ВОПРОС: Правомерно ли относить на
себестоимость продукции маркетинговые услуги?
ОТВЕТ: Маркетинговыми являются услуги,
обеспечивающие продвижение товара и услуг от производителя к потребителю, т.е.
связанные со сбытом продукции.
В соответствии с
пунктом 2у Положения N 552 от 5.08.92 г. "О составе затрат по производству
и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли" (в ред. от 11.09.98 г.) относится на
себестоимость продукции затраты, связанные со сбытом продукции. При этом в Положении отнесение на себестоимость продукции оплаты
маркетинговых услуг прямо не предусмотрено.
В письме Минфина РФ N 16-00-18 от
26.01.96 г. разъясняется, что при отнесении маркетинговых услуг на
себестоимость продукции, в каждом конкретном случае необходимо исходить из
экономического содержания услуги (определение временной взаимосвязи оказанной
услуги с продвижением продукции на рынке сбыта от производителя к потребителю).
Другими словами, для отнесения таких затрат на себестоимость, необходимы
конкретные документы, подтверждающие, что по данному договору предприятие
приобрело услуги по сбыту продукции.
Согласно пункту 2и Положения о составе
затрат N 552 оплата услуг по управлению организацией, осуществляемых сторонними
организациями относится на себестоимость продукции, в тех случаях, когда
штатным расписанием предприятия не предусмотрены те или иные функциональные
службы.
Если на предприятии есть отдел (иная
функциональная служба) по маркетингу (изучению конъюнктуры рынка и т.п.), то
оплата услуг по маркетингу, произведенных сторонними организациями, на
себестоимость не относится. Кроме того, маркетинговые услуги не должны носить
характер научно-исследовательской работы, поскольку согласно пункту 2г
финансирование затрат, связанных с проведением научно-исследовательской работы,
осуществляется за счет внебюджетных фондов финансирования НИОКР и в
себестоимость продукции эти затраты не включаются.
Ввиду возможности неоднозначной трактовки
маркетинговых услуг, чтобы избежать споров с налоговыми органами, видимо лучше,
избегать в договорах формулировок "маркетинговые услуги".
Аудитор юридической
фирмы "Юнико-94"
И.Л.МИЛУШИНА
05.1999