КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
8 февраля 2000 г.
N 2
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ
НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ В
ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, ВЫПОЛНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛЕКАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВАХ"
ЗА 1998 ГОД И 1 ПОЛУГОДИЕ 1999 Г.
Заслушав и обсудив
доклад руководителя Департамента экономики здравоохранения Сафонкиной Л.В.
коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что
проверкой Счетной палаты Российской Федерации полноты поступления, целевого и
эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на
лекарственное обеспечение, осуществления гарантий в области лекарственной
помощи населению, выполнения требований Федерального закона "О
лекарственных средствах" за 1998 год и 1 полугодие 1999 г. установлены
недостатки и нарушения в расходовании бюджетных и
внебюджетных средств.
В целях
гарантированного обеспечения прав граждан Российской Федерации на охрану
здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и
эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О
мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации" была одобрена разработанная Минздравом России и
Российской академией медицинских наук Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и утвержден план мероприятий
по реализации Концепции на 1997-98 годы.
В целях развития системы лекарственного
обеспечения здравоохранения и населения Российской Федерации разработана и
утверждена решением коллегии Минздрава России от 28.09.99 концепция Программы развития системы лекарственного обеспечения
здравоохранения и населения Российской Федерации.
Слабой стороной системы лекарственного
обеспечения является отсутствие вертикальной подчиненности, четкого
разграничения полномочий и функций федеральных и региональных уровней,
отсутствие эффективного взаимодействия между федеральными и территориальными
органами исполнительной власти в сфере лекарственного обеспечения. В результате
Минздрав России не располагает информацией в целом по России об объемах
средств, направленных на лекарственное обеспечение населения за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации, средств фондов обязательного
медицинского страхования и других источников.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10.12.98 N 1190 "О мерах по стабилизации потребительского
рынка Российской Федерации" предусматривалось утвердить Положение о
создании оперативного резерва лекарственных средств Правительства
Российской Федерации.
В связи с крайне
сложной обстановкой, которая складывается с обеспечением лекарственными
средствами больных с тяжелыми заболеваниями (сахарным диабетом, заболевания
крови, онкологическими заболеваниями, туберкулезом и другими социально
значимыми заболеваниями) и в целях стабилизации лекарственного обеспечения
учреждений здравоохранения и населения страны, а также для организации
экстренных централизованных закупок лекарственных средств разработан проект
постановления Правительства российской Федерации "О создании оперативного
резерва лекарственных средств
Правительства Российской Федерации", определяющий порядок формирования и
использования, а также взаимодействие с субъектами Российской Федерации.
Минздрав России в целях стабилизации
обеспечения лечебно - профилактических учреждений жизненно - необходимыми
лекарственными средствами, принял решение (приказ от 10.01.99 N 7) о
формировании оперативного резерва лекарственных средств, создаваемого при ВЦМК
"Защита".
При организации
закупки лекарственных средств для оперативного резерва лекарственных средств
были допущены нарушения Положения об организации закупки товаров, работ и услуг
для государственных нужд (пункт 29), утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению
коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для
государственных нужд".
Допускались нарушения данного положения и
при проведении других закупок лекарственных средств за счет средств
федерального бюджета.
Проверкой выявлены факты нецелевого
использования внебюджетных средств в сумме 8,7 млн.
рублей, средств федерального бюджета в сумме 296,3 млн. рублей, выявлен ущерб,
нанесенный федеральному бюджету в сумме 168,1 млн. рублей. В 1996-97 годах денежные
расчеты и зачеты в особом порядке были проведены Минздравом России при
отсутствии фактической кредиторской задолженности по поставленным товарам
(работам, услугам), т.е. незаконно. Общая сумма незаконно проведенных
Минздравом России зачетов и расчетов в особом порядке составила 990,2 млн.рублей.
Выборочная проверка финансирования
подведомственных Минздраву России учреждений показала, что практически всеми
учреждениям в 1998 году и 1 полугодин 1999 года бюджетные средства, выделенные
по предметной статье 110320 "Медицинские расходы", не были полностью
израсходованы. Суммы недоиспользованных средств федерального бюджета в 1998
году были направлены на другие предметные статьи расходов.
Отмечены случаи выявления в аптечной сети
фальсифицированных лекарственных средств. Необходимо отметить, что в последнее
время количество фальсифицированных лекарств, выявляемых в аптечной сети и
лечебно - профилактических учреждениях резко увеличился.
В целях устранения
выявленных проверкой Счетной палаты Российской Федерации недостатков,
неукоснительного соблюдения установленного государством порядка использования
бюджетных и внебюджетных средств на лекарственное обеспечение, усиления
контроля за финансовой деятельности Минздрава России и подведомственных ему
учреждений осуществления гарантий в области лекарственной помощи населению и
приняв к сведению, что первые заместители Министра Москвичев А.М., Лешкевич
И.А., заместители Министра Агапов В.К., Вилькен А.Е., Володин В.Д., Бударин С.С., начальник Управления
бухгалтерского учета, отчетности и контроля Самошина Т.Г., начальник Управления
обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой Долгополова Т.В.,
заместитель начальника Управления обеспечения лекарственными средствами и
медицинской техникой Саповский М.М., начальник Управления планирования,
финансирования и развития Точилова Н.Н. в настоящее время не работают.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Первому заместителю министра Вялкову
А.И. в недельный срок доработать проект приказа Министерства здравоохранения
Российской Федерации "О результатах проверки Счетной
палаты Российской Федерации использования бюджетных средств на
лекарственное обеспечение" с учетом дополнений и предложений, высказанных
коллегией.
2. Департаменту экономики здравоохранения
(Сафонкина Л.В.) совместно с профильными департаментами и управлениями
разработать и представить на утверждение в установленном порядке план
мероприятий по устранению выявленных проверкой Счетной палаты Российской
Федерации недостатков.
Срок: 24.02.2000 года
3. Контроль за
исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Министра
Вялкова А.И.
Председатель коллегии
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
А.А.ПРОХОДА