Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

26 апреля 1999 г.

 

N 2510/4701-99-32

 

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ ЙОД-ДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ

 

Самой распространенной неинфекционной патологией в мире являются йод-дефицитные состояния. Более 1,5 миллиарда жителей Земли имеют риск развития заболеваний, обусловленных дефицитом йода, 655 миллионов людей в мире страдают эндемическим зобом, 43 миллиона имеют мозговые нарушения, которые можно было предотвратить профилактически, используя в пищу йодированную соль. В Российской Федерации сложилась крайне неблагоприятная ситуация в связи с резким увеличением йод-дефицитных состояний. Более 100 миллионов человек проживает в территориях, где отмечается дефицит природного йода, что обусловило широкое распространение эндемического зоба, нарушение интеллектуального и физического развития детей и подростков, увеличение частоты патологии среди беременных. Данная проблема приобрела особое значение в областях, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. По данным выборочных обследований Эндокринологического центра РАМН в связи с йод-дефицитными состояниями до 70% людей имеют снижение умственной и физической работоспособности, до 30% - мозговые нарушения, до 10% - кретинизм. При оценке степени тяжести йод-дефицитных состояний у школьников частота эндемического зоба в тяжелой степени выявляется более чем у 30% обследованных. Частота выявления эндемического зоба у школьников в Московской, Тамбовской, Ярославской, Воронежской, Орловской, Брянской, Калужской, Тюменской областях, Республике Якутия (Саха) составляет от 24 до 40%.

В целях профилактики йод-дефицитных состояний Министерством здравоохранения Российской Федерации были приняты решение Межведомственной Комиссии по охране здоровья при Правительстве Российской Федерации "О неотложных мерах по профилактике йод-дефицитных состояний среди населения Российской Федерации (1997), постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О профилактике йод-дефицитных состояний" (1997) и "О дополнительных мерах по профилактике йод-дефицитных состояний" (1998), которые способствовали значительной активизации профилактической работы в субъектах Российской Федерации, осуществлению ряда конкретных мероприятий и реализации региональных программ по этой проблеме, увеличению производства йодированной соли и пищевых продуктов, обогащенных йодом.

Так, в Республике Чувашия, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Калмыкия, Ставропольском, Хабаровском краях, Агинском автономном округе, Оренбургской, Смоленской, Тверской, Томской, Камчатской, Брянской, Тюменской, Кемеровской, Челябинской, Ростовской, Московской областях приняты соответствующие постановления правительств, глав администраций субъектов Российской Федерации. Утверждены и реализуются региональные программы по профилактике йод-дефицитных состояний в Республике Татарстан, Республике Бурятия, Республике Северная Осетия-Алания, Агинском, Таймырском автономных округах, Алтайском крае, Оренбургской, Тамбовской, Тюменской, Амурской, Читинской областях.

Вместе с тем, несмотря на проведенные организационные мероприятия, увеличение объемов производства йодированной соли, выпуска пищевых продуктов, обогащенных йодом, активизацию санитарно-просветительной работы с населением существенных изменений в решении проблемы профилактики йод-дефицитных состояний за последние два года не произошло. Основной причиной этого является неудовлетворительная обеспеченность населения йодированной солью. Практически во всех субъектах Российской Федерации обеспеченность населения йодированной солью составляет не более 30%. Только в Иркутской, Оренбургской, Пермской, Брянской, Астраханской, Новгородской областях этот показатель составляет от 87 до 100%.

Кроме того, в деятельности центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации в работе по проблеме профилактики йод-дефицитных имеются определенные недостатки:

- не обеспечен должный контроль за реализацией принятых постановлений, утвержденных региональных программ;

- недостаточно проводится работа с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, заинтересованными министерствами, ведомствами по обеспечению населения, в том числе детских дошкольных, подростковых, лечебно-профилактических и санаторно-оздоровительных учреждений, йодированной солью;

- отсутствует необходимая комплексность в работе с органами здравоохранения по проведению оценки состояния здоровья различных групп населения в связи с йод-дефицитными состояниями. Не проводится работа по внедрению системы мониторинга за содержанием йода в пищевых продуктах и биосредах человека и оценке их влияния на здоровье населения;

- слабо осуществляется государственный санитарный надзор за соответствием нормативов по содержанию йода в соли как на самих предприятиях, так и в местах ее реализации. Не редки случаи реализации населению йодированной соли, несоответствующей по содержанию йода утвержденным постановлением нормативам;

- недостаточно привлекаются средства массовой информации при проведении санитарно-просветительной работы с населением по профилактике йод-дефицитных состояний;

- нарушается принятый порядок согласования и выпуска пищевых продуктов. обогащенных йодом. Центры Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации продолжают в нарушение установленного порядка согласовывать документацию на производство продуктов, обогащенных йодом, которые не относятся к продуктам массового потребления (сгущеное молоко для детского питания, плавленые сырки, обработка картофеля йодидом калия перед посадкой и т.п.), при этом разработчиком не представляются нормативы содержания йода в них и методы контроля;

- низкое качество представляемых донесений по выполнению постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.98 N 11, не позволяет дать объективную оценку по состоянию заболеваемости, обусловленной дефицитом йода, деятельности центров Госсанэпиднадзора по профилактике йод-дефицитных состояний, эффективности принимаемых мер по снижению заболеваемости, обусловленной дефицитом йода, и ее распространенности среди различных групп населения;

- не эффективно применяются меры административного воздействия по выполнению принятых постановлений и решений по профилактике йод-дефицитных состояний, а также при оценке качества йодированной соли в местах ее производства и реализации.

На основании изложенного и в целях усиления действенности надзора по профилактике йод-дефицитных состояний обязываю вас:

- организовать работу по выполнению постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О дополнительных мерах по профилактике йод-дефицитных состояний" от 03.04.98 N 11;

- обеспечить необходимый контроль за выполнением принятых в субъектах Российской Федерации постановлений, утвержденных региональных программ, направленных на снижение йод-дефицитных состояний;

- совместно с органами исполнительной власти, органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации принять необходимые меры по обеспечению населения, особенно детские дошкольные подростковые лечебно-профилактические и санаторно-оздоровительные учреждения, йодированной солью;

- совместно с органами здравоохранения проводить оценку состояний здоровья различных групп населения в связи с йод-дефицитными состояниями и эффективности принимаемых мер по их снижению;

- обеспечить необходимый государственный санитарный надзор за соответствием выпускаемой и реализуемой населению йодированной соли установленным нормативам по содержанию йода в ней:

- широко использовать средства массовой информации при проведении санитарно-просветительной работе среди населения Российской Федерации;

- доложить о принятых мерах по выполнению указанного постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации до 01.02.2000 года.

 

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024