УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации -
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
9 октября 1997 года
Дата введения -
с момента утверждения
5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРОВ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА И ИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУ 5.1.9.10-97
1. Разработаны: Минздравом России,
Кемеровским областным центром Госсанэпиднадзора (Зенков В.А., Котовщиков В.Н.,
Цигельник М.И.), Кемеровской государственной медицинской академией (Михайлуц
А.П.).
2. Утверждены и введены в действие Первым
заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации - Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко.
3. Введены впервые.
1. Область
применения
Настоящие
Методические указания устанавливают методику организации и оценки деятельности центров
госсанэпиднадзора и их структурных подразделений с использованием моделей
конечных результатов (МКР) с целью оптимизации управления госсанэпидслужбой в
звене "областной (краевой) - городской - районный центры
госсанэпиднадзора" за счет обоснованного выбора приоритетных направлений
госсанэпиднадзора на территориях, унификации и объективизации оценки работы
структурных подразделений центров госсанэпиднадзора, рационального
использования кадрового, финансового и материального потенциалов госсанэпидслужбы.
Методические указания предназначены для
областных (краевых), городских, районных центров госсанэпиднадзора РФ.
2. Нормативные
ссылки
В настоящих Методических указаниях
использованы ссылки на следующие документы.
2.1. Закон РСФСР "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". М., 1991 г.
2.2. Положение о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 625.
2.3. Приказ Госкомсанэпиднадзора России
от 03.08.93 N 79 "О получении информации по объектам
госсанэпиднадзора".
2.4. Система оценки и контроля качества
деятельности центров госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров.
Методические указания МУ 5.1.661-97.
3. Общие положения
3.1. Основными методическими
подходами по организации и оценке деятельности центров госсанэпиднадзора
и их структурных подразделений с использованием моделей конечных результатов
(МКР) являются:
- обоснование МКР по отдельным
направлениям госсанэпиднадзора, проводимого
структурными подразделениями центров госсанэпиднадзора;
- формирование на год МКР по отдельным
направлениям госсанэпиднадзора в виде совокупности показателей
результативности;
- выбор единиц измерения показателей
результативности МКР, установление нормативов в принятых единицах измерения по
каждому показателю результативности МКР;
- ранжирование показателей
результативности МКР по приоритетности за счет принятия оценки их в баллах;
- рассмотрение вопросов
нормативно-методического, лабораторно-инструментального, кадрового, финансового
обеспечения деятельности структурных подразделений и в целом центров
госсанэпиднадзора по достижению нормативов показателей МКР;
- периодическое (ежеквартальное, 1 раз в
полгода, 1 раз в год) подведение итогов деятельности структурных подразделений
и в целом центров госсанэпиднадзора по достижению нормативов показателей МКР с
их количественными характеристиками;
- оценка деятельности центров госсанэпиднадзора
и их структурных подразделений по достижению нормативов МКР и их влиянию на
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения территорий.
3.2. Проведение госсанэпиднадзора с
использованием МКР должно повышать уровень организационно-методической работы
областного центра госсанэпиднадзора и обеспечивать своевременные обратные связи
от районных и городских центров госсанэпиднадзора, что позволяет оперативно
корректировать деятельность учреждений госсанэпидслужбы на территориях области.
3.3. Использование МКР в деятельности
центров госсанэпиднадзора должно базироваться на учете нормативов трудоемкости
и трудозатрат на отдельные виды работ и госсанэпиднадзора.
4. Организация
работы структурных подразделений
центров госсанэпиднадзора с использованием
моделей конечных результатов
4.1. Обоснование моделей конечных
результатов по направлениям госсанэпиднадзора.
4.1.1. Структурные подразделения
областного центра госсанэпиднадзора ежегодно обосновывают и предлагают МКР, в
соответствии с которыми центрами госсанэпиднадзора городов и районов должен
проводиться госсанэпиднадзор по разделам коммунальной гигиены, эпидемиологии,
гигиены труда, гигиены детей и подростков, гигиены питания, радиационной
гигиены и другим.
4.1.2. При обосновании
МКР необходимо руководствоваться: законом РСФСР "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Методическими
указаниями "Система оценки и контроля качества деятельности центров
госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров" МУ 5.1.661-97, учитывая
складывающуюся санитарно-эпидемиологическую ситуацию и показатели состояния
здоровья населения на территории области, санитарно-эпидемиологическое
состояние объектов надзора и окружающей среды, нормативно-методический,
кадровый и лабораторный потенциал центров госсанэпиднадзора.
4.1.3. Модели конечных результатов
оформляются в виде совокупности показателей результативности по отдельным
направлениям госсанэпиднадзора (структурным подразделениям центров
госсанэпиднадзора), включающих собственно деятельность и состояние санитарно-эпидемиологической
ситуации (Приложение N 1).
4.2. Измерение, нормирование и
ранжирование по приоритетности показателей результативности моделей конечных
результатов.
4.2.1. За единицу измерения показателей
МКР деятельности служб следует брать процент выполнения обследований объектов,
расследований случаев отравлений, заболеваний, гигиенических и
противоэпидемических мероприятий и других видов работ с необходимым качеством
(использование лабораторно-инструментальных методов исследования и контроля; установление
причин загрязнений, отравлений и заболеваний; применение мер пресечения
санитарных правонарушений; выполнение стандартизованных технологий деятельности
специалиста).
4.2.2. Норматив - это заданный областным
(краевым) центром ГСЭН процент необходимого объема работы по приоритетному
направлению деятельности в определенный период времени (квартал, полугодие,
год), учитывающий медико-демографическую, санитарно-эпидемиологическую ситуацию
и степень ее неблагополучия на территории.
4.2.3. Норматив следует ранжировать в
баллах (1-10) с учетом санитарно-эпидемиологических приоритетов и очередности
проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
4.3. Организационное,
нормативно-методическое, лабораторное, кадровое обеспечение деятельности центров
госсанэпиднадзора с использованием моделей конечных результатов.
4.3.1. Учитывая, что
МКР могут быть выполнены территориальными центрами госсанэпиднадзора при
условии достаточного нормативно-методического, лабораторного, финансового и
кадрового обеспечения, необходимо ежегодно проводить его анализ с определением
контрольных цифр финансирования; доукомплектования кадрами, лабораторным
оборудованием и автотранспортом, переориентации лабораторных подразделений,
обучения и переобучения специалистов, разработки методических документов.
4.3.2. Организационное
обеспечение должно предусматривать: своевременное доведение областным центром
госсанэпиднадзора МКР до исполнителей - территориальных центров
госсанэпиднадзора; расчет трудоемкости МКР на отдельных территориях;
установление обратных связей и контроля за поступлением информации от
территориальных центров госсанэпиднадзора; оценку деятельности центров
госсанэпиднадзора и их структурных подразделений по выполнению МКР; принятие
управляющих решений, включая финансовые, материально-технические, экономические
и другие вопросы; проведение семинаров и дней специалистов.
4.3.3. Нормативно-методическое
обеспечение при использовании МКР требует разработки: медико-экономических
стандартов на отдельные виды деятельности; нормативов трудоемкости и
трудозатрат на отдельные виды работ; методических документов (указания, рекомендации,
инструкции) по проведению госсанэпиднадзора в рамках МКР; методов
информационно-компьютерной поддержки анализа достижения МКР.
4.3.4. Использование МКР должно
сопровождаться совершенствованием лабораторного обеспечения, которое
заключается в выравнивании уровней лабораторно-инструментальных исследований на
территориях, увеличении объемов и расширении видов исследований, переориентации
и создании более мощных специализированных аккредитованных лабораторий для
обслуживания нескольких территорий.
4.3.5. Кадровое обеспечение при
использовании МКР следует направлять на доукомплектование штатов, обучение и
повышение квалификации специалистов, учет при их аттестации и заключении
контрактов достигнутых результатов в выполнении МКР.
5. Оценка
деятельности центров госсанэпиднадзора
и их структурных подразделений при использовании
модели конечных результатов
5.1. Городские и районные центры
госсанэпиднадзора должны ежеквартально представлять в областной центр
госсанэпиднадзора информацию о деятельности по МКР в форме таблиц двух видов и
краткой пояснительной записки (в случае необходимости), отражающей сложившуюся
ситуацию, принятые меры и результаты выполнения МКР каждым структурным
подразделением и в целом центром госсанэпиднадзора.
5.2. В таблицах первого вида следует
приводить данные в абсолютных числах о проведенной работе (например, количество
поднадзорных объектов, в том числе обследованных) по каждому показателю
результативности МКР каждым структурным подразделением (по каждому разделу)
территориального центра госсанэпиднадзора.
На основании таблиц этого вида областным
центром госсанэпиднадзора составляется итоговая таблица в относительных
единицах в целом по области.
5.3. В таблицах второго
вида должны представляться данные о фактическом выполнении каждого показателя
результативности МКР в принятых единицах его измерения, в баллах по отношению к
нормативу, в процентах фактического балла от норматива баллов, принимаемого за
100%. При этом по каждому структурному подразделению (разделу) рассчитываются в
целом по МКР: средний балл выполнения МКР; средний балл-норматив МКР;
процент фактического среднего балла от среднего балла-норматива (приложение N 2
- не приводится).
По каждому показателю результативности
МКР процент фактического балла от норматива баллов не должен превышать 100% для
избежания "перевыполнения" МКР за счет менее значимых и менее
приоритетных показателей результативности.
Таблицы второго вида должны иметь в целом
по городскому, районному центру госсанэпиднадзора интегральные величины:
средний балл фактического выполнения всех МКР; средний балл-норматив всех МКР
по области; процент фактического среднего балла всех МКР от среднего
балла-норматива всех МКР по области (Приложение N 3).
5.4. Районные,
городские, областной (краевой) центры госсанэпиднадзора и их структурные
подразделения должны проводить оценку деятельности с использованием МКР в два
этапа.
5.5. Первый этап носит характер оценки с
тактических позиций. На нем оцениваются проценты фактических средних баллов от
средних баллов-нормативов. Целесообразно выделять три уровня оценок. При первом
уровне оценки, характеризуемой как "приемлемая", средняя величина
достигает 70% и более. При втором уровне оценки, характеризуемой как
"настораживающая", средняя величина составляет 50-69% и при третьем
уровне оценки, характеризуемой как "требующая принятия экстренных
мер", средняя величина равна менее 50% (Приложение N 4).
5.6. На втором этапе следует оценивать
деятельность центров госсанэпиднадзора при использовании МКР со стратегических
позиций. Оценку целесообразно проводить раз в два года. Оцениваются
как изменились на территориях показатели, характеризующие состояние здоровья
населения, состояние объектов госсанэпиднадзора и окружающей среды, оперативную
активность центров госсанэпиднадзора и их структурных подразделений. При оценке
рекомендуется руководствоваться Методическими указаниями "Система оценки и
контроля качества деятельности центров госсанэпиднадзора и структурных
подразделений центров" МУ 5.1.661-97.
Результаты оценки деятельности центров госсанэпиднадзора
и их структурных подразделений с использованием МКР на втором этапе необходимо
представлять в виде таблицы (Приложение N 5).
5.7. По результатам оценки деятельности с
использованием МКР центров госсанэпиднадзора и их структурных подразделений
следует проводить обсуждение с принятием мер, предусмотренных в основном в п.
4.3. настоящих Методических указаний.
Приложение N 1
МКР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ГСЭН НА ___ ГОД
N
п/п
|
Показатели
результативности
|
Еди-
ница
изме-
рения
|
Норматив
показателя
деятель-
ности по
плану
|
Выполнение МКР
|
в
еди-
ницах
изме-
рения
|
в
бал-
лах
|
в
еди-
ни-
цах
из-
ме-
ре-
ния
|
в
бал-
лах
|
в %
от
нор-
ма-
тива
в
бал-
лах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Эпидемиология
|
1.
|
Удельный вес
очагов инфекционных забо-
леваний, в которых в первые сутки от
момента регистрации определены границы
и проведен полный комплекс противо-
эпидемических мероприятий при регистра-
ции заболеваний дифтерией, корью,
менингококковой инфекцией, брюшным тифом
и в эпидзначимых объектах острыми кишеч-
ными инфекциями и сальмонеллезами
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
2.
|
Удельный вес
групповых заболеваний,
вспышек острых кишечных инфекций и
сальмонеллезов, где установлен
источник и пути передачи инфекции
|
%
|
80
|
8
|
|
|
|
3.
|
Удельный вес
очагов, в которых отсут-
ствуют последовательные (в течение
максимального инкубационного периода)
случаи заболеваний среди общавшихся
дифтерией, корью, брюшным тифом,
шигеллезами, сальмонеллезами
|
%
|
100
|
7
|
|
|
|
4.
|
Выполнение
квартального плана вакцинации
и ревакцинации против полиомиелита детей
с 1 года до 3-х лет
|
%
|
95
|
10
|
|
|
|
5.
|
Достижение к 1
декабря охвата противо-
коклюшными прививками детей в возрасте
12 месяцев
|
%
|
95
|
8
|
|
|
|
6.
|
Выступление в
средствах массовой
информации (телевидение, радио, печать)
по вопросам вакцинопрофилактики
|
1 выс-
туп-
ление
|
1
|
2
|
|
|
|
7.
|
Выполнение
квартального плана профприви-
вок против дифтерии взрослому населению
|
%
|
100
|
6
|
|
|
|
8.
|
Достижение к 1
декабря охвата противо-
дифтерийными прививками детей в возрасте
12 месяцев
|
%
|
95
|
8
|
|
|
|
9.
|
Достижение к 1
декабря охвата противо-
дифтерийными прививками взрослого
населения
|
%
|
80
|
5
|
|
|
|
10.
|
Удельный вес
выполнения плана работы по
информированию медработников, населения
о правилах безопасного поведения в целях
предупреждения заражения ВИЧ, вирусным
гепатитом В
|
%
|
100
|
3
|
|
|
|
11.
|
Удельный вес
выполнения врачами-
эпидемиологами программ обучения
молодежи (школы, ПТУ, институты) с целью
предупреждения наркомании, ВИЧ,
болезней, передающихся половым путем
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
12.
|
Охват
туберкулинодиагностикой декретиро-
ванных контингентов (7-8, 14-15 лет)
|
%
|
100
|
8
|
|
|
|
13.
|
Охват
ревакцинацией против туберкулеза
подлежащих контингентов (7-8, 14-15
лет)
|
%
|
100
|
8
|
|
|
|
14.
|
Показатель
обработки очагов чесотки и
педикулеза
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
15.
|
Своевременность
обследования эпидочагов
клещевого энцефалита, боррелиоза
(зарегистрировано, обследовано, %)
|
%
|
90
|
8
|
|
|
|
|
<...>
27.
|
Обследование
подвальных помещений на
наличие выплода комаров (учтено,
обследовано, %)
|
%
|
90
|
6
|
|
|
|
|
Гигиена
труда
|
1.
|
Удельный вес
поликлиник, охваченных
контролем на предмет своевременности и
полноты постановки диагноза "подозрения
на профзаболевание"
|
%
|
50
|
7
|
|
|
|
2.
|
Удельный вес
санитарно-гигиенических
характеристик условий труда лиц с
подозрением на профзаболевание, в
которых оценка условий труда и степени
риска профзаболевания дана на основе
дозо-временных эффектов
|
%
|
10
|
10
|
|
|
|
3.
|
Удельный вес
специальных (контрольных)
обследований объектов, на которых за
последние 5 лет регистрировались проф-
заболевания, в целях контроля за
устранением ранее установленных причин
профзаболеваний
|
%
|
10
|
6
|
|
|
|
4.
|
Удельный вес
актов расследования про-
фессиональных отравлений, и заболеваний,
по которым к виновным приняты санкции
|
%
|
20
|
10
|
|
|
|
5.
|
Удельный вес
обследованных объектов с
установленными санитарными правоноруше-
ниями (кроме средств индивидуальной
защиты), по которым к виновным приняты
санкции
|
%
|
40
|
10
|
|
|
|
6.
|
Удельный вес
санитарных обследований
объектов с установленными санитарными
правонарушениями по применению средств
индивидуальной защиты, по которым к
виновным приняты санкции
|
%
|
100
|
10
|
|
|
|
7.
|
Удельный вес
обследованных объектов, на
которых работающие подвергаются
воздействию аллергенов, канцерогенов,
веществ остронаправленного действия и
других веществ I и II классов опасности
|
%
|
10
|
5
|
|
|
|
8.
|
Удельный вес
обследований объектов -
производителей новой потенциально
опасной продукции с целью контроля ее
своевременной гигиенической сертификации
и выполнения требований выданных
гигиенических сертификатов
|
%
|
100
|
3
|
|
|
|
9.
|
Удельный вес
объектов, обследованных с
целью контроля наличия гигиенических
сертификатов на используемую новую
потенциально опасную продукцию
|
%
|
5
|
5
|
|
|
|
10.
|
Удельный вес
обследованных объектов
надзора с целью проверки своевременности
и полноты производственного контроля за
условиями труда (статья 34 Закона)
|
%
|
20
|
3
|
|
|
|
11.
|
Удельный вес
санитарных обследований
объектов с применением лабораторных и
инструментальных методов исследования
производственной среды
|
%
|
60
|
5
|
|
|
|
Коммунальная
гигиена
|
1.
|
Удельный вес
обследованных строящихся и
реконструируемых объектов, являющихся
пусковыми в отчетном периоде
|
%
|
100
|
3
|
|
|
|
2.
|
Удельный вес
принятых в эксплуатацию
объектов жилищно-гражданского
строительства, построенных с применением
полимерных и синтетических материалов с
проведением исследований воздуха на
содержание химических примесей
|
%
|
для
горо-
дов -
60,
для
райо-
нов -
50
|
7
7
|
|
|
|
3.
|
Количество
обследований объектов
предупредительного и текущего надзора на
1 специалиста отделения коммунальной
гигиены
|
Коли-
чество
обсле-
дова-
ний
|
для
горо-
дов -
50,
для
райо-
нов -
35
|
5
5
|
|
|
|
4.
|
Удельный вес
обследованных объектов
текущего надзора от общего количества
объектов, находящихся на контроле
|
%
|
80
|
6
|
|
|
|
5.
|
Удельный вес
обследованных объектов,
выпускающих продукцию, подлежащую
гигиенической сертификации, от общего
количества таких объектов
|
%
|
100
|
8
|
|
|
|
6.
|
Удельный вес
объектов, по которым
приняты меры административного
воздействия от количества обследованных
объектов, на которых выявлены нарушения
санитарных норм и правил
|
%
|
85
|
7
|
|
|
|
7.
|
Удельный вес
хозяйственно-питьевых
водопроводов, по которым начаты работы
по разработке проектов зон санитарной
охраны (ЗСО), от числа водопроводов, не
имеющих утвержденных ЗСО
|
%
|
25
|
3
|
|
|
|
8.
|
Удельный вес
водопроводов, обследованных
в городах - ежемесячно,
в районах - ежеквартально
|
%
|
90
70
|
6
6
|
|
|
|
9.
|
Удельный вес
нестандартных анализов
водопроводной воды по бактериологическим
показателям, по которым проведено
расследование причин ухудшения качества
воды и приняты меры, направленные на их
устранение
|
%
|
80
|
6
|
|
|
|
10.
|
Удельный вес
источников электромагнитных
излучений, по которым проведена
гигиеническая паспортизация от общего
количества источников ЭМИ
|
%
|
40
|
4
|
|
|
|
Гигиена детей и
подростков
|
1.
|
Удельный вес
детских объектов (кроме
группы прочие), охваченных текущим
санитарным надзором
|
%
|
100
|
4
|
|
|
|
2.
|
Удельный вес
предприятий торговли,
охваченных текущим санитарным надзором
по вопросам сертификации детских товаров
|
%
|
горо-
да -
100,
сель-
ские
рай-
оны -
70
|
4
4
|
|
|
|
3.
|
Кратность
обследования детских объектов
2, 3 групп
|
Крат-
ность
обсле-
дова-
ния
|
горо-
да -
1,5
раза,
сель-
ские
рай-
оны -
1,0
|
3
3
|
|
|
|
4.
|
Удельный вес
актов обследования
предприятий торговли с наличием зафикси-
рованных нарушений, по которым приняты
административные санкции в виде штрафа
|
%
|
100
|
8
|
|
|
|
5.
|
Удельный вес
актов обследования
общеобразовательных школ с зафиксирован-
ными нарушениями режима искусственной
освещенности, по которым приняты меры
административного воздействия в виде
штрафа
|
%
|
90
|
8
|
|
|
|
6.
|
Удельный вес
актов обследования детских
и подростковых учреждений с зафиксиро-
ванным низким температурным режимом, по
которым приняты меры административного
воздействия в виде штрафа, закрытия
объекта
|
%
|
80
|
8
|
|
|
|
7.
|
Удельный вес
детских и подростковых
учреждений, по которым центром ГСЭН на
текущий год предложены к выполнению
мероприятия планов-заданий
|
%
|
40
|
6
|
|
|
|
8.
|
Удельный вес
дошкольных учреждений с
показателями заболеваемости, пропусков
дней по болезни выше среднего уровня
данной территории, по которым в течение
года проведено расследование причин
высокой заболеваемости
|
%
|
горо-
да -
70,
сель-
ские
рай-
оны -
30
|
6
6
|
|
|
|
9.
|
Удельный вес
детских и подростковых
учреждений, обследованных с лаборатор-
ными и (или) инструментальными методами
исследования
|
%
|
горо-
да -
90,
сель-
ские
рай-
оны -
80
|
7
7
|
|
|
|
10.
|
Удельный вес
общеобразовательных школ,
по которым в течение учебного года
проведено углубленное изучение режима
учебного процесса, выдано специальное
заключение (акт обследования) центра
ГСЭН
|
%
|
горо-
да -
50,
сель-
ские
рай-
оны -
40
|
8
8
|
|
|
|
11.
|
Удельный вес
детских дошкольных
учреждений, общеобразовательных школ,
интернатных учреждений, ПТУ, летних
оздоровительных учреждений, по которым
проведено специальное, углубленное
изучение организации питания детей
|
%
|
100
|
10
|
|
|
|
12.
|
Удельный вес
актов обследования детских
учреждений (из п. 11) с наличием
выявленных нарушений по организации
питания, по которым приняты меры
административного воздействия в виде
штрафа, отстранения от работы, закрытия
пищеблока
|
%
|
90
|
10
|
|
|
|
Гигиена
питания
|
1.
|
Удельный вес
предприятий, находящихся в
стадии строительства, обследованных
врачами в порядке преднадзора с
оформлением акта
|
%
|
100
|
3
|
|
|
|
2.
|
Удельный вес
объектов, находящихся в
пусконаладочной стадии, обследованных с
лабораторными исследованиями
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
3.
|
Удельный вес
объектов, приступивших к
выпуску новых видов продукции, на
которых проведены лабораторные исследо-
вания для оформления гигиенического
сертификата в течение одного месяца со
дня выпуска
|
%
|
100
|
6
|
|
|
|
4.
|
Удельный вес
объектов II группы, имевших
санитарные нарушения в течение квартала,
по которым приняты санкции центром ГСЭН
|
%
|
25
|
8
|
|
|
|
5.
|
Удельный вес
объектов III группы,
имевших санитарные нарушения в течение
квартала, по которым приняты санкции
центром ГСЭН
|
%
|
25
|
10
|
|
|
|
6.
|
Удельный вес
взысканных штрафов
|
%
|
100
|
10
|
|
|
|
7.
|
Удельный вес
мероприятий, предусмотрен-
ных целевыми программами федерального
и местного уровней, проконтролированных
с оформлением документов
|
%
|
30
|
8
|
|
|
|
Гигиена
применения пестицидов
|
1.
|
Удельный вес
объектов, обследованных
специалистами с целью контроля условий
труда лиц, работающих с пестицидами:
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
- в
растениеводстве (открытом грунте)
|
%
|
50
|
10
|
|
|
|
1.2.
|
- в
растениеводстве (закрытом грунте)
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
1.3.
|
- в
животноводстве и птицеводстве
|
%
|
50
|
10
|
|
|
|
1.4.
|
- в лесном
хозяйстве
|
%
|
100
|
2
|
|
|
|
1.5.
|
- в системе
защиты хлебопродуктов
|
%
|
100
|
4
|
|
|
|
2.
|
Удельный вес
обследованных хозяйств с
целью контроля условий хранения
пестицидов
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
3.
|
Удельный вес
объектов, обследованных
специалистами с целью контроля за
соблюдением регламентов применения
пестицидов:
|
|
|
|
|
|
|
3.1.
|
- в
растениеводстве
|
%
|
50
|
5
|
|
|
|
3.2.
|
- в
животноводстве
|
%
|
50
|
5
|
|
|
|
4.
|
Удельный вес
объектов, обследованных
специалистами с целью контроля за
условиями продажи препаратов на основе
пестицидов населению через рынки и
торговую сеть
|
%
|
100
|
8
|
|
|
|
5.
|
Удельный вес
объектов, производящих
животноводческую продукцию, подтвердив-
ших ее безопасность по содержанию
пестицидов
|
%
|
100
|
8
|
|
|
|
6.
|
Удельный вес
объектов, производящих и
реализующих растениеводческую продукцию,
подтвердивших ее безопасность по
содержанию пестицидов
|
%
|
100
|
8
|
|
|
|
7.
|
Удельный вес
обследованных объектов в
период работы с пестицидами с целью
контроля воздуха рабочей зоны
|
%
|
25
|
9
|
|
|
|
8.
|
Удельный вес
актов обследования объектов
с установленными нарушениями санитарного
законодательства, по которым вынесены
санкции
|
%
|
50
|
8
|
|
|
|
9.
|
Выполнение
плана-графика доставки проб:
|
|
|
|
|
|
|
9.1.
|
- продуктов
питания, сельскохозяйствен-
ной продукции
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
9.2.
|
- почвы
|
%
|
100
|
2
|
|
|
|
9.3.
|
- воды
|
%
|
100
|
2
|
|
|
|
Радиационная
гигиена
|
1.
|
Удельный вес
предприятий по производству
стройматериалов, на которых проведена
сертификация продукции по радиационной
безопасности
|
%
|
100
|
10
|
|
|
|
2.
|
Удельный вес
принятых в эксплуатацию
объектов с исследованием гамма-излучения
и радона
|
%
|
100
|
10
|
|
|
|
3.
|
Своевременное, к
сроку истечения
действия санитарного паспорта, обследо-
вание радиологических объектов
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
4.
|
Удельный вес
обследованных радиологи-
ческих объектов с проведением дозиметри-
ческого контроля
|
%
|
80
|
6
|
|
|
|
5.
|
Удельный вес
лечебно-профилактических
учреждений, где проведено лицензирование
работ с генерирующими источниками
ионизирующего излучения
|
%
|
30 на
1997
год
|
10
|
|
|
|
6.
|
Удельный вес лиц
персонала категории А,
которым обеспечен индивидуальный
дозиметрический контроль
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
7.
|
Удельный вес
рентгенкабинетов, где
проводится учет индивидуальных доз
облучения пациентов
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
8.
|
Удельный вес
санкций при обнаружении
превышений допустимых уровней излучения
на рентген-радиологических объектах
|
%
|
100
|
10
|
|
|
|
9.
|
Удельный вес
санкций по случаям
реализации пищевых продуктов, изготов-
ленных из сырья территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению (не
прошедших радиационный контроль)
|
%
|
100
|
5
|
|
|
|
Примечания.
1. По разделу коммунальной гигиены
показатели по п.п. 4, 5, 7, 10 подводятся 1 раз в год по итогам деятельности за
год; показатели по п.п. 1, 2, 3, 6, 8, 9 - ежеквартально.
2. По разделу гигиены
детей и подростков показатели по п.п. 1, 2, 3, 4 подводятся 2 раза в год по
итогам 1 и 2 полугодий, по п.п. 5, 12 - по итогам каждого квартала, по п. 6 -
по итогам 1 и 4 кварталов, по п. 7 - 1 раз в год по итогам 1 квартала, по п.п.
8, 9, 11 - 1 раз в год по итогам года, по п. 10 - 1 раз в год по итогам
1 полугодия.
3. По разделу гигиены применения
пестицидов показатели рассчитываются по п.п. 1, 2, 3, 4, 6, 7 раз в год; по
п.п. 5, 9 - за каждый квартал.
Приложение N 3
ВЫПОЛНЕНИЕ МКР В 199_ ГОДУ ГОР.,
РАЙ. ЦЕНТРОМ
ГОССАНЭПИДНАДЗОРА
N
п/п
|
Структурные
подразделения
(разделы надзора)
|
Среднее
значение
норматива
в баллах
по плану
на 199_
год
|
Выполнение МКР
|
среднее
значение
в баллах
|
в % от
нормати-
ва в
баллах
|
1.
|
Эпидемиологический
отдел
|
8,96
|
7,88
|
87,9
|
2.
|
Отделение
коммунальной гигиены
|
7,16
|
6,11
|
85,3
|
3.
|
Отделение гигиены
детей и
подростков
|
5,91
|
5,13
|
86,8
|
4.
|
Отделение гигиены
труда
|
6,83
|
4,22
|
61,8
|
5.
|
Отделение гигиены
питания
|
6,50
|
4,56
|
70,2
|
6.
|
Отделение
радиационной гигиены
|
7,10
|
4,07
|
57,3
|
|
Итого
|
42,46
|
31,97
|
-
|
|
Среднее
значение
|
7,08
|
5,33
|
75,3
|
Приложение N 4
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МКР ЦЕНТРОВ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА
N
п/п
|
Территори-
альные
центры гос-
санэпид-
надзора
|
Выполнение МКР в
% от норматива в баллах
|
В це-
лом по
центру
|
Эпиде-
миологи-
ческий
отдел
|
Отделения
|
гиги-
ены
пита-
ния
|
гиги-
ены
труда
|
комму-
наль-
ной
гиги-
ены
|
гиги-
ены
детей
и под-
рост-
ков
|
радиа-
цион-
ной
гиги-
ены
|
1.
|
А...й
|
70,3
|
66,2
|
57,4
|
73,8
|
74,5
|
65,3
|
70,2
|
2.
|
Б...й
|
65,3
|
54,8
|
72,3
|
57,2
|
51,4
|
72,7
|
61,4
|
3.
|
Г...й
|
90,7
|
82,3
|
90,6
|
78,5
|
68,1
|
75,2
|
81,9
|
4.
|
И...й
|
87,0
|
70,6
|
81,5
|
78,6
|
67,3
|
74,2
|
78,1
|
5.
|
К...й
|
73,9
|
93,0
|
84,7
|
87,0
|
63,2
|
100,0
|
84,7
|
6.
|
Л...й
|
91,3
|
71,4
|
77,0
|
50,4
|
77,7
|
96,4
|
76,2
|
7.
|
М...й
|
74,0
|
72,6
|
68,6
|
58,1
|
73,9
|
100,0
|
73,7
|
8.
|
Н...й
|
100,0
|
94,3
|
75,2
|
83,4
|
77,9
|
94,5
|
86,3
|
9.
|
О...й
|
100,0
|
42,4
|
100,0
|
90,2
|
65,5
|
96,2
|
81,4
|
10.
|
П...й
|
87,9
|
70,2
|
61,8
|
85,3
|
86,8
|
57,3
|
76,4
|
11.
|
Т...й
|
86,0
|
75,8
|
95,2
|
67,5
|
79,6
|
84,3
|
80,2
|
12.
|
Я...й
|
95,0
|
31,2
|
58,5
|
76,6
|
40,1
|
80,5
|
63,6
|
Из данных таблицы
видно, что из 12 территориальных центров госсанэпиднадзора деятельность с
использованием МКР 10 центров госсанэпиднадзора получает оценку
"приемлемая", т.к. у них процент выполнения МКР от норматива в баллах
превышает 70%. Деятельность двух центров госсанэпиднадзора, имеющих процент
выполнения МКР от норматива в баллах 61,4% и 63,6%, может быть оценена как
"настораживающая".
Если давать оценку деятельности с
использованием МКР отдельным структурным подразделениям, то 33% отделений
гигиены труда и коммунальной гигиены, 42% отделений гигиены детей и подростков
и 16,7% отделений гигиены питания заслуживают оценку
"настораживающая"; а 16,7% отделений гигиены питания и одно отделение
гигиены детей и подростков получили оценку "требующая принятия экстренных
мер".
Приложение N 5
ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ НА ТЕРРИТОРИИ
ОБЛАСТИ <*> ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МКР
--------------------------------
<*> На примере Кемеровской области.
N
п/п
|
Показатели
|
Единица
измерения
|
1994
год
|
1996
год
|
Изме-
нение
(+/-
раз)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
Заболеваемость
дифтерией
|
На 100000
населения
|
15,8
|
3,7
|
-4,3
|
2.
|
Охват
противодифтерийными
прививками взрослого населения
|
%
|
45,8
|
88,6
|
+1,9
|
3.
|
Охват законченной
вакцинацией
против дифтерии детей в возрасте
12 месяцев
|
%
|
67,5
|
86,3
|
+1,3
|
4.
|
Охват первичной
ревакцинацией
против дифтерии детей к 24
месяцам
|
%
|
47,3
|
79,6
|
+1,7
|
5.
|
Заболеваемость
туберкулезом
|
На 100000
населения
|
51,7
|
63,3
|
+1,2
|
6.
|
Охват
ревакцинацией против
туберкулеза детей в возрасте
6-7 лет
|
%
|
75,5
|
87,2
|
+1,2
|
7.
|
Охват
ревакцинацией против
туберкулеза детей в возрасте
14-15 лет
|
%
|
70,0
|
92,2
|
+1,3
|
8.
|
Заболеваемость
клещевым
энцефалитом
|
На 100000
населения
|
20,2
|
14,9
|
-1,4
|
9.
|
Экстренность
проведения иммуно-
профилактики по поводу
присасывания клещей
|
%
|
30
|
50
|
+1,7
|
10.
|
Заболеваемость
дизентерией
|
На 100000
населения
|
329,9
|
147,8
|
-2,2
|
11.
|
Заболеваемость
суммой острых
кишечных инфекций
|
На 100000
населения
|
815,9
|
532,7
|
-1,5
|
12.
|
Число заболевших
острой дизен-
терией с установленным водным
фактором передачи
|
Число
больных
|
2629
|
1380
|
-1,9
|
13.
|
Удельный вес
нестандартных проб
водопроводной воды по микро-
биологическим показателям
|
%
|
14,9
|
11,6
|
-1,3
|
14.
|
Удельный вес
объектов II и III
группы, на которых достигнуто
улучшение показателей качества
пищевых продуктов
|
%
|
51,0
|
56,2
|
+1,1
|
15.
|
Удельный вес
санкций по пищевым
объектам с санитарными наруше-
ниями
|
%
|
77,7
|
90,9
|
+1,2
|
16.
|
Удельный вес
смывов на кишечную
палочку с положительным резуль-
татом по детским дошкольным
учреждениям и школам
|
%
|
11,3
|
9,0
|
-1,3
|
17.
|
Удельный вес
нестандартных проб
питьевой воды по детским
дошкольным учреждениям и школам
|
%
|
18,7
|
16,0
|
-1,2
|
18.
|
Удельный вес
нестандартных проб
продуктов и готовых блюд по
детским дошкольным учреждениям
и школам
|
%
|
8,7
|
6,5
|
-1,3
|
19.
|
Удельный вес
объектов, на кото-
рых были проведены лабораторные
исследования на содержание
химических примесей
|
%
|
49
|
68
|
+1,4
|
20.
|
Удельный вес
объектов, на кото-
рых были выявлены превышения
ПДК по содержанию химических
примесей
|
%
|
19
|
23
|
+1,2
|
21.
|
Удельный вес
детских дошкольных
учреждений, школ, обследованных
углубленно
|
%
|
73,3
|
74,8
|
+1,0
|
22.
|
Удельный вес
исследований
искусственной освещенности, не
отвечающих санитарным нормам
|
%
|
45,0
|
39,6
|
-1,1
|
23.
|
Удельный вес
исследований по
недовложениям основных питатель-
ных веществ по детским дошколь-
ным учреждениям и школам
|
%
|
31,8
|
24,6
|
-1,3
|
24.
|
Удельный вес
объектов, принятых
в эксплуатацию с исследованием
на радон
|
%
|
10
|
50
|
+5,0
|
25.
|
Удельный вес
персонала, рентген-
кабинетов, охваченных индиви-
дуальной дозиметрией
|
%
|
40
|
80
|
+2,0
|
26.
|
Удельный вес
рентгенкабинетов,
не соответствующих нормативным
показателям
|
%
|
13
|
6
|
-2,2
|
27.
|
Динамика
профессиональной
заболеваемости работающих
|
На 10000
занятого
населения
|
5,96
|
12,47
|
+2,1
|
28.
|
Число
зарегистрированных
профессиональных больных
|
Человек
|
786
|
1579
|
+2,0
|
29.
|
Число
санитарно-гигиенических
характеристик условий труда лиц
с подозрением на профзаболевание
|
Единиц
|
3821
|
5287
|
+1,4
|
30.
|
Удельный вес
новой продукции
производственного назначения,
которая прошла гигиеническую
сертификацию
|
%
|
54
|
100
|
+1,9
|
31.
|
Удельный вес
объектов надзора,
на которых осуществляется
производственный лабораторный
контроль за условиями труда
(статья 34 Закона)
|
%
|
15,0
|
49,6
|
+3,3
|
32.
|
Удельный вес
санитарных обследо-
ваний объектов с применением
лабораторных и инструментальных
исследований
|
%
|
44,3
|
47,3
|
+1,1
|
33.
|
Удельный вес проб
воздуха
рабочей зоны с превышением ПДК
по веществам I-II классов
опасности
|
%
|
32,2
|
24,4
|
-1,3
|
34.
|
Число объектов
надзора III груп-
пы по санитарно-гигиенической
характеристике
|
Единиц
|
1491
|
1460
|
-1,0
|
35.
|
Удельный вес
объектов надзора,
на которых имеется положительная
динамика в санитарно-техническом
состоянии (экспертная оценка)
|
%
|
43,8
|
50,4
|
+1,2
|
|