МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 1998 г. N 2510/2259-98-32
О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА
Министерство здравоохранения Российской
Федерации обращает внимание на рост количества несчастных случаев, в том числе
со смертельным исходом, связанных с эксплуатацией подведомственного
автотранспорта.
Так, 5 марта 1997 года, в результате
столкновения автомобиля "Нива", принадлежащего Чернушкинскому
районному центру госсанэпиднадзора, с автомобилем КАМАЗ, получили травмы
различной степени тяжести возвращавшиеся из
командировки в г. Пермь главный врач центра ГСЭН Лесюков В.Н., врач-бактериолог
Филиппова Л.А. и водитель Кравченко А.В.
Комиссия,
проводившая расследование этого несчастного случая, установила, что
предрейсовый медицинский осмотр водителя Кравченко А.В. не проводился,
техническое состояние автомобиля не проверялось, водитель был переведен с автомобиля
УАЗ на автомобиль "Нива" непосредственно перед выездом в командировку
без стажировки, без инструктажа об особенностях маршрута и без сдачи ежегодного
зачета по безопасности дорожного движения.
Причинами, вызвавшими несчастный случай
явились:
- нарушение водителем Кравченко А.В.
пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, обязывающего
обеспечить безопасную скорость движения автомобиля в темное время суток в
условиях гололеда;
- нарушение главным врачом Лесюковым В.Н.
пункта 5.2 вышеназванных Правил, выразившееся в отвлечении водителя от
управления автомобилем во время движения;
- нарушение Лесюковым В.Н. пункта 5
Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей,
утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.08.77
N 255-16, выразившееся в увеличении продолжительности рабочей смены водителя до
15 часов.
13 марта 1997 года, в ночное время на
трассе поселок Врангель-Находка Приморского края произошло столкновение
автомашины скорой медицинской помощи "Ниссан", принадлежащей
подразделению Дальневосточной центральной клинической бассейновой больницы, со
стоящим на проезжей части автомобилем МАЗ-5549. В результате
дорожно-транспортного происшествия пострадали четыре человека, находившиеся в автомобиле
скорой медицинской помощи, трое из них погибли.
Причиной несчастного случая явилось
нарушение Правил дорожного движения со стороны обоих водителей. Водитель
автомобиля МАЗ не включил габаритные огни, а водитель автомобиля скорой
медицинской помощи совершил наезд на стоящий автомобиль.
21 июня 1997 года в
результате дорожно-транспортного происшествия по вине водителя автомобиля
ВАЗ-21063, принадлежащего Астраханскому областному центру по профилактике и
борьбе со СПИД, погибли находившиеся в салоне автомобиля заведующий Центром
Ничога А.М., студентка Бабаева И.И. и водитель Дуненков Д.В., заведующая
лабораторией Центра Бабаева Е.Е. получила тяжелые травмы.
По заключению комиссии, проводившей
расследование этого группового несчастного случая, водитель Дуненков Д.В.
нарушил пункт 13.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, не пропустил
при подъезде к перекрестку дорог двигавшийся по
главной дороге автомобиль КАМАЗ-53212 и произвел столкновение с ним.
31 августа 1997 года главный врач ЦГСЭН
Городищенского района Волгоградской области Синеговский С.Н. в состоянии
алкогольного опьянения, управляя служебной автомашиной ГАЗ-31029, нарушил п.п.
11.1 и 1.5 Правил дорожного движения, выехал на встречную полосу движения,
совершил столкновение с автомобилем КАМАЗ-5320 и погиб. Вместе с ним погиб
пассажир Верчинков В.Н.
Причинами данного несчастного случая со
смертельным исходом явились:
- грубое нарушение Правил дорожного
движения;
- безответственность и бесконтрольность
за работой служебных автомобилей;
- нарушение трудовой дисциплины погибшим
главным врачом Синеговским С.Н., который использовал служебный автотранспорт не
по назначению и лично находился за рулем служебной автомашины.
1 ноября 1997 года в гараже Городской
детской клинической больницы им. профессора В.К.Меньшикова Управления
здравоохранения г. Казани в результате несчастного случая погиб водитель Еремин
В.И.
В ходе расследования было установлено,
что не проинструктированный по вопросам охраны труда водитель, находясь в
состоянии алкогольного опьянения, ремонтировал закрепленный за ним автомобиль
ВАЗ-21063 с грубыми нарушениями требований безопасности. Выполняя работу под
поднятым на домкрате автомобилем, он не использовал имевшиеся в гараже
страховочные "козелки" и был придавлен сдвинувшимся с места и упавшим
на него автомобилем.
29 января 1998 года в результате
дорожно-транспортного происшествия на автотрассе в районе г. Бронницы
Московской области погибли командированные в Москву для получения документов на
автомашины врач-эпидемиолог Рязанского ГЦСЭН Калинин В.Н. и водитель Гришин
С.Е.
По результатам предварительного
расследования был зафиксирован выезд автомобиля "Жигули",
принадлежащего Рязанскому ГЦСЭН, на встречную полосу движения, где и произошло
столкновение с грузовым автомобилем МАЗ (фургон с прицепом). Причины этой
аварии и виновные лица в настоящее время устанавливаются.
Необходимо отметить, что при
вышеописанных несчастных случаях, имевших место в Астраханской, Рязанской и
Волгоградской областях, санитарный транспорт использовался не по назначению
(поездка в личных целях, поездка для оформления документов, поездка на
свадьбу).
В целях предупреждения
дорожно-транспортных происшествий на подведомственном автотранспорте и
несчастных случаев при ремонте автомобилей, Министерство здравоохранения
Российской Федерации предлагает:
- довести данную информацию до
подведомственных учреждений и организаций, имеющих автотранспорт и организовать
ее обсуждение;
- организовать проведение
дополнительного, внепланового инструктажа водительского состава, обратив особое
внимание на вопросы трудовой дисциплины и соблюдения Правил дорожного движения
при неблагоприятных метеорологических условиях;
- обеспечить разработку и утверждение
должностных инструкций для работников, деятельность которых связана с обеспечением
безопасности дорожного движения и ремонтом подведомственного автотранспорта;
- систематически проводить анализ причин
дорожно-транспортных происшествий с разработкой мероприятий по их
предупреждению;
- принять меры по улучшению условий труда
и отдыха водителей и рабочих, занятых ремонтом и подготовкой автомобилей к
работе на линии. Запретить направление водителей в рейс, если они не имели до
выезда отдыха, предусмотренного Положением о рабочем времени и времени отдыха
водителей автомобилей, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и
Секретариата ВЦСПС от 16.08.77 г. N 255-16;
- категорически запретить использование
подведомственного автотранспорта не по назначению, усилить контроль
за его эксплуатацией;
- обеспечить организацию и проведение в соответствии
с действующей методикой предрейсовых медицинских осмотров и обязательных
периодических медицинских переосвидетельствований водителей.
Первый заместитель Министра
Г.Г.ОНИЩЕНКО