МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
23 июля 1999 г.
N 2510/8236-99-32
Министерство здравоохранения Российской
Федерации направляет Методическое письмо "О порядке применения
принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми
психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния (статья 21
и часть 1 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации)" и предлагает
принять его к руководству в деятельности органов и учреждений здравоохранения.
Органам управления здравоохранением
разрешается размножить данное Методическое письмо в необходимом количестве.
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВЯЛКОВ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВЯЛКОВ
23 июля 1999 года
СОГЛАСОВАНО
Верховный Суд Российской Федерации
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО
ХАРАКТЕРА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ
ПСИХИЧЕСКИМИ
РАССТРОЙСТВАМИ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО
ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ
(СТАТЬЯ 21 И ЧАСТЬ 1 СТАТЬИ 81
УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) <*>
-------------------------------
<*> В настоящем Методическом письме
не рассматриваются вопросы принудительного лечения, соединенного с исполнением
наказания (ст. 22, ч. 2 ст. 99, ст. 104 Уголовного кодекса Российской
Федерации).
Под "тяжелым" здесь и далее в
настоящем Методическом письме подразумевается психическое расстройство, которое
лишает страдающее им лицо возможности осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими во
время совершения общественно опасного деяния, ко времени производства по делу
или во время отбывания наказания.
1. Общие положения
1.1. Основными задачами
принудительных и иных мер медицинского характера, применяемых в отношении лиц с
тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния,
являются лечение и проведение реабилитационных мероприятий с целью излечения
или улучшения психического состояния этих лиц, а также предупреждения
совершения ими новых общественно опасных деяний при строгом соблюдении их прав
и законных интересов.
1.2. В соответствии с частью 1 статьи 99
Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве принудительных мер
медицинского характера могут применяться:
а) амбулаторное принудительное наблюдение
и лечение у психиатра <*>;
-------------------------------
<*> Далее для краткости -
амбулаторное принудительное лечение.
б) принудительное лечение в
психиатрическом стационаре общего типа;
в) принудительное лечение в
психиатрическом стационаре специализированного типа;
г) принудительное лечение в
психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
В соответствии с
частью 4 статьи 97 и частью 4 статьи 102 Уголовного кодекса Российской
Федерации, если лицо не представляет опасности по своему психическому
состоянию, а равно в случае прекращения применения принудительных мер
медицинского характера суд может передать необходимые материалы органам
здравоохранения для решения вопроса о применении к лицу медицинских
(непринудительных) мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации
о здравоохранении. Органы
здравоохранения в таких случаях в соответствии с Законом Российской Федерации
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
могут принять меры: к помещению больного в психиатрический стационар для
лечения на общих основаниях <*>; к постановке на диспансерное наблюдение
в психоневрологическом диспансере (диспансерном отделении, кабинете); к
направлению в психоневрологическое учреждение социального обслуживания.
-------------------------------
<*> Под лечением на общих основаниях
здесь и далее понимается стационарное лечение в порядке, предусмотренном
Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании".
1.3. Указанные принудительные меры могут
применяться к лицам:
а) совершившим общественно опасные
деяния, предусмотренные уголовным законом, в состоянии невменяемости (статья 21
Уголовного кодекса Российской Федерации);
б) у которых
после совершения преступления, но до вынесения приговора наступило психическое
расстройство, делающее невозможным назначение наказания (часть 1 статьи 81
Уголовного кодекса Российской Федерации);
в) у которых во
время отбывания наказания наступило психическое расстройство, делающее
невозможным его дальнейшее отбывание (часть 1 статьи 81 Уголовного кодекса
Российской Федерации, статья 362 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР).
1.4. Назначение принудительных мер
медицинского характера, изменение их вида, продление срока, а также прекращение
их применения осуществляется судом на основании рассмотрения заключений
судебно-психиатрических экспертных комиссий, комиссий врачей-психиатров
лечебных учреждений, осуществляющих принудительное лечение, психиатрических
комиссий по освидетельствованию осужденных.
2. Критерии
применения различных мер
медицинского характера
2.1. В соответствии с частью 2 статьи 97
Уголовного кодекса Российской Федерации принудительные меры медицинского
характера назначаются лицам, перечисленным в пункте 1.3. настоящего
Методического письма, только в случаях, когда имеющиеся у них психические
расстройства связаны с возможностью причинения ими "иного существенного
вреда либо с опасностью для себя или других лиц".
2.2. Комиссии, названные в пункте 1.4.
настоящего Методического письма, выбор рекомендуемой для применения судом меры
медицинского характера осуществляют, исходя из психического состояния лица с
учетом характера совершенного им общественно опасного деяния.
Заключение комиссии основывается на общем
принципе необходимости и достаточности рекомендуемой меры для предотвращения
новых опасных действий со стороны больного, а также для проведения показанных
ему лечебно-реабилитационных мероприятий.
2.3. При выборе принудительной меры
медицинского характера следует учитывать ряд клинико-психопатологических и
социально-психологических признаков, взаимодействие которых может привести к
формированию психопатологического механизма общественно опасного деяния.
К клинико-психопатологическим факторам
риска совершения общественно опасных деяний относятся преимущественно следующие
формы психической патологии:
а) психопатоподобные синдромы с
повышенной поведенческой активностью и патологией влечений (в том числе
гебоидный);
б) бредовые идеи определенного
содержания, особенно направленные против конкретных лиц или организаций
(персонифицированные) и сопровождающиеся аффективной напряженностью (прежде
всего идеи ревности, преследования, сексуального воздействия и т.п.);
в) периодические и пароксизмальные
психотические состояния, сопровождающиеся агрессивностью и имеющие тенденцию к
частому возникновению;
г) депрессивные состояния с бредом
самообвинения (риск совершения общественно опасных действий по механизму
"расширенного самоубийства");
д) маниакальные и гипоманиакальные
состояния с общей расторможенностью и псевдопредприимчивостью.
При различных психопатологических
состояниях риск совершения общественно опасных деяний увеличивают также
следующие факторы:
а) проявления социальной дезадаптации в
виде отсутствия работы и трудовой занятости, материальной необеспеченности,
жилищно-бытовой неустроенности (особенно отсутствие постоянного места
жительства), семейного неблагополучия, подверженности асоциальному влиянию со
стороны других лиц;
б) склонность к систематическому
употреблению алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
в) повторность совершения общественно
опасных деяний (как до, так и после начала психического расстройства);
г) нарушения больничного режима при
прежних госпитализациях в психиатрические стационары.
2.4. Приводимые ниже примерные показания
для применения отдельных видов принудительных мер медицинского характера могут
быть использованы в практической работе лишь при наличии общего основания,
приведенного в пункте 2.1., а также с учетом принципов и факторов риска,
изложенных в пунктах 2.2. и 2.3. настоящего Методического письма.
2.5. Амбулаторное принудительное
наблюдение и лечение у психиатра в соответствии со статьей 100 Уголовного
кодекса Российской Федерации может быть назначено лицам, указанным в пункте
1.3. настоящего Методического письма, если они по своему психическому состоянию
"не нуждаются в помещении в психиатрический стационар".
С учетом этого требования применение
данной принудительной меры медицинского характера следует рекомендовать
преимущественно лицам:
а) совершившим
общественно опасное деяние в состоянии временного психического расстройства или
психотического обострения (приступа, пароксизма) хронического психического
расстройства, разрешившихся ко времени проведения экспертизы, в случае малой
вероятности повторения психоза, а также при сохранности социальной адаптации
больного и способности к соблюдению предписанного режима;
б) с хроническими психическими
расстройствами или слабоумием после проведения принудительного лечения в
психиатрическом стационаре при неустойчивой социальной адаптации и выявлявшейся
в прошлом склонности к повторным общественно опасным действиям - в качестве
этапа перед полным прекращением принудительного лечения (в порядке изменения
принудительной меры медицинского характера).
2.6. В соответствии с
частью 1 статьи 101 Уголовного кодекса Российской Федерации и принципом
необходимости и достаточности принудительное лечение в психиатрическом
стационаре (больнице, отделении) может быть назначено лицам, указанным в пункте
1.3. настоящего Методического письма, если характер психических расстройств
"требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые
могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре".
2.7. Принудительное лечение в
психиатрическом стационаре (больнице, отделении) общего типа в соответствии с
частью 2 статьи 101 Уголовного кодекса Российской Федерации может быть
назначено лицам, указанным в п. 1.3. настоящего Методического письма, если они
по своему психическому состоянию "нуждаются в стационарном лечении и
наблюдении, но не требуют интенсивного наблюдения".
С учетом этого требования применение
данной принудительной меры медицинского характера следует рекомендовать
преимущественно лицам:
а) совершившим
общественно опасное деяние и (или) находящимся в данное время в психотическом
состоянии, в случаях отсутствия выраженных тенденций к грубым нарушениям
больничного режима и благоприятного прогноза в отношении терапевтического
купирования психоза, но при сохраняющейся вероятности его повторения (хронические
заболевания с частыми обострениями; наличие
патологической почвы, способствующей возникновению временных психотических
состояний, например, алкоголизма, наркомании, резидуального органического
поражения головного мозга и т.п.), а также при недостаточной критике к своему
состоянию, делающей невозможным проведение лечения в стационаре или в
амбулаторных условиях на общих основаниях;
б) с явлениями слабоумия, состояниями
психического дефекта различного происхождения и другими психическими
расстройствами, совершившим деяния, спровоцированные какими-либо внешними
неблагоприятными обстоятельствами, без выраженной тенденции к их повторению и
грубым нарушениям больничного режима;
в) страдающим временным психическим
расстройством, развившимся после совершения общественно опасного деяния, но до
вынесения приговора (принудительное лечение до выхода из указанного
болезненного состояния), при отсутствии выраженных тенденций к совершению новых
общественно опасных деяний и грубым нарушениям больничного режима;
г) с хроническими психическими
расстройствами или слабоумием после принудительного лечения в психиатрических
стационарах (больницах, отделениях) специализированного типа, в том числе с
интенсивным наблюдением, в случае улучшения их психического состояния и (или) снижения
опасности, позволяющих продолжить принудительное лечение в условиях
психиатрического стационара общего типа (в порядке изменения принудительной
меры медицинского характера);
д) обнаружившим во
время ранее назначенного судом амбулаторного принудительного лечения ухудшение
психического состояния и (или) возрастание опасности, если это делает
невозможным проведение показанных им лечебно-реабилитационных мероприятий в
амбулаторных условиях и требует их перевода в условия психиатрического
стационара (больницы, отделения) общего типа (в порядке изменения
принудительной меры медицинского характера).
2.8. Принудительное лечение в
психиатрическом стационаре (больнице, отделении) специализированного типа в
соответствии с частью 3 статьи 101 Уголовного кодекса Российской Федерации
может быть назначено лицам, указанным в п. 1.3. настоящего Методического
письма, если они по своему психическому состоянию требуют "постоянного
наблюдения".
С учетом этого требования применение
данной принудительной меры медицинского характера следует рекомендовать
преимущественно лицам:
а) с хроническими
психическими расстройствами или слабоумием, обнаруживающим в силу клинических
проявлений заболевания и (или) преморбидных личностных особенностей склонность
к повторным общественно опасным деяниям и нарушениям больничного режима,
делающим невозможным проведение показанных им лечебно-реабилитационных
мероприятий в условиях психиатрического стационара (больницы, отделения) общего
типа;
б) страдающим временным психическим
расстройством, развившимся после совершения общественно опасного деяния, но до
вынесения приговора (принудительное лечение до выхода из указанного
болезненного состояния), в случае угрозы совершения ими новых общественно
опасных деяний, грубых нарушений больничного режима, включая побег;
в) с хроническими психическими
расстройствами или слабоумием после принудительного лечения в психиатрическом
стационаре (больнице, отделении) специализированного типа с интенсивным
наблюдением при улучшении их психического состояния и (или) снижении опасности,
позволяющих продолжить принудительное лечение в психиатрическом стационаре
(больнице, отделении) специализированного типа (в порядке изменения
принудительной меры медицинского характера);
г) обнаружившим во
время проведения ранее назначенной судом менее строгой принудительной меры
медицинского характера ухудшение психического состояния и (или) возрастание
опасности, если это делает невозможным проведение показанных им
лечебно-реабилитационных мероприятий в прежних условиях и требует их перевода в
условия психиатрического стационара (больницы, отделения) специализированного
типа (в порядке изменения принудительной меры медицинского характера).
2.9. Принудительное
лечение в психиатрическом стационаре (больнице, отделении) специализированного
типа с интенсивным наблюдением в соответствии с частью 4 статьи 101 Уголовного
кодекса Российской Федерации может быть назначено лицам, указанным в пункте
1.3. настоящего Методического письма, если они по своему психическому состоянию
"представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют
постоянного и интенсивного наблюдения".
С учетом этого требования применение
данной принудительной меры медицинского характера следует рекомендовать
преимущественно лицам:
а) с хроническими психическими расстройствами
или слабоумием, обнаруживающим тенденцию, обусловленную клиническими
проявлениями заболевания и (или) преморбидными личностными особенностями, к
совершению повторных тяжких или особо тяжких общественно опасных деяний,
особенно насильственного характера;
б) с хроническими
психическими расстройствами или слабоумием, обнаруживающим в силу клинических
проявлений заболевания и (или) преморбидных личностных особенностей упорные
антисоциальные тенденции, проявляющиеся в многократных общественно опасных действиях,
а также в грубых нарушениях больничного режима по данным прежних
стационирований (нападения на персонал, побеги, инициирование групповых
беспорядков), если указанные нарушения поведения делают невозможным проведение
показанных им лечебно-реабилитационных мероприятий в условиях применения других принудительных мер медицинского характера;
в) страдающим временным психическим
расстройством, развившимся после совершения общественно-опасного деяния, но до
вынесения приговора (принудительное лечение до выхода из указанного
болезненного состояния), в случае угрозы совершения ими новых тяжких или особо
тяжких деяний, а также побега;
г) обнаружившим во
время применения ранее назначенной судом менее строгой принудительной меры
медицинского характера ухудшение психического состояния и (или) возрастание
опасности, если это делает невозможным проведение показанных им
лечебно-реабилитационных мероприятий в прежних условиях и требует их перевода в
условия психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным
наблюдением (в порядке изменения принудительной меры медицинского характера).
2.10. Комиссиям, названным в пункте 1.4.
настоящего Методического письма, не следует рекомендовать суду применение
принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, риск совершения
которыми повторных общественно опасных деяний незначителен. В таких случаях
может быть рекомендовано суду в соответствии с частью 4 статьи 97 Уголовного
кодекса Российской Федерации передать необходимые материалы органам
здравоохранения для решения вопроса об амбулаторном или стационарном лечении
этих лиц либо направлении их в психоневрологические учреждения социального
обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
о здравоохранении.
2.11. Применение принудительных мер
медицинского характера в отношении несовершеннолетних следует рекомендовать в
соответствии с приведенными критериями. Во время принудительного лечения этих
лиц должны быть созданы условия для возможного продолжения их обучения и
профессиональной подготовки. Несовершеннолетние, не достигшие 16-летнего
возраста, в психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным
наблюдением не направляются.
3. Назначение и
проведение принудительного лечения
3.1. Стационарное принудительное лечение
проводится в психиатрических стационарах (больницах, отделениях), на которые
органами управления здравоохранением возложены эти функции; амбулаторное
принудительное лечение - во всех лечебно-профилактических учреждениях,
оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь лицам с тяжелыми психическими
расстройствами. В целях предотвращения дезадаптации больного и обеспечения
преемственности между стационарным и диспансерным звеньями психиатрической
помощи принудительное лечение в психиатрических стационарах общего и
специализированного типов, а также амбулаторное принудительное наблюдение и
лечение, как правило, осуществляются по месту жительства больного, его
родственников или законного представителя.
3.2. Принудительные меры медицинского
характера назначаются судом.
Основанием для
помещения лица на принудительное лечение в психиатрический стационар (больницу,
отделение) или принятия на амбулаторное принудительное лечение является
определение суда о применении к нему соответствующей принудительной меры
медицинского характера <*>. К копии определения суд приобщает документы,
удостоверяющие личность и место жительства больного (паспорт, военный билет -
для лиц, проходящих военную службу по призыву), и направляет их в то учреждение,
где больной находится после произведенной ему
экспертизы (психиатрического освидетельствования), или в психоневрологический
диспансер (диспансерное отделение, кабинет), если больной находится дома.
Указанное учреждение вместе с больным направляет по месту проведения
принудительного лечения названные документы, а также в
обязательном порядке копию акта судебно-психиатрической экспертизы или акта
психиатрического освидетельствования (для осужденных), выписку из истории
болезни (медицинской карты), если больной после проведения экспертизы
(психиатрического освидетельствования) находился под наблюдением врачей и
получал лечение.
--------------------------------
<*> Здесь и далее по тексту имеется
в виду также постановление судьи для тех случаев, когда назначение, продление,
изменение вида или прекращение применения принудительных мер медицинского
характера могут производиться судьей единолично. Согласно части первой статьи
368 УПК РСФСР судья вправе решать указанные вопросы в отношении осужденного,
освобождаемого от дальнейшего отбывания наказания вследствие психического
расстройства.
В случае перевода больного из одного
учреждения в другое для продолжения принудительного лечения с ним направляются
все названные документы, выписка из истории болезни (медицинской карты), а
также копии последнего определения суда о продлении или изменении вида
принудительного лечения и соответствующего заключения комиссии
врачей-психиатров.
Копии определений суда и иные документы,
перечисленные в данном пункте, должны быть заверены подписями должностных лиц и
скреплены печатями.
3.3. При проведении принудительного
лечения могут применяться только методы диагностики, лечения и реабилитации,
разрешенные Министерством здравоохранения Российской Федерации. Выбор этих
методов определяется исключительно клиническими показаниями. В соответствии с
частями 1 и 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" лечение этих лиц по
общему правилу проводится после получения их письменного согласия. Однако при
наличии показаний лечение может проводиться без их согласия и без согласия их
законных представителей. В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется
по решению комиссии врачей-психиатров. Применение хирургических и других
методов лечения психических расстройств, вызывающих необратимые последствия, а
также проведение испытаний медицинских средств и методов в период
принудительного лечения не допускается.
3.4. Исполнение судебных определений о
направлении лиц, страдающих психическими расстройствами, на принудительное
лечение в психиатрический стационар (больницу, отделение) общего и
специализированного типов, а также на амбулаторное принудительное наблюдение и
лечение у психиатра производится органами и учреждениями здравоохранения при
содействии в необходимых случаях органов внутренних дел.
3.5. Исполнение судебных определений в
отношении всех лиц, находящихся под стражей, а также больных, подлежащих
помещению в психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным
наблюдением, производится силами и средствами органов уголовно-исполнительной
системы.
3.6. Суд, принимая решение о назначении
принудительного лечения, одновременно выносит определение об отмене с момента
доставки больного в психиатрический стационар (больницу, отделение) или
принятия на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение
психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета) меры
пресечения, если она была применена в ходе производства по делу.
4. Организация
амбулаторного принудительного наблюдения
и лечения у психиатра
4.1. Амбулаторное принудительное
наблюдение и лечение у психиатра осуществляется психоневрологическим
диспансером (диспансерным отделением, кабинетом) по месту жительства больного.
При необходимости по решению главного
психиатра соответствующего органа управления здравоохранением данная мера
медицинского характера может осуществляться по месту жительства опекуна или
членов семьи больного, у которых он временно проживает. Психоневрологический
диспансер (диспансерное отделение, кабинет) направляет в орган внутренних дел
по месту жительства лица письменную информацию о его принятии на амбулаторное
принудительное наблюдение и лечение у психиатра. В дальнейшем аналогичная
информация направляется в орган внутренних дел немедленно по получении
определения суда о продлении, изменении или отмене принудительной меры
медицинского характера.
4.2. Контрольные карты диспансерного
наблюдения (форма N 030-1/У) за лицами, находящимися на амбулаторном
принудительном лечении, располагаются в общих картотеках психоневрологических
диспансеров с пометкой в верхнем правом углу лицевой стороны карты
"ПЛ" (принудительное лечение) и цветной маркировкой либо формируются
отдельным массивом с той же пометкой.
4.3. При принятии на амбулаторное
принудительное лечение больному разъясняются порядок его проведения,
обязательность выполнения врачебных рекомендаций, а также назначаются
соответствующий его состоянию режим, необходимое лечение, диагностические и
реабилитационные (восстановительные) мероприятия.
Больной должен осматриваться врачом в
диспансере (диспансерном отделении, кабинете), а при наличии показаний - на
дому, с частотой, обеспечивающей возможность проведения показанных ему по
психическому состоянию лечебно-реабилитационных и диагностических мероприятий,
но не реже одного раза в месяц. Выполнение врачебных рекомендаций
контролируется сотрудниками психоневрологического диспансера (диспансерного
отделения, кабинета) при необходимости с привлечением членов семьи, опекуна,
иных лиц ближайшего окружения больного, а в случаях поведения, носящего
антиобщественный характер, а также уклонения от прохождения назначенной
принудительной меры медицинского характера - и с помощью сотрудников милиции.
4.4. В случае,
если состояние и поведение больного затрудняют его обследование (длительное
отсутствие по месту жительства, оказание сопротивления и совершение других
действий, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников, попытки скрыться
от них), а также при создании препятствий для его обследования и лечения со
стороны членов семьи, опекуна или других лиц медицинский персонал прибегает к
помощи сотрудников милиции.
Последние, действуя
в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" и Законом
Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании", оказывают необходимое содействие в розыске, задержании
лица и обеспечивают безопасные условия для его осмотра.
4.5. В отношении лица, находящегося на
амбулаторном принудительном наблюдении и лечении, могут быть применены любые
медицинские средства и методы, разрешенные в установленном законом порядке, а
также различные виды лечебно-реабилитационной и социально-психиатрической
помощи, предусмотренные Законом Российской Федерации "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". С этой целью оно может
быть направлено в любое лечебно-реабилитационное подразделение диспансера
(специализированные кабинеты, лечебно-производственные (трудовые) мастерские,
дневной стационар и т.п.), а также помещено в психиатрический стационар без
изменения формы принудительного лечения, если госпитализация не вызвана
возрастанием опасности, носящим стойкий характер. Это лицо пользуется правом на
бесплатное медикаментозное лечение и иными правами и льготами, предусмотренными
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
другими нормативными актами в отношении соответствующей категории лиц,
страдающих психическими расстройствами.
4.6. При наличии показаний лицо,
находящееся на амбулаторном принудительном лечении, может быть направлено в
психиатрический стационар (больницу, отделение) как добровольно, так и в
порядке недобровольной госпитализации. В последнем случае госпитализация обычно
осуществляется при содействии милиции. Психиатрический стационар (больница,
отделение), в который помещается больной, письменно извещается врачом, выдавшим
направление на госпитализацию, что данное лицо находится на амбулаторном
принудительном лечении.
4.7. Трудоспособные больные во время
амбулаторного принудительного лечения могут с учетом состояния их здоровья
трудиться как в обычных условиях, так и в условиях лечебно-производственных
специализированных предприятий и цехов, использующих труд лиц, страдающих
психическими расстройствами. Выезды по служебной необходимости в таких случаях
они согласовывают с лечащим врачом психоневрологического диспансера
(диспансерного отделения, кабинета). При изменении состояния, делающем их
временно нетрудоспособными, они получают больничный листок, при стойкой утрате
или снижении трудоспособности - направляются на МСЭК <*> и в случае
признания их инвалидами имеют право на пенсионное обеспечение.
--------------------------------
<*> Медико-социальная
экспертная комиссия.
4.8. При появлении оснований для
изменения меры медицинского характера на стационарное принудительное лечение
психоневрологический диспансер (диспансерное отделение, кабинет) также может
прибегнуть к недобровольной госпитализации. В таком случае одновременно с
госпитализацией по решению комиссии врачей-психиатров возбуждается ходатайство
перед судом об изменении принудительной меры, о чем письменно извещается
администрация стационара. Вопрос о выписке такого больного может быть решен
только в случае получения определения суда об отказе в изменении принудительной
меры медицинского характера.
5. Организация
принудительного лечения
в психиатрическом стационаре
5.1. Больные, поступающие на
принудительное лечение в психиатрический стационар, размещаются в лечебных
отделениях, соответствующих по своему профилю особенностям их поведения,
психическому и физическому состоянию, с соблюдением условий, препятствующих
совершению побегов и других нарушений режима. Мужчины и женщины, взрослые и
несовершеннолетние содержатся раздельно.
5.2. Лица, помещенные в
психиатрический стационар на принудительное лечение, пользуются правами
пациентов, предусмотренными статьей 37 Закона Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", при
соблюдении следующих ограничений: прогулки проводятся только на территории
стационара; предоставление им лечебных отпусков запрещается; покидать
территорию стационара они могут лишь в случаях необходимости по решению
администрации и в сопровождении персонала <*>.
--------------------------------
<*> Указанные ограничения,
возможность которых предусмотрена Законом Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании",
распространяются на всех лиц, находящихся на стационарном принудительном
лечении, поскольку все они представляют опасность для себя или других лиц.
5.3. Распорядок дня,
режим питания и лечебно-гигиенических мероприятий, организация трудотерапии и
культтерапии, предоставление свиданий и передач для лиц, находящихся на
принудительном лечении в психиатрических стационарах, в зависимости от вида
принудительной меры медицинского характера, регулируются также Положением о
психиатрической больнице, Положением о психиатрическом стационаре
специализированного типа, Положением о психиатрическом стационаре
специализированного типа с интенсивным наблюдением, утвержденными Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
5.4. Перевод лиц, находящихся на
принудительном лечении, из одного психиатрического стационара (больницы,
отделения) в другой того же типа разрешается:
в пределах территории субъекта Российской
Федерации - главным психиатром соответствующего органа управления
здравоохранением;
с территории одного субъекта Российской
Федерации на территорию другого, а также больных, не имеющих определенного
места жительства, родственников или законных представителей, равно как в
сложных и спорных случаях - главным психиатром Министерства здравоохранения РФ.
5.5. В случаях, когда в
период применения принудительных мер медицинского характера данные клинического
наблюдения вызывают сомнения в наличии психического расстройства и (или)
обоснованности признания лица, находящегося на принудительном лечении,
невменяемым либо подпадающим под действие части 1 статьи 81 Уголовного кодекса
Российской Федерации с освобождением от наказания (дальнейшего отбывания
наказания), администрация больницы направляет соответствующее заключение
комиссии врачей-психиатров в прокуратуру по месту нахождения суда,
вынесшего определение о назначении принудительного лечения, для решения вопроса
о необходимости пересмотра этого определения в предусмотренном законом порядке.
В случаях, когда в
период применения принудительных мер медицинского характера данные клинического
наблюдения лица, освобожденного от наказания или дальнейшего отбывания
наказания (часть 1 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации),
свидетельствуют о том, что это лицо страдало тяжелым психическим расстройством
еще во время совершения преступления, в силу чего есть основания сомневаться в
его вменяемости в отношении содеянного, администрация больницы направляет
соответствующее заключение
комиссии врачей-психиатров в прокуратуру по месту нахождения суда, вынесшего
обвинительный приговор, для решения вопроса о необходимости его пересмотра в
установленном законом порядке.
5.6. В случае побега лица, находящегося
на принудительном лечении, администрация лечебного учреждения немедленно
принимает меры к его розыску и возвращению. О побеге
извещаются органы внутренних дел и лечебно-профилактические учреждения,
оказывающие амбулаторную (в том числе экстренную) психиатрическую помощь по
месту нахождения лечебного учреждения и месту жительства лица (с указанием
полных анкетных данных, примет, в том числе особых, одежды, адресов места
жительства бежавшего и его родственников, законных представителей), а также
суд, назначивший принудительное лечение.
5.7. О смерти лица, находившегося на
принудительном лечении, администрация лечебного учреждения извещает его
родственников и (или) законного представителя, а также прокурора района
(города), на территории которого расположена больница, суд, вынесший
определение о применении принудительной меры медицинского характера, лечебное
учреждение, оказывающее амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства
больного.
5.8. О лицах, в отношении которых не окончено
уголовное дело (подпункт "б" пункта 1.3. настоящего Методического
письма), в случае их побега или смерти администрация лечебного учреждения
обязана сообщить также органу расследования или суду, в производстве которых
находилось данное дело.
6. Порядок ведения
и хранения документации на лиц,
находящихся на принудительном лечении
6.1. Документация на лиц, находящихся на
принудительном лечении, выделяется в особое делопроизводство и хранится в
условиях, делающих ее недоступной для посторонних и обеспечивающих ее
сохранность. Учет таких больных производится в специальном журнале или
картотеке. К медицинской карте стационарного больного (форма 003/У) или
медицинской карте амбулаторного больного (форма 025/У) приобщаются: копии
определений суда о назначении принудительной меры медицинского характера, ее
продлении, изменении вида; копии акта судебно-психиатрической экспертизы (форма
100/У), акта психиатрического освидетельствования (форма 101/У) и актов
медицинского освидетельствования (форма 104/У); переписка лечебного учреждения
с другими учреждениями и родственниками больного по поводу его психического
состояния и социально-бытовым вопросам; медицинские справки и иные документы.
6.2. Право на допуск к указанной
документации и ознакомление с ней имеют только лица, непосредственно занятые в
лечебно-диагностическом процессе данного больного, администрация лечебного
учреждения, а также представители вышестоящих органов здравоохранения,
прокуратуры, органов расследования и суда.
6.3. Справки, заключения, выписки из
медицинских документов выдаются лечебным учреждением с соблюдением требований
законодательства о здравоохранении (Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан, Закон Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). При
выписке больного, находившегося на принудительном лечении в психиатрическом
стационаре, ему или сопровождающему его лицу может быть выдана справка о сроках
пребывания в стационаре (больнице, отделении) без указания диагноза и причин
госпитализации.
6.4. После выписки лица медицинская карта
стационарного больного передается в архив медицинского учреждения. Медицинская
карта амбулаторного больного после прекращения судом амбулаторного
принудительного наблюдения и лечения у психиатра либо передается в архив
учреждения, либо, если лицо остается под диспансерным наблюдением этого же
учреждения, остается для дальнейшего ведения у участкового психиатра.
6.5. Жалобы и заявления
лиц, находящихся на принудительном лечении, и их родственников подлежат
обязательному рассмотрению администрацией лечебного учреждения и ответу в
порядке, установленном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968
"О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в
редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02.02.1988) и Законом
Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании" (статьи 47-49).
7. Продление,
изменение и прекращение применения
принудительных мер медицинского характера
7.1. Все лица,
находящиеся на амбулаторном и стационарном принудительном лечении, в
соответствии со статьей 102 Уголовного кодекса Российской Федерации должны не
реже одного раза в шесть месяцев подвергаться освидетельствованию комиссией
врачей-психиатров для определения их психического состояния и решения вопроса о
наличии оснований для внесения представления в суд о продлении, изменении или
прекращении применения принудительной меры. Если состояние больного
изменилось, освидетельствование может быть произведено в любое время до
истечения шести месяцев. Исчисление срока очередного освидетельствования
производится от даты вступления в законную силу определения суда о назначении
или изменении принудительной меры медицинского характера. Если результатом
предшествующего освидетельствования комиссией врачей-психиатров явилось
продление принудительного лечения, то исчисление производится от даты этого
освидетельствования.
7.2. Персональный состав комиссии
врачей-психиатров по представлению главного врача учреждения, осуществляющего
принудительное лечение, утверждается органом управления здравоохранением по
подчиненности этого учреждения. В состав комиссии наряду с врачами этого
учреждения могут входить специалисты, не являющиеся его сотрудниками. Участие в
комиссии лечащего врача в качестве ее члена является обязательным и не требует
утверждения органом управления здравоохранением. В состав комиссии по
ходатайству лица, подлежащего освидетельствованию, или его законного
представителя может быть включен врач-психиатр из числа указанных ими лиц,
согласившийся принять участие в освидетельствовании.
Неявка врача-психиатра, включенного в
состав комиссии по ходатайству освидетельствуемого лица или его законного
представителя, если он был своевременно извещен о времени заседания комиссии,
не препятствует проведению освидетельствования.
На территориях, где
амбулаторная психиатрическая помощь оказывается психоневрологическим кабинетом,
для освидетельствования лиц, находящихся на амбулаторном принудительном
лечении, вышестоящий орган здравоохранения с учетом местных условий может либо
сформировать комиссию в составе врача-психиатра указанного кабинета и врача
центрального психиатрического учреждения, либо возложить эту функцию на
комиссию врачей-психиатров учреждения, осуществляющего принудительное лечение в
данном регионе.
В сложных и спорных случаях вопрос о
возможности изменения или отмены принудительного лечения может быть рассмотрен
комиссией под председательством главного психиатра соответствующего (по
подчиненности лечебного учреждения) органа управления здравоохранением,
специалиста Межрегионального центра судебной психиатрии или Государственного
научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. В
исключительных случаях для решения указанных вопросов по согласованию с
дирекцией ГНЦ им. В.П.Сербского Минздрава Российской Федерации лицо может быть
направлено на обследование в указанный Центр. Заключение комиссии Центра им.
В.П.Сербского в таких случаях оформляется как Акт медицинского
освидетельствования (форма 104/У).
7.3. Заключение комиссии
врачей-психиатров о необходимости продления, изменения или прекращения
применения принудительной меры оформляется специальным Актом медицинского
освидетельствования (форма 104/У), на основании которого главным врачом лечебного
учреждения или его заместителем делается соответствующее представление в суд,
назначивший принудительную меру, или в суд по месту нахождения лечебного
учреждения, с приобщением указанного Акта. Если психическое состояние лица не
изменяется, то акт медицинского освидетельствования с рекомендацией продлить
принудительное лечение первый раз представляется в суд через шесть месяцев
после его назначения, а в дальнейшем это делается ежегодно. В таком случае по прошествии шести месяцев после
предыдущего освидетельствования необходимость продолжения принудительного
лечения, если состояние больного не изменилось, подтверждается врачебной
комиссией, мотивированное решение которой заносится в медицинскую карту
больного и скрепляется подписями всех членов комиссии.
7.4. Заключение с рекомендацией о
прекращении применения принудительной меры медицинского характера дается
комиссией врачей-психиатров в случае выздоровления больного или такого
изменения его психического состояния, при котором отпадает необходимость лечения
в принудительном порядке.
Заключение с рекомендацией изменить
принудительную меру медицинского характера дается комиссией врачей-психиатров в
случае такого изменения (или обнаружения ранее имевшихся особенностей)
психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении
ранее назначенной и возникает необходимость в назначении иной принудительной
меры медицинского характера.
При постановке перед судом вопроса об
изменении или отмене принудительного лечения комиссия врачей-психиатров может в
случае необходимости использовать принцип "ступенчатости", в
соответствии с которым полная отмена принудительных мер осуществляется после
предварительного изменения более строгой на менее строгую меру.
7.5. Главный врач лечебного учреждения,
осуществляющего принудительное лечение, или его заместитель обязаны обратиться
в суд с представлением о продлении, изменении или прекращении применения
принудительной меры медицинского характера не позднее чем в 10-дневный срок со
дня вынесения комиссией врачей-психиатров соответствующего заключения.
7.6. Больной, в
отношении которого определением суда прекращено применение принудительных мер
медицинского характера, при наличии медицинских показаний может быть в
соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании" оставлен для продолжения лечения
на общих основаниях в том же или ином психиатрическом стационаре (кроме
стационаров специализированного типа и специализированного типа с интенсивным
наблюдением) или поставлен под наблюдение психоневрологического
диспансера (диспансерного отделения, кабинета).
7.7. В соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством (часть 3 статьи 412 УПК РСФСР)
ходатайство о прекращении или изменении принудительной меры медицинского
характера могут возбуждать перед судом близкие родственники лица, находящегося
на принудительном лечении, и иные заинтересованные лица (например, опекун). Суд
в таких случаях запрашивает лечебное учреждение, которое дает мотивированное
заключение о состоянии здоровья лица, находящегося на принудительном лечении.
7.8. Исполнение определения суда об
изменении принудительной меры медицинского характера, требующее перевода
больного из одного учреждения в другое, осуществляется в порядке, установленном
Министерством здравоохранения Российской Федерации.
7.9. Обращаясь в суд с представлением об
отмене принудительного лечения в психиатрическом стационаре, лечебное
учреждение одновременно направляет в психоневрологический диспансер
(диспансерное отделение, кабинет) по месту жительства больного выписку из
медицинской карты стационарного больного с уведомлением о его предстоящей
выписке. По получении определения суда об отмене принудительной меры
медицинского характера диспансер дополнительно извещается телефонограммой. Если
принудительное лечение в стационаре заменено судом на амбулаторное
принудительное лечение, то в психоневрологический диспансер (диспансерное
отделение, кабинет) направляется по почте или с сопровождающим больного лицом
также документация, приведенная в пункте 3.2. настоящей Инструкции.
Лечебное учреждение, в котором лицо
находилось на принудительном лечении, извещает о выписке больного его
родственников или законного представителя и орган внутренних дел по месту
жительства.
7.10. Лица, выписываемые
после принудительного лечения в стационаре, направляются к месту жительства в
зависимости от психического и соматического состояния в сопровождении
родственников, законных представителей, медицинских работников лечебного
учреждения, осуществлявшего принудительное лечение, либо самостоятельно.
Лицам, выписанным из психиатрического
стационара (больницы, отделения), и их сопровождающим стоимость проезда к месту
жительства (если оно находится в другом населенном пункте) оплачивается
лечебным учреждением за счет средств, выделяемых на командировочные расходы, за
исключением тех случаев, когда больной или его родственники предпочитают
оплатить проезд самостоятельно.
Проездные документы выдаются выписанным из стационара на руки, если они следуют к месту
жительства самостоятельно.
8. Установление
опеки, получение больными пенсии
и пособия по государственному социальному
страхованию
8.1. Администрация
лечебного учреждения и местные органы управления здравоохранением принимают все
необходимые меры к охране и защите прав и законных интересов лиц, находящихся
на принудительном лечении, в том числе при необходимости принимают меры к
признанию их в установленном законом порядке недееспособными и установлению над
ними опеки (в соответствии с частью 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской
Федерации больница вправе выполнять функции опекуна). Лица, находящиеся
на принудительном лечении, имеют право пользоваться в установленном законом
порядке услугами адвоката.
8.2. В соответствии с Законом Российской
Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании" лица, находящиеся на стационарном принудительном лечении,
признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом
стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию
или на пенсию на общих основаниях.
9. Надзор и
контроль за осуществлением принудительного
лечения
9.1. Надзор за законностью исполнения
определений судов о назначении, продлении, изменении или прекращении
принудительных мер медицинского характера осуществляется Генеральным прокурором
Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом РФ
"О прокуратуре Российской Федерации".
9.2. Контроль за своевременным и
правильным проведением принудительного лечения в психиатрических стационарах
(больницах, отделениях) и психоневрологических диспансерах (диспансерных
отделениях, кабинетах) осуществляется органами управления здравоохранением в
соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан и Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи
и гарантиях прав граждан при ее оказании".
10. Иные меры
медицинского характера, применяемые
в отношении лиц с тяжелыми психическими
расстройствами,
совершивших общественно опасные деяния
10.1. Иные меры
медицинского характера применяются к лицам, перечисленным в подпунктах
"а", "б", "в" пункта 1.3. настоящего
Методического письма, если они признаны в установленном законом порядке не нуждающимися
в применении к ним принудительных мер медицинского характера и на основании
статьи 406 либо статьи 410 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР следователем,
прокурором или судом переданы органам здравоохранения.
Названным лицам оказываются все необходимые
им виды лечебно-профилактической, реабилитационной, социально-психиатрической
помощи, предусмотренные законодательством о здравоохранении. При наличии
показаний к применению этих мер в больничных условиях лечение может
производиться стационарно. Госпитализация и выписка таких больных производятся
на общих основаниях.
10.2. Положения пункта 10.1. настоящего
Методического письма распространяются также на лиц, которые были осуждены, но
на основании части 1 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации
освобождены судом от дальнейшего отбывания наказания ввиду психического
расстройства и признаны не нуждающимися в принудительном лечении.
Лица, заболевшие после вынесения
приговора о назначении наказания в виде лишения свободы или во время отбывания
наказания в местах лишения свободы временным психическим расстройством,
направляются на лечение в лечебно-профилактические учреждения
уголовно-исполнительной системы.
Лица, заболевшие временным психическим
расстройством во время отбывания наказания, не связанного с лишением свободы,
направляются в лечебные учреждения органов здравоохранения на общих основаниях.