АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
8 октября 1999 г.
ПРОТОКОЛ N 5
СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Заслушав и обсудив доклад начальника
отдела организации первичной медицинской помощи Павловой О.В., Коллегия
отмечает, что медико - демографическая ситуация в городе и на селе имеет общие
тенденции. Однако, на селе, темпы роста показателей носят более негативный
характер.
Общая смертность в 1998 году достигла
17,4 на 1000 сельского населения, что в 1,2 раза выше, чем в городе.
Рождаемость снизилась до 6,6 на 1000.
Сельское население за 5 лет сократилось на 30 тысяч человек за счет
естественной убыли.
Доля сельских детей среди умерших
младенцев составила 29,2%, что значительно выше аналогичных цифр в других
возрастных группах.
Рост общей смертности происходит на фоне
ухудшающегося здоровья населения во всех возрастных группах, повысилась общая
заболеваемость, продолжает увеличиваться удельный вес профессиональных и
социально значимых заболеваний.
Из-за низкого уровня механизации
трудоемких процессов и условий труда в агропромышленном комплексе увеличилось
число профессиональных заболеваний в 2,4 раза по сравнению с 1996 годом.
Заболеваемость туберкулезом среди
сельских жителей на 28,1% выше городских. Наиболее высокая заболеваемость в
сельских районах Московской области: Егорьевском,
Лотошинском, Можайском, Чеховском, Каширском.
Не выполнены запланированные мероприятия
по жилищному и социально - бытовому строительству, включая строительство и
ремонт сельских учреждений здравоохранения, газификации, водоснабжению,
строительству дорог и средств связи.
Отмечается уменьшение количества сельских
больниц с 85 до 74, врачебных амбулаторий с 205 до 177 за счет закрытия и
реорганизации.
Укомплектованность врачебными должностями
в сельских участковых больницах составляет 94,4%, в сельских врачебных
амбулаториях - 93,7%.
Неукомплектованы врачами 5 сельских
врачебных амбулаторий: в Лотошинском, Луховицком, Серебряно -
Прудском и Чеховском районах.
В ряде районов не приступили к
организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики,
остаются не востребованными фельдшера общей практики.
В большинстве районах области первичная
медицинская помощь сельскому населению оказывается по
5 основным специальностям.
В сельских участковых больницах и
врачебных амбулаториях созданы условия для оказания специализированной помощи,
но в целом возможности сельского врачебного участка ограничены.
Значительно уменьшилась доступность для
жителей села специализированной медицинской помощи.
Организация межрайонных лечебно -
профилактических центров, дневных стационаров, стационаров на дому в ряде
территорий идет медленными темпами. Не везде налажена работа выездных бригад
специалистов, в том числе детских.
Обращает на себя внимание низкий охват
профосмотрами работников сельскохозяйственного производства в Павлово - Посадском 63,5%, Серпуховском 73,2%, Дмитровском 79,2%
районах.
В результате низкого уровня
финансирования как бюджетного, так и ОМС не происходит замены и обновления
диагностического и лечебного оборудования сельских учреждений, 90% которых
морально и физически устарели. Медицинские учреждения с большими перебоями
обеспечиваются лекарственными средствами и практически не обеспечены мягким и
твердым инвентарем.
Отмечается низкая обращаемость в сельские
лечебные учреждения в Сергиево - Посадском,
Солнечногорском, Истринском, Зарайском и Озерском районах.
Обращаемость за
амбулаторно - поликлинической помощью на районном уровне - от 5% в Мытищинском,
до 25% в Клинском районах.
Уровень госпитализации сельских жителей в
целом по области 177,0 на 1000 населения. На уровне сельского врачебного
участка стационарную помощь получают 18,6% больных, на районном уровне - 73,6%,
областном - 7,8%.
Объем оказываемой стационарной помощи в
сельских лечебных учреждениях ограничен материально - техническими и кадровыми
возможностями.
Наблюдается тенденция к ослаблению
взаимодействия между отдельными уровнями оказания медицинской помощи и службами
здравоохранения городов и районов области.
Ежегодно возрастает объем оказания
консультативно - диагностической помощи и госпитализированных в МОНИКИ, МОНИИАГ
и ОДКП взрослых и детей из сельских районов области.
Высокий удельный вес обращений к
кардиологу, невропатологу, гастроэнтерологу и пульмонологу указывает на
недостатки в организации этих видов помощи на муниципальном уровне.
Вместе с тем, несмотря на недостаток
финансовых средств в ряде районов области медицинская
помощь сельским жителям продолжает развиваться. Распространение
получили межрайонные специализированные центры в Ногинском, Орехово - Зуевском,
Раменском, Балашихинском и Воскресенском районах, включение врачебных
амбулаторий и участковых сельских больниц в структуру районных больниц и ТМО
создает условия для участия первичного звена сельского здравоохранения в
систему обязательного медицинского страхования.
Развиваются такие формы работы как
хосписы, дневные стационары, стационары краткосрочного пребывания, отделения
восстановительного лечения, гериатрические и медико -
социальные койки.
Продолжается внедрение научных достижений
МОНИКИ и МОНИИАГ в практику здравоохранения районных и сельских лечебных
учреждений.
В целях дальнейшего совершенствования
организации медицинской помощи сельскому населению Московской области Коллегия
решила:
1. Первому заместителю начальника
Главного управления Берташ С.А., заместителю начальника главного управления
Тамазян Г.В., заместителю начальника Главного управления Семенову В. Ю.,
директору МОНИКИ Оноприенко Г.А. и директору МОНИИАГ Краснопольскому В.И.:
1.1. Усилить контроль
за качеством оказания помощи жителям села. Оказывать методическую помощь
муниципальным органам и учреждениям здравоохранения в вопросах оптимизации
сельской сети.
1.2. Изучить передовой опыт
организационно - методической помощи муниципальных территорий жителям села.
Подготовить методическое письмо. Срок в течение года.
1.3. Разработать стандарты (протоколы)
оказания мед.помощи по наиболее распространенным
заболеваниям для учреждений сельского здравоохранения до 01.03.2000 г.
1.4. Разработать нормативные и
методические документы:
1.4.1. Положение о
муниципальном отделении приравненным по уровню оказания медицинской помощи к
областному до 01.11.1999 г.
1.4.2. Стандарты оснащения и медицинских
технологий муниципальных отделений приравненных по уровню оказания медицинской
помощи к областному до 01.01.2000 г.
1.4.3. Тарифы медицинских услуг, оказываемых
в муниципальных отделениях приравненных по уровню
оказания медицинской помощи к областному (совместно с ТФОМС) до 1.12.1999 г.
1.5. В целях повышения управляемости
системой здравоохранения отработать интегрированную модель информационного
обеспечения управления ресурсами в Наро - Фоминском и Балашихинском районах.
Срок в течение года. (приказ
ГУЗМО N 127/418 от 5.10.99).
2. Заместителю начальника Главного
управления здравоохранения Шаркову Н.А.:
2.1. Обеспечить
потребность муниципальных территорий в последипломной подготовке
медицинских кадров, в том числе по вопросам общей (семейной) практики.
2.2. Усилить контроль
за своевременным повышением квалификации, сертификацией и аттестацией на
квалификационные категории медицинских работников сельских лечебно -
профилактических учреждений. Срок постоянно.
3. Руководителям муниципальных органов
управления здравоохранением:
3.1. До конца текущего года совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти, муниципальных образований,
руководителями сельскохозяйственных производств рассмотреть на заседаниях
коллегии вопросы обновления материально - технической базы сельских медицинских
учреждений, оснащения их автомобильным транспортом и средствами связи.
3.2. Разработать план мероприятий по
реструктуризации коечного фонда сельских лечебных учреждений, предусматривающие
использование потенциала ЦРБ, как стационаров интенсивного лечения, а
участковых больниц как стационаров долечивания и медицинской реабилитации. При
необходимости реорганизовать участковые больницы в сельские амбулатории с
внедрением общих семейных практик; больницы с дневным пребыванием; больницы
сестринского ухода. Срок 1999-2000 гг.
3.3. Для увеличения доступности
специализированной медицинской помощи жителям села ежегодно утверждать график
работы выездных бригад специалистов, в том числе детских, для осуществления
профилактических и периодических медицинских осмотров, оснастив их необходимым
оборудованием.
3.4. Во исполнение постановления
Правительства РФ от 18.12.97 N 1565 "О плане действий по улучшению
положения детей в РФ" и приказа МЗ РФ от 31.03.98 г N 94 разработать
соответствующие планы на 1999-2000 годы по совершенствованию медицинского
обслуживания детей, проживающих в сельской местности. Срок - 01.12.99 г.
4. О ходе выполнения решения Коллегии
доложить к 01.09.2000 г.
Председатель Коллегии
В.В.ЛЯБИН
Секретарь Коллегии
О.Ю.СИТНИКОВА