МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
30 сентября 1997 г.
N 1100/8-97-1110
О ВНЕДРЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РАЗРАБОТКЕ
НОРМАТИВНЫХ
И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нормативные и методические документы
санитарного законодательства являются одной из основ в обеспечении санитарно -
эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и соблюдение
установленных регламентов разработки и внедрения федеральных и территориальных
санитарных правил, норм должно являться для санитарной службы обязательным
условием ее деятельности.
В последние годы
научно-исследовательскими учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля
разработано, пересмотрено значительное количество федеральных санитарных правил
и норм, гигиенических нормативов, методических указаний по всем разделам
гигиены и эпидемиологии. Внедрение их в практику имеет приоритетное значение.
Во многих центрах госсанэпиднадзора
выписываются информационные указатели нормативных и методических документов, в
соответствии с Приказом ГКСЭН РФ от 16.11.93 N 120 налажены регистрация и учет
поступающих документов, издаются приказы о их
внедрении, составляются планы внедрения, имеются акты на их внедрение.
В 1996 году центрами госсанэпиднадзора
Российской Федерации осуществлялось внедрение нормативных и методических
документов федерального уровня (НМД):
33 СанПина, 11 санитарных норм, 12
гигиенических нормативов, 7 руководств, 47 методических указаний, 18
методических указаний на методы контроля. Преобладающее число НМД федерального
уровня в 1996 году внедрялось по разделу гигиены окружающей среды. Преобладало
внедрение методических указаний, СанПинов, санитарных правил, методических
указаний на методы контроля; меньше ЦГСЭН в 1996 году внедрялись гигиенические
нормативы и санитарные нормы.
Эффективно
внедряются федеральные НМД в г. Москве, Московской, Смоленской, Ростовской,
Кемеровской областях, в Приморском крае, Республике Саха (Якутия) и др. Не
внедрялись федеральные НМД, например, по разделу гигиены окружающей среды,
центрами ГСЭН Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики и др.
Основными причинами медленного внедрения
в 1996 году ЦГСЭН различных видов федеральных НМД является отсутствие
оборудования, особенно реактивов. Так, невнедрение гигиенических нормативов в
58% было обусловлено отсутствием оборудования, а невнедрение методов контроля -
в 52% отсутствием оборудования и в 26% - отсутствием специалистов.
Наряду с этим, проверки в различных
субъектах Российской Федерации указывают на неполное выполнение Приказа ГКСЭН
РФ от 16.11.93 N 120.
Практически во всех проверенных
территориях ЦГСЭН заинтересованные ведомства, предприятия и учреждения
информируются о выходе НМД несвоевременно. Население редко информируется о
выходе новых документов санитарного законодательства и еще реже о
санитарно-гигиенических и противоэпидемических требованиях к объектам
окружающей природной среды и жизнедеятельности человека. Новые нормативные и
методические документы по гигиене и эпидемиологии медленно внедряются в
практику госсанэпиднадзора.
Выполнение
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 20 мая 1996 г. N 9-11 об обязательности наличия на каждом предприятии, в
организации и учреждении, независимо от их организационно-правовой формы,
санитарных правил и норм центрами госсанэпиднадзора контролируется недостаточно
- на многих объектах нормативные документы санитарного законодательства
отсутствуют, а где они имеются, работа с ними ведется недостаточно, что
существенно снижает эффективность госсанэпиднадзора.
В последние годы в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625
"О государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" во
многих субъектах Российской Федерации разрабатываются и действуют
территориальные санитарные правила, нормы и методические документы, количество
которых с каждым годом растет и достигло в 1996 году
299, из которых более 50 - санитарные правила и нормы. Активно
работает в этом направлении г. Москва, Орловская, Кемеровская, Курская,
Воронежская области и др. Не осуществлялась разработка территориальных НМД в
Новгородской, Костромской, Тамбовской областях, в Хабаровском крае и др. Однако
информация об утвержденных документах не всегда своевременно доводится до
исполнителей, эти документы не представляются в Департамент госсанэпиднадзора
Минздрава России, недостаточно ведется работа по этим документам в средствах
массовой информации.
Департамент госсанэпиднадзора обращает
внимание главных государственных санитарных врачей субъектов Российской
Федерации на необходимость совершенствования работы по внедрению в практику
федеральных и разработке территориальных документов санитарного законодательства
в соответствии с установленным порядком.
Территориальные НМД должны отвечать
современным достижениям отечественной и зарубежной науки и практики и не
противоречить санитарному законодательству Российской Федерации.
Начальник Департамента
госсанэпиднадзора, Заместитель
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
А.А.МОНИСОВ