Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 8 октября 1998 г. N 295

 

О ПРОГРАММЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КУРЕНИЯ ТАБАКА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2000 ГГ.

 

В целях снижения распространенности курения табака среди различных групп населения, способствующего сохранению и укреплению здоровья,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и Центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:

1.1. Осуществить комплекс мероприятий по борьбе с курением в соответствии с Отраслевой программой по преодолению курения табака в Российской Федерации на 1998-2000 годы (приложение).

1.2. Докладывать ежегодно к 1 февраля о ходе реализации Программы и состоянии решения данной проблемы.

2. Департаменту госсанэпиднадзора до 15 ноября 1998 г. подготовить План мероприятий по организационно-методическому обеспечению деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике распространения курения табака среди населения.

3. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.

 

Министр здравоохранения

Российской Федерации

В.И.СТАРОДУБОВ

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства

здравоохранения

Российской Федерации

от 08.10.1998 г. N 295

 

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КУРЕНИЯ ТАБАКА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2000 ГОДЫ

 

Введение

 

Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" определены важнейшие аспекты социальной политики государства по приоритетным направлениям охраны здоровья населения, одним из которых является профилактическое направление.

Основными причинами неблагоприятной тенденции в состоянии здоровья населения Российской Федерации является распространенность вредных привычек, среди которых главную роль играет табакокурение.

В России в настоящее время курит около половины мужчин и каждая десятая женщина. Распространенность регулярно курящих в некоторых городах России колеблется от 46,2 до 53,4% среди мужчин 35-64 лет, от 2,7 до 12,2% среди женщин. К XI классу школы уже курит около половины мальчиков и четверть девочек.

По данным Европейского бюро ВОЗ в России табакокурение приводит к преждевременной гибели каждого четвертого жителя страны и курильщики со стажем живут на 20 лет меньше.

Заболеваемость раком легких в стране за последние 10 лет выросла на 63%, а в ряде городов России превысила самые высокие показатели, когда-либо зарегистрированные в мире.

Не меньшую опасность вызывает так называемое пассивное (принудительное) курение, которое на 34% увеличивает риск возникновения рака легкого и на 50% - сосудистой патологии.

Изучение информированности населения показывает, что большинство курильщиков продолжают курить несмотря на то, что хорошо осведомлены о вредном влиянии курения на здоровье (95,9% мужчин и 97,8% женщин), а хотят бросить курить 78,1% мужчин и 80,2% женщин. Это указывает на необходимость создания специализированной сети кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях для оказания помощи лицам, желающим бросить курить.

Однако углубленное изучение уровня знаний населения показывает, что значительная часть опрошенных недостаточно информирована о том, в чем конкретно заключается вред курения, развитию каких заболеваний оно способствует, как табачный дым влияет на здоровье окружающих и, в первую очередь, детей, подростков, молодежи, женщин.

Наводнение рынка России красочно оформленными импортными табачными изделиями, несмотря на значительное повышение цен, создает угрозу еще большего увеличения распространенности курения, особенно среди молодежи и женщин. Тем более, что этот процесс происходит на фоне существенного увеличения психоэмоционального напряжения, ухудшения питания и т.д. Последствия этой "табачной" эпидемии уже в ближайшие годы скажутся на здоровье населения России.

Широкое распространение курения и отсутствие четких тенденций к снижению числа курящих говорит о необходимости принятия дополнительных безотлагательных мер, направленных на предупреждение начала курения и его прекращение, то есть разработки и реализации комплексных программ по преодолению курения.

В мире имеется немало наглядных примеров успешной борьбы с табакокурением: в США с 1965 г., а в Финляндии с 1972 г. проводится постоянная работа (по специальным программам), направленная на преодоление курения. Программы связали в единое целое научные разработки, службы здравоохранения, социальные силы общества, межсекторальное сотрудничество для совместного влияния их на повседневную жизнь человека.

В нашей стране до настоящего времени еще не реализовывались государственные программы по преодолению курения, что можно объяснить целым рядом объективных и субъективных причин: отсутствием необходимого финансирования; национальными и социально-культурными различиями населения; сложившимся в нашей стране снисходительно-поощрительным отношением к этой вредной привычке, о чем свидетельствует широкое рекламирование табачной продукции.

В России отсутствуют система контроля табачной продукции, организационные структуры, обеспечивающие предупреждение распространения табакокурения, единая система гигиенического воспитания населения, в частности детей и подростков, система оказания помощи курильщикам по преодолению курения.

 

Основными направлениями в решении данной проблемы должны быть:

- разработка новых правовых и нормативных актов, предусматривающих запретительные, ограничительные и просветительские меры по преодолению курения табака;

- постоянное межведомственное взаимодействие по привитию населению навыков здорового образа жизни;

- поддержка органов исполнительной власти всех уровней и общества в целом политики борьбы с курением на основе широкой информированности населения об экономических, моральных и генетических последствиях курения;

- развитие и укрепление сети учреждений, осуществляющих работу по борьбе с табакокурением.

 

Профилактика распространения табакокурения должна строиться на следующих основных принципах:

- приоритетности предупредительных мер, направленных на предотвращение распространения табакокурения в детском, подростковом возрасте и среди молодежи;

- политической и финансовой поддержки деятельности организаций, выполняющих миссию предотвращения распространения табакокурения;

- обеспечения действенного контроля за исполнением законодательных и нормативных актов и совершенствования правового регулирования в отношениях между курильщиками и остальной частью населения, между производителями и потребителями, торговыми организациями и населением;

- обеспечения лечебно-профилактической помощью всех курящих лиц, желающих прекратить курение;

- широкой информированности населения о вреде табакокурения как необходимом условии для социальной поддержки всеми слоями населения борьбы с табакокурением;

- межведомственного (межсекторального) сотрудничества с учетом опыта международных организаций (ВОЗ, международного противоракового общества и др.).

 

Естественно, эта проблема не может быть решена силами только медицинских работников. Для достижения успеха в деле снижения табакокурения необходима широкая социальная, экономическая и политическая поддержка всех слоев общества.

В этой связи основной акцент должен быть направлен на разработку и реализацию региональных программ по преодолению распространения вредных привычек среди населения, с учетом конкретных местных условий, национальных традиций и особенностей.

 

Система программных мероприятий

 

На Министерство здравоохранения Российской Федерации возлагается:

1. Организационно-методическое обеспечение и координация деятельности учреждений здравоохранения в области сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, искоренения вредных привычек методами и средствами гигиенического обучения и воспитания населения.

2. Участие в разработке законодательных и нормативных актов, направленных на борьбу с курением.

3. Адаптирование международных профилактических программ к условиям Российской Федерации.

4. Разработка обучающих программ по проблемам здорового образа жизни для различных групп населения в зависимости от возраста, профессии и образования.

5. Подготовка кадров и методическое обеспечение деятельности кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска, региональных групп мониторинга вредных привычек среди детей и подростков, кабинетов по лечению табачной зависимости.

6. Изучение и распространение передового опыта деятельности органов и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации по искоренению вредных привычек среди населения.

7. Обеспечение органов и учреждений здравоохранения материалами ВОЗ, других международных объединений по проблемам профилактики курения табака.

8. Организация и проведение Всероссийских конференций и семинаров по проблемам курения табака.

 

На органы и учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации возлагается:

1. Участие в разработке на региональном уровне законодательных и нормативных актов по искоренению вредных привычек среди населения.

2. Разработка и реализация региональных программ по преодолению курения табака, предусматривающих:

2.1. Создание и обеспечение деятельности структур, осуществляющих профилактику курения (Центры, отделения (кабинеты) медицинской профилактики, кабинеты профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска, региональные группы мониторинга вредных привычек среди детей и подростков).

2.2. Организацию системы информации населения о вреде табака:

- подготовка, тиражирование и распространение видео- и аудиоклипов и организация демонстрации их по каналам местного телевидения и трансляций по радиоканалам;

- разработка, издание и распространение санитарно-просветительских материалов для различных групп населения;

- организация и проведение массовых акций, приуроченных к международным Дням борьбы с курением;

- привлечение средств массовой информации к широкой пропаганде среди населения основ здорового образа жизни и искоренения вредных привычек;

- использование спортивных сооружений различных уровней как зон, свободных от курения;

- проведение специальных семинаров для различных групп населения, включая студентов, врачей, педагогов, журналистов, работников культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля;

- усиление, совершенствование, разнообразие рекламной деятельности антитабачной направленности;

- адаптирование международных информационных материалов, получаемых в демонстрационных зонах в рамках профилактических программ для массовой аудитории;

- создание современных сценариев, клипов, программ для детской и молодежной аудитории, развинчивающих имидж "сильного курящего человека";

- расширение объема и качества радио- и телепередач по пропаганде здорового образа жизни.

2.3. Совершенствование системы гигиенического воспитания детей, подростков и молодежи по привитию навыков здорового образа жизни и в том числе по профилактике курения табака:

- подготовка и издание обучающих программ и наглядных пособий для различных групп населения в зависимости от возраста, профессии и образования (для дошкольников, школьников, учащихся ПТУ, студентов, а также работающей и допризывной молодежи, преподавателей школ, ПТУ и ВУЗ);

- создание телефильмов, видеофильмов, клипов, радиопередач антитабачной направленности;

- создание межрегиональной постоянно действующей системы мониторинга факторов риска среди детей и подростков.

2.4. Совершенствование оказания помощи лицам, желающим прекратить курение:

- создание сети кабинетов в лечебно-профилактических учреждениях для подростков и взрослых по оказанию помощи желающим прекратить курение и для проведения реабилитационных мероприятий;

- разработка и внедрение современных методов медицинской и традиционной коррекции преодоления приобретенной привычки к курению;

- обучение специалистов по лечению табачной зависимости с использованием различных методов (акупунктура, методов аурикулярного биоэлектростимулятора - модель "СТОП-сигарета" и др.);

- изучение вопросов маркетинга на препараты, используемые при лечении табачной зависимости.

2.5. Международное сотрудничество:

- участие в реализации на региональном уровне международных программ и договоров по всем направлениям противокурительных действий;

- изучение практики международного законодательства и программных мероприятий по данной проблеме;

- адаптирование к условиям региона международного опыта по решению проблем табакокурения.

 

*  *  *  *  *

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации выражает уверенность в том, что реализация "Отраслевой программы по преодолению курения табака в Российской Федерации" приведет к снижению распространения курения табака и тем самым к улучшению состояния здоровья населения России. Как показывают опыт целого ряда высокоразвитых стран и результаты научных исследований, проведенных в Российской Федерации, снижение распространенности табакокурения на 20% приведет к уменьшению на 5% заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024