КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
21 ноября 1997 г.
N 19
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
В МИНЗДРАВЕ РОССИИ
Коллегия отмечает, что в 1997 году
проделана определенная работа по улучшению организации контрольно-ревизионной
работы в системе Минздрава России.
В соответствии с планом, за 9 месяцев
1997 года было организовано и проведено в учреждениях федерального подчинения
18 ревизий, а также по заданиям руководства министерства 10 внеплановых ревизий
и проверок, в результате которых было установлено недостач, незаконных расходов
и хищений материальных ценностей и денежных средств на сумму 923,2 млн. рублей.
В целях реализации
Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 г. N 477 "О мерах по
усилению контроля за использованием средств федерального бюджета",
исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997
г. N 1082 "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему
исполнения федерального бюджета" Контрольно-ревизионным управлением и
Федеральным казначейством Минфина России в 1997 году усилен контроль за использованием средств федерального бюджета и финансовой дисциплиной
в учреждениях бюджетной сферы, в том числе и в учреждениях системы Минздрава
России.
За 9 месяцев 1997 года ревизорами
региональных КРУ и Управлений федерального казначейства Минфина России были
проведены ревизии и проверки учреждений здравоохранения федерального
подчинения, в результате которых было установлено незаконных расходов на сумму
11802,0 млн. рублей.
Всего за истекший
период 1997 года работники всех контролирующих органов провели 93 ревизии и
проверки, в том числе в: 7 медицинских академиях и вузах, 4 учреждениях
среднего профессионального образования, 16 научно-исследовательских учреждениях
с клиниками и поликлиниками, 10 больницах и поликлиниках, 2 больницах
специализированного типа с интенсивным наблюдением, 4 зональных управлениях
специализированных санаториев, 40 детских специализированных санаториях,
Республиканском объединении по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов, Пензенском институте усовершенствования врачей, 4 центрах
госсанэпиднадзора, 1 федеральном государственном предприятии.
Незаконные расходы, выявленные всеми
контролирующими органами, за 9 месяцев 1997 года составили 12725,2 млн. рублей
(табл. 1):
Виды незаконных
расходов
|
млн. руб.
|
на выплату
заработной платы и премий
|
2292,8
|
начисления на
фонд оплаты труда
|
894,2
|
отвлечено в
коммерческие и другие организации
|
2536,4
|
недостачи и
хищения денежных средств и материальных
ценностей
|
1230,7
|
неоприходованное
и неиспользуемое медицинское
оборудование
|
2378,0
|
переплаты по
капстроительству и капремонту
|
790,4
|
нецелевое
использование бюджетных и внебюджетных
средств
|
484,0
|
излишки денежных
средств и материальных ценностей
|
237,1
|
перерасход
бюджетных средств
|
31,5
|
прочие незаконные
расходы
|
1850,1
|
Привлечено к административной,
дисциплинарной и материальной ответственности 161 человек, из них к
материальной ответственности - 14 человек. Освобождено от занимаемой должности
18 человек.
Передано в следственные органы 5 дел, из
которых по 2 возбуждены уголовные дела на сумму ущерба 535,4 млн. рублей.
В период ревизий возмещено незаконных
расходов, хищений и недостач на 2632,9 млн. рублей (табл. 2):
Возмещенные
расходы
|
млн. руб.
|
1. Всего
возмещено ущерба
|
2632,9
|
в том числе:
|
|
- за счет
виновных лиц
|
91,8
|
- восстановлено
незаконных расходов
|
1896,3
|
- перечислено
платежей в бюджет
|
644,8
|
2. Начислено
штрафных санкций
|
1107,7
|
3. Денежные
начеты
|
9,8
|
По результатам ревизий и проверок за 9
месяцев 1997 года издано 2 приказа и направлено учреждениям здравоохранения 34
информационно-распорядительных письма.
Наиболее серьезные
нарушения были выявлены при выплате заработной платы и премий в Томском
государственном медицинском университете на сумму 529,6 млн. рублей, в детском
специализированном санатории "Луч" Северо-Кавказского зонального управления
спецсанаториев на сумму 512,1 млн. рублей, в НПО "Медсоцэкономинформ"
на сумму 88,5 млн. рублей, в Иртышской центральной бассейновой больнице на
сумму 16,1 млн. рублей.
Перечислено
коммерческим структурам на необоснованно длительные сроки в Санкт-Петербургской
медицинской академии им. И.И.Мечникова на сумму 1600,0 млн. рублей, в
Воронежской медицинской академии на сумму 270,0 млн. рублей, в Российском НИИ
детской ортопедии и травматологии им. Турнера на сумму 240,0 млн. рублей, в
детском специализированном санатории "Малаховка" на сумму 140,6 млн.
рублей.
Недостачи и хищения
денежных средств и материальных ценностей в центре госсанэпиднадзора в
Приморском крае составили 318,5 млн. рублей, в Государственном научном центре
колопроктологии на сумму 113,9 млн. рублей, в НПО
"Медсоцэкономинформ" на сумму 48,7 млн. рублей, в Санкт-Петербургской
медицинской академии им. И.И.Мечникова на сумму 31,5 млн. рублей, в детском
специализированном санатории "Клязьма" на сумму 28,0 млн. рублей. В Северной клинической центральной бассейновой больнице им.
Н.А.Семашко (г. Архангельск) по подложным ведомостям выплачено наличными 72,0
млн. рублей.
Неоприходованного и неиспользуемого
медицинского оборудования выявлено в специализированных детских санаториях
Северо-Кавказского управления спецсанаториев "Луч" на сумму 1388,0
млн. рублей и "Горячий ключ" на сумму 797,0 млн. рублей, в
Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И.Мечникова на сумму 63,0 млн.
рублей.
Необоснованно завышаются цены на
проведение капитального ремонта. Так, в Санкт-Петербургской медицинской
академии им. И.И.Мечникова переплата на проведение капремонта составила 1275,0
млн. рублей, в детском специализированном санатории "Кирицы" на сумму
500,2 млн. рублей, в Амурской центральной бассейновой больнице на сумму 119,3
млн. рублей, в Смоленской медицинской академии на сумму 43,2 млн. рублей.
В 1997 году Контрольно-ревизионным
отделом была продолжена работа по взаимодействию с органами управления
здравоохранением в субъектах Российской Федерации по вопросам
контрольно-ревизионной работы. Руководителям органов управления
здравоохранением было направлено письмо с предложением представить
сведения по утвержденной Госкомстатом России форме отчетности N 1-ревизия.
В работе Контрольно-ревизионного отдела
имеется ряд трудностей, не позволяющих более эффективно организовывать проверки
и ревизии. Так, руководители некоторых учреждений не выделяют необходимых для
проведения проверок специалистов, мотивируя это большой загруженностью
бухгалтеров, отсутствием моральных и материальных стимулов для привлекаемых к
участию в проведении проверок сотрудников.
Проведение проверок и ревизий затруднено
также из-за отсутствия современной нормативно-методической документации,
изданной более 10 лет назад, и в ряде случаев не соответствующей действующему
законодательству.
Явно недостаточно количество проводимых
ежегодно Контрольно-ревизионным отделом проверок и ревизий (30-35), в то время
как число подлежащих проверкам учреждений превышает 400. Председателем
ревизионной комиссии должны быть должностные лица не ниже главного специалиста.
В Контрольно-ревизионном отделе это право имеют только 4 человека, что
обусловливает необходимость увеличения штатной численности.
Определенные трудности имеются в
подготовке сотрудников учреждений, привлекаемых к проведению проверок, т.к. действующие
курсы платные. Не решен вопрос по организации группы экспертов из числа
наиболее подготовленных сотрудников учреждений.
В целях совершенствования организации
контрольно-ревизионной работы в Минздраве России и в системе учреждений
здравоохранения по обеспечению эффективного и целевого расходования средств
федерального бюджета и внебюджетных средств, а также пресечения злоупотреблений
в финансово-хозяйственной деятельности руководителями медицинских учреждений,
коллегия решает:
1. Принять к сведению информацию
начальника Контрольно-ревизионного отдела Лыткиной Н.Н. об организации
контрольно-ревизионной работы в Минздраве России.
2. Руководителям учреждений и
предприятий, подведомственных Минздраву России:
2.1. Представить в Контрольно-ревизионный
отдел сведения о проведенных в учреждениях и предприятиях в 1997 году ревизиях
и проверках, в том числе аудиторских.
Срок - в течение месяца.
2.2. Обеспечить выделение специалистов
для участия в ревизионных комиссиях в установленном порядке.
Срок - постоянно.
3. Контрольно-ревизионному отделу
(Лыткина Н.Н.):
3.1. Проверки и ревизии
финансово-хозяйственной деятельности учреждений федерального подчинения
проводить с привлечением из учреждений здравоохранения высококвалифицированных
специалистов, имеющих опыт ревизионной работы, при обязательном участии
специалистов Контрольно-ревизионного отдела.
Срок - постоянно.
3.2. Подготовить предложения руководству
министерства о порядке и формах поощрения сотрудников учреждений, привлекаемых
к участию проверок и ревизий.
Срок - в течение месяца.
3.3. При составлении плана основных
мероприятий на 1998 год предусмотреть организацию и проведение совместно с
Управлением бухгалтерского учета и отчетности, Управлением планирования,
финансирования и развития, Управлением кадров семинара для руководителей
учреждений, подведомственных Минздраву России, по вопросам осуществления
финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующими правилами и
инструкциями.
Срок - в течение года.
3.4. Совместно с Управлением научных и
образовательных учреждений, Управлением планирования, финансирования и
развития, Управлением кадров, Управлением бухгалтерского учета и отчетности
организовать группу экспертов и проработать вопрос о пересмотре
нормативно-методической документации по организации и осуществлению
контрольно-ревизионной работы.
Срок - I квартал 1998 года.
3.5. Продолжить работу по взаимодействию
с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по
вопросам контрольно-ревизионной работы.
Срок - постоянно.
4. Рассмотреть вопрос о состоянии
ревизионной работы в Минздраве России за 1997 год на заседании коллегии с
участием руководителей управлений и отделов министерства.
Срок - I квартал 1998 года.
5. Контроль за
выполнением настоящего решения коллегии возложить на заместителя Министра
Сморгонского А.В.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Секретарь коллегии
В.М.ХРИСТЮК