АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
29 января 1998 г.
N 22
О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ДЕТСКИХ И АКУШЕРСКО - ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ
ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ БЕРЕМЕННЫХ, МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ И СЕМЕЙ ПО
ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
Профилактическая работа - один из
наиболее важных принципов деятельности детских и родовспомогательных ЛПУ, прямо
или косвенно связанных с социальным и гигиеническим поведением обслуживаемого
контингента населения.
В целях предупреждения и снижения
заболеваемости, смертности, улучшения качественных показателей здоровья матери
и ребенка ГУЗАМО, МОНИАГ и МОНИКИ подготовили ряд региональных профилактических
программ, направленных на планирование семьи, охрану материнства, организацию
питания детей раннего возраста, физическое воспитание и оздоровление
школьников.
Необходимо отметить некоторую
стабилизацию младенческой смертности в области и незначительное снижение количества
абортов (на 2,9%).
Активная массовая иммунизация против
полиомиелита (99,2% детей от 3 мес. до 3 лет) и против дифтерии (95% детей
декретированного возраста) показала высокую эффективность работы учреждений
здравоохранения Московской области при проведении квалифицированной
пропагандистской кампании через средства массовой информации.
Вместе с тем, как
показывает проверка приказов МЗ и МП РФ N 364 от 22.12.95 г. и ГУЗАМО N 27 от
17.04.96 г. "О мерах по развитию медицинской профилактики" выполнение
их детскими и акушерско - гинекологическими учреждениями осуществляется не в
полной мере и профилактические подходы к работе со стороны акушеров -
гинекологов и педиатров, среднего медицинского персонала оставляют желать
лучшего: они практически не участвуют в
формировании навыков матери по уходу за ребенком до 3 лет.
В то же время, показатели здоровья и
медицинского обслуживания женщин и детей, уровень их здоровья требуют активного
вмешательства медперсонала в гигиеническое воспитание семьи. Так, в силу ряда социальных
и медико - гигиенических причин, в том числе из-за саморазрушающего и
рискованного поведения девушек, 25% из них страдают нарушением репродуктивной
функции. Высокий уровень экстрагенитальной патологии женщин приводит к тому,
что количество нормальных родов не превышает 44,8%. Более половины женщин
"разучились рожать" из-за детренированности мышц, а в то же время
акушеры - гинекологи перестали обращать внимание на физическую подготовку
беременных к родам.
Поступление беременных в срок до 12
недель под наблюдение женской консультации в городах Московской области
снижается и составляет в 1996 г. 71,4%, по селу 65,9%, что говорит о недооценке
женщинами роли своевременной диспансеризации и снижении доверия к врачу.
Соотношение родов к абортам остается неблагоприятным:
1:2. Имеют место 7 случаев смертельных исходов от внебольничных абортов. При
низком уровне рождаемости (7,05 в 1996 г.) и рождении в основном желанных в
семье детей, все еще остается высокой младенческая смертность (15,6 на 1000
родившихся); 43,4% новорожденных умерли от заболеваний, возникших в
перинатальном периоде.
В структуре заболеваемости за 1996 г.
преобладают заболевания органов дыхания, которые в 7,5 раз превышают детскую
инфекционную заболеваемость. Менее половины детей вскармливаются грудью матери,
а 60% их переводятся на искусственное вскармливание уже в 3-месячном возрасте.
После полугода получает грудь только каждый 4-й малыш. У половины новорожденных
не соблюдается режим дня, каждый 8-й ребенок не получает закаливающих процедур.
Все это требует от акушерско -
гинекологической и педиатрической служб целенаправленного проведения
профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится обучение семьи
гигиеническим навыкам.
В то же время разъяснительная работа с
родителями, с женщинами фертильного возраста, их медико - гигиеническое
консультирование врачами ведется формально, без учета конкретных особенностей
ребенка и актуальных задач здравоохранения региона.
На местах не внедряются основные принципы
успешного грудного вскармливания, принятые в 1989 г. ВОЗ/ЮНИСЕФ в Декларации
"Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая
роль родовспомогательных служб".
Не во всех регионах области в составе
детских поликлиник функционируют кабинеты здорового ребенка (КЗР). Работа же
существующих КЗР, а также их оформление, материально - техническая база, кадры
не соответствуют требованиям жизни и действующих приказов МЗ СССР N 60 от
19.01.83 г., МЗ и МП РФ N 364 от 22.12.95 г. и N 295 от 6.10.97 г.
Дородовый и послеродовый патронаж
проводится недостаточно эффективно, без учета обратной связи с семьей, не
соблюдается своевременность, актуальность и поэтапность сообщения матери
необходимых гигиенических сведений и навыков, особенно о значимости грудного
вскармливания.
В то же время навязчивое, никем не
контролируемое рекламирование детского питания и предметов ухода за ребенком
СМИ, не всегда отвечают современным требованиям медицины и
дезориентирует выбор матерей, вызывая их растерянность и беспомощность.
При этом, в силу
социально обусловленных факторов и снижения числа родов, произошло сокращение
объемов лечебной помощи, оказываемой акушерами - гинекологами и педиатрами.
Тем не менее, несмотря на это обстоятельство гигиеническому обучению беременных женщин и
матерей при детских и акушерско - гинекологических ЛПУ уделяется меньше
внимания, чем в предыдущие годы.
Исходя из вышеизложенного, в целях
усиления профилактической направленности в работе службы и выполнения приказа
МЗ и МП РФ N 295 от 06.10.97 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Главным врачам РТМО, ЦРБ, ЦПБ:
1.1. Организовать вновь и восстановить закрытые КЗР при детских ЛПУ. Обеспечить
их работу, учет и отчетность в соответствии с действующими приказами МЗ СССР N
60 от 19.01.83 г., МЗ МП РФ N 364 от 22.12.95, N 295 от 06.10.97, а также
положением о кабинете медицинской профилактики, утвержденного первым зам. Министра
МЗ и МП РФ Онищенко Г.Г. 22.04.97 (приложение N 1).
1.2. Оборудовать КЗР согласно
установленному перечню имущества, оснастить наглядной тематической агитацией
(не менее 6 стендов) (приложение N 2).
1.3. Организовать гигиеническую
подготовку беременных и матерей при женских консультациях, родильных домах и
детских поликлиниках, обеспечивая этапность и преемственность в вопросах
вскармливания по принципам декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ, а также закаливания, режима,
воспитания здорового ребенка (приложение 3).
1.4. Обеспечить систематический дородовый
(женская консультация) и послеродовый (детская поликлиника) патронажи
беременных и матерей с обязательным проведением с ними собеседования по
утвержденной тематике (приложение N 4).
1.5. Проведение профилактической работы,
в том числе по гигиеническому образованию матери и медико - гигиеническому
консультированию семьи считать неотъемлемой частью всей лечебно -
профилактической деятельности акушеров - гинекологов, педиатров, патронажных
акушерок и медсестер независимо от занимаемой должности, обязательно учитывать
ее при проведении аккредитации ЛПУ, аттестации врачей - педиатров, акушеров -
гинекологов, акушерок и детских патронажных медсестер.
2. Главному педиатру ГУЗАМО Захаровой
Н.И., главному акушеру - гинекологу Гридчику А.Л. осуществлять систематическую
выборочную проверку выполнения настоящего приказа на местах с заслушиванием
главных врачей ТМО и районных специалистов на заседаниях коллегии, Совета по
формированию ЗОЖ, Совета по профилактике инфекционных заболеваний при ГУЗАМО и
др.
3. Главному врачу МОДЗ и МР Крошнину
С.М., главному нештатному специалисту ГУЗАМО по медицинской профилактике
Шарыгину Р.Х. оказывать методическую помощь ЛПУ при организации КЗР, а также в
обеспечении их популярными и наглядными материалами в пределах бюджетных
ассигнований.
4. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления организации
медицинской помощи детям и матерям ГУЗАМО Тамазян Г.В.
Начальник Главного Управления
здравоохранения администрации
Московской области
В.В.ЛЯБИН
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО:
Первым заместителем
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
22 апреля 1997 г.
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ (КАБИНЕТОВ) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Перечень лечебно-профилактических
учреждений
|
Отделение меди-
цинской профи-
лактики
|
Кабинет
медицинской
профилактики, каби-
нет здорового
ребенка
|
штаты
|
зав. от-
делением
- врач
|
средний
медицин-
ский ра-
ботник
|
средний медицинский
работник
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
Республиканские, краевые, об-
ластные больницы с поликлини-
ческими отделениями
|
1
|
1
|
-
|
2.
Республиканские, краевые, об-
ластные диспансеры и больницы
|
1
|
1
|
-
|
3. Городские
диспансеры
|
1
|
1
|
-
|
4. Поликлиники
свыше 500 посещений
|
1
|
1
|
-
|
5. Детские
поликлиники свыше 200
посещений
|
1
|
1
|
-
|
6. Поликлиники до
500 посещений
|
-
|
-
|
1
|
7. Детские
поликлиники до 200 по-
сещений
|
-
|
-
|
1
|
Приложение N 2
"УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Н.Н.ВАГАНОВ
12 августа 1993 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Зам. начальника Главного
управления по охране
материнства и детства
Минздрава РФ
Л.В.ГАВРИЛОВА
11 августа 1993 г.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ КЗР И ХОЛЛА ДЕТСКОЙ
ПОЛИКЛИНИКИ
В кабинете здорового ребенка должно быть
предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по
воспитанию детей раннего возраста:
1. Стол пеленальный.
2. Весы медицинские, ростомер.
3. Стол для проведения массажа.
4. Детский стол и стул для оформления
игрового уголка.
5. Аптечка предметов ухода за ребенком и
грудью матери.
6. Стенд "Гигиеническая ванна".
7. Кукла с набором одежды для
новорожденного.
8. Стенд по организации сна и бодрствования
ребенка первых трех месяцев жизни.
9. Стенд по режимам для детей первых трех
лет жизни.
10. Шкаф по вскармливанию и питанию детей
первого года жизни.
11. Стенд по питанию детей 2-3 года
жизни.
12. Стенд по массажу и гимнастике.
13. Стенд по закаливанию.
14. Один - два стенда с выставкой одежды
1, 2, 3 годов жизни.
15. Стенд показателя нервно -
психического развития 2-3 года жизни.
16. Шкаф с выставкой игрушек для 1, 2, 3
годов жизни.
17. Игрушки для диагностики нервно -
психического развития детей первых трех лет жизни - диагностические наборы с
описанием методики диагностики.
18. Стенд по гигиене полости рта.
19. Стенд по устранению вредных привычек.
В оформлении холла
при отделении должны быть шесть стендов по вопросам правильного воспитания
ребенка в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев; с 3 до 6 месяцев; с 6 до
9 месяцев; с 9 до 12 месяцев; от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня,
питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а
также показатели нервно - психического развития; стенд по подготовке ребенка к
поступлению в дошкольное детское учреждение; стенд о значении проведения
профилактических прививок; стенд по срокам диспансеризации детей дошкольного
возраста.
Приложение N 3
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления
организации медицинской
помощи матерям и детям
Г.В.ТАМАЗЯН
ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ В "ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА"
ПРИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДДОМЕ, ДЕТСКОЙ
ПОЛИКЛИНИКЕ
I этап - занятия в женской консультации
(проводят врач акушер - гинеколог или
опытная акушерка)
1. Организация здорового образа жизни в I
половине беременности.
2. Организация здорового образа жизни во
II половине беременности.
3. Подготовка к родам.
4. Значение грудного вскармливания,
подготовка женщины к успешному кормлению грудью.
II этап - занятия в роддоме
1. Гигиена женщины в послеродовом периоде
(проводят врач акушер - гинеколог или опытная акушерка).
2. Ребенок родился - особенности периода
новорожденности.
(проводят врач -
неонатолог или опытная детская медсестра).
3. Роль грудного вскармливания и правила
кормления новорожденного (проводят врач - неонатолог или опытная детская
медсестра).
4. Уход за новорожденным ребенком в семье
(проводят врач - неонатолог или опытная детская медсестра).
III этап - занятия в детской поликлинике
(проводят участковый врач - педиатр и
медсестра КЗР)
1. Родителям о ребенке 1-3 месяцев жизни
(вопросы режима, важности исключительно грудного вскармливания, физического
воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний,
профилактических прививок, обязательной диспансеризации).
2. Родителям о ребенке 4-6 месяцев жизни
(те же вопросы), а также сроки введения докорма.
3. Родителям о ребенке 7-9 месяцев жизни
(те же вопросы, а также профилактика наиболее частых кишечных и острых
респираторных заболеваний).
4. Родителям о ребенке 10-12 месяцев
жизни (те же вопросы, а также подготовка ребенка к поступлению в детское учреждение).
5. Родителям о ребенке 2-го года жизни
(те же вопросы, а также профилактика травматизма у детей).
6. Родителям о ребенке 3-го года жизни
(те же вопросы - режима, питания, физического воспитания, воспитательных
воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок,
обязательной диспансеризации).
Приложение N 4
"УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Н.Н.ВАГАНОВ
12 августа 1993 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Зам. начальника Главного
управления по охране
материнства и детства
Минздрава РФ
Л.В.ГАВРИЛОВА
11 августа 1993 г.
ТЕМАТИКА БЕСЕД
УЧАСТКОВОЙ МЕДСЕСТРЫ С МАТЕРЯМИ
ПРИ ПАТРОНАЖАХ С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО
РЕБЕНКА
На первом месяце:
- правила гигиенического ухода за
новорожденным - особенности исключительно грудного вскармливания;
- особенности режима и питания кормящей
женщины;
- гигиенические процедуры, содержание
предметов для купания, белья, стирка белья;
- общение матери с ребенком;
- одежда ребенка в зависимости от времени
года;
- вредные привычки;
- предметы ухода за ребенком;
- роль отца в воспитании ребенка;
- занятия с ребенком;
- организация бодрствования;
- осмотр врачами - специалистами,
профилактика рахита;
- массаж, гимнастика.
От 1 месяца до 12 месяцев:
- роль витаминов и микроэлементов в
питании кормящей женщины и ребенка;
- профилактические прививки;
- особенности ухода, режима при
вскармливании, воспитания ребенка 1-го, 2-го полугодия;
- как приучить ребенка самостоятельно
бодрствовать, засыпать, профилактика вредных привычек;
- организация бодрствования;
- профилактика простудных заболеваний;
- повторный осмотр врачами -
специалистами;
- профилактика травматизма.
На 2-м и 3-м году жизни:
- 1 г. 3 мес. - значение выполнения
режимных процессов в организации бодрствования;
- 1 г. 6 мес. - вредные привычки у детей;
- 1 г. 9 мес. - значение речевого общения
у детей;
- 2 г. - профилактика травматизма, как
правильно чистить зубы;
- 2 г. 6 мес. - значение игровой
деятельности;
- 3 г. - занятия с ребенком в семье,
воспитание культурно - гигиенических навыков, физическое воспитание ребенка и
закаливание, профилактика СПИДа;
- профилактика травматизма.