УТВЕРЖДАЮ
Директор
Федерального фонда ОМС
А.М.ТАРАНОВ
24 августа 1999 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие
Методические рекомендации (далее - рекомендации) подготовлены в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации", Федеральным законом "Об информации,
информатизации и защите информации" и др. с целью оказания методической
помощи участникам системы обязательного медицинского страхования по обеспечению
информированности граждан о правах в области
охраны здоровья.
Рекомендации определяют методологические
подходы к организации работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских
организаций по обеспечению информированности населения о правах в области
охраны здоровья.
ТЕРМИНЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Информация - сведения о лицах, предметах,
фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
- информационные процессы - процессы
сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
- информационные ресурсы - отдельные
документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах);
- информация о гражданах (персональные
данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина,
позволяющие идентифицировать его личность;
- конфиденциальная информация -
документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- пользователь (потребитель) информации -
субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
необходимой ему информации и пользующийся ею.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии со
ст. 13 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите
информации" органы государственной власти и органы местного самоуправления
создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности
этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей
компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по
вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам,
представляющим общественный интерес.
Государственные информационные ресурсы
Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.
Запрещено относить к информации с
ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные
акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов
местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права,
свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о
чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую,
санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения
безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов,
безопасности граждан и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о
деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления,
об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов,
о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений,
отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых
фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций,
представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод
и обязанностей граждан.
Пользователи - граждане, органы
государственной власти, органы местного самоуправления, организации и
общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным
информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих
ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение
составляет информация с ограниченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к
государственным информационным ресурсам является основой осуществления
общественного контроля за деятельностью органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных,
политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и
других сфер общественной жизни.
Согласно ст. 24 отказ в доступе к
открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной
информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица,
которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную
информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Руководители,
другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в
незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии
с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об
административных правонарушениях.
Согласно ст. 1
Федерального закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в
суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных
органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их
объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных
служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных
органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их
объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных
служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и
единоличные действия (решения), в том числе представление официальной
информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в
результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению
гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена
какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Граждане вправе обжаловать также
бездействие указанных органов власти, предприятий, объединений, должностных
лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные
последствия.
Каждый гражданин имеет право получить, а
должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его
права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на
информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Надзор за исполнением законов Российской
Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" возложен на
прокуратуру Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
В соответствии с Законом Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
реализацию государственной политики в области обязательного медицинского
страхования осуществляют Федеральный и территориальные
фонды ОМС.
Обеспечение и защита прав застрахованных,
в т.ч. контроль качества медицинской помощи, являются одной из основных задач
страховщика.
Таким образом, обязанность предоставления
возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны здоровья, в
соответствии с действующим законодательством возложена на:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- Федеральный и
территориальные фонды ОМС;
- страховщиков;
- медицинские учреждения.
Информация о правах граждан в области
охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы
государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять
гражданам для ознакомления законодательные и другие нормативные акты,
устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации,
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую,
метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую
информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в
целом.
ПРАВА ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
1. Право граждан на охрану здоровья и
бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой
государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской
помощью:
п. 1 ст. 41 Конституции Российской
Федерации;
ст.ст. 17, 20, 21 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
2. Право граждан на обязательное
медицинское страхование:
ст.ст. 236, 237 КЗоТ Российской
Федерации;
ст.ст. 1, 6 Закона Российской Федерации
"О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
3. Право граждан на выбор страховой
медицинской организации:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
4. Право граждан на выбор
лечебно-профилактического учреждения:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
5. Право граждан на выбор врача:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
6. Право граждан на возмещение ущерба в
случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи:
ст.ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса
Российской Федерации;
ст.ст. 66, 67, 68 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
ст. 45 Федерального закона "О
лекарственных средствах".
7. Право граждан на государственную
систему обеспечения доступности лекарственных средств:
ст. 42 Федерального закона "О
лекарственных средствах";
п. 3 Постановления Правительства
Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30.07.94
N 890.
8. Право женщин на планирование семьи и
регулирование репродуктивной функции:
ст.ст. 35, 36, 37 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
9. Право граждан на проведение
экспертизы:
раздел IX Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан.
10. Право граждан на отказ от
патологоанатомического вскрытия:
ст. 48 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан.
11. Право граждан на трансплантацию
органов:
Закон Российской Федерации "О
трансплантации органов и (или) тканей человека";
ст. 47 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан.
12. Право граждан на охрану здоровья при
распространении рекламы:
ст. 5 Федерального закона "О
рекламе";
ст. 44 Федерального закона "О
лекарственных средствах";
Указ Президента Российской Федерации от
17.02.95 N 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при
распространении рекламы".
13. Право на охрану здоровья граждан,
страдающих психическими заболеваниями:
Закон Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
14. Право на охрану здоровья граждан,
страдающих ВИЧ-инфекцией:
Федеральный закон "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека".
15. Право граждан на обжалование действий
государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в
области охраны здоровья:
ст. 69 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан;
Федеральный закон "Об обжаловании в
суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
16. Права пациента:
ст.ст. 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В соответствии со ст. 30 при обращении за
медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со
стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и
лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического
учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного
медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в
условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и
консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с
заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и
средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте
обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных
сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей
61 настоящих Основ;
7) информированное добровольное согласие
на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в
соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и
обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих
Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана
информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в
рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со
статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании
медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного
законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в
больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных
обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не
нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может
обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу
лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская
помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и
лицензионные комиссии либо в суд.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОМС И СТРАХОВЫХ
МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ИНФОРМИРОВАННОСТИ
ГРАЖДАН О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
В целях обеспечения информированности
граждан о правах при оказании медицинской помощи возможны следующие направления
работы страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:
1. Работа с обращениями граждан.
2. Работа со средствами массовой
информации.
3. Выпуск наглядных материалов
(календари, брошюры и т.д.).
4. Размещение информации о правах
пациентов в медицинских учреждениях, страховых медицинских организациях,
территориальных фондах ОМС.
1. Работа с обращениями граждан
Работа с обращениями граждан в
территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях проводится в
соответствии с Приказом Федерального фонда ОМС от 28 марта 1997 г. N 35
"Об организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан".
До сведения застрахованного населения
должны быть доведены адреса и телефоны страховых медицинских организаций,
отделов по защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В
территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях должны быть
определены часы приема населения руководителями этих организаций. Обращения
должны фиксироваться в журналах учета обращений граждан.
В целях изучения мнения населения об
уровне оказания медицинской помощи периодически необходимо организовывать
мероприятия по типу "горячей линии", "открытого телефона" с
последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
2. Работа со средствами массовой
информации
Работа со средствами массовой информации
может вестись по следующим направлениям:
- публикация информации о правах граждан
в области охраны здоровья;
- комментарии врачей, экономистов,
юристов по конкретным обращениям граждан;
- публикации отчетов территориальных
фондов ОМС о результатах работы по защите прав
застрахованных, в том числе по судебной практике;
- публикации номеров телефонов
"горячей телефонной линии" и расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.
3. Выпуск наглядных материалов
Для обеспечения информированности каждого
гражданина о правах в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной
информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто
используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро
и др.).
Кроме этого, возможно издание брошюр по
различным аспектам прав граждан в области охраны здоровья.
4. Информация о правах пациентов в
медицинских учреждениях
Одним из важнейших условий информирования
населения о правах в области охраны здоровья является наличие данной информации
в медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в соответствии со ст.
30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
должна быть обязательно представлена в регистратурах и холлах
амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных отделениях и сестринских
постах - в стационарах.
Кроме этого, поскольку в соответствии с
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" на территориальные фонды ОМС возложена реализация
государственной политики в области обязательного медицинского страхования,
территориальные фонды ОМС обязаны контролировать исполнение страховыми
медицинскими организациями и медицинскими учреждениями функции информирования
населения.
Вместе с тем нельзя ограничиваться только
организацией работы по информированности населения. Медицинские работники, в
том числе руководители медицинских учреждений, должны иметь полную информацию о
законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан и
ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи.