Поиск по базе документов:

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Федерального фонда ОМС

А.М.ТАРАНОВ

24 августа 1999 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие Методические рекомендации (далее - рекомендации) подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" и др. с целью оказания методической помощи участникам системы обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности граждан о правах в области охраны здоровья.

Рекомендации определяют методологические подходы к организации работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья.

 

ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ

РЕКОМЕНДАЦИЯХ

 

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

- информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

- информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

- информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

- конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Согласно ст. 24 отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Надзор за исполнением законов Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" возложен на прокуратуру Российской Федерации.

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.

Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль качества медицинской помощи, являются одной из основных задач страховщика.

Таким образом, обязанность предоставления возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена на:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- Федеральный и территориальные фонды ОМС;

- страховщиков;

- медицинские учреждения.

Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом.

 

ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

 

1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:

п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации;

ст.ст. 17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

2. Право граждан на обязательное медицинское страхование:

ст.ст. 236, 237 КЗоТ Российской Федерации;

ст.ст. 1, 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации:

ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

4. Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения:

ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

5. Право граждан на выбор врача:

ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи:

ст.ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации;

ст.ст. 66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

ст. 45 Федерального закона "О лекарственных средствах".

7. Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств:

ст. 42 Федерального закона "О лекарственных средствах";

п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30.07.94 N 890.

8. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции:

ст.ст. 35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

9. Право граждан на проведение экспертизы:

раздел IX Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия:

ст. 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

11. Право граждан на трансплантацию органов:

Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

12. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы:

ст. 5 Федерального закона "О рекламе";

ст. 44 Федерального закона "О лекарственных средствах";

Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы".

13. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями:

Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

14. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией:

Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека".

15. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья:

ст. 69 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

16. Права пациента:

ст.ст. 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии со ст. 30 при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОМС И СТРАХОВЫХ

МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОСТИ

ГРАЖДАН О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

 

В целях обеспечения информированности граждан о правах при оказании медицинской помощи возможны следующие направления работы страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:

1. Работа с обращениями граждан.

2. Работа со средствами массовой информации.

3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).

4. Размещение информации о правах пациентов в медицинских учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах ОМС.

1. Работа с обращениями граждан

Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях проводится в соответствии с Приказом Федерального фонда ОМС от 28 марта 1997 г. N 35 "Об организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан".

До сведения застрахованного населения должны быть доведены адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях должны быть определены часы приема населения руководителями этих организаций. Обращения должны фиксироваться в журналах учета обращений граждан.

В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи периодически необходимо организовывать мероприятия по типу "горячей линии", "открытого телефона" с последующим анализом обращений в средствах массовой информации.

2. Работа со средствами массовой информации

Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям:

- публикация информации о правах граждан в области охраны здоровья;

- комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям граждан;

- публикации отчетов территориальных фондов ОМС о результатах работы по защите прав застрахованных, в том числе по судебной практике;

- публикации номеров телефонов "горячей телефонной линии" и расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.

3. Выпуск наглядных материалов

Для обеспечения информированности каждого гражданина о правах в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.).

Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав граждан в области охраны здоровья.

4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях

Одним из важнейших условий информирования населения о правах в области охраны здоровья является наличие данной информации в медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.

Кроме этого, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на территориальные фонды ОМС возложена реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования, территориальные фонды ОМС обязаны контролировать исполнение страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями функции информирования населения.

Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией работы по информированности населения. Медицинские работники, в том числе руководители медицинских учреждений, должны иметь полную информацию о законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан и ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024