КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
15 февраля 2000 г.
N 3
О САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ В 2000 Г.
Коллегия отмечает, что в результате
проводимой Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, Государственной санитарно - эпидемиологической службой
работы по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения
санитарно - эпидемиологическая обстановка в стране в целом в минувшем году
оставалась стабильной.
В 1999 году зарегистрировано 35,5 млн.
инфекционных заболеваний против 32 млн. в 1998 году, что связано, прежде всего с более выраженной эпидемией гриппа.
В целях снижения инфекционной
заболеваемости осуществлен ряд организационных и практических мероприятий.
Существенно укрепилась законодательная база. Приняты Федеральные Законы "О
санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве
и безопасности пищевых продуктов". По инициативе Минздрава России
Правительством Российской Федерации приняты три Постановления, направленные на
охрану здоровья населения. Минздравом России издано 19 организационно -
распорядительных документов в этой области.
Вопросы профилактики заболеваний были
рассмотрены на 8 заседаниях Коллегий, комиссии Совета Безопасности Российской
Федерации по охране здоровья населения. Правительством
Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа " Создание
методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных
патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999 -
2005 годах".
Значительно
улучшилось финансирование Федеральных целевых программ
"Вакцинопрофилактика", "АнтиВИЧ/СПИД", "Неотложные
меры по борьбе с туберкулезом", что позволило возобновить научные
исследования по проблеме вакцинопрофилактики, закупить оборудование и
авторефрижераторы для создания надлежащих условий транспортировки и хранения
вакцин, ускорить реконструкцию предприятий по их производству, приобрести для
лечебно - профилактических учреждений медицинское оборудование и препараты для
диагностики и лечения туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Впервые за последние годы Минздравом России осуществлены централизованные
закупки препаратов для профилактики и лечения малярии.
Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации принято 20 Постановлений, направленных на профилактику и
снижение заболеваемости населения, утверждено 27 федеральных санитарных правил
и методических указаний.
Значительно возросло число субъектов
Российской Федерации, в которых приняты законодательные акты, разработаны и
реализуются региональные программы в области санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
Усилена работа по увеличению охвата
населения профилактическими прививками. В большинстве регионов охват
иммунизацией детей в установленные Национальным календарем прививок сроки
достиг 90-95%. Начата вакцинация детей против гепатита В
вакциной, закупленной за счет средств федерального бюджета. В рамках
Национальных дней иммунизации против полиомиелита привито свыше 99% детей до
3-х лет, в осенний период в Северо - Кавказском регионе проведена
дополнительная иммунизация детей в возрасте до 5-ти лет.
Все это позволило добиться в 1999 году
снижения заболеваемости дифтерией на 39%, эпидемическим паротитом - 50%,
коклюшем - 20%. Не регистрировались заболевания полиомиелитом, вызванные
"диким" вирусом.
В 1999 году достигнуто также снижение
заболеваемости вирусным гепатитом А и брюшным тифом на
10%, туляремией-25%, бруцеллезом - 20%, сифилисом - 20%, малярией - 27%.
Вместе с тем, в
минувшем году произошел рост заболеваемости по 20 нозологическим формам, в том
числе гриппом на 61%, дизентерией 89%, геморрагической лихорадкой с почечным
синдромом в 2 раза, клещевым энцефалитом на 32%, вирусным гепатитом С-65%,
вирусным гепатитом В-21%, краснухой - 35%. На фоне низкого уровня иммунитета у
населения активизировалась циркуляция менингококка серогруппы С.
При высоком охвате детей первичной
вакцинацией в ряде субъектов Российской Федерации не выполняются приказы
Минздрава России о своевременном проведении ревакцинации по эпидпоказаниям
против кори и эпидемического паротита. Вследствие этого в Республиках
Башкортостан, Ингушетия, Карелия, Владимирской, Камчатской, Самарской областях
и Ямало - Ненецком автономном округе показатели
заболеваемости эпидемическим паротитом в 3-9 раз выше среднефедерального, а в
Республиках Бурятия, Мордовия, Калмыкия, Ставропольском и Красноярском краях,
Эвенкийском автономном округе показатели заболеваемости корью в 3-6 раз выше,
чем в целом по стране.
Несмотря на то, что в 1999 году в
Российской Федерации зарегистрировано свыше 597 тысяч случаев заболевания
краснухой и прививки против этой инфекции включены в Национальный календарь,
Минздравом России не была закуплена вакцина для федеральных нужд.
Низкими темпами ведется разработка и
внедрение в практику отечественной краснушной вакцины, коклюшной бесклеточной
вакцины, комплексных вакцин против менингита группы А+В+С,
АКДС + гепатит В, АКДС+Hib. В стране фактически отсутствуют предприятия,
соответствующие современным требованиям, имеются лишь отдельные участки, на
которых условия производства приближены к требованиям GMP.
В 1999 году в стране зарегистрировано
свыше 800 тысяч заболеваний острыми кишечными инфекциями, что на 33% больше по
сравнению с 1998 годом. Это свидетельствует об ослаблении внимания к этим
инфекциям со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, недостаточной эффективности государственного санитарно -
эпидемиологического надзора. Низким остается уровень этиологической расшифровки
этих инфекций, число острых кишечных заболеваний с не установленным
возбудителем составляет свыше 50%. У 60% детей первого года жизни, умерших от
острых кишечных инфекций, этиология не установлена. В значительной степени это
связано со слабой материально - технической базой лабораторных подразделений
лечебно - профилактических учреждений, медленным внедрением современных
диагностических препаратов.
В 1999 году зарегистрировано 132 вспышки
острых кишечных инфекций с числом пострадавших 8361 человек (1998 г. - 80
вспышек, 3740 пострадавших).
По-прежнему острой остается проблема
обеспечения доброкачественной питьевой водой. Свыше 9% проб ее не соответствуют
стандартам по микробиологическим и более 25% по санитарным показателям и
химическому составу. В результате крайне неудовлетворительного состояния
водопроводных и канализационных сетей количество аварий на них ежегодно
возрастает, что приводит к возникновению вспышек кишечных инфекций. В 1999 году
зарегистрировано 32 водных вспышки с числом пострадавших 2840 человек (1998 год
- 15 вспышек, 1275 пострадавших). Особенно тяжелое положение сложилось в
Приморском крае, где в минувшем году имели место крупные водные вспышки
вирусного гепатита А и дизентерии. Санитарно -
эпидемиологическая служба, зная о крайне неудовлетворительном состоянии
водопроводных и канализационных сетей и резком ухудшении качества питьевой
воды, не приняла должных мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
Серьезные недостатки в организации
санитарной охраны территории и несвоевременное проведение профилактических и
противоэпидемических мероприятий привели к завозу из КНР холеры и дальнейшему
ее распространению в Приморском крае и Сахалинской области, где
зарегистрировано 38 больных и 16 вибриононосителей.
В 1999 году значительно ухудшилась
эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции, особенно в г. Москве, Московской и
Иркутской областях. За этот период зарегистрировано 15 674 новых случаев, что в
3,9 раза больше чем в 1998 году. Всего на 1 января 2000 года в стране
зарегистрировано 26624 ВИЧ-инфицированных, из них заболело СПИДом 383 человека,
умерло 267 человек. Более 90% вновь выявленных в
минувшем году ВИЧ-инфицированных составляют лица, употребляющие наркотики
внутривенно. Такое положение обусловлено продолжающимся распространением
наркомании, снижением нравственного уровня, распространенностью рискованного
сексуального поведения среди молодежи. Несмотря на значительное усиление работы
по профилактике ВИЧ-инфекции, в том числе в рамках реализации федеральной и
региональных программ "Анти ВИЧ/СПИД", продолжают иметь место серьезные
недостатки в работе с группами высокого риска заражения, недостаточно
используются средства массовой информации для информирования и обучения
населения способам и методам предупреждения заражения этой инфекцией.
В силу указанных причин происходит так же
рост заболеваемости вирусными гепатитами В и С.
В Республике Тыва, городах Москве и Санкт - Петербурге, Иркутской, Свердловской, Челябинской и
Ульяновской областях, Ханты - Мансийском автономном округе показатель
заболеваемости гепатитом В достигает 62-93, а в Самарской области - 137 на 100
тыс. населения при среднефедеральном показателе 43. Закупки за счет средств
федерального бюджета вакцины против гепатита В дают
возможность привить лишь треть новорожденных.
Вместе с тем, в связи с имеющимися
недостатками в дезинфекции и стерилизации, соблюдении противоэпидемического
режима продолжается заражение парентеральными вирусными гепатитами в лечебно -
профилактических учреждениях. Только в объединенной городской клинической
больнице N 40 г. Нижнего Новгорода зарегистрировано в 1999 году 5 больных.
По данным официальной статистики в
Российской Федерации ежегодно регистрируется от 50 до 60 тысяч случаев
внутрибольничного инфицирования, при этом учет этих заболеваний почти
повсеместно осуществляется на низком уровне. Около половины заболеваний
регистрируется в родовспомогательных учреждениях. Наряду с этим, крайне редко
выявляются случаи внутрибольничного инфицирования в урологических,
хирургических стационарах. Практически не выявляются послеоперационные осложнения
в лечебно - профилактических учреждениях республики Хакасия, Камчатской,
Магаданской, Самарской и Тверской областей.
В 1999 году произошла активизация
природных очагов геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС),
клещевого энцефалита, а так же крымской геморрагической лихорадки и лихорадки
Западного Нила.
Особенно значительный рост заболеваемости
ГЛПС произошел в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртии, Оренбургской,
Самарской, Саратовской и Пензенской областях. Это свидетельствует о том, что
органы управления здравоохранением и центры госсанэпиднадзора указанных
субъектов Российской Федерации не организовали выполнение решения санитарно -
противоэпидемической комиссии Российской Федерации "Об усилении
мероприятий по профилактике ГЛПС". Мероприятия по подавлению численности
грызунов в природных очагах ГЛПС, создание дератизационных отрядов,
информационно - разъяснительная работа среди населения о профилактике этой
инфекции проводились несвоевременно и в недостаточном объеме.
Органы управления здравоохранением
Ростовской и Волгоградской областей в период возникновения вспышек крымской
геморрагической лихорадки и лихорадки Западного Нила не обеспечили
своевременную диагностику и лечение больных.
Продолжается рост заболеваемости клещевым
энцефалитом. Крайне неблагополучная эпидемическая обстановка отмечается в
Республике Удмуртия, Красноярском крае, Курганской, Пермской, Томской,
Тюменской областях и Коми - Пермяцком автономном округе, где показатели
заболеваемости 32-53 на 100 тыс. населения. Органы здравоохранения и центры
госсанэпиднадзора в указанных субъектах Российской Федерации по-прежнему не
принимают должных мер по увеличению охвата населения профилактическими
прививками, практически повсеместно в летний период отмечался дефицит иммуноглобулина
для лечения больных и профилактики этой инфекции.
Несмотря на снижение числа завозных
случаев заболеваний малярией, увеличилось число краев и областей, где
возобновилась передача трехдневной малярии. В Республике Карачаево - Черкессия , Краснодарском крае, Волгоградской, Курганской,
Московской, Нижегородской и Саратовской областях зарегистрирован 71 местный
случай малярии. Истребительные мероприятия по борьбе с комарами осуществляются
в крайне ограниченных объемах.
В 1999 году центрами госсанэпиднадзора
усилен контроль за качеством и безопасностью пищевых
продуктов. Увеличилось количество лабораторных исследований продовольствия,
возросло количество штрафных санкций за нарушение санитарных норм и правил при
производстве и обороте пищевых продуктов. Вместе с тем, за 9 месяцев 1999 года
зарегистрирован 241 случай пищевых отравлений с числом пострадавших 2599
человек. Это свидетельствует о низкой ответственности производителей продуктов
питания за качество выпускаемой продукции и недостаточной требовательности к
ним со стороны государственной санитарно - эпидемиологической службы за
соблюдением надлежащих условий производства, организацией производственного
контроля, выполнением санитарных правил на предприятиях.
В большинстве субъектов Российской
Федерации до настоящего времени не выполняется Постановление Правительства
Российской Федерации в части обеспечения населения йодированной солью и
продуктами питания, обогащенными микронутриентами.
В 1999 году радиационная обстановка в
Российской Федерации практически не изменилась. Отсутствовали серьезные
инциденты с утерей контроля за источниками
ионизирующего излучения.
В соответствие с решением коллегии
Минздрава России от 09.03.99 проведена оценка накопленных доз излучения
Уральского региона в зоне неблагоприятного влияния ПО "Маяк". Это
позволило составить перечень населенных пунктов, жители которых получают
повышенные дозы облучения, и утвердить его Постановлением Правительством
Российской Федерации. Проведена радиационно - гигиеническая паспортизация
организаций, использующих источники ионизирующего излучения, и территорий.
В условиях обострения экономических и
социальных проблем развития страны терроризм и преступность создают
дополнительную угрозу здоровью и санитарно - эпидемиологическому благополучию
населения. Создание системы противодействия террористическим акциям требует
совершенствания организационного обеспечения и повышения готовности органов и
учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы России.
Коллегия решила:
1. Считать основными задачами по стабилизации
санитарно - эпидемиологической обстановки в Российской Федерации:
осуществление организационных и
практических мероприятий по разработке и внедрению нормативно - правовой базы в
соответствии с Федеральными законами "О санитарно - эпидемиологическом
благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых
продуктов";
дальнейшее развитие законодательной базы
в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия на
региональном уровне:
реализацию федеральных и региональных
программ, направленных на профилактику и борьбу с инфекционными заболеваниями;
совершенствование системы
вакцинопрофилактики населения;
осуществление комплекса мероприятий
поэтапной подготовки к сертификации субъектов Российской Федерации, свободных
от полиомиелита;
снижение заболеваемости эпидемическим
паротитом до 30-35, коклюшем 10 - 12 на 100000 населения, стабилизацию на
уровне спорадических случаев заболеваемости дифтерией и корью;
проведение совместно с Федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, общественными организациями мероприятий по ограничению
распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, связанных с внутривенным
введением наркотических средств;
реализацию мероприятий по профилактике
йод - дефицитных состояний.
2. Департаменту госсанэпиднадзора
(Монисов А.А.).
2.1. Подготовить:
Проект письма руководителям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации о санитарно - эпидемиологической
обстановке в стране и приоритетных задачах по ее стабилизации в 2000 году.
Срок - март 2000 года
Материалы к заседанию санитарно -
противоэпидемической комиссии Правительства Российской Федерации по вопросу
" О серьезных недостатках в обеспечении населения Приморского края
питьевой водой и неотложных мерах профилактики кишечных инфекций".
Срок - март 2000 года
Материалы к заседанию Межведомственной
комиссии Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения
по вопросу "О состоянии заболеваемости природно - очаговыми инфекциями
вирусной этиологии и мерах по их профилактике".
Срок - май 2000 года
Государственный доклад "О санитарно
- эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1999 году.
Срок - август 2000 года
2.2. Подготовить и утвердить:
СанПиН "Вакцинопрофилактика".
Срок - декабрь 2000 года
Методические указания по
микробиологическому и паразитологическому контролю качества питьевой воды;
Срок -июнь 2000 года
Методические указания по оценке доз
облучения щитовидной железы населения, проживающего на радиоактивно -
загрязненной территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
Срок - сентябрь 2000года
Положение "О зоне защитных
мероприятий вокруг объектов по уничтожению химического оружия".
Срок - декабрь 2000 года
2.3. Завершить работу по сертификации
территорий Российской Федерации свободных от полиомиелита.
Срок - декабрь 2000 года
2.4. Провести региональные рабочие
совещания о мерах по реализации Федерального закона "Об иммунопрофилактике
инфекционных болезней" .
2.5. Сформировать базу данных по
дифференцированным показателям второго этапа ведения социально - гигиенического
мониторинга и на этой основе провести анализ и гигиеническое ранжирование
субъектов Российской Федерации по уровню воздействия вредных факторов на
здоровье населения.
Срок - ноябрь 2000 года
2.6. Подготовить материалы для
рассмотрения на заседании коллегии Минздрава России вопроса о перспективах
расширения научных исследований и производства медицинских иммунобиологических
препаратов и улучшению обеспечения ими учреждений здравоохранения.
Срок - июнь 2000 года
2.7. Провести анализ деятельности
учреждений госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации по разработке
законодательных и нормативных актов по улучшению санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
Срок - ноябрь 2000 года
2.8. Подготовить предложения по
организации производства комплексных вакцин против менингококка группы А+С и АКДС+гепатит В.
Срок - октябрь 2000 года
2.9. Продолжить работу по реализации
комплекса мероприятий, направленных на усиление государственного санитарно -
эпидемиологического надзора за объектами жизнеобеспечения и повышенной
экологической опасности, усиление их антитеррористической защищенности и
повышение эффективности мер по противодействию террористическим акциям.
Срок - декабрь 2000 года
3. Департаменту госсанэпиднадзора
(Монисов А.А.), Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.)
провести организационную работу по проведению "подчищающей"
иммунизации детей против полиомиелита в Северо - Кавказском регионе.
Срок - апрель-май 2000 года
4. Управлению организации обеспечения
лекарствами и медицинской техникой (Подгорбунских Н.И.), Департаменту
госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Департаменту экономики здравоохранения
(Сафонкина Л.В.) провести конкурсные торги для закупки вакцины против краснухи
за счет средств федерального бюджета.
Срок - апрель 2000 года
5. Департаменту госсанэпиднадзора
(Монисов А.А.), Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев
А.А.). Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):
5.1.Провести анализ деятельности органов
и учреждений здравоохранения, центров госсанэпиднадзора по профилактике гриппа
в 1999 - 2000 годах и подготовить предложения по улучшению этой работы.
Срок - август 2000 года
5.2. Сформировать систему постоянного
информирования населения о способах и методах предупреждения заражения
ВИЧ-инфекцией, и парентеральными вирусными гепатитами.
Срок - до 1 декабря 2000 года
5.3. Подготовить предложения по
реализации концепции профилактике внутрибольничных инфекций.
Срок - до 1 мая 2000 года
6. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным врачам центров
госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
6.1. Рассмотреть на совместных заседаниях
коллегий вопрос о санитарно - эпидемиологической обстановке в 1999 году и по
итогам внести на рассмотрение санитарно - противоэпидемических комиссий
конкретные предложения по ее стабилизации в текущем году.
Срок - до 1 мая 2000 года
6.2. Рассмотреть причины низкого уровня
этиологической расшифровки острых кишечных инфекций и по результатам принять
действенные меры по улучшению бактериологической диагностики.
Срок - до 1 июня 2000 года
6.3. Обеспечить действенный
эпиднадзор за внутрибольничными инфекциями, обратив особое внимание на
своевременное выявление этих инфекций в первую очередь стационарах
хирургического и урологического профиля.
Срок - декабрь 2000 года
6.4. Проанализировать итоги радиационно -
гигиенической паспортизации объектов, использующих источники ионизирующего
излучения. Принять меры по обеспечению радиационной безопасности на объектах,
где были выявлены недостатки и нарушения.
Срок - до 1 мая 2000 года
7. Руководителям органов здравоохранения,
главным врачам центров госсанэпиднадзора Северо - Кавказского региона провести
"подчищающую" иммунизацию детей против полиомиелита.
Срок - апрель - май 2000 года
8. Руководителям органов управления
здравоохранением, главным врачам центров госсанэпиднадзора в Республиках
Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Карелия, Мордовия, Ставропольском
и Красноярском краях, Владимирской, Камчатской и Самарской областях
организовать и провести ревакцинацию по эпидпоказаниям против кори,
эпидемического паротита.
Срок - до декабря 2000 года
9. Руководителям органов управления
здравоохранением, главным врачам центров госсанэпиднадзора в Поволжском,
Уральском, Сибирском, Западно - Сибирском и Восточно - Сибирском регионах
внести предложения в органы исполнительной власти о проведении комплекса
организационных и практических мероприятий направленных на профилактику
клещевого энцефалита и ГЛПС.
Срок - апрель 2000 года
10. Контроль за
выполнением данного решения оставляю за собой.
За председателя Коллегии
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федераций
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Секретарь Коллегии
А.А.ПРОХОДА