Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
15 января 1998 года
Согласовано
Начальник
Управления научных и
образовательных
медицинских учреждений
В.И.СЕРГИЕНКО
14 января 1998 года
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В СТРУКТУРЕ РЕАБИЛИТАЦИИ
НАРКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 97/126
Методические рекомендации составлены по
материалам исследований в рамках Республиканской целевой программы (договор N
621/055/002 от 10.02.97 г.) в НИИ наркологии Минздрава России.
Составители: Дудко Т.Н., Пелипас В.Е.,
Ревенко В.И.
Краткая аннотация
Методические рекомендации посвящены роли
субъекта социальной работы (социальный работник, специалист по социальной
работе) в процессе реабилитации наркологических больных, а также основным
принципам реабилитации в наркологии.
Методологической основой, изложенной в
рекомендациях, является медико-социальный подход к
оказанию наркологической помощи больным алкоголизмом, наркоманиями и
токсикоманиями. Он предполагает внедрение в практику бригадного метода работы с
наркологическими больными: врач психиатр-нарколог, медицинский психолог,
специалист по социальной работе, социальный работник. Такой методологический
подход позволяет резко увеличить эффективность лечебно-реабилитационной работы
в наркологии.
Важным аспектом настоящих рекомендаций
является описание принципов социальной работы, сферы деятельности и
функциональных обязанностей социального работника и специалиста по социальной
работе.
Методические рекомендации предназначены
для медицинских психологов, врачей психиатров-наркологов и других специалистов,
принимающих участие в реабилитации наркологических больных.
Описание метода
Содержание рекомендаций обосновывается
следующими основными методами: аналитический,
медико-социальный, междисциплинарный, функциональный, монографический.
Изложенные в методических рекомендациях
положения базируются на объективных изменениях, свершившихся в организационной
структуре наркологической службы. Это прежде всего:
переход от сугубо медицинской к медико-социальной модели оказания
наркологической помощи; внедрение в практику бригадного метода работы (врач
психиатр-нарколог, медицинский психолог, специалист по социальной работе,
социальный работник); приоритет первичного звена в системе охраны здоровья.
Новизна настоящих методических
рекомендаций заключается в описании роли специалистов в области социальной
помощи наркологическим больным (социальный работник, специалист по социальной
работе), которые ранее отсутствовали в номенклатуре наркологических
специальностей. Их появление обусловлено медико-социальной
направленностью лечебно-реабилитационной работы в области наркологии. В центре
внимания этой работы находится больной с его многочисленными медицинскими,
психологическими и социальными проблемами. Усилия социального работника
направлены на социальную поддержку больного, его возвращение в семью и в
общество, приобщение к полезной деятельности, без чего невозможно восстановить
здоровье наркологического больного и предотвратить рецидивы болезни.
Впервые реабилитация наркологических
больных рассматривается во взаимодействии различных социальных институтов:
здравоохранение, просвещение, социальная защита, религиозные конфессии, группы
психологической поддержки. Дается описание бригадного метода работы в структуре
наркологических учреждений.
Введение
В последнее время произошли значительные
изменения в структуре наркологической помощи населению. Так, приказами Министра
здравоохранения России N 76 от 18.03.1997 г. "О наркологических
реабилитационных центрах", N 287 от 29.09.97 г. "О мерах по
совершенствованию наркологической помощи населению РФ" предусмотрены
реорганизация наркологической службы и создание принципиально нового звена в
организационной структуре наркологических учреждений - реабилитационных
центров. Основная задача этих центров заключается в повышении эффективности
работы наркологической службы за счет усиления специализированной помощи и
осуществление мер по восстановлению медико-социального
статуса выздоравливающих больных и терапии психических, соматических и
невралгических осложнений основного заболевания. В результате комплексных медико-социальных мероприятий у наркологических больных
преодолевается зависимость от ПАВ, вырабатывается способность к самостоятельному
социальному функционированию, разрешению фрустрационных коллизий без помощи
психоактивных средств, формируются положительные социальные установки,
укрепляется вера в свои силы, достигается возвращение в семью, общество, к
труду и профессии.
Приказами Минздрава России определен
переход от медицинской модели оказания наркологической помощи к медико-социальной. Такая стратегическая установка требует
подготовки кадрового аппарата, способного успешно решать задачи реабилитации на
всех этапах этого сложного медико-социального
процесса. Предполагается осуществление бригадного метода работы с больными,
когда в реабилитационном процессе одновременно участвуют: врач
психиатр-нарколог, медицинский психолог, специалист по социальной работе,
социальный работник.
Согласно существующему научно
обоснованному мнению реабилитация состоит из трех основных этапов: медицинский, психологический и социальный. На первых двух
этапах решаются задачи сугубо медико-психологического характера: терапия
неотложных состояний, нивелирование соматоневрологических нарушений, подавление
патологического влечения к алкоголю или наркотикам, восстановление соматических
и психических функций. Кроме медицинских мероприятий (психофармакология,
физиотерапия, психотерапия и пр.) на этих этапах огромное значение приобретают
методы психосоциальной работы. Больные последовательно подготавливаются к
участию в длительных реабилитационных программах. С этой целью используются
индивидуальные и групповые методы психотерапии, информационно-методические материалы,
наглядные пособия, аудио - и видеозаписи.
Задача третьего этапа - собственно
реабилитации, заключается в восстановлении личностной и социальной ценности
больного. Реабилитация подразумевает не только устранение
болезненных явлений хронической алкогольной или наркотической интоксикации,
освобождение от болезненной зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), но и
возвращение больного в семью, в общество, в которых он вновь способен быть
ответственным за свои действия и выполнять социально полезные функции (член
семьи, трудящийся, гражданин и пр.).
Медико-социальная модель оказания наркологической помощи предполагает осуществление
социальной работы уже со второго этапа реабилитации больных алкоголизмом,
наркоманиями и токсикоманиями.
Принципы социальной
работы
Социальная работа в наркологии на этапе
реабилитации включает в себя комплекс мер, направленных на восстановление
социального статуса больных, их реадаптацию в семьях и в обществе, на
способность обходиться без ПАВ. Следовательно, объектом социальной работы
является функционирование больного в микро- и
макросоциуме (семья, общество).
В основе медико-социальной
работы в наркологии лежат следующие принципы.
Принцип добровольности. Он предполагает
добровольное желание больного избавиться от своей болезненной зависимости от
ПАВ (алкоголь, наркотики и пр.) и вернуться к социально полезной деятельности -
учебе или работе. Невозможно приступить к решению задач реабилитации без
согласия больного прекратить злоупотребление ПАВ и найти свое место в обществе.
Очень часто наркологические больные
принимают решение прекратить употребление ПАВ лишь на короткий срок с тем,
чтобы уладить конфликтную ситуацию в семье или по месту работы, улучшить свое
психофизическое состояние. Предполагая, что в дальнейшем, после смягчения
острых и неприятных для них ситуаций, например, ссоры в семье, угрозы
увольнения, они смогут возобновить умеренное, как им кажется, употребление
алкоголя или "легких" наркотиков типа гашиша. Такая установка
является ошибочной и ведет к рецидиву заболевания. Вместе с тем, даже
формальное согласие лечиться может быть использовано для работы с больным и позволяет
переориентировать его на более серьезное отношение к своей болезни и участие в
программе реабилитации. Многое зависит от умения специалиста, во-первых,
распознать намерения больного, и, во-вторых, используя методики психокоррекции
и усиления мотиваций, склонить его к пересмотру своего отношения к проблеме.
Принцип добровольности предполагает
активное участие наркологического больного в лечебно-реабилитационной
программе. Имеется ввиду личное
противостояние болезни, сопротивление зависимости от алкоголя или наркотиков,
умение сказать "нет" - "я не употребляю алкогольные
напитки", "я не употребляю любые виды наркотиков".
В практике врачи часто сталкиваются с
таким негативным явлением, когда наркологические больные ждут от лечения некого
чуда: не только полного исчезновения влечения к ПАВ, нормализации
психофизического состояния, но и неприятие ПАВ в повседневной жизни. Больные
просят врача: "Сделайте так, чтобы я не употреблял алкоголь
(наркотики)". Сам же больной остается пассивным, не желающим сказать
"нет" даже в тех случаях, когда он сам не испытывает влечение к ПАВ. Часто можно услышать оправдания больных типа
"меня уговорили", "я не смог отказаться от предложения",
"был большой праздник", "встретил друга", "меня
подставили" и пр.
Анализ конкретных случаев срыва и
рецидива болезни показывает, что даже при полном отсутствии влечения к ПАВ
больной уступает определенным обстоятельствам или предложениям, вовсе не
отстаивая свою позицию вести трезвый образ жизни.
Тактика врача, медицинского психолога, социального
работника заключается в том, чтобы, используя психотерапевтические методы,
ролевые тренинги, перевести больного из пассивного отношения к своей болезни к
активному сопротивлению, умению сказать "нет" ПАВ в любой ситуации и
при любых обстоятельствах. Добиться устойчивого состояния, ремиссии можно
только в случае личностной реадаптации и ресоциализации больного.
С принципом добровольности связана
ответственность (интернальность) больного за свое настоящее и будущее, за свое
место в обществе и семье. Ответственность относится к моральной необходимости
выполнять взятые на себя обязанности. Больной добровольно обязуется следовать
целям медико-социальной реабилитации, поскольку сама
реабилитация затрагивает смысл его существования.
Принцип бригадности. Он предполагает
бригадный метод работы с больными разных специалистов в области наркологии:
врача психиатра-нарколога, психолога, специалиста по социальной работе,
социального работника. Каждый из этих специалистов выполняет четко определенный
объем работы, завершающийся медико-социальной
реабилитацией больных.
Принцип общности (единства)
медико-биологических и психосоциальных методов реабилитации. В основе этого
принципа лежит понимание реабилитации как сложного процесса, находящегося в
трех взаимосвязанных сферах научно-практической деятельности: медицина -
психология - социальная наркология. Полностью исключается противопоставление
лечения реабилитации. Усилия медицинской, психологической, социальной
деятельности направлены на борьбу за человека, а не только против болезни. Медико-социальная реабилитация больного является конечной
целью деятельности.
Принцип приемственности (этапности). Он
основан на постепенном переходе от одного лечебно-реабилитационного мероприятия
к другому, от одной формы организации наркологической помощи к другой. На
этапах восстановительного и реадаптационного периодов
акцент делается на сугубо медицинские и психологические формы работы с больными
(детокс, психофармакология, физиотерапия, психотерапия, психокоррекция и др.).
Комплекс мероприятий направлен на восстановление психического и физического
состояния больного, подавление патологического влечения к
ПАВ, реадаптацию. Больные находятся в условиях наркологической клиники
(больницы), дневного стационара, ночного профилактория или наблюдаются в
наркологическом диспансере.
На следующем этапе - собственно
реабилитация, акцент делается на осуществление социальной программы. Проводится
она в подразделениях реабилитационного центра или в наркологических учреждениях приспособленных для осуществления программ
реабилитации. Это отделения социальной или медицинской реабилитации в структуре
наркологического реабилитационного центра, реабилитационное общежитие,
терапевтическое сообщество (община), амбулаторное реабилитационное отделение.
Принцип доверия и партнерства. Этот
принцип заключается в позитивном отношении больного к медико-социальной
помощи. Больной верит в компетентность врача и социального работника, которые
помогут ему избавиться от болезни и стать полноправным (полноценным) членом общества.
Срабатывает ценностная ориентация больного на медицинскую и социальную помощь,
и больной ее активно ищет. В случае улучшения физического и психического
состояния больного, доверие к специалистам в области наркологии усиливается,
появляется возможность обсудить проблемы больного. Возникают партнерские
отношения, при которых больной превращается в
активного субъекта лечебно-реабилитационного процесса. Болезнь приобретает
образ "врага", против которого направлены усилия самого больного,
врача и субъекта социальной работы. Создается конфетный план, совместной работы
и жизненной стратегии, намечаются способы реабилитации. Обсуждаются достижения
и неудачи. Партнерство приносит успех, ресоциализация становится объективной
реальностью, которой больной начинает дорожить, возвращаясь в семью и общество.
Принцип долгосрочности осуществления
лечебно-реабилитационных программ. Он предполагает работу с больными не менее 5
лет. Долгосрочность определяется тяжестью заболевания больного, выраженностью
деградации, наличием срывов и рецидивов болезни (Приказ МЗ РФ N 704 от 12.09.88
г.).
Принцип интегральности социальной работы
с государственными, общественными, религиозными и частными организациями и
предприятиями. Цель его заключается в социальной поддержке наркологических
больных в приобретении профессии, трудоустройстве, учебе, получении жилплощади,
пенсии и пр.
Принцип отказа от патерналистских форм медико-социальной помощи. Деятельность врачей, психологов,
субъектов социальной работы (специалистов по социальной работе и социальных
работников) направлена на стимуляцию и развитие положительных качеств и
ресурсов больного. Прежде всего, стремление к самостоятельности, сопротивлению
срывам и рецидивам болезни, активному участию в лечебно-реабилитационных
программах, отказу от иждивенческого образа жизни и пр. Социальный работник
должен так же препятствовать развитию своеобразного госпитализма у
наркологических больных, их стремлению "отлежаться" в больнице в
холодное время года и пр. Субъект социальной помощи категорически отказывается
от позиции "благодетеля", выполнения за и вместо больного целого ряда функций, в том числе решения
вопросов материального или организационного характера. Весь комплекс
мероприятий направлен на формирование у больного личной ответственности за
образ жизни и отношение к своему заболеванию. Больной обучается умению искать
выход из трудных ситуаций, обращаться за помощью в государственные или
общественные структуры. Делает это самостоятельно, используя знания,
приобретенные в ходе работы с субъектом социальной помощи. В сознании больного
формируется модель планируемого будущего, усваиваются навыки и знания полученные в результате ролевых тренингов, появляется
готовность к переменам, собирается и адекватно используется информация,
приобретенная от субъектов социальной помощи, оцениваются результаты личной
деятельности, которые сопоставляются с мнением о них социального работника.
Сферы деятельности
субъектов социальной работы
Субъектами социальной работы в наркологии
являются специалист по социальной работе и социальный работник наркологического
учреждения.
Специалист по социальной работе
осуществляет свою деятельность в рамках разработанного плана осуществления
лечебно-реабилитационной программы, координируя свою работу с
врачом-психиатром-наркологом и медицинским психологом. Оказывает социальную
помощь и психологическую поддержку больным алкоголизмом, наркоманией и
токсикоманией. Специалистом по социальной работе имеет право работать лицо с
высшим образованием в этой области. В зависимости от стажа работы,
дополнительного образования и объема профессиональной деятельности повышается
разряд оплаты (с 7 по 11 разряд).
Социальный работник наркологического
учреждения выполняет свои обязанности под непосредственным руководством врача
психиатра-нарколога, являясь помощником специалиста по социальной работе,
выполняет его поручения, ведет документацию, проводит организационную работу по
подготовке встреч или контактов специалиста по социальной работе с необходимыми
официальными и заинтересованными лицами.
Для социального работника медицинское
образование необязательно. Требуется среднее специальное образование по
социальному, медицинскому, педагогическому или юридическому профилю. Необходим
сертификат о подготовке в области наркологии, знания основ социальной работы,
особенности индивидуальной и групповой работы. Разряд оплаты определяется
стажем работы, дополнительным образованием и профессиональной квалификацией (3
- 5 разряд).
На субъектов социальной работы в области
наркологии распространяются льготы, предусмотренные законодательством в
отношении работников наркологических учреждений (продолжительность рабочего
дня, прибавка к зарплате, продолжительность отдыха и пр.).
Отечественный и зарубежный опыт
показывает, что можно выделить несколько сфер деятельности субъектов социальной
работы.
Первая - это непосредственная работа с
конкретным наркологическим больным, оказание ему социальной помощи при условии
соблюдения общей психотерапевтической тактики в рамках разработанной
реабилитационной программы решения четко обозначенных личностных и социальных
задач.
Вторая - касается работы с группой
наркологических больных, имеющих общие проблемы. Например, преодоление
трудностей в приобретении профессии, устройстве на работу, возобновлении учебы
в средних и высших учебных заведениях и пр.
Следует помнить, что работа с группой
больных имеет целый ряд преимуществ перед индивидуальным методом работы. Прежде
всего, сама группа при условии своей адекватной социальной направленности
является помощником социального работника в решении вопросов реадаптации и
реабилитации. Мнение группы зачастую бывает более
убедительным для больных, которые периодически декомпенсируются, у которых
ослабевают коммуникативные способности, которые находятся на грани срыва или
рецидива заболевания, чем мнение социального работника. Как правило,
группа умеет находить веские аргументы для стабилизации поведения своих членов,
находящихся на грани "срыва", и предотвращает не только сам
"срыв", но и антисоциальные формы поведения.
Кроме того, работа с группой позволяет
экономить время и позволяет больным сравнивать собственные успехи с
достижениями членов группы. На фоне группы хорошо видно, кто из больных
действительно стремится восстановить свое личностное реноме, а кто относится к
этому процессу формально.
Можно так же отметить, что группа,
работающая по определенным психотерапевтическим установкам социального
работника, обладает мощной способностью стимулировать соревновательные
тенденции своих членов, стремление не быть последним, не отстать от остальных. Больной учится добиваться результатов своей деятельности,
показывать свои положительные качества - волю, выносливость, порядочность,
правдолюбие, а также преодолевать свои негативные качества - неискренность,
необязательность и др. В группе больной приучается к самостоятельности,
самодисциплине, ответственности, коммуникабельности. Его стимулируют к
деятельности достижения других больных, вместе с ними он радуется их удачам,
огорчается от их ошибок.
Естественно, такие
тенденции возможны только в том случае, если специалист по социальной работе
сумеет создать в группе атмосферу доброжелательности, действительного
стремления - избавиться от своего заболевания и реабилитироваться в
межличностном и социальном направлениях.
Работа в группе обладает еще одной важной
особенностью. Больные психологически меньше зависят от специалиста по
социальной работе или социального работника, они находят поддержку в самой
группе, и в сложной для себя ситуации либо самостоятельно решают проблемы, либо
обращаются за помощью к наиболее авторитетным членам группы. Поэтому большое
значение приобретает положительный социальный опыт лидеров группы. Подготовке
таких "лидеров" социальный работник должен уделять особое внимание,
т.к. именно они являются его непосредственными помощниками.
Третья - это терапевтическое сообщество
или община для наркологических больных. Деятельность социального работника в
общине во многом отличается от его работы с группой больных в наркологическом
реабилитационном центре, наркологической больнице или в диспансере.
Особенностью общины является наличие системы самоуправления в форме выборного
Совета, устава общины (реабилитационного центра), правил внутреннего распорядка,
генеральных программ (концептуальных, духовно-ориентированных, религиозных,
светских). В этих условиях субъект социальной помощи координирует адаптационную
деятельность больных в коллективе, содействует восстановлению семейных
отношений, разрабатывает конфетные мероприятия ресоциализации и решения
правовых вопросов после выписки из общины. Большое значение имеет
ориентирование больного на регулярное посещение групп само - и взаимопомощи
(АА, АН по месту жительства) после выписки из общины.
Четвертая - касается членов семьи
больного (мать, отец, жена, муж, дети и др.). Работа здесь может быть
индивидуальной или с группой родственников больных. При этом следует учитывать,
что зависимость от ПАВ - это семейное "заболевание", проявляющееся
дисфункцией всей семьи. Следовательно, в помощи нуждаются все члены семьи, это
лица, состоящие в браке (муж и жена), родители (отец и мать), дети, внуки. Цель работы заключается в превращении дисфункциональной семьи в
функциональную, при помощи решения острых социальных проблем и внутрисемейных
конфликтов, осуществляется координация помощи больным и членам их семей, с
целью решения личностных и социальных проблем.
Пятая - включает взаимодействие с
государственными, общественными и частными предприятиями, позволяющими
обеспечить наиболее оптимальную социальную занятость наркологических больных и
их правовую защиту.
Шестая - взаимосвязь с группами само- и
взаимопомощи для наркологических больных (АА, АН) и членов их семей (Ал-Анон,
Ал-Атин и др.).
Седьмая - контактирование и взаимодействие
со средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение) с целью
формирования адекватного гуманного отношения к наркологическим больным и тем
проблемам социального характера, без решения, которых невозможна
Функциональные
обязанности субъектов социальной работы
наркологических учреждений
1. Функциональные
обязанности специалиста по социальной работе.
Специалист по социальной работе,
занимается организацией и осуществлением социальной помощи больным
алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. В области реабилитации выполняет
следующие функции:
- совместно с врачом
психиатром-наркологом и медицинским психологом участвует в проведении
психокоррекционных воздействий, усиливает эффект лечебных мероприятий,
оказывает больному социальную помощь;
- оказывает помощь в трудоустройстве,
решении социально-бытовых проблем, восстановлении разрушенных семейных и
социальных связей;
- содействует включению пациента во
внебольничные группы самопомощи и терапевтические сообщества;
- консультирует пациента по социальным и
правовым вопросам или организует такие консультации у соответствующих
специалистов, оказывает помощь в оформлении необходимых документов;
- участвует в разработке и реализации
альтернативных программ в системе терапевтических и реабилитационных
мероприятий.
2. Функциональные
обязанности социального работника.
- Социальный работник в наркологическом
учреждении оказывает социальную помощь больным алкоголизмом, наркоманиями,
токсикоманиями, находящимся под наблюдением врачей психиатров-наркологов,
медицинских психологов и специалистов по социальной работе. Он является
помощником специалиста по социальной работе (а при его отсутствии врача или
медицинского психолога), выполняет его поручения и работает под его контролем.
- Социальный работник является
консультантом больного по вопросам социальной помощи. Поддерживая контакт с
больным, социальный работник обсуждает возникающие проблемы, обучает больных
нахождению оптимальных путей выхода из возможных стрессовых ситуаций, консультирует
в кризисных положениях, старается предупредить срывы и рецидивы болезни,
усиливает психотерапевтическое воздействие лечебных мероприятий.
- Поддерживает контакт с семьей больного
на всех этапах медико-реабилитационных мероприятий в целях восстановления и
гармонизации его социальных связей.
- Помогает формировать группы самопомощи
больных и созависимых лиц.
Выполняя свои
функциональные обязанности, специалист по социальной работе и социальный
работник обязаны знать основополагающие постановления, распоряжения, приказы,
методические, нормативные и другие руководящие материалы по медико-социальной
работе (Минздрав, Минобразования, Минсоцзащиты), основы социальной работы в
наркологических учреждениях, концепцию алкоголизма и наркомании как болезни, современные
методы помощи наркологическим больным и их близким, передовой опыт
отечественной и зарубежной социальной работы в области наркологии, основы трудового, семейного и пенсионного законодательства, Конституцию
России, основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан",
закон "О психиатрической помощи и охране прав граждан при ее
оказании", правила и нормы охраны труда, навыки первой медицинской помощи,
основы психологии личности и групп, основы психотерапии и психокоррекции, специфику
работы в стрессовых ситуациях.
В ходе выполнения своих обязанностей,
социальный работник (как и специалист по социальной работе) прежде всего,
устанавливает первичный контакт с пациентом и его семьей, сообщает им
необходимую информацию о болезни, способствует преодолению анозогнозии и
формирует установку на участие в лечебно-реабилитационных программах.
Параллельно он подготавливает основу для социальной работы. С этой целью
социальный работник выясняет:
- отношение больного и его родственников
к наркологическому заболеванию, анамнез обращений в наркологические учреждения;
- мотивы обращения больного за
наркологической помощью, их актуальность обоснованность, достоверность,
продолжительность ремиссий;
- преследуемые цели в личной и социальной
реабилитации;
- наличие семьи, положение больного в
семье, особенности отношений со всеми членами семьи, возможности их
нормализации в случаях наличия конфликтов, антагонизмов, взаимной неприязни и
прочее;
- желание оказать помощь членам семьи,
быть нужным семье, иметь дружеские отношения и прочее;
- материальное положение, источники и
величину дохода, дополнительный заработок, распределение бюджета, добровольное
участие в семейных экономических отношениях;
- особенности жилищных условий, наличие у
больного "своей" комнаты, планы на улучшение жилищных условий и
прочее;
- уровень образования, успеваемость в
учебных заведениях, устойчивость в приобретенных знаниях;
- особенности мировоззрения, отношение к
религии;
- склонность к физическому или
умственному труду;
- социально-трудовой маршрут, наличие
специальности, занимаемые должности, причины смены мест работы, профориентация;
- коммуникативные особенности больного,
его умение контактировать с людьми, поддерживать деловые отношения, избегать
конфликтов, отстаивать свои убеждения и профессиональные интересы;
- социальную сеть общения и особенности
социального поведения, уровень развития социальных навыков;
- сферу интересов, шкалу ценностной
ориентации, отношение к прошлому и будущему.
Полученная информация дает возможность
социальному работнику (специалисту по социальной работе) оценить динамику
социального поведения, уровень социального статуса и составить социальную
характеристику больного. Вместе с врачом психиатром-наркологом, медицинским
психологом устанавливается функциональный многоуровневый диагноз, включающий
нозологический диагноз, заключение медицинского психолога и субъекта социальной
работы. Функциональный диагноз позволяет социальному работнику вместе со
специалистом по социальной работе и врачом психиатром-наркологом наметить
оптимальный индивидуальный план реабилитации больного. В дальнейшем социальный
работник осуществляет социальное курирование больного, в основе которого лежит
повышение уровня ценностной ориентации, возобновление полезной социальной
деятельности.
В общении с больными реализуются
определенные социально-психологические роли социального работника: наставник,
помощник, воспитатель, носитель социальной информации, защитник, тренер,
посредник и др. Все перечисленные роли понятны и естественны, что же касается
роли "тренера", то эта работа заключается в проведении специального
тренинга социально-поведенческих навыков (ролевая модель). Например, тренинг
уверенности в себе, умения сказать "нет" употреблению алкоголя или
наркотикам, тренинг поведения в семье или конкретных стрессовых ситуациях и
т.д.
Заключение
Социально-политические изменения,
происходящие в современном российском обществе, значительно повлияли на
организационную структуру наркологической службы. Акцент сделан на гуманизацию
и создание медико-социальной модели оказания помощи
наркологическим больным. В номенклатуру специальностей введен
специалист по социальной работе и социальный работник, на которых возложены
изложенные выше специальные функции. Это звено наркологической помощи
находится в стадии становления. Апробируется бригадный полипрофессиональный
метод работы (врач-психолог - специалист по социальной работе - социальный
работник), эффективность которого уже не вызывает сомнений. Крайне актуальным
является создание системы подготовки кадров различных уровней социальной работы
для всех звеньев наркологической службы и особенно в
наркологических реабилитационных центрах.
Настоящие методические рекомендации
призваны дать четкое представление об основных принципах медико-социальной
реабилитации, сфере деятельности и функциональных обязанностях субъектов
социальной работы (социальный работник, специалист по социальной работе) в
области наркологии. Они могут быть использованы на всех этапах медико-социальной реабилитации наркологических больных.