ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
4 апреля 2000 г.
N ГКПИ2000-176
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
при секретаре Бирюковой
Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Михайлова Ю.М. и
государственного унитарного предприятия "Дезинфекция на Кавказских
Минеральных Водах" о признании недействительным второго предложения абзаца
2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость" и пункта 16 Разъяснений Государственной
налоговой службы Российской Федерации от
23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н "По вопросам, связанным с применением налогового
законодательства по налогу на добавленную стоимость",
УСТАНОВИЛ:
23.09.1993 Государственной налоговой
службой Российской Федерации были приняты Разъяснения N ВЗ-4-05/150н "По
вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на
добавленную стоимость" (далее - Разъяснения).
Пунктом 16 Разъяснений предусмотрено, что
платные услуги, оказываемые санитарно-эпидемиологическими учреждениями для
населения (по месту жительства, работы, отдыха), а также по договорам, заявкам
предприятий по защите от переносчиков инфекционных заболеваний (дезинфекция,
дезинсекция, дератизация и т.п.), облагаются налогом на добавленную стоимость в
общеустановленном порядке.
Согласно второму предложению абзаца 2
подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция) ветеринарные и
санитарно-эпидемиологические услуги от налога на добавленную стоимость не
освобождаются.
Михайлов Ю.М. и государственное унитарное
предприятие "Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" обратились
в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными
вышеприведенных положений Разъяснений и Инструкции, ссылаясь на их
несоответствие подпункту "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Заявители ссылались на
то, что услуги по защите здоровья и охране окружающей среды, оказываемые
населению организациями, входящими в систему Госсанэпидслужбы Российской
Федерации, а именно дезинфекция, дератизация и дезинсекция, являются платными
медицинскими услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную
стоимость. Между тем оспариваемые правовые акты неправомерно возлагают на
юридических и физических лиц обязанность по уплате налога на добавленную
стоимость при оказании им вышеназванных услуг организациями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Представители
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Муравьева И.Е. и Кулагин
А.Б., Министерства финансов Российской Федерации Рассказова О.Т. и Шилина В.В.,
Министерства юстиции Российской Федерации Богданова В.В. с доводами жалобы не
согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые заявителями положения правового
акта соответствуют действующему федеральному законодательству.
Представитель Министерства
здравоохранения Российской Федерации Лыткин Б.Г. пояснил суду, что в систему
организаций Госсанэпидслужбы России, подчиненных Минздраву России, входят
государственные дезинфекционные предприятия, на которые возложено проведение
дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ (услуг). Эти работы
(услуги) включены в Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут
выполняться организациями Госсанэпидслужбы России.
Заслушав объяснения представителей лиц,
участвующих в деле, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу
удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба
заявителей подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "у"
пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" (Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога) от
налога на добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для
населения.
Суд полагает, что к числу таких
медицинских услуг относятся и услуги по дезинфекции, дератизации и дезинсекции,
оказываемые населению организациями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Данный вывод суда
основан на положениях действующего законодательства.
Так, согласно п. 7 ст. 46 Федерального
закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок
назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются
Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской
Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о
государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N
680, государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации
входит в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации и объединяет
органы и организации, действующие в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст. 47 Федерального
закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации осуществляется в числе других и за счет средств, поступающих за
выполнение работ и оказание услуг учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с
гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Данная правовая норма конкретизирована в
подпункте 4 пункта 16 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической
службе Российской Федерации, в котором указано, что источниками финансирования
организаций службы могут быть внебюджетные средства, в том числе средства от
выполнения организациями службы платных медицинских работ (оказания услуг) по
договорам с хозяйствующими субъектами и населением. Перечень платных
медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями службы в
соответствии с их компетенцией, утверждается Министерством здравоохранения
Российской Федерации.
Реализуя поручение Правительства
Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации
31.12.99 издало Приказ N 474 "О Перечне платных медицинских работ (услуг),
которые могут выполняться учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации". Данный Приказ
08.02.2000 был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и
официально опубликован в установленном порядке.
В пункт 6 Перечня платных медицинских
работ (услуг) включены дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные
работы (услуги) по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц.
Следовательно, оказываемые населению
платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации являются медицинскими
услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную стоимость.
Данный вывод подтверждается и
"Общероссийским классификатором услуг населению", утвержденным
Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, в
редакции от 05.03.1999, в котором услуги по проведению дезинфекции, дератизации
и дезинфекции включены в подгруппу "Медицинские услуги".
Между тем оспариваемые заявителями
положения нормативных актов вводят не предусмотренные законом ограничения на
использование льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании
организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации платных услуг населению по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Вследствие этого на граждан, заказавших такие услуги, неправомерно возлагается
обязанность по уплате в бюджет сумм налога, который по закону они платить не
обязаны.
При таких обстоятельствах эти положения
нормативных актов в части, не соответствующей подпункту "у" пункта 1
статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость", должны быть признаны недействительными.
При этом суд учитывает, что к числу
"санитарно-эпидемиологических услуг", указанных во втором предложении
абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции, Министерство по налогам
и сборам Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации относят в том числе и оказываемые населению организациями
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В то же время суд не может согласиться с
жалобой заявителей о том, что от налога на добавленную стоимость должны
освобождаться и ветеринарные услуги, поскольку такого положения в Законе
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не
содержится.
С доводами Министерства по налогам и
сборам Российской Федерации о том, что дезинфекция, дезинсекция и дератизация
не могут быть освобождены от налога на добавленную стоимость, поскольку они
являются работами, а не услугами, суд согласиться не может.
Согласно пункту 4 статьи 38 Налогового
кодекса Российской Федерации работой для целей налогообложения признается
деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть
реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Результаты деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации материального
выражения не имеют.
Руководствуясь ст. 191-197, 231, 232,
239.7. Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской
Федерации
РЕШИЛ:
жалобу Михайлова Ю.М. и государственного
унитарного предприятия "Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах"
удовлетворить частично.
Признать недействительным (незаконным)
второе предложение абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в
части слов: "и санитарно-эпидемиологические".
Признать недействительным (незаконным)
пункт 16 Разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от
23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н "По вопросам, связанным с применением налогового
законодательства по налогу на добавленную стоимость" - в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти
дней.