ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
18 января 2000 г.
N 9
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ
КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТ 20.11.98 Г. N 620
"ОБ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ПСИХОТРОПНЫХ И ДРУГИХ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА"
В целях адаптации
основных положений приказа МЗ РФ от 05.10.98 г. N 289 "Об аналитической
диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в
организме человека" к лечебно-профилактическим учреждениям города с учетом
разъяснений, данных в письме МЗ РФ от 16.08.99 г. N 2510/8959-99-25, и в
частичное изменение приказа Комитета здравоохранения от 20.11.98 г N 620
"Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме
человека", приказываю:
1. Утвердить Список основных групп
наркотических лекарственных средств и психотропных веществ, вызывающих
состояние одурманивания, определяемых в химико-токсикологической лаборатории наркологической
клинической больницы N 17 Комитета здравоохранения Москвы (Приложение 1).
2. При отборе проб на обнаружение
алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ,
вызывающих состояние одурманивания, руководствоваться Положением о правилах
отбора проб на обнаружение алкоголя, наркотических средств, психотропных и
других токсических веществ, вызывающих состояние одурманивания, в
лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения Москвы
(Приложение 2).
3. Пункты 3, 5 приказа Комитета
здравоохранения от 20.11.98 г. N 620 изложить в следующей редакции, в том
числе:
- "3.1. Начальникам управлений
здравоохранения административных округов, главным врачам
лечебно-профилактических учреждений городского подчинения: определение
состояния алкогольного опьянения или одурманивания вследствие приема
наркотических, психотропных и других токсических веществ проводится
по клиническим данным врачами лечебно-профилактических учреждений; в случае необходимости диагностики факта употребления принятого с
целью одурманивания наркотического или психотропного вещества (в соответствии с
Приложением 1 настоящего приказа), при неясной клинической картине состояния
опьянения, отсутствии анамнестических данных, подтверждающих факт приема наркотического
или психотропного вещества, в ЛПУ организовать отбор проб и их направление на
химико-токсикологическое исследование в наркологическую клиническую больницу N
17, в соответствии с требованием настоящего приказа и приказа Комитета
здравоохранения от 26.06.97 г. N 340 "Об инструкции о порядке медицинского
освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния
опьянения в учреждениях Комитета здравоохранения г. Москвы";
- "3.2. Во всех случаях клинического
или лабораторного подтверждения факта приема наркотических и психотропных
веществ с целью одурманивания больными, госпитализированными в стационары,
направлять выписки из историй болезни в организационно-методический отдел по
наркологии (113149, г. Москва, Болотниковская ул., д. 16, наркологическая
клиническая больница N 17)";
- "5. Главному токсикологу Комитета
Остапенко Ю.Н. совместно с главным врачом ГКБ N 33 им. А.А.Остроумова Колобовым
С.В. рассмотреть вопрос о создании химико-токсикологической лаборатории на базе
Центра экстренной детоксикации ГКБ N 33 им. А.А.Остроумова; предложения
представить в Комитет в срок до 15.02.2000 г.".
4. Главному врачу Станции скорой и
неотложной медицинской помощи Элькису И.С. ежемесячно, до 05 числа,
представлять в организационно-методический отдел по наркологии списки больных,
находившихся в состоянии наркотического опьянения, оставленных на дому после
оказания медицинской помощи врачами бригады "03".
5. Возложить на главных врачей
лечебно-профилактических учреждений персональную ответственность за
своевременное направление в организационно-методический отдел по наркологии
выписок из историй болезни больных, госпитализируемых в стационар, в случаях клинического
или лабораторного подтверждения у них факта приема наркотических средств или
психотропных веществ.
6. Заместителю председателя Комитета
здравоохранения Лукашеву А.М. внести изменения в штатное расписание и объемы
финансирования НКБ N 17 и НИИ скорой и неотложной медицинской помощи им.
Н.В.Склифосовского в соответствии с фактически выполняемыми объемами работ.
7. Начальнику отдела по вопросам
государственной службы и кадров Ершову В.В., главному токсикологу Комитета
здравоохранения Остапенко Ю.Н. в срок до 01.03.2000 г.:
7.1. Подготовить предложения о
сертификации и аттестации сотрудников химико-токсикологических лабораторий.
7.2. Определить клинические базы
последипломной подготовки врачей-лаборантов и фельдшеров-лаборантов
химико-токсикологических лабораторий.
8. Центру медицинской инспекции Комитета
в I кв. 2000 г. провести выборочную проверку лечебно-профилактических
учреждений по выполнению п. 5 настоящего приказа.
9. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя
Комитета здравоохранения Полякова С.В.
Председатель Комитета
здравоохранения
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
Приложение N 1
к приказу Комитета
здравоохранения г. Москвы
от 18.01.2000 г. N 9
СПИСОК
ОСНОВНЫХ ГРУПП НАРКОТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ
ОДУРМАНИВАНИЯ,
ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ N 17
КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ
Опийная группа
Амфетамин и метамфетамин
Каннабис
Барбитураты
Бензодиазепины
Фенциклидин
Метадон
Кокаин
Главный психиатр и нарколог
В.Н.КОЗЫРЕВ
Главный токсиколог
Ю.Н.ОСТАПЕНКО
Приложение N 2
к приказу Комитета
здравоохранения г. Москвы
от 18.01.2000 г. N 9
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ОТБОРА ПРОБ НА ОБНАРУЖЕНИЕ АЛКОГОЛЯ,
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И ДРУГИХ
ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ
ОДУРМАНИВАНИЯ, В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МОСКВЫ
1. Общая часть.
Настоящее положение распространяется на
лечебно-профилактические учреждения, в которых может возникнуть необходимость
диагностики факта употребления наркотических средств и психотропных веществ, а
в определенных случаях и алкоголя. Освидетельствование на наличие алкогольного
или наркотического опьянения, как правило, производится в кабинетах экспертизы
опьянения или в приемных отделениях медицинских учреждений.
2. Документирование
пробы освидетельствуемого.
2.1. Основным учетным документом
кабинета, осуществляющего экспертизу опьянения, а также отбор биологических
проб для химико-токсикологического исследования, является Рабочий журнал
кабинета экспертизы опьянения. Рабочий журнал заполняется и ведется по
установленной форме (Приложения 14, 15 к приказу МЗ РФ от 05.10.98 г. N 289).
Срок хранения журнала - 5 лет.
2.2. Сопроводительная документация:
- Направление на химико-токсикологическое
исследование (Приложение 6 к приказу МЗ РФ от 05.10.98 г. N 289).
- Справка о доставке проб на
химико-токсикологическое исследование (Приложение к приказу МЗ РФ от 05 10 98
г. N 289).
Заполняются по установленным формам и
передаются в химико-токсикологическую лабораторию (ХТЛ) вместе с пробами.
2.2.1. Направление на
химико-токсикологическое исследование остается в ХТЛ и является документом, на
основании которого ХТЛ проводит химико-токсикологический анализ и выдает
результаты о содержании или отсутствии наркотических средств, психотропных или
других токсических веществ в пробе представителям
лечебно-профилактических учреждений. Направление на химико-токсикологическое
исследование подписывает дежурный врач и медсестра (фельдшер), производившие отбор проб; направление хранится в ХТЛ в
течение 1-го месяца.
2.2.2. Справка о доставке проб на
химико-токсикологическое исследование выдается лицу,
осуществляющему транспортировку образцов и документации в ХТЛ и служит
документом, удостоверяющим полномочия лица на доставку, а также содержит
сведения об отправке и получении образца. Справка составляется в двух
экземплярах, первый экземпляр остается в ХТЛ, второй экземпляр заверяется
штампом ХТЛ и возвращается в кабинет экспертизы опьянения.
В случае, когда ХТЛ и кабинет экспертизы
опьянения территориально располагаются в одном здании (одном больничном
комплексе) лечебного учреждения, передача проб осуществляется по журналу.
3. Правила отбора
биологических проб (кровь, моча) для химико-токсикологического исследования на
наличие алкоголя и других токсических веществ, вызывающих одурманивание.
3.1. Кровь отбирается из поверхностной
вены через иглу самотеком в сухой пенициллиновый флакон, содержащий раствор
гепарина (3-5 капель на каждые 10 мл крови). Флакон закрывается стандартной
резиновой пробкой, которую фиксируют алюминиевым колпачком. Содержимое флакона
сразу же перемешивают. Для химико-токсикологического исследования необходимо не
менее 10 мл крови, для исследования только на наличие алкоголя достаточно 2-3
мл крови.
3.2. Моча отбирается в чистый сухой
флакон в количестве не менее 10 мл. При исследовании только на алкоголь
достаточно 2-5 мл мочи, которую помещают во флакон из-под пенициллина. Флакон
закрывается стандартной резиновой пробкой, которую фиксируют алюминиевым
колпачком.
3.3. Исследование на наличие алкоголя
проводится в течение 1 часа после получения биологических проб. Допускается
хранение пробы при условии асептического отбора в холодильнике при температуре
0 град. С не более суток.
4. Правила отбора
проб мочи для химико-токсикологического исследования на наличие наркотических
средств и психотропных веществ.
4.1. Процедура отбора пробы проводится
под наблюдением персонала для предупреждения замены или порчи пробы.
4.2. Проба мочи собирается в прозрачный
стеклянный широкогорлый градуированный сосуд объемом 200-500 мл. Объем пробы
должен быть не менее 100 мл.
4.3. После завершения процедуры
освидетельствуемый передает сосуд с пробой персоналу.
5. Правила отбора
потожировых выделений для химико-токсикологического исследования на наличие
наркотических средств и психотропных веществ.
5.1. Отбор образцов потожировых выделений
на руках и других участках тела.
Отбор образцов производится ватным
тампоном, смоченным спиртом. Вес тампона должен составлять 400-500 мг при
расходе этанола до 1 мл. Данным тампоном тщательно протираются поверхности рук
и лица (главным образом вокруг рта), после чего тампон высушивается на воздухе.
Во избежание взаимопередачи исследуемых веществ с одного тампона на другой,
каждый из них упаковывают в отдельные пенициллиновые флаконы, имеющие
соответствующую маркировку. Все полученные флаконы с образцами помещают в один
общий конверт, который опечатывают.
6. Подготовка образцов
и документов к транспортировке в ХТЛ.
6.1 Сосуды с пробой закрываются
герметически сначала резиновой (или другой) пробкой и затем закатываются или
опечатываются.
6.2. Для маркировки сосудов используют
лейкопластырь. Надпись на лейкопластыре содержит Ф.И.О. испытуемого, N истории
болезни. Допускается использование современных надежных средств
для опечатывания.
6.3. После завершения подготовки пробы к
транспортировке обследуемому предлагают расписаться в
Рабочем журнале, после чего он может покинуть помещение кабинета экспертизы
опьянения.
6.4. В случае,
если обследуемый не согласен с правильностью произведенного отбора пробы, он
имеет право:
а) оставить запись в Рабочем журнале;
б) потребовать повторного взятия пробы
(безотлагательно);
в) сделать заявление в вышестоящие
органы.
6.5. Образцы могут быть поставлены на
временное (не более суток) хранение при температуре 0 - +2 град. С для формирования партии образцов
или тотчас отправлены в ХТЛ. В Рабочем журнале делается соответствующая запись.
7. Транспортировка
образцов и документов.
7.1. Транспортировку образцов проб с
направлениями на химико-токсикологическое исследование осуществляет лицо, на
имя которого составлена справка о доставке.
7.2. Независимо от степени удаленности
ХТЛ от кабинета экспертизы опьянения транспортировка образцов осуществляется в
контейнере-ящике, который вмещает достаточное количество образцов.
8. Передача
образцов и документации в ХТЛ.
8.1. При получении образцов проб в ХТЛ
производят наружный осмотр.
8.2. Доставленные образцы проб принимает
заведующий ХТЛ или ответственное лицо. Проверяется соответствие записей на
флаконах и направлениях. Образцы проб передают персоналу ХТЛ для анализа.
8.3. Все сведения по приемке образцов
регистрируются в Журнале регистрации результатов химико-токсикологических
исследований ХТЛ.
9. Хранение
контрольных образцов.
Образцы ставят на хранение в холодильные
шкафы (при температуре минус 18 град. С). Срок хранения контрольного образца -
1 месяц со дня поступления в ХТЛ. Если в течение этого срока отсутствовала
необходимость в повторном химико-токсикологическом исследовании, то по
истечении 1-го месяца образец уничтожают.
Главный психиатр и нарколог
В.Н.КОЗЫРЕВ
Главный токсиколог
Ю.Н.ОСТАПЕНКО