МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 ноября 1999 г. N 393
О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
В НОМЕНКЛАТУРУ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В соответствии с решением коллегии
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 апреля 1999 года
протокол N 7 "О номенклатуре специальностей врачей и провизоров в системе
здравоохранения Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить Порядок внесения изменений в
номенклатуру специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским
и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации
согласно приложению.
2. Исключен. - Приказ Минздравсоцразвития
РФ от 04.03.2011 N 168.
Министр
здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 2 ноября 1999 г. N 393
ПОРЯДОК
ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НОМЕНКЛАТУРУ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ И ПОСЛЕВУЗОВСКИМ
МЕДИЦИНСКИМ И
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Предложения по
внесению изменений в номенклатуру специальностей специалистов с высшим и
послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере
здравоохранения Российской Федерации представляются в Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации руководителями
органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской
Федерации, руководителями научных и образовательных медицинских и
фармацевтических организаций, профессиональных медицинских и фармацевтических
ассоциаций, главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации.
2. К предложениям прилагается паспорт
специальности, содержащий следующие сведения:
2.1. Наименование специальности.
2.2. Принадлежность специальности к
основной или специальности, требующей дополнительной подготовки.
2.3. Основные специальности, из которых
будет осуществляться углубленная подготовка специалиста.
2.4. Смежные специальности и удельный вес
каждой из них.
2.5. Этапы подготовки специалиста:
- высшее профессиональное образование
(медицинское, фармацевтическое);
- послевузовское профессиональное
образование (интернатура, ординатура, аспирантура);
- дополнительное образование
(профессиональная переподготовка).
2.6. Научное и практическое обоснование
значимости специальности:
- основные признаки специальности (предмет
и методы изучения, необходимость длительного изучения, отличительные признаки
специальности);
- перспективы развития специальности и
прогнозируемая потребность в специалистах данного профиля на рынке труда;
- основные монографии, статьи и т.д.;
- патенты и авторские свидетельства;
- экономическое обоснование.
2.7. Положение о специалисте.
2.8. Квалификационная характеристика
специалиста.
2.9. Учебные планы и
профессионально-образовательные программы подготовки в интернатуре, ординатуре.
2.10. Образовательные программы
профессиональной переподготовки.
2.11. Профессионально-квалификационные
требования для аттестации специалистов на высшую, первую и вторую
квалификационные категории.
2.12. Тестовые задания для проведения
квалификационного экзамена на получение сертификата специалиста и для
аттестации.
3. Предложения по изменению номенклатуры
специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и
фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации,
одобренные Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому
образованию, утверждаются приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации.
Примечание. Определение понятий.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (специальность по
диплому) - совокупность знаний, умений и навыков выпускника ВУЗа по основным
профессиональным образовательным программам, обеспечивающим возможность
профессиональной деятельности в соответствии с присвоенной квалификацией.
ОСНОВНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - часть
специальности по диплому, в рамках которой она создается, предполагает
получение более углубленных профессиональных знаний в сфере деятельности по
профилю этой специальности.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, ТРЕБУЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ - часть основной специальности, предполагающая дальнейшее углубление
знаний и умений в избранной области профессиональной деятельности.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ - совокупность знаний,
умений и навыков, образующих отдельную медицинскую (фармацевтическую)
специальность. Специфическим отличием "предмета изучения" в каждой специальности
является признак или группа признаков, свойственных только данной специальности
и отсутствующих в других специальностях.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ - специальные
методические приемы, технологии и методики, с помощью которых осуществляется
изучение "предмета" каждой специальности. "Методы изучения"
составляют систему правил и приемов подхода к изучению явлений и
закономерностей, лежащих в основе каждой области медицинских (фармацевтических)
знаний.
НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
(сложность изучаемых явлений) - атрибут самостоятельной специальности. Изучение
"предмета" должно занимать свыше 500 часов аудиторных занятий.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ -
характеризуются тем, что ни одна специальность не должна составлять более 30%
учебного материала от смежной (близкой) специальности.
Цели обучения по смежным (близким)
специальностям не должны совпадать. Перечень тем, разделов, дисциплин и
вопросов, составляющих основу учебных планов образовательных учреждений, должен
различаться не менее, чем на 70% от аналогичного
учебного плана смежной (близкой, родственной и т.п.) специальности.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И
ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА должны определяться следующими
факторами:
- ростом определенных
заболеваний;
- увеличением рабочих мест;
- развитием материальной базы (новые виды
оборудования, новые методики, новые технологии производства и создание новых
лекарственных средств и т.п.);
- резервом медицинских (фармацевтических)
кадров;
- увеличением сети или пропускной
способности образовательных учреждений;
- созданием новых обучающих технологий.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ -
предварительно должны быть определены затраты на подготовку (переподготовку)
каждого специалиста, базирующиеся на расчете стоимости его обучения с учетом
необходимого времени для насыщения ими регионов, а также стоимости организации
одного рабочего места, специализированного отделения, лечебно-профилактического
учреждения и т.п. При этом должно учитываться рациональное использование труда
специалиста, медицинского оборудования, помещения и т.п. В расчет также должны
приниматься стоимостные характеристики оказания специалистом того или иного
вида медицинской помощи.
Заместитель Начальника
Управления кадровой политики
М.М.ПАРШИН