Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПИСЬМО

 

12 января 1979 г.

 

N 02-14/3

 

ОБ УЧАСТИИ ЮРИСКОНСУЛЬТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ПРЕДПРИЯТИЯХ И

ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

Министерство юстиции СССР издало указание от 29 сентября 1978 г. N К-8-524, поступившее в Минздрав СССР 19 декабря 1978 г. и направило Министерствам СССР для применения в практической деятельности Методические рекомендации "Об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных "Объединениях и организациях".

В ходе работы над рекомендациями были учтены мнения Госарбитража СССР, юридических отделов ряда министерств и юридических служб отдельных производственных объединений, предприятий.

Укреплению законности в хозяйственных отношениях, улучшению использования правовых средств в развитии экономики предприятий, учреждений и организаций способствует введенный с 1 января 1978 г. порядок оценки производственной деятельности предприятий с учетом выполнения договорных обязательств в количестве, в сроки и по номенклатуре (в ассортименте). Определенное значение имеет также установление ЦСУ СССР 10 мая 1977 г. статистической отчетности по договорной работе, в связи с чем повысилась роль правовых служб в народном хозяйстве, в том числе и в организации договорной работы.

Исходя из требований, вытекающих из постановления ЦК КПСС "О работе партийных и советских органов Иркутской области по повышению роли правовой службы на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и строительства в свете решений XXV съезда КПСС", юридическая служба должна активно участвовать в работе по заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров, а руководители предприятий; производственных объединений, учреждений и организаций обязаны обеспечить такое участие юрисконсультов в договорной работе.

Указанные вопросы нашли свое отражение в изданных Министерством юстиции СССР методических рекомендациях, и разработанных на их основе методических рекомендациях об участии юрисконсультов в организации договорной работы в предприятиях, учреждениях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР (приложение), которые имеют целью оказать необходимую методическую помощь указанным юрисконсультам в работе по заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров.

Предлагаю обеспечить изучение и применение прилагаемых Методических рекомендаций юрисконсультами и работниками предприятий, учреждений и организаций, отвечающими за заключение хозяйственных договоров и контроль за их исполнением.

 

Первый заместитель Министра

С.П.БУРЕНКОВ

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ УЧАСТИИ ЮРИСКОНСУЛЬТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРНОЙ

РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ

СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. В соответствии с Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467, обеспечение правовыми средствами выполнения заданий, обязательств по поставкам, договорам подряда на капитальное строительство и другим договорам является одним из основных направлений деятельности юридической службы, юрисконсульта.

В настоящих методических рекомендациях освещаются формы и методы проведения этой работы.

2. Юрисконсульт управления, предприятия, учреждения, организации системы Минздрава СССР в целях правового обеспечения выполнения договорных обязательств должен:

- обеспечивать законность документов правового характера по вопросам договорной работы;

- организовывать совместно с другими структурными подразделениями договорную и претензионную работу;

- участвовать в заключении хозяйственных договоров;

- принимать участие в обеспечении правовыми средствами контроля за исполнением договоров;

- разъяснять действующее законодательство по вопросам заключения и исполнения договоров;

- анализировать практику договорно-претензионной работы.

3. При разработке Положения о юрисконсульте необходимо указывать в нем особенности участия юрисконсульта в договорной и претензионной работе.

Порядок использования правовых средств в целях обеспечения выполнения договорных обязательств следует устанавливать в приказе, инструкции или другом документе о ведении договорной и претензионной работы на предприятии. Вопросы, связанные с заключением и исполнением договоров в управлении, организации, учреждении, предприятии, необходимо отражать в планах работы юрисконсульта.

 

II. РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ ДОКУМЕНТОВ

ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА ПО ВОПРОСАМ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ

 

4. Юрисконсульту в необходимых случаях следует принимать участие в подготовке проектов приказов, инструкций, положений, договоров и других правовых документов по вопросам договорной работы. При разработке указанных документов надо руководствоваться действующим законодательством и настоящими методическими рекомендациями.

5. В тех случаях, когда юрисконсульт не принимает участия в подготовке документов правового характера по вопросам заключения и исполнения договоров, он должен проверять соответствие требованиям законодательства проектов таких документов.

При проверке проектов этих документов или участии в их составлении юрисконсульт должен обращать внимание на то, чтобы в них не устанавливались незаконные положения и условия (например, условия, ограничивающие ответственность контрагентов, указания об освобождении от ответственности нарушителя договорной дисциплины). Только после такой проверки проекты указанных документов могут быть завизированы юрисконсультом.

 

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ

 

6. Для обеспечения надлежащего порядка заключения и исполнения договоров юрисконсульту совместно с другими структурными подразделениями необходимо участвовать в разработке специального приказа (инструкции) по данному вопросу, если такой акт не был издан в учреждении, предприятии. Такую работу следует проводить в соответствии с методическими указаниями органов юстиции, настоящими методическими рекомендациями и указаниями вышестоящих организаций. Перед разработкой указанного документа рекомендуется изучить имеющиеся в учреждении, предприятии материалы по договорной и претензионной работе.

7. В приказе (инструкции) о ведении договорной и претензионной работы необходимо определить четкий порядок заключения договоров и контроля за их исполнением, а также предъявления и рассмотрения претензий (см. приказ по Минздраву СССР от 26 ноября 1973 г. N 958 "Об утверждении Положения о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам" и методические указания Минздрава СССР от 18 января 1974 г. N 021-10/27 "О порядке проведения работы по предъявлению и рассмотрению претензий").

По вопросам, касающимся договорной работы, в приказе целесообразно предусмотреть:

- структурные подразделения (службы), отвечающие за оформление, регистрацию и учет договоров;

- подразделения, с которыми проекты договоров должны быть согласованы, очередность и сроки согласования;

- структурные подразделения, которые должны принимать меры к урегулированию разногласий по проектам договоров;

- службы, оформляющие протоколы разногласий, порядок согласования протоколов разногласий;

- порядок рассмотрения и принятия к исполнению поступающих нарядов и других, заменяющих их документов;

- систему контроля за исполнением договорных обязательств предприятием, организацией, управлением, учреждением и его контрагентами с учетом действующего порядка оценки производственной деятельности предприятий, учреждений по выполнению заданий и обязательств в соответствии с заключенными договорами;

- формы участия юрисконсульта в работе по заключению договоров, в рассмотрении преддоговорных споров и контроле за состоянием договорной дисциплины на предприятии (с помощью правовых средств);

- учет и хранение договоров, а также всей договорной документации.

По вопросам претензионной работы в приказе (инструкции) рекомендуется определить:

- подразделения, которые ведут претензионную работу, регистрируют и учитывают претензии;

- порядок и сроки представления материалов для предъявления претензий и подготовки ответов на поступающие претензии, предъявленные предприятию, порядок и сроки подготовки претензий или ответов на предъявляемые предприятию претензии (в пределах сроков, установленных действующим законодательством).

8. Юрисконсульт совместно с другими подразделениями разрабатывает формы правовых документов (договоров, актов приемки продукции (товаров) по количеству и качеству, претензий, исковых заявлений и др.), используемых на предприятии в работе по заключению и исполнению договоров, а также предъявлению претензий и исков. При подготовке таких форм необходимо руководствоваться нормативными актами органов юстиции и Минздрава СССР (постановление Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 30.XII.1976 г. N 136 и приказ Минздрава СССР от 16 мая 1977 г. N 460).

9. Для оказания помощи целесообразно также подготавливать для каждого подразделения (производственной единицы) образцы правовых документов, наиболее часто применяемых ими в договорно-претензионной работе.

Необходимо принимать меры, чтобы соответствующие подразделения использовали в своей практической деятельности указанные формы (бланки) и образцы правовых документов.

Указанные формы (бланки) и образцы документов должны своевременно уточняться при изменении законодательства, условий договора и в других необходимых случаях.

 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ

 

10. Юрисконсульт совместно с другими подразделениями участвует в организации работы по заключению хозяйственных договоров в управлении, организации, предприятии, учреждении.

11. Юрисконсульту следует участвовать в определении структуры договорных связей управления, учреждения, предприятия, организации, исходя из необходимости установления более рациональных договорных отношений.

Следует учитывать и плановые предписания, например, договоры подряда на капитальный ремонт.

Структура договорных отношений по поставке, распределяемой в плановом порядке продукции (товаров) предприятиям и организациям - потребителям (покупателям), определяется снабженческо-сбытовыми и планово-регулирующими органами, осуществляющими прикрепление покупателей к поставщикам в соответствии со структурой договорных отношений, предусмотренной в Положении о поставках продукции производственно-технического назначения (п. 17) и в Положении о поставках товаров народного потребления (п. 12). Это прикрепление оформляется документом, служащим основанием для заключения договора поставки (план прикрепления, наряд или заменяющий его документ, извещение о прикреплении и др.).

Структура договорных связей по капитальному строительству охватывает систему генерального подряда (заказчик - генеральный подрядчик - субподрядчик) и систему прямых договоров, заключаемых заказчиком со специализированными строительными организациями на выполнение монтажных, и иных специальных работ либо с поставщиками по монтажу оборудования.

12. Юрисконсульт, получив проект договора для проверки и убедившись, что он составлен правильно по существу и форме, визирует его.

При визировании проекта договора следует, кроме условий, указанных в пункте 5 настоящих рекомендаций, обращать внимание на отражение в нем всех существенных условий, необходимых для обеспечения выполнения обязательств по договору, полноту и четкость изложения текста договора, не допускающего различного толкования, а также своевременность оформления проекта договора.

В тех случаях, когда у управления, предприятия, учреждения, получившего проект договора, имеются замечания по его условиям, договор оформляется с протоколом разногласий. Юрисконсульт, если он не участвовал в составлении протокола разногласий, должен при визировании проекта договора проверять законность и правильность составления протокола разногласий.

Рассматривая замечания контрагента, изложенные им в протоколе разногласий, юрисконсульт должен обращать внимание на законность и мотивированность предложенных замечаний, а также возражений на них со стороны заинтересованных подразделений предприятия, учреждения.

По проектам наиболее важных хозяйственных договоров рекомендуется в необходимых случаях вносить предложения о проведении совещания у руководителя предприятия.

Договорные документы надлежит визировать юрисконсульту только при наличии виз всех заинтересованных подразделений.

Если нарушены сроки оформления договора, юрисконсульт должен поставить об этом в известность соответствующее подразделение, а также руководство предприятия, представив им свои предложения. Проект договора передается руководству предприятия на подпись только при наличии визы юрисконсульта.

13. Юрисконсульт (совместно с заинтересованными структурными подразделениями) должен принимать меры к доарбитражному урегулированию разногласий.

При урегулировании возникающих разногласий юрисконсульту управления, предприятия, учреждения необходимо руководствоваться нормативными актами, регулирующими порядок заключения, изменения и расторжения соответствующих видов хозяйственных договоров (поставки, подряда на капитальное строительство и др.). Следует иметь в виду, что по отдельным видам договоров существует особый порядок урегулирования разногласий, в частности, при заключении договоров с транспортными организациями.

Если нормативными актами не предусмотрен порядок и сроки урегулирования разногласий, возникающих при заключении, изменении и расторжении данного вида договора, разногласия должны быть урегулированы сторонами в порядке и сроки, установленные Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам, (раздел IV).

14. В тех случаях, когда по отдельным условиям договора стороны не достигли соглашения или одна из сторон необоснованно уклоняется от заключения договора, материал по преддоговорному спору в установленном порядке оформляется юрисконсультом предприятия для направления его на рассмотрение арбитража.

При поступлении от контрагента копии заявления по преддоговорному спору юрисконсульт совместно с заинтересованными подразделениями подготавливает мотивированный отзыв для направления его в арбитраж по принадлежности.

15. В процессе заключения договоров юрисконсульт оказывает постоянную методическую помощь подразделениям, выполняющим договорную работу, дает разъяснения и консультации по вопросам применения законодательства.

 

V. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРОВ

 

16. Юрисконсульт совместно с другими структурными подразделениями участвует в организации и осуществлении контроля за исполнением хозяйственных договоров.

17. Юрисконсульту рекомендуется принимать участие в разработке эффективных форм обеспечения контроля за исполнением обязательств по договорам.

Так, по договорам поставки следует организовывать контроль за исполнением договорных обязательств предприятием и его контрагентами с учетом действующего порядка оценки производственной деятельности предприятия по выполнению заданий и обязательств по поставкам продукции по количеству, срокам и номенклатуре (в ассортименте) в соответствии с заключенными договорами (принятыми к исполнению нарядами) и нарядами-заказами внешнеторговых организаций. Целесообразно организовать на предприятии учет исполнения обязательств по всему кругу поставщиков и покупателей, полному ассортименту (номенклатуре) продукции и срокам поставки. Формы такого учета могут быть различными. При этом следует иметь в виду, что учет исполнения обязательств контрагентами по договорам следует группировать по поставщикам, а выполнение собственных обязательств - по видам продукции (по номенклатуре, ассортименту).

18. Юрисконсульт проверяет соблюдение установленного порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству, а также осуществляет контроль за надлежащим оформлением актов приемки.

19. В случае выявления фактов нарушения договорных обязательств юрисконсульту следует принимать соответствующие меры к их устранению. Необходимо обеспечивать своевременное предъявление претензий ко всем неисправным контрагентам.

Претензии, подготавливаемые подразделениями предприятия, а также ответы на претензии, предъявляемые к предприятию, должны быть даны юрисконсульту для визирования.

Юрисконсульту надлежит следить за соблюдением структурными подразделениями претензионного порядка, установленного действующим законодательством и приказом (инструкцией) предприятия.

О фактах уклонения или несвоевременного предъявления претензий в случаях нарушения договорных обязательств юрисконсульту необходимо докладывать руководству предприятия для принятия мер.

В случаях, когда предъявленные претензии необоснованно отклоняются или не удовлетворяются контрагентами в установленные сроки, юрисконсульт должен подготовить исковой материал для направления его на рассмотрение арбитража.

При поступлении копии искового заявления от контрагента юрисконсульт совместно с заинтересованными подразделениями подготавливает мотивированный отзыв для направления его в арбитраж.

20. Юрисконсульту следует периодически проверять правильность отражения договорной работы предприятия в статистической отчетности по форме N 1 - договоры, установленной ЦСУ СССР 10 мая 1977 г. N 363.

При выявлении фактов искажения этой отчетности юрисконсульт должен ставить о них в известность руководителя предприятия для принятия необходимых мер к устранению этих искажений и наказанию виновных должностных лиц.

 

VI. РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПО ВОПРОСАМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ

 

21. Юрисконсульт предприятия должен систематически проводить работу по пропаганде действующего законодательства, регулирующего вопросы заключения и исполнения хозяйственных договоров.

Желательно разработать цикл лекций, сообщений по вопросам применения законодательства в договорной работе, а также планы (тематику), программы для обучения хозяйственных руководителей основам правовых знаний. В качестве лекторов целесообразно приглашать специалистов из органов государственного арбитража, юстиции, материально-технического снабжения.

22. Юрисконсульту предприятия, учреждения рекомендуется принимать участие в организации и проведении для хозяйственных руководителей и специалистов занятий (семинаров в сети повышения квалификации, экономической учебы и др.). При проведении этих занятий целесообразно использовать примеры из практики договорно-правовой работы предприятия. Рекомендуется также информировать работников подразделений о новом законодательстве и ведомственных нормативных актах, относящихся к их практической деятельности.

23. При планировании и организации мероприятий по разъяснению действующего законодательства необходимо увязывать тематику проводимых занятий с соответствующими этапами договорной работы и с фактическим положением дел на предприятии, в учреждении.

 

VII. АНАЛИЗ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ

 

24. Юрисконсульт предприятия, учреждения совместно с другими структурными подразделениями должен систематически обобщать и анализировать практику заключения и исполнения хозяйственных договоров, результаты рассмотрения претензий и исков, а также сообщения органов государственного и ведомственного арбитража с тем, чтобы выявленные в договорной работе ошибки не повторять в новом хозяйственном году. Формы и методы анализа могут быть на практике различными в зависимости от возможностей, имеющихся на предприятии. Для проведения анализа рекомендуется разработать перечень вопросов, подлежащих изучению и обобщению, карточки для учета замечаний по тексту договора, направляемые во все заинтересованные структурные подразделения.

В процессе проведения анализа необходимо, прежде всего, изучать имеющиеся недостатки в договорно-претензионной работе, причины несвоевременного или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, действенность контроля за исполнением договорных обязательств, своевременность выявления недостатков и реагирования подразделений на них, привлечение виновных лиц к ответственности.

25. По результатам анализа необходимо подготовить справку (обобщение). В ней следует дать характеристику договорно-претензионной работы, которая была предметом изучения. При этом целесообразно показать результаты работы по предприятию в целом и по отдельным его подразделениям в сравнении с другими периодами, а также сформулировать выводы и конкретные предложения по устранению имеющихся на предприятии недостатков и дальнейшему совершенствованию договорной и претензионной работы.

О результатах анализа необходимо доложить руководителю предприятия и представить ему соответствующие предложения. По итогам анализа рекомендуется подготовить проект приказа или план мероприятий по совершенствованию договорной и претензионной работы.

Юрисконсульт по поручению руководителя предприятия участвует в организации и осуществлении указанных мероприятий.

 

Юридическое бюро с арбитражем

Министерства здравоохранения СССР

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024