МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
14 мая 1998 г.
N 162
ОБ ИТОГАХ СОВЕЩАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ КАДРОВЫХ СЛУЖБ
Решение задач, определенных Концепцией
развития здравоохранения и медицинской науки, требует компетентных,
высококвалифицированных специалистов, как руководителей, так и врачей.
Проведенное 21-22
апреля 1998 года в г. Москве совещание руководителей кадровых служб
территориальных органов управления здравоохранением и центров госсанэпиднадзора
в субъектах Российской Федерации в связи с этим отметило, что значительно
возрастает роль и ответственность работников кадровых служб различного уровня,
необходимость поиска новых организационных форм работы, пересмотра и создания
нормативной базы, единых методологических подходов для практической реализации
поставленных задач.
Показатели кадрового обеспечения отрасли
характеризуются неравномерностью между территориями. Обеспеченность врачами на
10 тысяч населения колеблется с 23,5 в Республике Ингушетия до 61,5 - в
Республике Северная Осетия, средними медработниками от 62,1 - в Республике
Ингушетия до 127,2 - в Республике Калмыкия. Особую тревогу вызывает явная
диспропорция в обеспеченности медицинскими специалистами городского и сельского
населения (соответственно 51,2 и 12,7 врачами, 114,2 и 63,1 - средними
медработниками). Эта тенденция прогрессирует последние годы.
Возрастает коэффициент совместительства,
он составляет у врачей 1,42, у средних медработников - 1,27. Снижается
соотношение врачей и сестринского персонала (1:2,4).
Продолжается отток квалифицированных
специалистов из государственных учреждений здравоохранения. Причина этих
явлений - низкая заработная плата, социальная неустроенность медицинских
работников.
Введение новых специальностей базового
медицинского образования пока не нашло должной поддержки у практического
здравоохранения. Подготовленные в вузах социальные работники, медицинские
психологи, медицинские сестры с высшим образованием, менеджеры в большинстве
случаев остаются невостребованными, в том числе и специалисты, получившие
подготовку по общей практике (семейная медицина).
Медленными темпами осуществляется
сертификация специалистов. Только 16,6% врачей и 8,8% средних медработников
имеют сегодня сертификат. Причинами этого являются инертность руководителей
органов управления здравоохранением и центров госсанэпиднадзора, недостаточное
количество циклов, оканчивающихся выдачей сертификатов и др. Некоторые
сертификационные комиссии проводят экзамен на платной основе, что недопустимо и
дискредитирует идею сертификации.
С 1992 года после введения единой
тарифной сетки оплаты труда резко возросли показатели аттестации специалистов
на квалификационные категории (с 20,2% до 42,9% - у врачей, с 13,0% до 38,1% -
у средних медработников).
Существующая в стране система повышения
квалификации специалистов в целом выполняет возложенные на нее функции и
обеспечивает регулярное обучение врачей и средних медработников.
Совещание также отметило, что состав
руководителей кадровых служб, в основном, стабилен, большинство имеют высшее
образование и опыт кадровой работы. Вместе с тем не решены вопросы нормирования
труда работников кадровой службы, повышения их квалификации.
С целью выполнения задач, связанных с
кадровым обеспечением здравоохранения,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Управлению кадров (Торопцев А.И.):
1.1. Подготовить и обсудить на Совете по кадровой
политике при Министре здравоохранения в июле 1998 г. проекты Положений о
кадровой службе и специалисте кадровой службы и представить на утверждение.
1.2. Представить на утверждение в июне
1998 г. Положение о порядке формирования и работы с резервом на замещение
должностей руководителей.
1.3. Представить в июне 1998 г.
предложения о ежегодном издании сборника нормативных документов по кадровой
работе.
2. Управлению планирования,
финансирования и развития (Точилова Н.Н.) совместно с Управлением кадров
(Торопцев А.И.) до 1 декабря 1998 г. пересмотреть Типовые штаты руководящих
работников, специалистов, служащих и рабочих учреждений здравоохранения, в том
числе работников кадровых служб.
3. Управлению кадров (Торопцев А.И.),
Управлению научных и образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.),
Российской медицинской академии последипломного образования (Мошетова Л.К.) до
1 октября 1998 г. разработать и утвердить единые учебные планы и программы обучения работников кадровых служб территориальных органов
управления здравоохранением, центров госсанэпиднадзора и учреждений
здравоохранения.
4. Управлению научных и образовательных
медицинских учреждений (Сергиенко В.И.):
4.1. Активизировать работу
Координационных советов по последипломному образованию.
4.2. При выделении мест
в клиническую интернатуру и ординатуру учитывать только совместные
заявки медвузов и органов управления здравоохранением территорий, закрепленных
за вузами.
5. Управлению кадров
(Торопцев А.И.), Управлению научных и образовательных медицинских учреждений
(Сергиенко В.И.) внести до 20 сентября 1998 г. предложения в Минтруд России и
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации по
изменению типового целевого контракта между студентом (выпускником) и работодателем,
утвержденного совместным Постановлением Минтруда и Госкомитета России по
высшему образованию от 27.12.95 N 73/7, с целью усиления правовой
ответственности.
6. Руководителям органов управления
здравоохранением и главным врачам центров госсанэпиднадзоров в субъектах
Российской Федерации:
6.1. Принять меры по активизации работы
по сертификации медицинского и фармацевтического персонала и до 1 июля 1998 г.
определить сроки ее завершения.
6.2. Рассмотреть совестно с
заинтересованными образовательными учреждениями вопрос о возможности создания центров повышения квалификации врачей и провизоров
в субъектах Российской Федерации, не имеющих на своей территории вузов.
7. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра
Г.Г.Онищенко.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
О.В.РУТКОВСКИЙ