МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
15 апреля 1998 г.
N 13-16/10
О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ
АКУШЕРСКО - ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В соответствии с Концепцией развития службы охраны здоровья матери и ребенка, основанной
на государственных и ратифицированных международных документах,
предусматривается к 2000 году обеспечить снижение материнской смертности до
25-27 на 100000 живорожденных; абортов - до 50 на 1000 женщин детородного
возраста.
Для достижения этих целей необходимо
повышение эффективности использования ресурсов путем совершенствования
организации медицинской помощи, что является одним из основных направлений
Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.
Структурная реформа здравоохранения
предполагает реорганизацию амбулаторно - поликлинической и стационарной помощи,
в том числе акушерско - гинекологической, основанную на внедрении современных
организационных форм и перинатальных технологий. Реорганизация службы должна
осуществляться не только с учетом демографических показателей, но и показателей
состояния репродуктивного здоровья, состояния материально - технической базы
лечебно - профилактических учреждений, потребности населения в медицинской
помощи, региональных особенностей территорий.
При реструктуризации стационаров
рекомендуется распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности
лечебно - диагностического процесса, при этом койки для интенсивного лечения
должны составлять до 20%, восстановительного лечения - до 45%, длительного
лечения больных хроническими заболеваниями - до 20%, медико -
социальной помощи - до 15%.
В целях разработки рекомендаций по
совершенствованию акушерско - гинекологической помощи в стране в соответствии с
задачами службы и направлениями Концепции проведено специальное изучение
статистических данных, результатов выборочных исследований, а также опыта ряда
территорий.
По данным
официальной статистики в 1997 году акушерско - гинекологическая служба системы
Минздрава России представлена родильными отделениями больниц различного уровня
и 265 родильными домами, 61 перинатальным центром (из них 7 - самостоятельных и
54 развернуты на базе действующих учреждений родовспоможения и детства), 2027
женскими консультациями, более чем 200 центрами планирования семьи и
репродукции (из них 30 - самостоятельных).
В то же время материально - техническая
база многих акушерско - гинекологических учреждений остается неудовлетворительной.
По данным последней паспортизации только 60% акушерских и
гинекологических коек расположены на площадях, соответствующих санитарным
нормам, до 15% коек расположены в зданиях, непригодных к эксплуатации,
обеспеченность площадями амбулаторных акушерско - гинекологических учреждений
составляет 70%.
Результаты специального изучения
показали, что при среднероссийском показателе коек патологии беременности в
общей структуре акушерских коек - 35,4%, в ряде территорий удельный вес этих
коек крайне низкий и составляет менее 20% при высоком уровне акушерской и
соматической патологии. По оперативным данным койки для совместного пребывания
матери и ребенка в целом по России составляют лишь 13,4%, а в четверти
территорий эти койки в структуре акушерских коек не выделяются совсем.
Учитывая изложенное, а также в связи с
неблагоприятными тенденциями в состоянии репродуктивного здоровья населения,
прогнозируемым в ближайшие годы увеличением рождаемости проведение
реструктуризации акушерских коек необходимо осуществлять с возможным
сохранением штатов и объемов финансирования. Однако речь идет не о формальном
сохранении ресурсов, а о рациональной переориентации их деятельности на
профилактику абортов, партнерскую подготовку к беременности и родам, оказание медико - социальной помощи семье и др. При реструктуризации
необходимо полное обеспечение стационарным родоразрешением и создание
оптимальных условий для беременных, рожениц, родильниц и новорожденных детей.
При этом необходимо довести площади на акушерскую койку до требуемых санитарных
норм, ориентируясь на максимально возможное индивидуальное размещение женщины
во время родов и после них, в том числе совместно с мужем и другими
родственниками, увеличить долю коек патологии беременности до необходимой
потребности, но не менее 50%.
Особое внимание
уделить совершенствованию деятельности акушерских стационаров на основе
психологически комфортного (физиологичного) родоразрешения, раннего
прикладывания новорожденных к груди, свободного режима вскармливания,
совместного пребывания матери и ребенка, ранней выписки, что предусмотрено
приказом Минздрава России от 26.11.97 N 345 "О совершенствовании
мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских
стационарах" и соответствует рекомендациям ВОЗ.
В целях обеспечения преемственности и
совершенствования специализированной помощи женщинам, в том числе в период
беременности, необходимо осуществлять интеграцию родовспомогательных учреждений
с общей лечебной сетью, в первую очередь с многопрофильными больницами.
Особое место в системе охраны здоровья
женщин и детей должны занимать учреждения нового типа - перинатальные центры,
обеспечивающие медицинскую помощь по современным организационным и лечебно -
диагностическим технологиям наиболее тяжелому контингенту беременных женщин и
новорожденных детей. Создание этих учреждений рекомендовано во всех регионах.
Что касается гинекологических коек, то их
структура должна определяться потребностями региона, а также развитием и
внедрением современных методов диагностики и лечения нарушений репродуктивной
функции женщины (лапаро- и гистероскопии, ЭКО и др.).
Учитывая особую роль женских консультаций
в профилактике осложнений беременности, родов, послеродового периода, а также в
оказании помощи гинекологическим больным, наиболее рациональным является их
размещение в составе лечебно - профилактических учреждений, что предусмотрено
приказом Минздрава России от 10.04.98 N 113 "О введении в действие
Типового положения о женской консультации". Этим документом
регламентирована деятельность женских консультаций в соответствии с
современными требованиями.
При проведении реструктуризации следует
предусматривать расширение объемов медицинской помощи в стационарах дневного
пребывания и внедрение в них стационарозамещающих технологий.
Перечень показаний
к пребыванию в дневных стационарах акушерско - гинекологического профиля и
организация их работы регламентированы приказом Министерства здравоохранения
РСФСР от 15.11.91 N 186 "О мерах по дальнейшему развитию гинекологической
помощи населению РСФСР" (приложение 10), приказом Минздравмедпрома России
от 11.06.96 N 242 "О перечне социальных показаний и утверждении инструкций
по искусственному прерыванию беременности" (пункт 11 приложения 3),
приказом Минздрава России от 26.11.97 N
345 (приложение 5).
Несмотря на положительные тенденции в
снижении абортов (их абсолютное число в 1997 году уменьшилось по сравнению с
1992 годом на 26,8%, на 33,0% снизился показатель распространенности абортов на
1000 женщин фертильного возраста, на 52,9% - абсолютное число криминальных
абортов), их уровень остается еще высоким. Положительным моментом действия
программы "Планирование семьи", в том числе имеющим большой экономический
эффект, является сокращение коек для производства абортов и создание условий
для проведения безопасного аборта.
Особую роль в организации работы по
охране репродуктивного здоровья населения должны занимать подразделения службы
планирования семьи и репродукции, сеть которой должна постоянно развиваться. В
соответствии с утвержденными Минздравом России рекомендациями "Организация
и развитие службы планирования семьи" (1997 год), основными направлениями
деятельности этих учреждений являются профилактика абортов, внедрение
современных средств и методов контрацепции, информационно - образовательное
обеспечение этих мероприятий.
Следует считать ошибочным и вредным
представление отдельных специалистов о том, что аборт является одним из методов
контрацепции. Такая позиция наносит ущерб работе по охране репродуктивного
здоровья населения и влечет за собой неправильные организационные решения.
Руководители органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, разрабатывая план мероприятий
по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки
административной территории, при реструктуризации коечного фонда, наряду с
рекомендациями Минздрава России, должны учитывать региональные особенности и
состояние здоровья населения.
Начальник Управления
охраны здоровья матери и
ребенка Минздрава России
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Начальник Управления
планирования, финансирования
и развития Минздрава России
Н.Н.ТОЧИЛОВА