МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник
Департамента Госсанэпиднадзора
А.А.МОНИСОВ
1 декабря 1997 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Начальник
Управления охраны здоровья
матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
1 декабря 1997 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Методические рекомендации
разработаны:
Основное
учреждение - разработчик: Областная
стоматологическая
поликлиника г.
Ростов-на-Дону
Учреждения - соисполнители: НИИ социальной
гигиены, экономики
и управления
здравоохранением
им. Н.А.Семашко РАМН г.
Москва
Авторы: Тишин А.С.,
канд. мед. наук Соболева Н.П.
В рамках первичной профилактики одно из
ведущих мест занимает формирование здорового образа жизни на основе санитарно -
гигиенических знаний и навыков, определяющих в
конечном счете и общий культурный уровень каждого члена общества.
Следует особо подчеркнуть, что роль
гигиенического воспитания в профилактике основных стоматологических заболеваний
- кариеса зубов и болезней пародонта - до недавнего времени явно
недооценивалась. Это внесло немалый вклад в рост уровня заболеваемости
населения. Последнее явилось следствием недостаточной научной разработки
организационно - методических основ санитарно - просветительной работы среди
населения, отставания в уровне подготовки медицинских и педагогических кадров в
вопросах стоматологической профилактики, отсутствия материальной базы для ее
реализации.
Убедительным доказательством низкого
уровня санитарно - просветительной работы являются данные социологических
исследований, показавшие, что только 40% городских детей в возрасте 12 лет
периодически пользуются зубной щеткой.
Особую озабоченность вызывает тот факт,
что у опрошенных детей показатели гигиены полости рта (гигиенический индекс)
оказались на низком уровне (как у лиц, не применяющих гигиенических средств,
так и пользующихся ими). Это указывает, во-первых, на низкое качество чистки
зубов, во-вторых, на настоятельную необходимость развертывания работы именно по
конкретному обучению детей правилам ухода за полостью рта. Рациональная гигиена
полости рта - действенный метод профилактики кариеса и заболеваний пародонта.
Санитарно - просветительная работа в
организованных коллективах и непосредственное обучение детей правилам ухода за
полостью рта - два основных взаимосвязанных раздела гигиенического воспитания
подрастающего поколения. Без их эффективного и широкого внедрения в
повседневную практику стоматологов, педиатров, среднего медицинского персонала,
педагогов и родителей практически не приходится ожидать снижения уровня
стоматологической заболеваемости населения на популяционном уровне.
Отмечающийся рост заболеваемости кариесом и пародонтитом социально обусловлен и
меры по его предупреждению также должны быть социальными, направленными в
первую очередь на повышение и общего культурного уровня населения, и
формирования стойких гигиенических навыков. Следует особо подчеркнуть, что до
настоящего времени специальных методических рекомендаций по проблеме организации
и методике гигиенического воспитания детей в области стоматологической
профилактики практически не издавалось. Настоящие рекомендации предназначены
для организаторов стоматологической службы, детских врачей - стоматологов,
студентов медицинских институтов, педагогов, среднего медицинского персонала,
работников здравоохранения в "Центрах здоровья", "отделениях
профилактики".
Особенности
гигиенического воспитания детей
различного возраста
Практический опыт по внедрению и оценке
эффективности различных профилактических мероприятий, направленных на
предупреждение основных стоматологических заболеваний - кариеса зубов и
болезней пародонта свидетельствует о их малой
результативности без достижения высокого уровня гигиенических знаний и прочных
навыков по уходу за полостью рта среди детского населения.
Однако, в отличие от специальных методов
профилактики, реализация ее гигиенического аспекта имеет ряд особенностей в
зависимости от возрастного состава групп детей. Стойкие гигиенические навыки
формируются у детей через 2-2,5 года после начала их обучения. У взрослых они
усваиваются значительно дольше.
С педагогической точки зрения наиболее
легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных
групп. В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание в
дошкольных учреждениях среди детей 2-3-летнего возраста. Стоматологический
аспект гигиенического воспитания необходимо осуществлять, начиная с 3-летнего
возраста. В этот период развития детей и вплоть до младших классов средней
школы (1-3) преобладает подражательная реакция на действия педагогов,
родителей, старших членов семьи. Необходимым условием формирования у детей
правильных действий по уходу за полостью рта является личный пример в семье и
показ элементов гигиены полости рта воспитателем и медперсоналом дошкольных
учреждений.
В этом возрасте удобной и хорошо
воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные
фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к
младшему детскому возрасту. Однако следует учитывать, что активность внимания у
детей младшей возрастной группы удерживается максимально 15 минут, в связи с чем занятия должны быть спланированы таким образом,
чтобы вводная или теоретическая часть не превышала указанного времени. В
последующей части урока полученные знания следует закрепить на практике. Такая
последовательность занятий способствует наиболее прочному прививанию навыков по
уходу за полостью рта.
На первом этапе (с 3 до 4 лет)
гигиеническое воспитание детей не следует начинать с применения зубных порошков
и паст. Цель этого периода заключается лишь в приобщении ребенка к основам
личной гигиены, закреплении самых простых навыков пользования зубной щеткой, формировании
привычки и потребности ухаживать за полостью рта перед сном и прополаскивать ее
после каждого приема пищи. И только при достижении этой цели следует проводить
чистку зубов с использованием детских зубных паст, обладающих приятными
вкусовыми качествами, некоторые из них содержат фториды.
При проведении занятий по гигиеническому
воспитанию среди школьников средней и старшей возрастных групп следует
учитывать, что для детей этого возраста характерна скептически - аналитическая
реакция на информацию и действия, исходящие от взрослых. В этой связи их
обучение следует проводить методом убеждения, обоснованного и доказательного
рассказа с демонстрацией конкретных приемов по уходу за полостью рта и оценки
ее гигиенического состояния до и после чистки зубов.
С возрастом (старшие школьники) отношение
к личной гигиене, в том числе и к состоянию полости рта, становится более
серьезным. Подростки обращают внимание на цвет зубов и форму зубного ряда,
запах из полости рта. Это должно находить широкую поддержку и с помощью
педагогов, среднего медперсонала под непосредственным началом стоматологов быть
направлено на обеспечение правильного, осознанного и эффективного
гигиенического ухода за полостью рта.
Успешная реализация гигиенического
воспитания детей всех возрастных групп предусматривает выполнение ряда
требований, предъявляемых к этой работе:
1. Высокая информированность родителей о
целях и задачах гигиенического ухода за полостью рта и основных принципах его
осуществления.
2. Непосредственное участие среднего медперсонала
детских учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей и контроль за качеством его проведения.
3. Комплексность гигиенического обучения,
предусматривающего санитарное просвещение и непосредственное освоение правил
гигиены полости рта с обязательной оценкой ее эффективности.
4. Систематичность и непрерывность
проведения занятий до стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за
полостью рта.
5. Для достижения выраженной медицинской
эффективности на популяционном уровне гигиеническое воспитание должно быть
массовым и охватывать все детское население с 3 до 14 лет.
Организация гигиенического обучения детей в школе
Организация и проведение работы по
гигиеническому воспитанию детей осуществляется в соответствии с планом,
разработанным курирующим детский коллектив стоматологическим учреждением
совместно с администрацией детского учреждения и органами народного образования
на основании соответствующих приказов Минздрава РФ, Министерства общего и
профессионального образования РФ, других решений.
Стоматологический аспект гигиенического
обучения детей в школе предусматривает следующие мероприятия:
1. Специальную теоретическую и
практическую подготовку среднего медицинского персонала школ и
стоматологических поликлиник основам профилактики стоматологических заболеваний
и формам гигиенического обучения школьников.
2. Создание и оборудование в школе класса
или уголка гигиены полости рта.
3. Согласование с администрацией школы расписания уроков гигиены полости рта.
4. Проведение тематических семинаров с
педагогами и родителями по проблеме общей и стоматологической гигиены.
В проведении гигиенического воспитания в
школе ведущая роль отводится медицинской сестре. Однако она должна широко
использовать помощь специалистов детского отделения районной стоматологической
поликлиники, при их содействии обеспечивать наличие в школах средств наглядной
агитации, обращаться за консультативной помощью по всем возникающим вопросам.
Подготовка среднего медицинского
персонала школ осуществляется врачами стоматологической поликлиники района.
Ежегодно в начале учебного года проводятся семинары с участием медсестер и
педагогов школ курируемого района. Эффективной формой привлечения родителей к
участию в гигиеническом воспитании детей является доведение до их сведения на
совместных (с учениками) родительских собраниях целей и задач этого раздела
профилактической работы и определение конкретных мер по его осуществлению в
кругу семьи.
На семинаре уделяется внимание следующим
вопросам:
1. Организация гигиенического воспитания
детей в школе:
а) цель и задачи гигиенического обучения детей по уходу за полостью рта;
б) основные факторы, способствующие
возникновению стоматологических заболеваний;
в) особенности гигиенического обучения
детей различного возраста;
г) общедоступные по восприятию сведения
об анатомии и физиологии зубо - челюстной системы у
детей.
2. Роль гигиенического ухода за полостью
рта и рационального питания в профилактике стоматологических заболеваний.
3. Правила гигиенического ухода за
полостью рта.
4. Методы контроля качества чистки зубов.
5. Средства гигиенического ухода и
принципы ухода за ними.
Организация класса
гигиены полости рта
Класс гигиены должен стать центром
гигиенического воспитания подростков в школе. В его организации и в
оборудовании должны принять активное участие администрация школы,
стоматологическая служба района и соответствующие органы здравоохранения.
Директор школы выделяет необходимое помещение достаточной площади, в котором
могло бы разместиться 25-30 человек учащихся. В одной из стен монтируются 5-8
раковин, над которыми крепят зеркала. В классе размещают шкафы, в которых в
штативах по номерам хранят зубные щетки каждого класса и каждого ученика в
отдельности, размещают стандартную школьную мебель, стулья, столы на 20-30
человек для проведения уроков гигиены. Класс оборудуется средствами наглядной
агитации: плакаты, муляжи, стенды и т.д., а также желательно предусмотреть
размещение кинопроектора с экраном для демонстрации фильмов и диапозитивов. Для
активного использования площади класса гигиены в нем можно расположить (если в
этом есть необходимость и если позволяют условия) аппараты для
физиотерапевтического воздействия, стоматологическую установку.
При невозможности организации в школе
кабинета гигиены необходимо обеспечить наличие уголка гигиены полости рта,
который организуется на одном из этажей школ и оборудуется средствами наглядной
агитации. Возможно и целесообразно использование для
этих целей уголка в школьной столовой.
Подобные кабинеты могут быть открыты и в
"Центрах здоровья", в отделениях профилактики общелечебных и
стоматологических поликлиник.
Организация и общие
принципы урока гигиены полости рта
Уроки гигиены полости рта проводятся
медсестрами школ при непосредственном содействии педагогов, они включаются в
общую сетку занятий школьников. В 1-3 классах школ занятия проводят 2 раза в
месяц, а в 4-10 классах - 1 раз в месяц, что соответствует 16 и 8 занятиям в
течение года.
Урок гигиены полости рта состоит из 3
частей: санитарно - просветительной, обучения методам гигиены полости рта и
контроля качества полученных навыков.
Санитарно - просветительная часть занятий
предусматривает информирование детей в виде бесед о строении зубов и их роли в
жизни человека, о роли зубного налета в возникновении заболеваний, о роли
рационального питания в укреплении зубов, о вреде сладостей, о гигиеническом
уходе за полостью рта и принципах выбора и хранения зубных щеток. Эта часть
урока не должна быть более 10-15 мин.
Следующая его часть - обучение методам
гигиены полости рта - предусматривает подробный рассказ и показ на муляжах и
плакатах правил чистки зубов. Оценка эффективности усвоенного материала и
закрепление полученных навыков осуществляется при самостоятельной чистке зубов
ребенком под контролем медицинской сестры и исправлением выявленных ошибок. Для
этой цели очень важным является использование способов контроля качества чистки
зубов (см. приложение 1) с помощью красителей (индексы Федорова - Володкиной
или Грин - Вермильона). План занятия должен составляться заранее с учетом
поэтапного освоения теоретического и практического материала по принципу от простого к сложному. Состав урока может изменяться в
зависимости от наличия или отсутствия класса гигиены полости рта, наличие
которого является важным фактором качества и успеха гигиенического воспитания
подростков. В силу этого администрация школы и стоматологическая служба должны
приложить максимум усилий для его организации.
Если класс гигиены полости рта в школе
есть, то медсестра в обусловленное время приводит в него школьников и все три
составляющие урока гигиены проходят там. Сестра рассказывает запланированную
тему санитарно - просветительной работы, показывает на макетах или моделях
челюстей в окклюдаторе правила чистки зубов, затем каждый или определенная
группа школьников, используя свою личную зубную щетку, чистит зубы перед
зеркалом, медсестра проводит контроль качества чистки и исправляет ошибки. Весь
этот процесс с комментариями демонстрируется перед другими детьми.
В случае отсутствия
класса гигиены полости рта медсестра в соответствии с запланированным
расписанием уроков приходит в класс к школьникам, приносит с собой необходимые
средства наглядной агитации (муляжи, модели, плакаты и т.д.), проводит
санитарно - просветительную беседу, обучение на моделях правилам чистки зубов и
оценки ее эффективности (метод окрашивания зубов) у одного или нескольких
учащихся. Однако, даже при отсутствии
приспособленного класса гигиены возможно проведение контролируемой чистки зубов
в уголке гигиены при школьных столовых. Следует обеспечить лишь установку
зеркал над каждой из раковин и наличие у учащихся зубных щеток (лучше
портативных складных).
Организация
гигиенического обучения детей
в дошкольных учреждениях
Особенности режима работы дошкольных
учреждений и пребывание в них детей в целом создают благоприятные условия для
успешного обучения их основам гигиены полости рта.
Реализация всей профилактической работы в
дошкольных учреждениях, в том числе и гигиенического ее раздела
осуществляется под руководством стоматологической службы, а ответственным лицом
за ее выполнение назначается врач - стоматолог, лично участвующий в оказании
стоматологической помощи детям в этом учреждении.
В обязанность врача - стоматолога кроме
работы по оказанию лечебной помощи входит проведение специальных
профилактических мероприятий по показаниям в зависимости от конкретной
эпидемиологической ситуации, проведение санитарно - просветительной работы с
педагогами, средним медицинским персоналом детских садов и комбинатов. Этот
раздел работы стоматолога предусматривает специальную подготовку лиц, которые
повседневно контактируют с детьми с одной стороны и, с другой, должны
информировать родителей о необходимости воспитания гигиенических навыков во
время пребывания ребенка в кругу семьи. Учитывая решающее значение уровня
специальной подготовки работников дошкольных учреждений в обеспечении
эффективности гигиенического обучения детей основам стоматологической
профилактики, следует в качестве ответственных лиц за профилактическую работу в
каждом конкретном учреждении назначать наиболее компетентных в специальных
вопросах и инициативных в организаторском плане врачей - стоматологов детских
стоматологических поликлиник и отделений.
Вся работа по стоматологическому аспекту
гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях проводится при
непосредственном участии воспитателей, под контролем педагога - методиста и
старшей медсестры. Общее руководство, как уже отмечалось, осуществляет врач -
стоматолог детский.
При планировании занятий с детьми
младшего возраста (начиная с 3 лет) следует, как уже говорилось, соблюдать
поэтапность освоения отдельных гигиенических навыков по принципу от простого к сложному.
Для школьников особое значение в привитии
стойких гигиенических навыков имеет частая повторяемость элементов
стоматологической гигиены. В этой связи следует ежедневно после обеда перед
дневным сном проводить контролируемое полоскание полости рта водопроводной
водой. При закреплении этой привычки как обязательного элемента личной гигиены
можно приступить к обучению пользования зубной щеткой и т.д. с постепенным
увеличением объема технических навыков в соответствии с общими педагогическими
принципами.
Одним из положительных моментов
организационного плана в полноценном гигиеническом воспитании дошкольников
является наличие в каждой из групп санитарного блока. Здесь следует
предусмотреть размещение раковин с вмонтированными над ними зеркалами. Зубные
щетки лучше хранить в индивидуальных пластмассовых стаканах. Возможно
изготовление для этих целей клеенчатых кассет, обеспечивающих хранение щеток в
2 ряда, расположенных в шахматном порядке с целью предотвращения стекания влаги
с верхних на нижние.
Одним из важнейших критериев
эффективности гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях является
стойкое закрепление основных навыков по уходу за полостью рта к 6-летнему
возрасту с перерастанием их в потребность. Причем, эти элементы личной гигиены
должны формироваться на прочно усвоенных знаниях о роли гигиенического ухода за
полостью рта в обеспечении сохранения зубов и здоровья в целом.
Формы и методы
гигиенического обучения детей
Основной целью гигиенического обучения
детей является воспитание правильных, систематичных и осознанных навыков по
уходу за полостью рта, основанных на твердой убежденности в действенности
рациональной гигиены в предупреждении стоматологических заболеваний.
Во многом достижение этой цели зависит от
правильного выбора форм и методов гигиенического обучения с учетом возраста
детей, наличия или отсутствия класса гигиены, обеспечения средствами наглядной
агитации и материально - технического обеспечения, а также уровнем специальной
подготовки медицинского персонала и педагогов.
Гигиеническое воспитание состоит из двух
основных разделов:
- санитарно - просветительной работы,
предусматривающей доведение до населения информации об основных факторах риска
возникновения стоматологических заболеваний, об индивидуальных, семейных и
коллективных мерах их предупреждения;
- обучение методу гигиенического ухода за
полостью рта, предусматривающее привитие правильных и эффективных приемов
удаления зубного налета и остатков пищи с поверхности зубов и межзубных
промежутков с помощью средств ухода за полостью рта (зубные щетки, пасты, нити
и зубочистки).
Санитарно - просветительная работа
проводится в виде двух форм - активной и пассивной.
Активная ее форма заключается в
непосредственном контакте обучающего лица (педагога, медсестры, стоматолога) с
контингентами детей. Основными методами активной санпросветработы является
беседа с группой детей, лекция в классе, выступление на родительском собрании.
Эффективность данного вида работы во многом зависит от подготовки и уровня
гигиенических знаний и навыков специалиста, проводящего занятия, а также от
адаптированности излагаемого материала непосредственно к той аудитории
слушателей, с которой проводятся занятия, беседы, лекции.
Пассивная форма санитарного просвещения
предусматривает ознакомление различных слоев населения с основами
стоматологической профилактики с помощью средств наглядной агитации (плакаты,
памятки, стенды, фильмы, диапозитивы). Ее проведение не требует постоянного
участия педагогов и медицинского персонала, что упрощает воспитательный
процесс. Правильное ее оформление и размещение играет важную роль в привлечении
к ней внимания и интереса детского коллектива.
Примером конкретного использования
средств пассивной агитации может быть размещение плакатов о принципах гигиены
полости рта, рационального питания в школьных столовых, в коридоре рядом со стоматологическим
кабинетом. При этом лучше организовать не одну, а две выставки средств
наглядной агитации, предназначенных для детей младших и старших классов, а
разместить их соответственно в местах наиболее частого пребывания детей каждого
из возрастов.
Деление санитарно - просветительной
работы на активную и пассивную формы в известной степени условно, т.к. при
проведении бесед, практических занятий в классах гигиены, чтении лекций старшим
школьникам, родителям для обеспечения наглядности и доходчивости излагаемого
материала требуется использование наглядных пособий. С другой стороны,
эффективность санитарно - просветительной работы только путем оформления
стенной наглядной агитации находится на относительно низком уровне.
Во многом это обусловлено тем, что без
комментариев специалиста вложенная информация в средства наглядной агитации
практически не усваивается. Срабатывает механизм ее невосприятия в связи с
практикуемой обильной стенной агитацией в школах и детских учреждениях,
касающейся различных аспектов поведения ребенка (правила поведения на улице,
профилактика инфекционных заболеваний, в помощь родителям и т.д.). Особенно это
относится к детям дошкольного возраста и ученикам младших классов.
Вторая составляющая часть гигиенического
воспитания - обучение методам гигиены полости рта, предусматривает привитие
стойких навыков грамотного, осознанного и регулярного ухода за полостью рта.
Основной формой этого раздела
гигиенического воспитания является обучение детей в классах или уголках гигиены
полости рта правилам пользования зубной щеткой с применением зубной пасты из
расчета наиболее эффективного удаления мягкого налета со всех поверхностей
зубов.
Занятия в школе проводятся под
непосредственным контролем со стороны медсестры и педагога в классе или уголке
гигиены полости рта. Повторяемость таких занятий, обеспечение постоянного контроля за качеством гигиенического ухода, высокая
убежденность детей в эффективности осуществляемых мероприятий способствует
стойкому закреплению рациональных методов ухода за полостью рта.
Критерии
эффективности гигиенического обучения
детей
С точки зрения диалектики гигиенического
воспитания, навык ухода за полостью рта - это конечный результат адекватных
представлений, знаний и конкретного умения. Однако представления и знания
зачастую находятся в противоречии с конкретным умением и навыками. В этой связи
одним из важнейших условий устранения указанного противоречия является
постоянный контроль уровня знаний и представлений, их соответствия навыкам по
уходу за полостью рта и медицинской эффективности всего комплекса
гигиенического воспитания.
Ближайшими критериями эффективности
гигиенического обучения являются изменения значений гигиенического индекса в
сторону его уменьшения по сравнению с исходным значением. Достичь этого можно
уже в первые 2-3 месяца работы по профилактике
стоматологических заболеваний. Одновременно с улучшением гигиенического индекса
<*> уменьшается распространенность гингивитов, кровоточивости десен.
Изменение уровня знаний о роли гигиены полости рта в профилактике
стоматологических заболеваний оценивается с помощью анкетного опроса до и в процессе гигиенического
обучения. При анализе анкет следует выявлять наиболее характерные ошибки в
ответах на поставленные вопросы и с учетом их исправления планировать
проведение санитарно - просветительной работы.
--------------------------------
<*> Рассчитывается по интенсивности
окраски зубов определенными растворами.
Отдаленными критериями эффективности
гигиенического обучения является изменение уровня заболеваемости зубов и тканей
пародонта. Тенденция к снижению из года в год интенсивности поражения зубов
кариесом является доказательством эффективности профилактических мероприятий.
Однако следует учитывать, что объективно оценить изменение уровня
заболеваемости кариесом детей можно не ранее, чем через 5 лет. С этой целью до
начала внедрения профилактических мероприятий в школах проводят
стоматологическое обследование 12-летних детей (30-40 человек), рассчитывают
индекс КПУ и его структуру, проводят определение и индексов гигиены полости рта
и состояния тканей пародонта (CPIT N).
Через 5 лет повторяют обследование
12-летних детей и проводят сравнение полученных данных с результатами 5-летней
давности, при необходимости вносят коррективы в план профилактических
мероприятий.
Приложение N 1
ИНДЕКСЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДИКА ИХ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Индекс Федорова - Володкиной
Вестибулярная поверхность шести нижних
фронтальных зубов (резцы и клыки) после предварительного высушивания смазывают
йодистокалиевым раствором Шиллера - Писарева, включающего следующие компоненты:
йод кристаллический - 1,0
йодистый калий - 2,0
дистиллированная вода - 40,0
При отсутствии данного раствора для этой
цели может использоваться 2-3% настойка йода.
Через 1 минуту после прокрашивания дается
оценка гигиенического состояния полости рта по пятибалльной шкале:
окрашивание всей поверхности коронки зуба
- 5 баллов,
окрашивание 3/4 коронки - 4 балла,
окрашивание 1/2 коронки - 3 балла,
окрашивание 1/4 коронки - 2 балла,
окрашивание отсутствует - 1 балл.
Гигиенический индекс рассчитывается по
формуле:
сумма баллов 6 окрашенных
зубов
ГИ =
-------------------------------
6 (количество зубов)
Пример расчета: 3 - 1 балл
2 - 2 балла
1 - 3 балла
1 - 4 балла
2 - 3 балла
3 - 2 балла
1 + 2 + 3 + 4 + 3 + 2 15
ГИ = --------------------- = -- =
2,5
6 6
Оценка полученных результатов проводится
следующим образом:
1,1 - 1,4 - гигиеническое состояние
полости рта хорошее;
1,5 - 1,8 - удовлетворительное;
1,9 - 2,5 - неудовлетворительное;
2,6 - 2,8 - плохое;
2,9 - 5,0 - очень плохое
2. Индекс Грин - Вермильона
Для определения индекса Грин - Вермильона исследуют следующие
6 | 6
поверхности зубов:
щечную и язычную
поверхности ------- и
6 | 6
губную поверхность
I _|_ I. На всех
поверхностях сначала
определяют
зубной налет, а
затем зубной камень.
Используют
следующую
систему определения зубного налета:
0 - отсутствие зубного налета;
1 - зубной налет покрывает не более 1/3
поверхности зуба;
2 - зубной налет покрывает более 1/3, но
не более 2/3 поверхности зуба;
3 - зубной налет покрывает более 2/3
поверхности зуба.