Утверждена
решением Московской
областной Думы
от 25 февраля 1998 года N 6/8
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998-2000 ГГ."
Основания для
разработки Программы
Постановление
Правительства Российской Федерации "О мерах по предупреждению
распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 7 марта 1997 г. N
260, постановление Правительства Московской области "О неотложных мерах по
предупреждению распространения туберкулеза в Московской области" от 14
июля 1997 г. N 53/18 и приказ Министерства здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации "О создании Государственной системы
эпидемиологического мониторинга туберкулеза" от 03.07.97 N 193.
Заказчик Программы
Главное управление здравоохранения
Администрации Московской области.
Разработчики
Программы
Главное управление здравоохранения
Администрации Московской области, Главное управление внутренних дел Администрации
Московской области, Московский областной противотуберкулезный диспансер.
Цель и задачи
Программы
Снижение эпидемиологической напряженности
по туберкулезу, уменьшение резервуара туберкулезной инфекции среди населения
Московской области и экономического ущерба от туберкулеза.
Для достижения поставленных целей
необходимо решить следующие задачи:
1. Своевременное финансовое обеспечение
лекарственными средствами и укрепление материально-технической базы
противотуберкулезных учреждений.
2. Создание необходимых условий для
обеспечения своевременного лечения и полной реабилитации больных туберкулезом в
противотуберкулезных учреждениях Московской области.
Исполнители
Программы и основных мероприятий
Главное управление здравоохранения
Администрации Московской области, Московский областной противотуберкулезный
диспансер, Министерство строительства Администрации Московской области, Центр
Госсанэпиднадзора в Московской области, Департамент социальной защиты населения
Администрации Московской области, Комитет по финансам и налоговой политике
Администрации Московской области.
Для выполнения основных мероприятий
исполнителю Программы привлекать предприятия, расположенные на территории
Московской области.
Объем и источники
финансирования
Общий объем финансирования по Программе
составляет 58019 тыс. руб., в 1998-2000 гг. в том числе:
- из областного бюджета - 58019 тыс.
руб., из них в 1998 г. - 12093 тыс. руб., из внебюджетных фондов и прочих
источников - 0, из собственных местных средств - 0.
Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы
Замедление темпов роста
показателей распространенности тяжелых форм туберкулеза до 15%.
Снижение смертности и инвалидности от
туберкулеза до 15%.
Предупреждение локальных форм туберкулеза
у детей с первичным инфицированием.
Система организации
контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется: Главным управлением
здравоохранения Администрации Московской области, Министерством строительства
Администрации Московской области, Московским областным противотуберкулезным
диспансером, Центром Госсанэпиднадзора в Московской области, Департаментом
социальной защиты населения Администрации Московской области, Комитетом по
финансам и налоговой политике Администрации Московской области.
Состояние проблемы
Государственная
программа Московской области "О неотложных мерах по предупреждению
распространения туберкулеза в Московской области" на 1998-2000 гг. (далее
- Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в
Российской Федерации" от 7 марта 1997 г. N 260, решения Коллегии
Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
"О состоянии противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации и
пути ее совершенствования" от 16.04.96 N
9, постановления Правительства Московской области "О неотложных мерах по
предупреждению распространения туберкулеза в Московской области" от 17
июля 1997 г. N 53/18.
Медицинская противотуберкулезная помощь
населению Московской области осуществляется 47 специализированными учреждениями
и 36 фтизиатрическими подразделениями в общих лечебно-профилактических
учреждениях Московской области. Всего функционирует 3815 туберкулезных коек в
28 районах Московской области. Обеспеченность туберкулезными койками в 2 раза
ниже нормативных. Отсутствуют специализированные койки
для лечения детей и подростков.
Все противотуберкулезные учреждения, за
исключением Областной туберкулезной больницы, размещены в приспособленных
зданиях, 80% из них малокоечные, две трети имеют свыше 60% износа.
Несмотря на усилия
Главного управления здравоохранения Администрации Московской области и глав
городов и районов Московской области, направленные на проведение капитальных
ремонтов противотуберкулезных учреждений и приобретение диагностического
оборудования, большинство противотуберкулезных лечебных учреждений в связи с
аварийным состоянием подлежит закрытию из-за несоответствия требованиям
санитарных норм и правил. Под
угрозой закрытия находятся санатории "Зеленый бор" с базовой
баклабораторией и "Спутник". Приостановлена эксплуатация
санаториев "Глуховский" и "Солнышко".
Лечебно-диагностическая аппаратура
устаревших образцов с низкой разрешающей способностью крайне изношена. Это
приводит к сокращению мероприятий по раннему выявлению туберкулеза в городах и
районах Московской области.
Ситуация усугубляется дефицитом
туберкулостатических препаратов в связи с ликвидацией централизованного
обеспечения из бюджетных средств.
Обеспеченность в лекарственных средствах
в 1995 году из областного бюджета составила 156,8 млн. руб., или 35,4% от
потребности, из местных бюджетов потребность удовлетворялась на 70,3%. В 1996
г. - на 20,3% и 47,2% соответственно.
Недостаточное оснащение диагностической
техникой, неудовлетворительное обеспечение противотуберкулезными препаратами
лечебных учреждений Московской области отрицательно влияют на объем и качество
профилактических осмотров и эффективность лечения.
За последние 5 лет
показатель заболеваемости туберкулезом населения Московской области возрос в 2
раза, среди работников фтизиатрической службы - в 4 раза, среди больных
психическими заболеваниями - в 2,7 раза, а среди лиц, находящихся в
подразделениях и учреждениях уголовно - исполнительной системы Главного
управления внутренних дел Московской области, - в 3 раза.
Заболеваемость тяжелыми формами
туберкулеза и число бацилловыделителей увеличилось в 2 раза, а рецидивов - в
1,5 раза. Первичный выход на инвалидность увеличился в 1,8 раза, смертность - в
2,5 раза.
Вышеизложенное создает условия к расширению резервуара туберкулезной инфекции и
угрозу нарастания эпидемии.
В 1993 году разработана Главным
управлением здравоохранения и утверждена Администрацией Московской области
целевая программа "Усиление борьбы с туберкулезом в Московской
области", стоимость которой без капвложений составила 9031,5 млн. руб., в
том числе из областного бюджета - 5276,2 млн. руб., из местного - 3755,3 млн.
руб. в ценах 1997 года. Из-за дефицита финансирования
поставленные в программе "Усиление борьбы с туберкулезом в Московской
области" цели не достигнуты:
- в 1995 году профинансирована
из областного бюджета на 16,8%;
- в 1996 году - на 20,3%, из местных
бюджетов - соответственно на 10,7% и 37,2%.
Таким образом, осложнение эпидемической
ситуации, увеличение числа бацилловыделителей туберкулеза, неблагоприятный
прогноз на ближайшее время требуют принятия экстренных мер по снижению
распространения туберкулезной инфекции в Московской области и предупреждению
увеличивающегося расходования на лечение и социальное обеспечение больных
туберкулезом.
Основные
мероприятия Программы
Основные мероприятия Программы
предусматривают:
- укрепление материально-технической
базы;
- выделение бюджетных средств на
специфическую химиотерапию в соответствии с потребностями населения Московской
области.
Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы:
- к 2000 году - стабилизация эпидемиологической
ситуации по туберкулезу;
- снижение темпов роста
основных эпидемиологических показателей распространенности туберкулеза;
- снижение удельного веса больных с
тяжелыми формами заболевания и как следствие уменьшение затрат на лечение на
30%;
- увеличение продолжительности активной
жизни и снижение ранней инвалидизации и летальности от туберкулеза.
ПЕРЕЧЕНЬ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ
ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 1998-2000 ГГ.
┌───┬────────────────────────────────┬───────────────────────────┬───────────┬──────────────┐
│N │Наименование
учреждений │Стоимость в
текущих ценах в│Всего │
Примечание │
│п/п│и
мероприятий │тыс.
руб. │(тыс. руб.)│ │
│ │ ├────────┬────────┬─────────┤ │ │
│ │ │1998 г. │
1999 г.│ 2000 г.│ │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────────┼──────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6
│ 7 │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────────┼──────────────┤
│ 1.│Щелковский район, п. Сукманиха, │
1000 │ 1000 │ - │ 2000
│Проектирование│
│ │строительство
второй очереди │ - │ - │
10000 │ 10000
│Строительство │
│ │областной
туберкулезной больницы│ │ │ (задел) │ │ │
│ │на
240 коек с блоком областной │
│ │ │ │ │
│ │баклаборатории │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────────┼──────────────┤
│ 2.│Пушкинский район, п. Тарасовка, │
1000 │ 1000 │ - │ 2000
│Проектирование│
│ │строительство │ - │ - │
10000 │ 10000
│Строительство │
│ │противотуберкулезного
диспансера│ │ │ (задел) │ │ │
│ │на
312 коек │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────────┼──────────────┤
│ 3.│Чеховский район, с. Мещерское, │
600 │ - │ - │ 10000
│Строительство │
│ │областная психиатрическая │ │ 10000 │
- │ 600
│Проектирование│
│ │больница
N 2, реконструкция │ │ │ │ │ │
│ │инфекционного
отделения под
│ │ │ │ │ │
│ │туберкулезное
отделение │ │ │ │ │ │
│ │на
70 коек │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼────────┴────────┴─────────┴───────────┼──────────────┤
│ 4.│Подольский район, сан.
"Родина",│ │ │
│ │реконструкция
под туберкулезный │ * финансирование по отдельному счету │ │
│ │стационар
на 240 коек │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ │Итого │ 2600 12000
20000 34600 │ │
├───┴────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┴──────────────┤
│ В том
числе:
│
│
проектно-изыскательские работы
2600 2000 -
4600 │
│
строительство
- 10000 20000
30000 │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘