ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 25
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
N 03-19/24-3483
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 ноября 1997 г.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА
ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Законами Российской
Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
"Об охране окружающей природной среды" в Российской Федерации
проводится большая работа по анализу и предупреждению вредного влияния факторов
окружающей среды на здоровье населения. В органах и
учреждениях госсанэпидслужбы и госкомэкологии на основании Постановлений
Правительства Российской Федерации развиваются социально-гигиенический
мониторинг и единая государственная система экологического мониторинга;
совершенствуется совместная деятельность по оценке влияния среды обитания на
здоровье населения при проведении экологической и гигиенической экспертиз,
паспортизации объектов экономики, подготовке докладов и планов действий по
охране окружающей среды, здоровья населения и обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вместе с тем в деятельности органов и
учреждений госсанэпидслужбы и госкомэкологии практически не используется
методика оценки риска загрязнения окружающей среды для здоровья населения,
которая в последнее время широко применяется в США и других странах мира.
Результаты работ по использованию методики оценки риска, выполненные в ряде
регионов России (гг. Ангарск, Волгоград, Пермь, Череповец и др.) при поддержке
Агентства Международного Развития США и Проекта по управлению окружающей
средой, финансируемого за счет займа Международного Банка Реконструкции и
развития указывают на необходимость ее внедрения в Российской Федерации.
Методика оценки риска может быть с успехом использована для целей
социально-гигиенического мониторинга, экологической и гигиенической экспертиз,
экологического аудита, определения зон экологического бедствия и чрезвычайной
экологической ситуации, государственного экологического контроля, обоснования
планов действий по охране окружающей среды и здоровья населения.
К преимуществам данной методологии
относятся возможность ранжирования вредных факторов по реальной и
прогнозируемой опасности для здоровья населения в конкретных условиях,
ранжирования территорий и групп населения по уровню этой опасности, определения
количественного или относительного ущерба здоровью от загрязнения окружающей
среды. Результаты оценки риска позволяют определять целесообразность,
приоритетность и эффективность природоохранных и санитарно-гигиенических
мероприятий, направленных на снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения.
Вместе с тем, недостаточная унификация
методических приемов, применение неадаптированной к российским условиям
методики оценки риска, использование ее недостаточно квалифицированными
экспертами может привести к неадекватным и не сопоставимым результатам,
нежелательным противоречиям со сложившейся теорией и практикой государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и государственного экологического
контроля, управления качеством окружающей среды и здоровья населения.
В целях гармонизации, адаптации и
унификации методологии оценки риска и создания оптимальных условий ее
использования в практике управления окружающей средой и здоровьем населения,
постановляем:
1. Установить, что
проводимые в соответствии с законодательством Российской Федерации
государственный санитарный надзор и государственный экологический контроль,
экологическая и гигиеническая экспертизы, экологический аудит, экологическая и
гигиеническая паспортизация, определение зон экологического бедствия и чрезвычайной
экологической ситуации, социально-гигиенический мониторинг в части оценки
воздействия окружающей среды на здоровье населения осуществляются с
использованием методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью
населения, утвержденной Главным Государственным санитарным врачом
Российской Федерации.
2. Работы, связанные с оценкой риска
здоровью населения, выполняются аккредитованными Департаментом
Госсанэпиднадзора Минздрава России в установленном порядке органами,
учреждениями и организациями.
3. Утвердить Положение об оценке риска в
Российской Федерации и "Основные направления адаптации и внедрения в
Российской Федерации методологии оценки риска загрязнения
окружающей среды здоровью населения" (приложение).
4. Департаменту
Госсанэпиднадзора Минздрава России, управлению государственного экологического
контроля и безопасности окружающей среды в соответствии с п. 1 настоящего
Постановления подготовить предложения о внесении изменений в Положение "О
социально-гигиеническом мониторинге", "О государственном
экологическом контроле", "Об экологическом аудите", "О
критериях оценки экологической обстановки территорий для выявления зон
чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" и в
другие нормативные и распорядительные документы Минздрава России и
Госкомэкологии России.
5. Образовать до 31.12.97 г.
Межведомственную Комиссию по организации работ и использованию оценки риска в
задачах управления охраной окружающей среды и здоровья населения.
6. Предприятиям, организациям и
учреждениям независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а
также иным юридическим и физическим лицам при проведении работ, указанных в п.
1, обеспечивать предоставление имеющейся информации для оценки риска
организациям, аккредитованным в установленном порядке.
7. Центрам Госсанэпиднадзора в субъектах
Российской Федерации и территориальным госкомитетам по охране окружающей среды
довести настоящее Постановление до сведения органов законодательной и
исполнительной власти, предприятий, учреждений и других заинтересованных
организаций и обеспечить использование методологии оценки риска при
осуществлении деятельности указанной в п. 1.
Контроль за исполнением настоящего постановления оставляем за собой.
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Главный государственный
инспектор Российской Федерации
по охране природы
А.А.СОЛОВЬЯНОВ
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Главного Государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 10.11.1997 г. N 25
и Главного Государственного
инспектора Российской Федерации
по охране природы
от 10.11.1997 г. N 03-19/24-3483
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ РИСКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОЦЕНКА РИСКА)
I. Общие положения
1. Оценка риска является одним из
действенных методов анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье
населения.
2. Методика оценки риска используется в
системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и
санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и
гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и
чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в
Планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.
3. Результаты оценки риска не
используются для изменения платежей в "экологические фонды", при
применении санкций органами госнадзора и не заменяют установленных федеральных
гигиенических и экологических нормативов.
4. Оценка риска осуществляется
по утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации
методам специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог,
эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт
применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.
5. Аккредитация организаций и
специалистов для целей проведения работ по оценке риска осуществляется
Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России или по его поручению
специально уполномоченными учреждениями Госсанэпидслужбы.
6. Работы, связанные с оценкой риска,
подготовкой специалистов, аккредитации учреждений осуществляются за плату.
Финансирование деятельности по адаптации и унификации методики оценки риска
осуществляется за счет бюджета; использования средств международных,
федеральных и региональных Программ и Проектов по охране окружающей среды и
здоровья населения; экологических и других фондов; международных и национальных
грантов; других источников в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
II. Внедрение
методики оценки риска в Российской Федерации
1. Работа по внедрению системы оценки
риска осуществляется поэтапно, по мере адаптации к российским условиям методики
оценки риска, применяемых в других странах, ее унификации и обучения
специалистов:
1.1. Первый этап
(1997-1998 гг.) - обобщение результатов опыта применения методики оценки риска
в России, осуществленного при участии Агентства Международного развития США и
Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет займа
Международного Банка Реконструкции и Развития; адаптация методики в базовых
регионах (Вологодская, Пермская, Свердловская области, г. Москва и др.) и
подготовка программных продуктов по ее применению; разработка временных
методических указаний по использованию методики оценки риска; оценка риска
силами экспертов Федерального центра по заявкам заказчиков.
1.2. Второй этап (1998-2000 гг.) -
апробация методики, обучение специалистов в других регионах, в первую очередь
на территориях с неблагополучной экологической и санитарно-гигиенической
ситуацией, с развитой системой социально-гигиенического мониторинга; подготовка
пакета распорядительных и методических документов по оценке риска; оценка риска
силами подготовленных экспертов Федеральной и Региональных центров по заявкам
заказчиков.
1.3. Третий этап (2000-2005 гг.) -
внедрение методики оценки риска во всех регионах России, проведение
научно-исследовательских работ по совершенствованию методологии оценки риска.
2. Для разработки российской модели
методики оценки риска, подготовки специалистов по ее апробации и внедрению в
регионах России в системе госсанэпидслужбы образуются специальные
подразделения, в том числе на Федеральном уровне:
отдел по оценке риска в Федеральном
центре Госсанэпиднадзора Минздрава России (ФЦГСЭН), на Региональных уровнях -
соответствующие подразделения в базовых центрах Госсанэпиднадзора в
Свердловской, Пермской областях, в городах Москве и Череповце.
3. Для адаптации методики оценки риска к
российским условиям, накопления опыта работы и до разработки унифицированной
методики допускается использование методологии оценки риска, разработанной
Агентством по охране окружающей среды США, с участием опытных экспертов.
4. Центры Госсанэпиднадзора и комитеты по
охране окружающей среды в субъектах Федерации, другие заинтересованные
организации ежегодно (к 1 ноября текущего года) подают заявку на следующий год
в Федеральный центр на проведение работ и подготовку специалистов по оценке
риска по установленной форме.
5. Отдел по оценке риска ФЦГСЭН ежегодно
составляет план внедрения и использования методики оценки риска, включая
подготовку специалистов, рекомендует экспертов для проведения работ и извещает
об этом заинтересованные организации.
6. При необходимости проведения внеплановых
работ по оценке риска (экологическая и гигиеническая экспертизы, экологический
аудит и др.) заявка по установленной форме направляется в ФЦГСЭН за 3 месяца до
срока проведения оценки риска.
III. Взаимодействие
и координация работ по оценке риска
1. Оценка риска и использование ее
результатов является комплексным, межсекторальным процессом с участием многих
заинтересованных организаций и учреждений.
2. Основными участниками и пользователями
оценки риска являются:
2.1. Органы государственной власти
различного уровня (лица принимающие решения) - принятие решения об оценке риска,финансирование работ; выбор мероприятий (в т.ч.
первоочередных) по охране окружающей среды и здоровья населения на основании
оценки риска; принятие правовых актов, распорядительных и
нормативно-методических документов.
2.2. Органы и учреждения Минздрава
России, Российской академии медицинских наук и госсанэпидслужбы - ведение
социально-гигиенического мониторинга; проведение гигиенической экспертизы и
гигиенической паспортизации; подготовка докладов о санэпидобстановке; участие в
экологическом аудите, в подготовке Проектов и Программ по охране окружающей
среды; идентификация загрязнителей окружающей среды, оценка экспозиции и
зависимости эффекта воздействия от дозы, характеристика риска, подготовка
предложений по охране окружающей среды и здоровья населения,
научно-исследовательские работы по адаптации и совершенствованию методики
оценки риска.
2.3. Органы и учреждения Госкомэкологии
России государственный экологический контроль, экологическая экспертиза,
экологический аудит, определение зон чрезвычайной экологической ситуации и
экологического бедствия; подготовка и реализация Проектов и Программ по охране
окружающей среды, ведение экологического мониторинга, выработка предложений по
управлению риском, инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ.
2.4. Органы и учреждения Росгидромета -
планирование и осуществление контроля за загрязнением
окружающей среды; совершенствование методов контроля и учета метеорологических
параметров, математических расчетов, по распространению выбросов,
адаптированных к методологии оценки риска.
2.5. Органы и учреждения Минресурсов
России, других организаций природно-ресурсного блока - контроль
за загрязнением и охраной вод; разработка и реализация Программ
улучшения качества воды, инвентаризация сбросов, мониторинг и математические
модели расчетов загрязнения водных объектов; загрязнение почвы, и др.
2.6. Другие министерства и ведомства,
объекты экономики, вне зависимости от форм собственности - организация и
финансирование работ, инвентаризация выбросов и сбросов, мониторинг загрязнения
окружающей среды, использование методики оценки риска при реконструкции
(строительстве) объектов, экологическом аудите, гигиенической и экологической
паспортизации, составлении Программ и Проектов по гигиене окружающей среды.
3. В работе по оценке риска,
распространении и использовании ее результатов принимают участие общественные
организации.
4. Для координации работ по оценке и
управлению риском, организации деятельности по подготовке научно-методической
базы и экспертизе результатов оценки риска, имеющих федеральное значение
Минздравом России и Госкомэкологии России, с участием заинтересованных
министерств и ведомств создается Межведомственная комиссия по оценке риска.
Сопредседателями являются представители Минздрава России и Госкомэкологии
России.
5. Деятельность по изучению опыта других
стран, апробации и адаптации методики оценки риска в России проводится в тесном
контакте с различными международными и зарубежными организациями, занимающимися
проблемами оценки риска, в том числе: Всемирная организация здравоохранения.
Программа ООН по химической безопасности, Агентство международного развития
США, Международный банк реконструкции и развития и другие.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Главного Государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 10.11.1997 г. N 25
и Главного Государственного
инспектора Российской Федерации
по охране природы
от 10.11.1997 г. N 03-19/24-3483
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АДАПТАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ (ОЦЕНКА РИСКА)
I. Мероприятия по
апробации и адаптации методики оценки риска
1. Разработать и
утвердить Положение об отделе по
Ноябрь 1997 г.
оценке риска в
Федеральном центре Госсанэпиднадзора
Минздрава
России.
2. Разработать
и утвердить Положение о Декабрь 1997 г.
межведомственной
комиссии по оценке и
управлению
риском.
3. Подготовить
и направить в
ЦГСЭН и другие
Октябрь 1997 г.
заинтересованные
организации Информационное письмо
Минздрава России
об основных положениях методологии
оценки риска
и ее использованию в системе
социально-гигиенического
мониторинга (СГМ).
4.
Подготовить обоснования по
получению грантов Сентябрь-Октябрь
международных
организаций для адаптации методологии
1997 г.
оценки риска и
ее внедрения в России.
5. Совместно
с Компонентом "Экологическая IV кв. 1997 г.
эпидемиология" завершить
апробирование Пилотного
Программного
комплекса по оценке риска загрязнения
атмосферного воздуха
здоровью населения в г.
Череповце.
Подготовить методические рекомендации
для
пользователей.
6. Подготовить
временные методические указания по IV
кв. 1997 г.
оценке
экспозиции факторов окружающей среды.
7.
Подготовить Положение о
порядке аккредитации
организаций и
специалистов по работе, связанной с
оценкой риска.
8. Утвердить
временное руководство по оценке
риска I кв. 1998 г.
воздействия
факторов окружающей среды на здоровье
населения.
9. Утвердить
временную инструкцию по характеристике
II кв. 1998 г.
риска
воздействия химических веществ на
здоровье
населения,
анализу неопределенностей и определению
сферы применения
результатов оценки риска.
10. Подготовить
рамочное соглашение между
II кв. 1998 г.
различными министерствами, ведомствами и
организациями по
взаимодействию в деятельности по
оценке и
управлению риском.
11.
Определить базовые центры
для апробации и II-IV кв. 1998 г.
опытного
внедрения методологии оценки риска.
12. Подготовить
учебные программы и
планы III кв. 1998 г.
подготовки кадров
по оценке риска.
13. Разработать
программный комплекс и методические IV
кв. 1998 г.
рекомендации по
его использованию в системе СГМ для
оценки
многофакторного риска здоровью
населения в
Свердловской и Пермской
областях (совместно с
компонентом
"Экологическая эпидемиология" ПУОС).
14. Внести
изменения в действующую нормативную и IV кв. 1997 г.-
методическую
документацию с учетом оценки риска при
IV кв. 1998 г.
проведении гигиенической и
экологической
паспортизации, экспертизе,
экологическом аудите,
определении зон экологического бедствия и др.
15.
Провести совещание с
представителями IV кв. 1998 г.
заинтересованных
организаций по внедрению системы
оценки риска в
России.
16.
Организовать постоянно-действующие курсы
для IV кв. 1998 г.
подготовки
специалистов по оценки риска.
II. Мероприятия по
внедрению и использованию методики оценки риска
1. Организовать
рабочие группы на
Федеральном и II кв. 1998 г. -
Региональном
уровнях (базовые территории) для 2000 г.
разработки методической базы
и практического
использования
методики оценки риска.
2. Создать центры
по оценки риска
в 10-12 1998-2000 гг.
субъектах Российской Федерации.
3. Организовать
и провести региональные семинары и 1998-2000 гг.
совещания по
оценке и управлению риском.
4. Подготовить
методические рекомендации
по III кв. 1998 г.
идентификации опасностей
и выбору приоритетных
загрязняющих
веществ.
5. Разработать
методические рекомендации
по II кв. 1999 г.
применению референтных доз
и факторов
канцерогенного
потенциала при оценке риска.
6. Утвердить
методические указания по применению,
III кв. 1999 г.
оценки риска в
деятельности госсанэпидслужбы, в том
числе в
системе социально-гигиенического
мониторинга.
7. Создать и
развить федеральный специализированный 1998-2000 гг.
токсикологический
банк данных, ориентированный на
оценку риска.
Организовать его филиалы (отделения) 1999-2005 гг.
в регионах
России.
8. Разработать
математическую модель оценки
1998-1999 гг.
экспозиции с
учетом существующей в России системы
сбора
гидрометеорологической информации.
9. Утвердить
методические указания по использованию
1999 г.
расчетных и
фактических концентраций загрязняющих
веществ при оценке риска.
10. Разработать
перечень стандартных факторов
1999 г.
экспозиции, сценариев
и методов воздействия и
рекомендаций по
использованию мультимедийной и
многофакторной
модели экспозиции.
11. Утвердить
методические указания
по 1999 г.
характеристике
риска воздействия химических веществ
на здоровье
населения.
12. Разработать
российский перечень референтных доз
1998-2000 гг.
и сопоставительного анализа
отечественной и
зарубежной
нормативной базы.
13. Разработать
методические рекомендации
по 1999 г.
обоснованию
параметров канцерогенного риска.
14. Разработать
компьютерную систему сбора и
1998-1999 гг.
анализа
информации по состоянию окружающей среды
и
здоровью
населения, оценки зависимости "доза-ответ"
и характеристики риска (совместно
с компонентом
"Экологическая эпидемиология" ПУОС).
15. Разработать методические указания по 1999 г.
установлению
критериев необходимости оценки риска,
анализу неопределенностей, формам
отчетности и
распространения
результатов оценки риска.
16. Подготовить и
утвердить пакет IV кв. 2000 г.
нормативно-методических
документов по оценке риска.
17. Разработать
программу по использованию и
совершенствованию системы оценки риска в Российской IV кв. 2000 г.
Федерации на
2001-2005 гг.