ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1998-1999 ГОДЫ
1. Общие положения
1.1. Настоящее двухстороннее
Отраслевое тарифное соглашение (в дальнейшем - Соглашение) заключено в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации
от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", с
изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.
N 176-ФЗ, Кодексом законов о труде Российской Федерации, положениями
Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов,
работодателей и Правительством Российской Федерации, заключенного
на соответствующий период, Постановлением Совета Министров - Правительства РФ
от 12.07.93 N 647 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и
заключения Генерального соглашения и отраслевых тарифных соглашений с
изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от
09.01.94 N 2, другими законодательными и нормативными актами и направлено на
обеспечение защиты социальных и экономических прав и интересов работников
здравоохранения.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
представитель работников - ЦК профсоюза работников
здравоохранения Российской
Федерации (в дальнейшем - ЦК
профсоюза),
представитель работодателей - Министерство
здравоохранения
Российской
Федерации
(в дальнейшем - Минздрав
России).
Участником настоящего Соглашения является
Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
1.3. Соглашение распространяется на
работников и работодателей организаций здравоохранения, независимо от их
организационно-правовых форм собственности, которые уполномочили участников
Соглашения разработать и заключить его от их имени.
1.4. Положения настоящего Соглашения
обязательны для исполнения работодателями учреждений и организаций
здравоохранения, подведомственных Минздраву России и служат основой при
заключении территориальных соглашений, коллективных договоров, индивидуальных
трудовых договоров.
1.5. Соглашение заключено с учетом
действующего на момент его подписания законодательства и не ограничивает права
работодателей учреждений и организаций здравоохранения в предоставлении
дополнительных социально-экономических гарантий, определенных коллективными
договорами.
1.6. Профсоюз работников
здравоохранения Российской Федерации, его территориальные и первичные
организации, соответствующие их выборные органы выступают в качестве
полномочных представителей работников, являющихся членами данного профсоюза при
разработке и заключении коллективных договоров и соглашений, а также ведении
переговоров по решению трудовых, профессиональных и социально-экономических
проблем: оплаты труда, занятости, найма, увольнения (в том числе при сокращении
штата и численности работающих).
1.7. Студенты, клинические ординаторы,
аспиранты, докторанты (в дальнейшем - обучающиеся) не являются штатными
работниками учреждений и не могут быть субъектами коллективных договоров. Для
обеспечения защиты их прав и социально-экономических интересов могут
заключаться соглашения между администрацией и уполномоченным обучающимися
представительным органом. Стороны рекомендуют администрации учреждений считать
эти соглашения приложением к Коллективному договору.
1.8. Настоящее Соглашение вступает в силу
с момента подписания и действует до 31 декабря 1999 года.
1.9. В течение срока действия Соглашения
стороны вправе вносить дополнения и уточнения в него на основе взаимной
договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения настоящего
Соглашения, заинтересованная сторона вносит соответствующее предложение о
начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством.
1.10. Ни одна из сторон не может в
течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке
прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Лица, по вине которых нарушаются и не
выполняются обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением, несут
ответственность в порядке, установленном законодательством.
1.11. В период действия настоящего
Соглашения стороны соблюдают действующее законодательство, регулирующее порядок
разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, используют все
возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение
конфликтов, с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней
меры их разрешения (забастовок).
1.12. Стороны договорились, что
коллективные переговоры о заключении нового или продлении срока действующего
Соглашения, должны быть начаты не позднее 1 октября 1999 года.
Сторона, получившая письменное
уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок
начать переговоры.
1.13. В случае проведения реорганизации
сторон Соглашения, принятые сторонами обязательства переходят к их
правопреемникам.
1.14. В целях содействия развитию
социального партнерства стороны признали необходимым:
1.14.1. Предоставлять возможность
присутствия представителей стороны Соглашения на заседаниях своих руководящих
органов при рассмотрении вопросов, связанных с выполнением Соглашения,
направлять друг другу полную и своевременную информацию о перспективных планах,
направлениях деятельности, касающихся финансирования учреждений и организаций
здравоохранения, принимаемых решениях, затрагивающих трудовые,
социально-экономические и профессиональные интересы работников.
2. Контроль и
ответственность сторон за выполнение
Соглашения
2.1. Минздрав России и ЦК профсоюза
доводят текст настоящего Соглашения до сведения руководителей подведомственных
Минздраву России учреждений, территориальных органов управления здравоохранением,
территориальных организаций профсоюза в течение одного месяца со дня его
подписания.
2.2. Стороны разрабатывают комплекс мер
(план мероприятий) по выполнению данного Соглашения и обязуются регулярно
информировать друг друга о действиях по его реализации.
2.3. Стороны Соглашения осуществляют контроль за его выполнением.
2.4. Отчет о выполнении настоящего
Соглашения рассматривается ежегодно на коллегии Минздрава России и президиуме
ЦК профсоюза. Результаты рассмотрения доводятся до сведения подведомственных
Минздраву России учреждений, территориальных органов управления
здравоохранением и территориальных организаций профсоюза.
2.5. Стороны пришли к согласию, что
промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения и коллективных
договоров целесообразно освещать в средствах массовой информации.
2.6. В период действия настоящего
Соглашения ЦК профсоюза не организует забастовок по вопросам, включенным в
Соглашение, при условии их выполнения. В случае возникновения забастовок
ответственность сторон устанавливается в соответствии с действующим
законодательством.
3. Оплата труда
3.1. Стороны в установленном порядке и в
пределах своей компетенции готовят заключения по проектам федеральных законов и
предложения в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации и принимают меры к их реализации:
3.1.1. О своевременном выделении из
федерального бюджета и бюджетов всех уровней средств на обеспечение нормального
функционирования учреждений и организаций отрасли, в том числе на оплату труда
в размерах, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.08.95 N 823.
3.1.2. Об установлении и индексации
минимального размера оплаты труда и тарифной ставки 1
разряда ЕТС с учетом поэтапного приближения к прожиточному минимуму.
3.1.3. Об освобождении учреждений и
организаций здравоохранения, занимающихся разрешенной предпринимательской
деятельностью, от всех видов налогов, сборов и пошлин.
3.1.4. Об увеличении размера тарифа
страхового взноса на обязательное медицинское страхование до 5%.
3.1.5. О выделении учреждениям Минздрава
России в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.04.93 N
468 дополнительного фонда оплаты труда для установления выплат стимулирующего
характера.
3.1.6. О дальнейшем совершенствовании
условий оплаты труда работников здравоохранения, медицинских образовательных и
научных учреждений, в том числе:
3.1.6.1. Об установлении работникам
медицинских образовательных и научных организаций надбавок за непрерывный стаж
работы.
3.1.6.2. О выплате медицинским и
педагогическим работникам учреждений здравоохранения ежемесячной денежной
компенсации в сумме одного минимального размера оплаты труда
в целях содействия обеспечению их книгоиздательской продукцией и периодическими
изданиями.
3.1.6.3. О размере повышения оклада при
работе в условиях двойной вредности (опасности) путем суммирования процентов,
установленных по каждому из оснований.
3.1.6.4. Об увеличении разрядов ЕТС
работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения
РФ".
3.2. Минздрав России и ЦК профсоюза
работников здравоохранения Российской Федерации обязуется рассмотреть вопросы:
3.2.1. О разработке Положения о статусе
медицинской сестры с высшим образованием в учреждениях здравоохранения, об
установлении порядка их тарификации.
3.2.2. Об установлении работникам высших
и средних медицинских образовательных учреждений, учреждений повышения
квалификации и последипломного образования врачей и среднего медицинского
персонала, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и
тяжелыми условиями труда, повышения должностных окладов в порядке и размерах,
предусмотренных для персонала учреждений здравоохранения.
3.2.3. Об изменении условий оплаты труда
по должности физик-судебно-медицинский эксперт применительно к окладам
врачей-специалистов.
3.2.4. О дополнении Перечня учреждений,
подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение
окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями
труда, в том числе:
3.2.4.1. В пункт 1 раздела 1 Перечня:
- отделений, кабинетов хирургического
профиля амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе травматологических
пунктов,
- врачей-стоматологов,
- персонал, работающий и обслуживающий
видеодисплейные терминалы,
- стерилизационных отделений,
- процедурных кабинетов,
- станций, отделений (кабинетов)
переливания крови,
- флюорографических установок, не
включенных в структуру рентгенотделений,
- фельдшеров и медсестер фильтра детской
поликлиники.
3.2.4.2. В пункт 2 раздела 1 Перечня:
- работников хирургических отделений всех
профилей стационаров,
- персонал фтизиатрических подразделений
(кабинетов) учреждений здравоохранения.
3.2.4.3. В пункт 4 раздела 1 Перечня:
- персонал инфекционных учреждений
(отделений, кабинетов), занятых лечением, диагностикой и обслуживанием больных
с особо опасными инфекциями.
3.2.5. Об увеличении максимального
размера надбавки до 40 процентов врачам и среднему медицинскому персоналу
психиатрических, фтизиатрических, наркологических служб, а также женских
консультаций, работа которых строится по участковому принципу.
3.2.6. Об исчислении размера надбавки за
продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения с учетом
повышения оклада (ставки) в связи с опасными для здоровья и тяжелыми условиями
труда.
3.2.7. О включении в стаж для выплаты
надбавок за продолжительность непрерывной работы времени участия (выполнения
воинского долга) в вооруженных межнациональных конфликтах и на территории
ведения боевых действий.
3.2.8. Об оплате труда работников
учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования.
3.3. Минздрав России в пределах своей
компетенции обязуется:
3.3.1. Принимать необходимые меры по
обеспечению финансирования подведомственных организаций в объемах,
гарантирующих выплату заработной платы работникам в установленные сроки.
3.3.2. Оклады и ставки, определенные на
основании ЕТС, надбавки, доплаты и повышения компенсационного характера считать
государственной гарантией минимальной оплаты труда работников здравоохранения.
4. Трудовые
отношения
4.1. Стороны договорились, что:
4.1.1. Трудовые отношения между
работником и работодателем регулируются трудовым законодательством, настоящим
Соглашением и коллективным договором.
4.1.2. Условия, оговариваемые при
заключении индивидуальных трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать
положение работника, определенное законодательством о труде, данным Соглашением
и коллективным договором организации.
4.1.3. Письменное оформление
индивидуальных трудовых договоров (контрактов) с лицами, ранее принятыми на
работу, производится только с их согласия.
5. Рабочее время и
время отдыха
5.1. Работодатели обеспечивают
установленную законодательством для работников здравоохранения
продолжительность рабочего времени и времени отдыха с учетом соблюдения
ежедневного (междусменного) отдыха, равной не менее двойной
продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
5.2. В каждом календарном году работник
имеет право на ежегодный отпуск с сохранением места работы (должности) и
среднего заработка. Ежегодный оплачиваемый отпуск для всех трудящихся
предоставляется продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на
шестидневную рабочую неделю.
Порядок и условия предоставления
дополнительных отпусков осуществляются в соответствии с действующим
законодательством.
Порядок предоставления дополнительных
отпусков за счет собственных средств организации оговаривается в коллективном
договоре.
6. Социальные
льготы, гарантии и компенсации
6.1. Работодатели обязуются:
6.1.1. Обеспечивать выполнение
установленных законодательством и данным Соглашением минимальных социальных
гарантий и льгот работникам и их семьям и не ограничивать права трудовых
коллективов в расширении этих гарантий при заключении коллективных договоров в
организациях, улучшающих положение работников и устанавливающих более высокий
уровень социальной защищенности по сравнению с действующим законодательством.
6.1.2. Содействовать обеспечению
нуждающихся по медицинским показаниям работников системы Минздрава России
путевками на санаторно-курортное лечение на льготных условиях.
6.1.3. Осуществлять мероприятия по организации
летнего отдыха детей работников учреждений, финансируемых из федерального
бюджета, членов семей, остро нуждающихся в социальной поддержке, а также по
дотации на содержание детей малообеспеченных работников
системы Министерства здравоохранения в детских дошкольных учреждениях.
6.1.4. В случае принесения вреда здоровью
медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими трудовых
обязанностей или профессионального долга им возмещать ущерб в объеме и порядке,
устанавливаемых законодательством Российской Федерации в соответствии с
Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам,
утвержденными Постановлением ВС РФ от 24 декабря 1992 г. N 4214-1.
6.1.5. Производить выплату
единовременного пособия работникам, пострадавшим от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, исходя из суммы равной 60
минимальным размерам заработной платы, в зависимости от степени утраты
трудоспособности.
Организации с учетом финансовых
возможностей вправе устанавливать повышенные размеры указанных выплат.
6.1.6. В случае гибели работников
здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального
долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований
семьям погибших выплачивать единовременное денежное пособие в размере 120
месячных должностных окладов.
6.1.7. Возмещать полностью расходы,
связанные с погребением в случае смерти работника в результате несчастного
случая, связанного с производством, а также смерти инвалида труда, наступившей
вследствие трудового увечья, либо профессионального заболевания.
6.1.8. Перерасчет сумм
возмещения ущерба производить в сроки, установленные государством для
индексации доходов граждан, исходя из заработной платы или должностных окладов,
получаемых работниками, занятыми на работах или должностях, на которых
пострадавшие получили увечье или погибли, но не менее установленных
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N
4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей"
и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ.
6.1.9. Осуществлять полную компенсацию
расходов на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной
помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве или по
заключению органов здравоохранения, установивших профзаболевание.
6.2. Стороны готовят обоснования для
установления льготной пенсии отдельным категориям работников (согласно
Приложению).
7. Обеспечение
гарантии занятости
7.1. Минздрав России:
7.1.1. Утверждает и обеспечивает
реализацию отраслевой программы содействия занятости медицинских работников на
1998-2000 годы, главной задачей которой является формирование благоприятных
условий для занятости медицинских работников, повышение качества и конкурентоспособности
рабочей силы на рынке труда, дальнейшее развитие системы подготовки и
профессиональной переподготовки медицинского и фармацевтического персонала.
7.1.2. Анализирует и прогнозирует
состояние на рынке труда в здравоохранении и оказывает помощь органам
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в создании
территориальных программ содействия занятости медицинских и фармацевтических
работников на единой основе с отраслевой программой.
7.2. Минздрав России совместно с ЦК профсоюза:
7.2.1. Рассматривают на совместном
заседании коллегии Минздрава России и президиума ЦК профсоюза вопросы занятости
и переподготовки высвобождаемых работников.
7.2.2. Контролируют обоснованность
сокращения рабочих мест, соблюдения правовых гарантий работников
учреждений здравоохранения федерального подчинения при их реорганизации.
7.2.3. Рекомендуют органам управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, работодателям организаций
здравоохранения и соответствующим выборным профсоюзным органам:
- предусматривать меры по опережающей
переподготовке высвобождаемых работников в территориальном соглашении и в
коллективном договоре,
- при принятии решений о единовременном
массовом высвобождении или сокращении работников здравоохранения руководствоваться
действующим законодательством,
- сохранять работникам, высвобождаемым в
результате сокращения численности или штата, очередь на получение жилья
(улучшение жилищных условий) с учетом местных условий в соответствии с
коллективным договором,
- при прекращении деятельности учреждений
вопрос о трудоустройстве занятых в нем работников в каждом конкретном случае
решать в соответствии с действующим законодательством,
- считать критерием
массового высвобождения в отрасли сокращение численности или штата работников
учреждения: одновременно в течение 30 календарных дней 25 человек и более при
численности работающих 1000 человек и больше, 20-24 человека при численности
работающих от 500 до 1000 человек, 15-19 человек при численности работающих от
300 до 500 человек, 5% от общей численности при численности работающих до 300
человек.
8. Охрана труда
8.1. Минздрав России обязуется:
8.1.1. Обеспечить выполнение отраслевой
программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000
годы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 843
от 26 августа 1995 г.
8.1.2. Обеспечить учет и анализ
производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости в
отрасли и в организациях, разработку и контроль выполнения мероприятий по их
предупреждению.
8.1.3. Ежегодно рассматривать на коллегии Минздрава России с участием ЦК профсоюза итоги работы
по охране труда в учреждениях здравоохранения на основе анализа причин
производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
8.1.4. Оказывать методическую помощь
учреждениям в организации работы по охране труда и обеспечивать координацию их
деятельности в этой области.
Обеспечить организацию контроля
за выполнением отраслевого Положения об организации работы по охране
труда, утвержденного Приказом МЗ РФ от 29.04.97 N 126.
8.1.5. Организовать на базе Российской
медицинской академии последипломного образования повышение квалификации
специалистов по охране труда органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации.
8.1.6. Подготовить для утверждения
Правительством Российской Федерации Перечень должностей работников учреждений
здравоохранения, подлежащих обязательному государственному страхованию в
соответствии со статьей 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 г.
N 5487-1.
8.1.7. Разработать Положение и
методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест в учреждениях
(организациях) отрасли.
8.2. Работодатели обязуются:
8.2.1. Разрабатывать нормативную
документацию по охране труда (положения, методические указания, типовые
инструкции, инструкции по охране труда и т.п.) с участием соответствующих
профсоюзных органов.
8.2.2. Обеспечивать работающих
информацией о применяемых в производстве вредных веществах, результатах
аттестации рабочих мест, степени воздействия вредных и опасных производственных
факторов и установленных в связи с этим льготах и размерах компенсационных
выплат.
8.2.3. На время приостановки работ в
организации, отделении, на участке, рабочем месте вследствие нарушения
законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по
вине работника сохранять за ним место работы, должность и средний заработок.
Отказ работника от выполнения работ в случае
возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, либо от
выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не
предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо
необоснованных последствий.
8.2.4. Рассматривать предложения ЦК
профсоюза и профсоюзных органов, направленные на сокращение производственного
травматизма и заболеваемости, выполнять их в согласованные сроки.
8.2.5. Содействовать обеспечению
уполномоченных (доверенных лиц) и членов комитета (комиссии) по охране труда
правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по
охране труда.
8.2.6. Обеспечивать проведение
профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных
заболеваний на производстве.
8.2.7. Проводить за счет средств
организации в случаях, предусмотренных законодательством, обязательные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся.
8.2.8. Обеспечивать работающих
в соответствии с установленными нормами бесплатной спецодеждой, спецобувью и
другими средствами индивидуальной защиты.
8.3. ЦК профсоюза, выборные профсоюзные
органы обязуются:
8.3.1. Обеспечить общественный контроль за созданием и соблюдением безопасных и здоровых
условий труда на производстве.
8.3.2. Принимать участие в разработке
нормативно-технической документации по охране труда, контролировать сохранение
в этих документах существующих прав работников на безопасные условия труда.
8.3.3. Обеспечивать взаимодействие
технической инспекции труда отраслевого профсоюза с другими органами
государственного надзора с целью обеспечения безопасности труда и профилактики
производственного травматизма.
8.3.4. Оказывать необходимую
консультационную помощь работникам и организациям здравоохранения по вопросам
охраны труда.
8.3.5. Оказывать работникам отрасли
помощь в изучении законодательства о труде и охране труда.
8.4. Минздрав России, работодатели
(подведомственные организации) совместно с ЦК профсоюза, выборными профсоюзными
органами:
8.4.1. Проводят совместные обследования
состояния охраны труда и соблюдения правил безопасного ведения работ в
организациях, анализируют условия труда и вырабатывают решения и предложения по
их улучшению.
9. Обеспечение
гарантий прав профсоюза и его
организационных структур
9.1. Работодатели:
9.1.1. Соблюдают права и гарантии
профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, его членов и
выборных органов профсоюза в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности", законодательством, действующим на территории
Российской Федерации, Уставом профсоюза работников здравоохранения РФ,
коллективными договорами и соглашениями.
9.1.2. Предоставляют выборному
профсоюзному органу, действующему в учреждении, организации, предприятии
системы здравоохранения в бесплатное пользование необходимые для его
деятельности оборудование, помещение, транспортные средства и средства связи в
соответствии с коллективным договором. Осуществляют хозяйственное содержание,
ремонт, отопление, освещение, уборку, охрану за счет средств работодателя, если
иное не предусмотрено коллективным договором.
9.1.3. Не препятствуют
представителям профсоюза работников здравоохранения РФ посещать учреждения,
организации, предприятия, независимо от форм собственности и подчиненности, где
работают члены профсоюза, а также представляют бесплатную информацию о
деятельности учреждения, организации, предприятия для реализации уставных целей
и задач профсоюза работников здравоохранения РФ в вопросах представления и
защиты прав и интересов работников в социально-трудовой сфере.
9.1.4. Перечисляют при наличии письменных
заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно и бесплатно на
счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в
соответствии с коллективным договором, соглашением. Членские профсоюзные взносы
перечисляют с расчетных счетов организаций, учреждений, предприятий
одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с
платежными поручениями организаций, учреждений, предприятий.
В учреждениях,
организациях, предприятиях, где заключены коллективные договоры, соглашения,
работодатели в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" по
письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно
перечисляют на счет профсоюза денежные средства из заработной платы указанных
работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами,
соглашениями. В случае, если в организации, учреждении, предприятии действует
несколько профсоюзов, участвующих в подписании коллективного договора,
соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов
пропорционально числу их членов.
9.1.5. Освобождают от основной работы
членов профсоюза, входящих в состав выборных профсоюзных органов,
уполномоченных профсоюза по охране труда для выполнения профсоюзных
обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной
профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы, порядок оплаты
времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц
определяются коллективным договором, соглашением в размере среднего заработка.
9.1.6. Освобождают от основной работы
членов профсоюза, избранных делегатами для участия в работе съездов,
профсоюзных конференций, а также членов выборных профсоюзных органов для
участия в работе этих органов, заседаниях комиссий. Условия освобождения от
основной работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях
определяются коллективным договором, соглашением в размере среднего заработка.
9.1.7. Предоставляют освобожденным
профсоюзным работникам после окончания срока их полномочий прежнюю работу
(должность), а при ее отсутствии - другую равноценную работу (должность) в той
же или с согласия работника в другой организации.
При невозможности предоставления
соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае
реорганизации учреждения, организации, предприятия работодатель или его
правопреемник сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний
заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, в случае учебы
или переквалификации - на срок до одного года.
9.1.8. Не допускают увольнения членов
профсоюзных органов в течение двух лет после окончания срока их полномочий по
инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации организации, учреждения,
предприятия или совершения работником действий, за которые федеральным законом
предусмотрено увольнение.
9.1.9. Предоставляют освобожденным
профсоюзным работникам первичной профсоюзной организации такие же
социально-трудовые льготы и права, как и другим работникам организации,
учреждения, предприятия, в соответствии с коллективным договором, соглашением.
10. Обязательства
профсоюза
10.1. ЦК профсоюза работников
здравоохранения Российской Федерации:
10.1.1. Всемерно содействует реализации
настоящего Соглашения.
10.1.2. Вносит предложения по
совершенствованию законодательства о труде и социальных гарантиях работников
отрасли, проводит экспертизу законопроектов и других нормативных актов в
области экономики, социальных вопросов и охраны труда.
10.1.3. Осуществляет защиту трудовых прав
и интересов членов профсоюза в судебных инстанциях и органах прокурорского
надзора, оказывает бесплатную правовую помощь членам профсоюза в решении
социально-экономических вопросов и занятости работающих.
10.1.4. Осуществляет через свои органы на
местах, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, техническую инспекцию
труда, профсоюзный контроль за состоянием охраны
труда.
10.1.5. Содействует улучшению условий
труда, быта и оздоровления работников отрасли.
10.1.6. Соблюдает установленный
законодательством порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов)
и осуществляет действия, препятствующие возникновению забастовки в период
действия настоящего Соглашения при условии его выполнения.
10.1.7. Осуществляет контроль
за соблюдением социальных гарантий работников здравоохранения в вопросах
обеспечения занятости, увольнения, предоставления льгот и компенсаций, в
соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
10.1.8. Содействует осуществлению
дополнительного добровольного страхования работников отрасли, открывая на них за
счет собственных средств и средств предприятия,
организации, учреждения лицевые счета в Объединенном профсоюзном
негосударственном пенсионном фонде, с целью обеспечения дополнительных мер их
социальной защиты. Сумма вступительных взносов в Объединенный
профсоюзный НПФ определяется в каждом конкретном случае в коллективных
договорах, соглашениях с учетом реальных финансовых возможностей учреждений,
организаций, предприятий и профсоюзного органа.
Профсоюз
работников здравоохранения
Российской Федерации,
Председатель профсоюза
М.М.КУЗЬМЕНКО
2 марта 1998 года
Министерство здравоохранения
Российской Федерации,
Министр
Т.Б.ДМИТРИЕВА
7 апреля 1998 года
Настоящее Соглашение не противоречит
законодательству Российской Федерации и зарегистрировано. Регистрационный N
2439-АР.
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
А.А.РОДИОНОВ
27 апреля 1998 года
Приложение
к п. 6.2 Соглашения
1. Министерство здравоохранения
Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской
Федерации готовят обоснования:
1.1. По распространению права на льготное
пенсионное обеспечение для:
- работников учреждений и подразделений
судебно-психиатрической экспертизы,
- работников учреждений и подразделений
судебно-медицинской экспертизы,
- врачей психиатрических,
психоневрологических, наркологических учреждений и подразделений,
- педагогического персонала учреждений
для детей с поражением центральной нервной системы с нарушениями психики,
- врачей инфекционных и туберкулезных
лечебно-профилактических учреждений и подразделений,
- работников лабораторий инфекционных и
туберкулезных ЛПУ.
1.2. По установлению для выездного
персонала (врачей и среднего медперсонала) службы скорой медицинской помощи
льготного исчисления стажа при оформлении пенсии за выслугу лет по правилу:
один год работы считать за один год и шесть месяцев.
1.3. По решению вопроса
о восстановлении права на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам
системы здравоохранения, врачей и медицинских сестер, а также воспитателей
детских садов и яслей, фармацевтических работников, которое они имели в
соответствии с Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 до принятия
Постановления СМ - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953.
1.4. По внесению изменений в Закон
"О государственных пенсиях в РСФСР" об
отмене ограничений на выплату пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения,
продолжающим работать в организациях здравоохранения независимо от места их
расположения.
ПРОТОКОЛ
О РАЗНОГЛАСИЯХ ПО ПРОЕКТУ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ
НА 1998-1999 ГОДЫ МЕЖДУ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ И МИНИСТЕРСТВОМ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐
│ Предложения ЦК профсоюза работников │Возражения
представителей│
│ здравоохранения РФ, не включенные │
Минздрава РФ │
│ в проект отраслевого соглашения │ │
│ на 1998-1999 годы │ │
├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│По
разделу 5. Рабочее время и время │ │
│отдыха │ │
│5.3.
Работодатель предоставляет │Исключить ввиду │
│работникам дополнительно оплачиваемые │различного
толкования │
│отпуска
за вредные условия труда и │порядка
присоединения │
│другие
дополнительные отпуска, │дополнительных
отпусков │
│предусмотренные законодательством, │ │
│сверх
отпуска продолжительностью │ │
│24
рабочих дня за счет средств │ │
│бюджета. │ │
│По
разделу 8. Охрана труда │ │
│Работодатели
обязуются: │ │
│8.1.8.
Способствовать обеспечению за
│Исключить до выхода
│
│счет
средств организаций в │Закона
РФ "О социальном
│
│соответствии со статьей 9 "о" Основ │страховании
от несчастных│
│законодательства
Российской Федерации │случаев на производстве" │
│об
охране труда страхования всех │ │
│работающих в случае временной │ │
│нетрудоспособности
от несчастных │ │
│случаев
на производстве и │ │
│профессиональных
заболеваний, │ │
│проведению
дополнительного страхования│ │
│от
несчастных случаев работников, │ │
│занятых на тяжелых и вредных работах. │ │
└──────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘
Председатель комиссии ЦК
профсоюза по подготовке
отраслевого соглашения
В.Н.ЛЯЛИН
Председатель комиссии
Минздрава РФ по подготовке
отраслевого соглашения
А.И.ТОРОПЦЕВ