Поиск по базе документов:

 

УТВЕРЖДЕНЫ

Министерством

здравоохранения СССР

от 13 июня 1959 г.,

 

Президиумом ЦК

профсоюза медработников

от 17 июня 1959 г. N 121-5/10-20

 

ПРАВИЛА

ПО САНИТАРИИ ПРИ РАБОТЕ

В ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР <*>

 

I. Общая часть

 

1. В противотуберкулезных учреждениях персонал общается с больными туберкулезом, в том числе с бацилловыделителями. Это общение имеет место на амбулаторном приеме больных, при обслуживании их в стационаре и на дому, где возможна передача инфекции пылевым, контактным, капельным и алиментарным путем.

--------------------------------

<*> - "Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР" переработаны и дополнены сотрудниками Российского НИИ фтизиопульмонологии Минздрава России. (Приводятся с учетом дополнений).

 

2. Заболеваемость туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений в 8-10 раз выше, чем всего населения.

3. Настоящие правила имеют целью сведение к минимуму опасности заражения туберкулезом и создание наиболее благоприятных условий труда для персонала, работающего в противотуберкулезных учреждениях и по роду своей деятельности соприкасающегося с больными, с инфицированными предметами (белье, посуда, оборудование) и материалами (кровь, моча, мокрота, сточные воды и пр.).

4. Действие настоящих правил распространяется на противотуберкулезные диспансеры со стационарами и без них, туберкулезные больницы и туберкулезные отделения общих, детских больниц, клиник медицинских институтов, стационары научно-исследовательских институтов и поликлиник, санатории для взрослых, подростков и детей, больных туберкулезом, профилактории для туберкулезных больных, научно-исследовательские институты туберкулеза, а также лаборатории научно-исследовательских институтов, проводящих работу по туберкулезу.

5. Настоящие правила предусматривают специальные мероприятия, направленные на охрану персонала от заражения туберкулезом, и не включают мероприятия по организации труда, обязательные для работников всех лечебно-профилактических учреждений.

6. Проектирование и строительство противотуберкулезных учреждений должны соответствовать главе СНиП П-69-78 "Лечебно-профилактические учреждения. Нормы проектирования".

7. Открытие туберкулезных отделений больниц и поликлиник разрешается при условии полной их изоляции и соблюдения всех требований, предъявляемых к инфекционным больным.

8. Ответственными за выполнение настоящих правил являются руководители противотуберкулезных учреждений и участков работы.

9. Настоящие правила вступают в силу с момента их опубликования.

 

II. Медицинское освидетельствование и допуск к работе

 

10. В противотуберкулезные учреждения и противотуберкулезные отделения других учреждений принимаются на работу лица не моложе 18 лет.

11. Все принимаемые на работу должны обязательно подвергаться медицинскому освидетельствованию с обязательным рентгенологическим обследованием (рентгенография грудной клетки) и проведением туберкулиновой пробы. В дальнейшем все без исключения работники должны подвергаться медицинскому обследованию с обязательной рентгенографией грудной клетки 1 раз в год.

12. При отрицательной реакции Манту 2 ТЕ необходимо решить вопрос о ревакцинации БЦЖ или профилактических мероприятиях для принимаемого. После появления поствакцинальной аллергии (через 8 недель) принимаемый может быть допущен к работе в служебных помещениях, где возможен контакт с больными.

13. На каждого работника противотуберкулезного учреждения должна быть заведена индивидуальная медицинская карта, которая передается врачу-диспансеризатору. Если у поступающего на работу или работающего сотрудника обнаружено какое-либо проявление туберкулеза, на него заполняется подробная история болезни и проводится необходимое лечение.

14. Лица, больные туберкулезом, могут приниматься на работу в противотуберкулезные учреждения в зависимости от характера процесса и трудоспособности, исключением являются должности, зачисление на которые не допускается по эпидемиологическим соображениям (аптека, кухня, склады продуктов, чистого белья и инвентаря, столовые, буфеты, водопроводные сооружения).

15. Не допускается прием на работу в детские туберкулезные учреждения больных активным туберкулезом.

16. Лица, больные туберкулезом, не допускаются также к работе, являющейся противопоказанной для больных туберкулезом с точки зрения возможности отрицательного влияния на состояние их здоровья (душевые, канализационные сооружения, котельные и др.).

17. При поступлении на работу, а в последующем не реже одного раза в год главный врач или заведующий отделением проводит со всеми работниками подробный инструктаж, в котором разъясняет специфические особенности работы в противотуберкулезном учреждении, правила внутреннего распорядка для персонала и больных, дает подробные наставления о выполнении мероприятий по предупреждению заражения туберкулезом и соответствующему поведению персонала.

Результаты проведения инструктажа регистрируются в журнале учета инструктажа по следующей форме:

 

┌─────────┬──────────┬─────────┬────────┬────────┬─────────────────────────────┐

                                                       Подпись          

                                            ├─────────┬────────┬──────────┤

│ Фамилия,│   Дата                            │Проводив-│Прошед- │Руководи- │

  имя,   │зачисления│Специаль-  Тема  │ Дата     шего     шего  │тель отд. │

│отчество │на работу │  ность  │проведе-│проведе-│инструк- │инструк-│(участка 

│получив- │по данной │(профес- │  ния     ния     таж      таж   │ работы) 

  шего   │специаль-  сия)   │инструк-│инструк-│                 │о допуске │

│инструк-  ности              тажа    тажа                   │к работе 

  таж                                                        │прошедшего│

                                                             │инструктаж│

├─────────┼──────────┼─────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼──────────┤

                                                                      

 

III. Обеспечение гигиенического режима для

работников противотуберкулезных учреждений

 

18. В противотуберкулезных учреждениях и противотуберкулезных отделениях других учреждений должны быть предусмотрены:

а) отдельная гардеробная комната для сотрудников, в которой размещается вешалка для верхней одежды, шкафы на всех сотрудников с двумя отделениями в каждом (в одном из них хранится личная одежда, в другом спецодежда);

б) душевая комната пропускного типа (желательно вблизи гардеробной) для принятия душа персоналом по окончании работы, кроме того, в операционном блоке должна быть душевая типа санпропускника для персонала операционной;

в) туалетные комнаты для сотрудников (отдельные от больных);

г) умывальники для мытья рук персонала во всех кабинетах, палатах;

д) специальное помещение для приема горячей пищи персоналом (столовая или буфет). Питание персонала непосредственно на отделениях также появление в буфете или столовой в спецодежде категорически воспрещается.

19. Работникам противотуберкулезных учреждений вменяется в обязанность:

а) надевать в гардеробной свою спецодежду. Запрещается персоналу надевать верхнюю одежду на спецодежду, появляться в отделении или на рабочем месте без спецодежды, а также выходить за пределы противотуберкулезных учреждений в спецодежде;

б) при посещении больных на дому иметь при себе в специальной укладке халат и шапочку, которые надеваются при входе в жилище больного. По уходе из очага персонал должен снимать спецодежду и после этого тщательно мыть руки с мылом;

в) мыть руки с мылом обильным количеством воды после каждого процесса работы (кормление больных, уборка помещения, посуды, подача и уборка суден, перестилание постели, сортировка грязного белья и т.д.);

г) протирать индивидуальные шкафчики 5% раствором хлорамина не реже одного раза в неделю.

20. Лица, соприкасавшиеся с инфицированным материалом (работники прозекторских, бактериологических лабораторий и вивариев, зубные врачи, врачи-отоларингологи и др.), обязаны носить маски.

Примечание. Маски должны надевать и другие сотрудники по специальным показаниям (в перевязочных, операционных, стерилизационных, при работе с антибиотиками, в микробиологических лабораториях при проведении специальных исследований и др.).

21. Запрещается персоналу бактериологических лабораторий вести разговоры во время производства манипуляций.

22. Работы, связанные с возможностью загрязнения рук мокротой или другими выделениями больного (собирание и перенос плевательниц, наполненных мокротой, приготовление мазков и т.д.), должны производиться в резиновых перчатках. После работы перчатки обрабатываются кипячением или замачиванием их в 0,25% активированном растворе хлорамина 1 час.

23. Персонал (санитарки, буфетчицы) обязаны надевать прорезиненный передник при собирании грязной посуды в палатах или в столовой, а также во время мойки посуды.

24. Ванщицы обязаны надевать во время купания больных прорезиненный передник, а во время уборки ванной комнаты - галоши.

25. Дезинфекторы во время нахождения в грязной половине помещения дезкамеры или помещения, где они производят обработку плевательниц и других предметов, должны надевать халат, косынку, прорезиненный передник, перчатки, респираторы, очки и галоши. По окончании работы дезинфекторы должны оставлять на грязной половине дезкамеры или помещения для обработки плевательниц указанную одежду, тщательно мыть руки и по возможности принять душ, после чего переходить в чистое отделение, где надевать другой халат.

26. Смена халатов, шапочек (косынок) производится 1-2 раза в неделю. При загрязнении мокротой или другими выделениями больных спецодежда меняется немедленно.

 

IV. Санитарно-гигиенические условия труда

 

27. Все служебные помещения учреждений должны быть обеспечены естественным освещением и приточно-вытяжной вентиляцией и проветриваться не менее 2 раз в день.

28. Во всех помещениях полы должны быть покрыты линолеумом, а в санитарных узлах - метлахской плиткой. Стены во всех помещениях покрываются масляной краской, а в санитарных узлах глазированной плиткой.

29. Уборка помещений и инвентаря должна производиться не реже 2 раз в день влажно-механическим способом с обязательным обеззараживанием материала и предметов уборки (тряпки, щетки и др.). Мусор должен собираться в ведра с крышками и по мере наполнения обязательно сжигаться.

Для хранения уборочного инвентаря (половых щеток, тряпок, полотеров, ведер, совков, лестниц и др.) должны выделяться помещения, допускается использование для этих целей шкафов.

30. Во всех противотуберкулезных учреждениях должны выделяться помещения:

а) для мойки и стерилизации плевательниц и обеззараживания мокроты химическим или термическим путем, б) для аппаратов автоматической мойки и стерилизации суден и мочеприемников. При мойке суден и мочеприемников персонал должен пользоваться прорезиненным передником и резиновыми перчатками.

31. В каждом стационарном отделении выделяется буфетная комната с горячим и холодным водоснабжением и раковинами для мойки посуды и отдельно для мытья рук. В буфетных комнатах должны быть оборудованы столики отдельно для грязной и отдельно для чистой посуды. Столовая посуда, поступающая от больных, тщательно, с помощью щетки, отчищается от остатков пищи, обязательно обеззараживается термическим или химическим путем, а затем моется. Остатки пищи подлежат обязательному обеззараживанию.

32. В помещениях регистратуры для защиты работников от капельной инфекции при разговоре с больным оборудуются окна с двойным стеклом и боковым отверстием для передачи документов.

33. При производстве рентгенограммы экран протирается 96% спиртом после каждого исследования.

34. Администрация противотуберкулезных учреждений обязана обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в соответствии с "Инструкцией по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)", утвержденной Приказом МЗ СССР от 04.08.83 N 916.

35. Все помещения должны проветриваться не менее 4 раз в сутки, бактерицидные облучатели устанавливаются на высоте не менее 2 метров от пола из расчета: один облучатель ОВН-150 на 30 куб. м, ОБП-300 на 60 куб.м.

 

V. Санитарно-просветительная работа среди больных

 

36. В противотуберкулезных учреждениях при поступлении больных, а затем систематически должна проводиться санитарно-просветительная работа с больными. В целях предохранения персонала от заражения особое внимание должно быть обращено на правила поведения, обязательные для больных.

37. При выписке больному должны быть разъяснены правила его поведения дома и в общественных местах, предупреждающие заражение туберкулезом окружающих лиц.

38. В основу данных правил взяты "Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных учреждениях" системы МЗ СССР от 13.06.59, дополнение и изменения внесены на основании Приказа от 04.08.83 N 916 МЗ СССР "Об утверждении Инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)".

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024