медико-санитарного обеспечения
населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается на всех уровнях
ВСМК соответствующими штабами Службы при участии органов управления силами и
средствами других министерств и ведомств, принимающих участие в соответствии с
возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, подписывается председателем межведомственной координационной
комиссии, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей
комиссии по чрезвычайным ситуациям.
План
медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет
собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод ВСМК
(Службы) в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную
организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и должен включать: медико-тактическую характеристику
данной территории (объекта) с учетом вероятных чрезвычайных ситуаций;
характеристику ВСМК (Службы) данного уровня; календарный план перевода службы медицины катастроф в различные
режимы готовности; частные планы медико-санитарного обеспечения при ликвидации
медико-санитарных последствий различных наиболее вероятных чрезвычайных
ситуаций (на объекте - частных и объектовых чрезвычайных ситуаций; на местном и территориальном уровнях - чрезвычайных ситуаций на
подведомственных территориях, а также наиболее крупных объектовых чрезвычайных
ситуаций, для ликвидации которых необходимы силы и средства службы медицины
катастроф местного и территориального уровней; на региональном уровне -
наиболее крупных местных или региональных чрезвычайных ситуаций; на федеральном
уровне - применительно к глобальным и региональным чрезвычайным ситуациям).
Во всех документах управления и разделах
Плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях должно
быть четко определено содержание и порядок выполнения комплекса мероприятий,
возложенных в соответствии с настоящим Положением на Службу медицины катастроф
Минздрава России.
Организационно-методическое руководство
планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
осуществляет Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"
Минздрава России.
В соответствии с Планом
медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях органы
управления, лечебные, санитарно-профилактические и другие учреждения Минздрава
России разрабатывают планы работы при чрезвычайных ситуациях.
4.16. Основными направлениями научных
исследований Службы являются:
изучение медико-санитарных последствий
возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф;
обоснование методик оперативного
прогнозирования медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций и
потребности в силах и средствах Службы для их ликвидации и обоснования оптимального
варианта организации медико-санитарного обеспечения;
разработка теоретических, методических и
организационных основ развития и совершенствования Службы, повышения ее
готовности;
совершенствование принципов
использования, развертывания и организации работы формирований и учреждений
Службы;
совершенствование организации и
выполнения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий,
наиболее вероятных для данной территории стихийных бедствий, аварий и
катастроф, а также при оказании экстренной и планово-консультативной
медицинской помощи населению;
поиск оптимальных вариантов эффективного
использования штатных формирований и учреждений Службы в режиме повседневной
деятельности;
разработка и совершенствование принципов
и методов управления Службой на всех уровнях на основе совершенствования
организационной структуры, организации работы органов управления и улучшения
оснащения службы современными техническими средствами; разработка и внедрение
автоматизированной системы управления Службой;
обоснование организационных форм
комплексного использования сил и средств Службы
различных министерств и ведомств при ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций;
совершенствование оснащения и организации
снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений Службы;
создание новых образцов медицинской
техники для Службы;
обобщение передового опыта и внедрение
результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
совершенствование до- и последипломной
подготовки медицинских кадров и усовершенствования руководящих кадров
здравоохранения по вопросам медицины катастроф, разработка учебных пособий,
подготовка и проведение всероссийских и региональных научно-практических
конференций, совещаний по проблемам медицины катастроф;
осуществление международного научного
сотрудничества в целях изучения зарубежного опыта организации и оказания
экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях.
5. ФИНАНСИРОВАНИЕ
СЛУЖБЫ И ЕЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1. Финансирование Службы осуществляется
за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих
целевых программ.
5.2. Резерв финансовых,
материально-технических ресурсов и медицинского имущества создается:
в составе
государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоочередных работ
при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - за счет средств федерального
бюджета;
на федеральном и региональном уровнях -
за счет средств федерального бюджета;
резерв субъекта Российской Федерации - за
счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;
резерв местного уровня - за счет
собственного бюджета;
объектовый резерв - за счет собственных
средств организации.
5.3. Порядок создания, расходования,
номенклатура и объемы резервов финансовых, материально-технических ресурсов и
медицинского имущества определяются органом (организацией), их создающим.