УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством
здравоохранения СССР
от 13 июня 1959 г.,
Президиумом ЦК
профсоюза медработников
от 17 июня 1959 г. N 121-5/10-20
ПРАВИЛА
ПО САНИТАРИИ ПРИ РАБОТЕ
В ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР <*>
I. Общая часть
1. В противотуберкулезных учреждениях
персонал общается с больными туберкулезом, в том числе с бацилловыделителями.
Это общение имеет место на амбулаторном приеме больных, при обслуживании их в
стационаре и на дому, где возможна передача инфекции пылевым, контактным,
капельным и алиментарным путем.
--------------------------------
<*> - "Правила по санитарии
при работе в противотуберкулезных учреждениях системы Министерства
здравоохранения СССР" переработаны и дополнены сотрудниками Российского
НИИ фтизиопульмонологии Минздрава России. (Приводятся с учетом дополнений).
2. Заболеваемость туберкулезом работников
противотуберкулезных учреждений в 8-10 раз выше, чем всего населения.
3. Настоящие правила имеют целью сведение
к минимуму опасности заражения туберкулезом и создание наиболее благоприятных
условий труда для персонала, работающего в противотуберкулезных учреждениях и
по роду своей деятельности соприкасающегося с больными, с инфицированными
предметами (белье, посуда, оборудование) и материалами (кровь, моча, мокрота,
сточные воды и пр.).
4. Действие настоящих
правил распространяется на противотуберкулезные диспансеры со стационарами и
без них, туберкулезные больницы и туберкулезные отделения общих, детских
больниц, клиник медицинских институтов, стационары научно-исследовательских
институтов и поликлиник, санатории для взрослых, подростков и детей, больных
туберкулезом, профилактории для туберкулезных больных, научно-исследовательские
институты туберкулеза, а также лаборатории научно-исследовательских институтов,
проводящих работу по туберкулезу.
5. Настоящие правила предусматривают специальные
мероприятия, направленные на охрану персонала от заражения туберкулезом, и не
включают мероприятия по организации труда, обязательные для работников всех
лечебно-профилактических учреждений.
6. Проектирование и строительство
противотуберкулезных учреждений должны соответствовать главе СНиП П-69-78
"Лечебно-профилактические учреждения. Нормы проектирования".
7. Открытие туберкулезных отделений
больниц и поликлиник разрешается при условии полной их изоляции и соблюдения
всех требований, предъявляемых к инфекционным больным.
8. Ответственными за выполнение настоящих
правил являются руководители противотуберкулезных учреждений и участков работы.
9. Настоящие правила вступают в силу с
момента их опубликования.
II. Медицинское
освидетельствование и допуск к работе
10. В противотуберкулезные учреждения и
противотуберкулезные отделения других учреждений принимаются на работу лица не
моложе 18 лет.
11. Все принимаемые на работу должны
обязательно подвергаться медицинскому освидетельствованию с обязательным
рентгенологическим обследованием (рентгенография грудной клетки) и проведением
туберкулиновой пробы. В дальнейшем все без исключения работники должны
подвергаться медицинскому обследованию с обязательной рентгенографией грудной
клетки 1 раз в год.
12. При отрицательной реакции Манту 2 ТЕ
необходимо решить вопрос о ревакцинации БЦЖ или профилактических мероприятиях
для принимаемого. После появления поствакцинальной
аллергии (через 8 недель) принимаемый может быть допущен к работе в служебных
помещениях, где возможен контакт с больными.
13. На каждого работника
противотуберкулезного учреждения должна быть заведена индивидуальная
медицинская карта, которая передается врачу-диспансеризатору. Если у
поступающего на работу или работающего сотрудника обнаружено какое-либо
проявление туберкулеза, на него заполняется подробная история болезни и
проводится необходимое лечение.
14. Лица, больные туберкулезом, могут
приниматься на работу в противотуберкулезные учреждения в зависимости от
характера процесса и трудоспособности, исключением являются должности,
зачисление на которые не допускается по эпидемиологическим соображениям
(аптека, кухня, склады продуктов, чистого белья и инвентаря, столовые, буфеты,
водопроводные сооружения).
15. Не допускается прием на работу в детские
туберкулезные учреждения больных активным туберкулезом.
16. Лица, больные туберкулезом, не
допускаются также к работе, являющейся противопоказанной для больных
туберкулезом с точки зрения возможности отрицательного влияния на состояние их
здоровья (душевые, канализационные сооружения, котельные и др.).
17. При поступлении на
работу, а в последующем не реже одного раза в год главный врач или заведующий
отделением проводит со всеми работниками подробный инструктаж, в котором
разъясняет специфические особенности работы в противотуберкулезном учреждении,
правила внутреннего распорядка для персонала и больных, дает подробные
наставления о выполнении мероприятий по предупреждению заражения туберкулезом и
соответствующему поведению персонала.
Результаты проведения инструктажа
регистрируются в журнале учета инструктажа по следующей форме:
┌─────────┬──────────┬─────────┬────────┬────────┬─────────────────────────────┐
│ │ │ │ │ │ Подпись │
│ │ │ │ │ ├─────────┬────────┬──────────┤
│ Фамилия,│ Дата
│ │ │ │Проводив-│Прошед-
│Руководи- │
│
имя, │зачисления│Специаль-│ Тема │ Дата
│ шего │
шего │тель отд. │
│отчество │на работу │ ность │проведе-│проведе-│инструк- │инструк-│(участка │
│получив- │по
данной │(профес- │ ния │
ния │ таж │ таж │
работы) │
│
шего │специаль- │ сия) │инструк-│инструк-│ │ │о допуске │
│инструк- │ ности
│ │ тажа │ тажа │ │ │к работе │
│ таж │ │ │ │ │ │ │прошедшего│
│ │ │ │ │ │ │ │инструктаж│
├─────────┼──────────┼─────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼──────────┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │
III. Обеспечение
гигиенического режима для
работников противотуберкулезных учреждений
18. В противотуберкулезных учреждениях и
противотуберкулезных отделениях других учреждений должны быть предусмотрены:
а) отдельная гардеробная комната для
сотрудников, в которой размещается вешалка для верхней одежды, шкафы на всех
сотрудников с двумя отделениями в каждом (в одном из них хранится личная
одежда, в другом спецодежда);
б) душевая комната пропускного типа
(желательно вблизи гардеробной) для принятия душа персоналом по окончании
работы, кроме того, в операционном блоке должна быть душевая типа
санпропускника для персонала операционной;
в) туалетные комнаты для сотрудников
(отдельные от больных);
г) умывальники для мытья рук персонала во
всех кабинетах, палатах;
д) специальное помещение для приема
горячей пищи персоналом (столовая или буфет). Питание персонала непосредственно
на отделениях,а также появление в буфете или столовой
в спецодежде категорически воспрещается.
19. Работникам противотуберкулезных
учреждений вменяется в обязанность:
а) надевать в гардеробной свою
спецодежду. Запрещается персоналу надевать верхнюю одежду на спецодежду,
появляться в отделении или на рабочем месте без спецодежды, а также выходить за
пределы противотуберкулезных учреждений в спецодежде;
б) при посещении больных на дому иметь
при себе в специальной укладке халат и шапочку, которые
надеваются при входе в жилище больного. По уходе из очага персонал должен
снимать спецодежду и после этого тщательно мыть руки с мылом;
в) мыть руки с мылом обильным количеством
воды после каждого процесса работы (кормление больных, уборка помещения,
посуды, подача и уборка суден, перестилание постели, сортировка грязного белья
и т.д.);
г) протирать индивидуальные шкафчики 5%
раствором хлорамина не реже одного раза в неделю.
20. Лица, соприкасавшиеся с
инфицированным материалом (работники прозекторских, бактериологических
лабораторий и вивариев, зубные врачи, врачи-отоларингологи и др.), обязаны
носить маски.
Примечание. Маски должны надевать и
другие сотрудники по специальным показаниям (в перевязочных, операционных,
стерилизационных, при работе с антибиотиками, в микробиологических лабораториях
при проведении специальных исследований и др.).
21. Запрещается персоналу
бактериологических лабораторий вести разговоры во время производства
манипуляций.
22. Работы, связанные с возможностью
загрязнения рук мокротой или другими выделениями больного (собирание и перенос
плевательниц, наполненных мокротой, приготовление мазков и т.д.), должны
производиться в резиновых перчатках. После работы перчатки обрабатываются
кипячением или замачиванием их в 0,25% активированном растворе хлорамина 1 час.
23. Персонал (санитарки, буфетчицы)
обязаны надевать прорезиненный передник при собирании грязной посуды в палатах
или в столовой, а также во время мойки посуды.
24. Ванщицы обязаны надевать во время
купания больных прорезиненный передник, а во время уборки ванной комнаты -
галоши.
25. Дезинфекторы во время нахождения в
грязной половине помещения дезкамеры или помещения, где они производят
обработку плевательниц и других предметов, должны надевать халат, косынку,
прорезиненный передник, перчатки, респираторы, очки и галоши. По окончании
работы дезинфекторы должны оставлять на грязной половине дезкамеры или
помещения для обработки плевательниц указанную одежду, тщательно мыть руки и по
возможности принять душ, после чего переходить в чистое отделение, где надевать
другой халат.
26. Смена халатов, шапочек (косынок)
производится 1-2 раза в неделю. При загрязнении мокротой или другими
выделениями больных спецодежда меняется немедленно.
IV.
Санитарно-гигиенические условия труда
27. Все служебные помещения учреждений
должны быть обеспечены естественным освещением и приточно-вытяжной вентиляцией
и проветриваться не менее 2 раз в день.
28. Во всех помещениях полы должны быть
покрыты линолеумом, а в санитарных узлах - метлахской плиткой. Стены во всех
помещениях покрываются масляной краской, а в санитарных узлах глазированной
плиткой.
29. Уборка помещений и инвентаря должна
производиться не реже 2 раз в день влажно-механическим способом с обязательным
обеззараживанием материала и предметов уборки (тряпки, щетки и др.). Мусор
должен собираться в ведра с крышками и по мере наполнения обязательно
сжигаться.
Для хранения уборочного инвентаря (половых
щеток, тряпок, полотеров, ведер, совков, лестниц и др.) должны выделяться
помещения, допускается использование для этих целей шкафов.
30. Во всех противотуберкулезных
учреждениях должны выделяться помещения:
а) для мойки и стерилизации плевательниц и
обеззараживания мокроты химическим или термическим путем, б) для аппаратов
автоматической мойки и стерилизации суден и мочеприемников. При мойке суден и
мочеприемников персонал должен пользоваться прорезиненным передником и
резиновыми перчатками.
31. В каждом стационарном отделении
выделяется буфетная комната с горячим и холодным водоснабжением и раковинами
для мойки посуды и отдельно для мытья рук. В буфетных комнатах должны быть
оборудованы столики отдельно для грязной и отдельно для чистой посуды. Столовая
посуда, поступающая от больных, тщательно, с помощью щетки, отчищается от
остатков пищи, обязательно обеззараживается термическим или химическим путем, а
затем моется. Остатки пищи подлежат обязательному обеззараживанию.
32. В помещениях регистратуры для защиты
работников от капельной инфекции при разговоре с больным оборудуются окна с
двойным стеклом и боковым отверстием для передачи документов.
33. При производстве рентгенограммы экран
протирается 96% спиртом после каждого исследования.
34. Администрация противотуберкулезных
учреждений обязана обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в
соответствии с "Инструкцией по санитарно-противоэпидемическому режиму и
охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)", утвержденной
Приказом МЗ СССР от 04.08.83 N 916.
35. Все помещения должны проветриваться
не менее 4 раз в сутки, бактерицидные облучатели устанавливаются на высоте не
менее 2 метров от пола из расчета: один облучатель ОВН-150 на 30 куб. м,
ОБП-300 на 60 куб.м.
V.
Санитарно-просветительная работа среди больных
36. В противотуберкулезных учреждениях
при поступлении больных, а затем систематически должна проводиться
санитарно-просветительная работа с больными. В целях предохранения персонала от
заражения особое внимание должно быть обращено на правила поведения,
обязательные для больных.
37. При выписке больному должны быть
разъяснены правила его поведения дома и в общественных местах, предупреждающие
заражение туберкулезом окружающих лиц.
38. В основу данных правил взяты
"Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных учреждениях"
системы МЗ СССР от 13.06.59, дополнение и изменения внесены на основании
Приказа от 04.08.83 N 916 МЗ СССР "Об утверждении Инструкции по
санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных
больниц (отделений)".