ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 1997 г. N 1117
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ
ЛЕЧЕНИИ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-НТЕРНАТЕ И
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое
положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для
детей, нуждающихся в длительном лечении.
2. В абзаце втором пункта 1 Типового
положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2671), исключить слова:
"санаторно-лесных школ, санаторных школ-интернатов".
3. В пункте 1 Типового положения об
образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1
июля 1995 г. N 676 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28,
ст. 2693), исключить абзац шестой.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 1997 г. N 1117
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует
образовательную, финансово-хозяйственную, реабилитационную и
лечебно-оздоровительную деятельность оздоровительных образовательных учреждений
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Настоящее Положение является типовым для
государственных и муниципальных оздоровительных образовательных учреждений
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторных
школ-интернатов, санаторно-лесных школ, санаторных детских домов для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Для оздоровительных образовательных
учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, иной
организационно-правовой формы настоящее Типовое положение выполняет функции
примерного.
На основе настоящего Типового положения
оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении (далее именуется - учреждение), разрабатывает
свой устав.
2. Учреждение создается в целях оказания
помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения
реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в
обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в
длительном лечении.
3. Деятельность учреждения осуществляется
на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, автономности и
светского характера образования.
4. Учреждение несет в
установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность
перед органами государственной власти, органами местного самоуправления,
обучающимися и их родителями (законными представителями) за реализацию
конституционного права граждан на получение бесплатного образования, качество
образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за
адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса, реабилитационной и лечебно-оздоровительной работы возрастным
психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам,
требованиям охраны жизни и здоровья детей.
5. Учреждение в своей деятельности
руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим
Типовым положением.
II. Организация
деятельности учреждения
6. Учреждение создается учредителем
(учредителями) при наличии необходимых условий для обучения, воспитания,
лечения и проживания детей и регистрируется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
7. Порядок открытия, реорганизации и
ликвидации учреждения определяется законодательством Российской Федерации.
8. Статус учредителя (учредителей)
определяет организационно-правовую форму учреждения.
Учредителями государственного учреждения
могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципального учреждения
являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство
учреждения.
Учредительными документами учреждения
являются решение о его создании или договор учредителей, а также устав
учреждения.
Передача государственного учреждения в
ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия этих
органов.
9. Отношения между учредителем
(учредителями) и учреждением определяются договором, заключенным между ними в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Права юридического лица в части
ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на
подготовку образовательного процесса, возникают у учреждения с момента его
регистрации. Как юридическое лицо оно имеет устав, закрепленное за ним имущество,
расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного
образца, штамп, бланки со своим наименованием.
11. Право на ведение образовательной
деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации,
возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
12. Учреждение проходит государственную
аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации
"Об образовании".
13. Учреждение в соответствии с
законодательством Российской Федерации вправе участвовать в образовании
объединений в форме ассоциаций и союзов.
14. Количество классов в учреждении
определяется в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для
осуществления образовательного процесса и лечебно-оздоровительной работы.
При наличии соответствующих
санитарно-гигиенических условий в учреждении могут открываться группы для детей
дошкольного возраста. Работа в них осуществляется в соответствии с Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении.
15. В городском учреждении предельная
наполняемость классов не должна превышать 20 человек, а воспитательных групп -
10, в сельских учреждениях - соответственно 15 и 7 человек.
При наличии необходимых условий и средств
(в том числе внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных
групп с меньшей наполняемостью.
При проведении занятий в 4-11 классах по
иностранному языку, в 5-11 классах по трудовому обучению, в 10-11 классах по
информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических
занятий), в 1-11 классах по лечебной физической культуре, в бассейне
допускается деление класса на две группы.
При наличии необходимых условий и средств
(в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов с меньшей
наполняемостью, а также 1-3 классов при изучении иностранного языка.
III.
Образовательный процесс
16. Учреждение реализует образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования.
Образовательный процесс в учреждении
осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого
учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий,
составляемым с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего
проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми.
17. Режим дня, обеспечивающий научно
обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом
продолжительности пребывания детей в учреждении.
Продолжительность каникул устанавливается
в течение учебного года не менее 36 календарных дней, летом - не менее 10
недель.
Для обучающихся
в первом классе в течение года устанавливаются дополнительные недельные
каникулы.
18. Трудовое воспитание детей
осуществляется на основе соединения обучения с приобретением трудовых навыков с
учетом медицинских показаний и рекомендаций врачей-специалистов учреждения.
19. В учреждении могут создаваться
различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам.
20. В соответствии с законодательством
Российской Федерации об образовании учреждение может реализовывать
дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные
образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и
государственных образовательных стандартов.
IV. Участники
учебно-воспитательного процесса,
работники учреждения, их права и обязанности
21. Участниками учебно-воспитательного
процесса в учреждении являются дети, педагогические и медицинские работники,
родители (законные представители).
22. Направление детей в учреждение
осуществляется органами управления образованием в порядке, установленном
Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при согласии
родителей (законных представителей).
Прием детей в учреждение осуществляется в
порядке, определяемом его уставом.
23. Зачисление детей в учреждение
производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных
случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов
управления образованием в соответствии с заключением клинико-экспертной
комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения или комиссии
противотуберкулезного диспансера по месту жительства ребенка на основании
документов, перечень которых определяется уставом учреждения.
24. Срок пребывания детей в учреждении
зависит от медицинских показаний по перечню, утверждаемому Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Конкретные сроки
пребывания детей в учреждении определяются врачами-специалистами данного
учреждения.
25. Плата за содержание детей в
учреждении с родителей (законных представителей) не взимается.
26. При поступлении в учреждение дети
должны иметь необходимый комплект одежды и обуви, указанный в путевке
(направлении), выданной соответствующим органом управления образованием.
27. Администрация учреждения при
поступлении детей в учреждение обязана ознакомить родителей (законных
представителей) с уставом данного учреждения.
28. Права и обязанности детей, их
родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и иными,
предусмотренными этим уставом актами.
29. Порядок комплектования работниками
учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения
работодателем является администрация данного учреждения.
На педагогическую и медицинскую работу
принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую и
медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании.
30. Отношения работника и администрации
учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не
могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
Срок действия трудового договора
(контракта) определяется работником и работодателем при его заключении.
31. Работники учреждения имеют право на
участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения, а
также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
32. Права и обязанности работников
учреждения, а также предоставляемые им социальные гарантии и льготы
определяются законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым
положением, уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка, квалификационными
характеристиками работников образовательных учреждений и учреждений
здравоохранения.
33. Психологическую реабилитацию детей,
консультативную и психопрофилактическую работу с педагогическими и медицинскими
работниками, родителями (законными представителями) в учреждении осуществляет
педагог-психолог.
34. Медицинские работники доводят до
сведения педагогических работников результаты углубленных осмотров детей, дают
рекомендации по их медико-педагогической реабилитации; совместно с педагогами
решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их
участия в трудовой деятельности.
35. Медицинские
работники совместно с педагогом-психологом оказывают помощь педагогическим
работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям
при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и
состояния здоровья, в выполнении медико-психологических рекомендаций; ведут
просветительскую работу среди детей, родителей (законных представителей), педагогических
работников по ознакомлению с санитарно-гигиеническим режимом учреждения,
особенностями медицинской реабилитации, формирования у детей навыков здорового
образа жизни.
V. Организация
лечебно-оздоровительной работы
36. Лечебно-оздоровительные,
реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия,
направленные на оздоровление детей, осуществляются в учреждении штатными
медицинскими или закрепленными за учреждением органами здравоохранения
медицинскими работниками, а также педагогическими работниками учреждения.
В своей работе медицинские работники
руководствуются соответствующими нормативными и методическими материалами
органов здравоохранения.
37. Под руководством врачей-специалистов
в учреждении проводятся лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия,
направленные на профилактику рецидивов болезни и улучшение здоровья детей.
Учреждение помимо осуществления
медико-оздоровительных программ и гарантированного объема бесплатной
медицинской помощи может оказывать в установленном порядке дополнительно
платные лечебные услуги.
Занятия по лечебной физкультуре
проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим
соответствующую подготовку.
38. Режим дня устанавливается с учетом
максимального пребывания детей на воздухе, где предусматривается проведение
уроков и внеклассных мероприятий, большой перемены и дневной сон.
Принятие процедур, определенных курсом
лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при условии согласования
с расписанием занятий.
В целях охраны здоровья детей в период
проведения лечения медицинские работники могут рекомендовать детям со сниженной
работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных дней отдыха в
течение недели, а также выделение одного дня в неделю на проведение занятий
физической культурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок, походов,
посещение выставок.
39. В учреждении на каждого ребенка
заводится медицинская карта, выписка из которой выдается родителям (законным
представителям) по окончании срока пребывания ребенка в учреждении.
40. Контроль за
организацией и проведением комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных
мероприятий в учреждении осуществляется органами управления здравоохранением по
месту нахождения данного учреждения.
Органы управления здравоохранением
оказывают помощь учреждению в укомплектовании его штата медицинским персоналом,
повышении квалификации медицинских работников, привлечении научно-исследовательских
и медицинских институтов для оказания консультативной помощи и во внедрении
современных методов лечебно-оздоровительной работы.
VI. Управление
учреждением
41. Управление учреждением осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
42. Управление учреждением осуществляется
на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждения
являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический
совет и др. Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция
определяются его уставом.
43. Непосредственное руководство
учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Найм (прием) на работу директора
государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом
учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
44. Директор учреждения несет
ответственность за исполнение своих функциональных обязанностей,
предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом)
и уставом учреждения.
VII. Имущество и
средства учреждения
45. Собственник имущества (уполномоченный
им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
закрепляет имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за
учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты собственности, закрепленные за
учреждением, находятся в его оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и
распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в
соответствии с назначением имущества, уставом, законодательством Российской
Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение имущества,
закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и в порядке, которые
предусмотрены законодательством Российской Федерации.
46. Учреждение в соответствии с
установленными нормативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для
организации образовательного процесса, лечебно-оздоровительной работы,
трудового обучения, быта и отдыха обучающихся.
Оснащение, монтаж и установка
медицинского оборудования, контроль за его
эксплуатацией и ремонт проводятся по договорам организациями, имеющими
государственную лицензию на выполнение этих работ.
47. Учреждение несет ответственность
перед собственником имущества (уполномоченным им органом) за сохранность и
эффективное использование имущества. Контроль за
деятельностью учреждения в этой области осуществляется собственником имущества
(уполномоченным им органом).
48. Деятельность учреждения финансируется
его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и
финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные средства учредителя
(учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением
собственником имущества (уполномоченным им органом);
кредиты банков и других кредитных
организаций;
средства спонсоров; добровольные
пожертвования физических и юридических лиц и другие источники в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Финансирование учреждения осуществляется
на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в
расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения.
Привлечение учреждением дополнительных
средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его
финансирования из бюджета учредителя (учредителей).
49. Учреждение вправе осуществлять
самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой
деятельности в соответствии со своим уставом и с законодательством Российской
Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.
50. Учреждение устанавливает заработную
плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества,
качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты
и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и
надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты),
структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание,
распределение должностных обязанностей.
51. Учреждение может осуществлять
международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
52. При ликвидации учреждения
учитываемые на отдельном балансе доходы, полученные от предпринимательской
деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество за вычетом
платежей, связанных с выполнением обязательств, направляются на развитие
образования в соответствии с уставом учреждения.