ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
11 ноября 1998 г.
N 1-05/3082
О РАСЧЕТАХ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ МЕЖДУ
ЮРИДИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ И ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ
ВЫРУЧКИ
Управление фармации Комитета
здравоохранения доводит до сведения руководителей аптечных
предприятий рекомендации Департамента финансов Правительства Москвы
"О расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и порядке
расходования денежной выручки".
Начальник
Управления фармации
Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
С.И.ЧЕРНЯК
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
27 октября 1998 г.
N 13-60
О РАСЧЕТАХ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
И ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ ВЫРУЧКИ
В связи с возникающими вопросами при
расчетах наличными деньгами между организациями Департамент финансов направляет
для сведения и использования в работе рекомендации "О расчетах наличными
деньгами между юридическими лицами и порядке расходования денежной
выручки".
Заместитель руководителя
Департамента финансов
Г.А.АРТЕМОВА
Приложение
к письму Департамента финансов
от 27 октября 1998 г. N 13-60
О РАСЧЕТАХ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
И ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ ВЫРУЧКИ
I. Порядок расчетов
наличными денежными средствами
В соответствии с п. 3 и п. 23 Порядка
ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров Банка
России от 22.09.93 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое
предприятие должно иметь кассу и вести одну кассовую книгу по установленной
форме. При расходовании денежных средств законодательством установлены
отдельные ограничения, самым существенным из которых является предельный размер
расчетов наличными деньгами по одному платежу.
Указанием Банка России от 07.10.98 N
375-У предельный размер расчетов наличными деньгами установлен в размере 10000
рублей для юридических лиц и 15000 рублей - для предприятий потребкооперации.
В соответствии с п. 1 письма Банка России
от 16.03.95 N 14-4/95 под термином "один платеж" понимаются расчеты
наличными деньгами одного юридического лица с другим за приобретаемые
товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам
в сумме до установленного предела. Таким образом, в один день юридическое лицо
не может внести в кассу другого юридического лица сумму, превышающую
установленный лимит, независимо от того, осуществляются ли расчеты по одному
или нескольким договорам.
Предельный размер расчетов наличными
деньгами между юридическими и физическими лицами не установлен. Некоторые
организации пытаются использовать данное положение при расчетах между
юридическими лицами с помощью подотчетных лиц. Однако при этом следует помнить,
что согласно ст. 182 ГК РФ подотчетное лицо фактически действует по
доверенности, т.к. его полномочия явствуют из обстановки. Кроме того, если
подотчетное лицо осуществляет покупку за свой счет, т.е. действует при
отсутствии полномочий, то согласно п. 1 ст. 183 ГК РФ сделка неуполномоченным
лицом будет считаться заключенной от имени юридического лица, если руководство
в дальнейшем одобрит данную сделку (подпишет авансовый отчет подотчетного
лица). Следовательно, и при расчетах наличными деньгами с помощью подотчетных
лиц также должен действовать установленный лимит.
При закупке товаров в организациях
розничной торговли с помощью подотчетных лиц продавец обязан выдать покупателю
чек контрольно-кассовой машины вместе с товарным чеком (накладной). Если
предприятие-продавец в соответствии с законодательством (постановление
Правительства РФ от 30.07.93 N 745) имеет право на осуществление денежных
расчетов без применения ККМ, то в качестве расчетного документа покупателю
должна быть выдана квитанция по форме, утвержденной МФ РФ, в качестве документа
строгой отчетности.
Кроме того, предприятия не вправе вносить
наличные денежные средства из кассы непосредственно на расчетные счета других
юридических и физических лиц, минуя свой счет.
За осуществление расчетов наличными
денежными средствами с другими предприятиями сверх установленных предельных
сумм органами Госналогслужбы России налагается штраф в двукратном размере суммы
произведенного платежа. Указанные меры финансовой ответственности в
соответствии с письмом Банка России от 24.11.94 N 14-4/308 применяются в
одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого
юридического лица.
II. Порядок
расходования денежной выручки
Предприятия независимо от
организационно-правовых форм и сфер деятельности вправе иметь в своих кассах
наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с
руководителем предприятия.
Решения о расходовании предприятиями
денежной выручки из кассы в соответствии с п. 2.7. Положения
Банка России от 05.01.98 N 14-П "О правилах организации наличного
денежного обращения на территории Российской Федерации" принимаются
учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и
представленного расчета по установленной форме (ф. 0408020) с учетом соблюдения
ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех
уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов
и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Пункт 3 указаний
Банка России от 12.11.96 N 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа
Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению
собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и
безналичного обращения" разрешает расходовать предприятиям денежную
выручку только на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку
сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских
принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и
горюче-смазочных материалов, выплату возмещений убытков по договорам
страхования физических лиц. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах
наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в т.ч. на заработную
плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока
выплаты.
Наряду с
вышеизложенными условиями наличных расчетов между юридическими лицам необходимо
помнить, что должны соблюдаться и другие требования.
По предприятию, в состав которого входят
подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях
банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных
подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится
приказом руководителя предприятия.
По представительствам, филиалам и другим
обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его
нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков,
лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими
учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных
подразделений.
При наличии у предприятия нескольких
счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению
обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с
расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После
установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие
направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие
учреждения банков, в которых ему открыты соответствующие счета.
Особое внимание
необходимо обратить на то, что с 1 января 1998 г. в соответствии с Положением о
правилах организации наличного денежного обращения по предприятиям, не
представившим расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в
одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым,
а денежная наличность, не сданная предприятием в учреждения банков, - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы может быть
пересмотрен в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе
предприятия (например, в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий
сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором банковского счета.
Предприятия обязаны сдавать в учреждения
банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в
кассе. Исключение составляют средства для выдачи заработной платы, выплаты
социального характера и стипендии, но не свыше трех рабочих дней.
При обнаружении несоблюдения предприятием
действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопления в
кассах наличных денег сверх установленных лимитов на предприятие органом
налоговой инспекции налагается штраф в трехкратном размере выявленной
сверхлимитной кассовой наличности.
Начальник отдела организации
бухгалтерского учета и контроля
Е.Н.СИНЕВА