КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
30 мая 2000 г.
N 9
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив
доклад начальника Правового Управления Мельниковой Л.С. коллегия Министерства
здравоохранения Российской
Федерации отмечает, что законодательное регулирование вопросов здравоохранения
в Российской Федерации является одной из важнейших проблем в системе
государственных интересов, влияющих на здоровье граждан.
За последнее десятилетие разработаны и
приняты законодательные акты, определяющие развитие здравоохранения.
В настоящее время вопросы охраны здоровья
граждан и организации здравоохранения регулируются более чем в 40 федеральных
законах.
Заметно активизировался законотворческий
процесс в последние годы. Только за 1996-1999 годы принято 10 федеральных
законов в области здравоохранения, 12 законопроектов находятся на различных
стадиях рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации.
С принятием Конституции Российской
Федерации в 1993 году субъекты Российской Федерации получили право формирования
своей подсистемы правовой системы Российской Федерации. Это относится и к сфере
здравоохранения, как к предмету совместного ведения Федерации
и ее субъектов.
Анализ региональных законов в области
здравоохранения показывает, что качество их с каждым годом повышается, во
многих регионах сложилась среда специалистов в области медицинского права.
В настоящее время в субъектах Российской
Федерации принято около 250 законов в области здравоохранения.
Существенную роль в сохранении и
укреплении Российской Федерации, реализации государственной политики сыграла
практика заключения соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
государственной власти Российской Федерации.
На данный момент подписано и реализуется
7 соглашений.
Наряду с положительными тенденциями в
развитии и совершенствовании законодательной базы в области здравоохранения
существуют причины, которые затрудняют эту работу. Среди них:
- отсутствие Концепции совершенствования
законодательства в области здравоохранения и перспективного плана разработки
законопроектов как составной части Концепции;
- отсутствие унифицированного
терминологического словаря специальных медицинских терминов, используемых в
законодательстве Российской Федерации в области здравоохранения;
- недопонимание на региональном уровне
возможностей и необходимости разработки и принятия региональных законов по вопросам охраны здоровья граждан;
- отсутствие координации юридических
служб Минздрава России, органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации по вопросам разработки законодательства в области здравоохранения и
др.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Правовому управлению (Мельникова
Л.С.):
1.1. Совместно с Комитетом по охране
здоровья и спорту Государственной Думы Российской Федерации продолжить работу
по планомерному формированию и развитию медицинского законодательства как одной
из отраслей российского законодательства с учетом его двухуровневой структуры и
международно - правовых актов в данной сфере, обеспечить завершение работы над
Концепцией совершенствования законодательства в области здравоохранения.
Срок - декабрь 2000 года
1.2. Организовать разработку
согласованного с общими правилами законодательной техники Словаря специальных
терминов, применяемых в законодательстве Российской Федерации в области
здравоохранения.
Срок - 4 кв. 2000 года
1.3. Осуществлять координацию
деятельности структурных подразделений Минздрава России по разработке
законопроектов в области здравоохранения.
Срок - постоянно
1.4. Обеспечить организацию работы
специалистов Минздрава России над законопроектами в области здравоохранения,
внесенными в Государственную Думу Российской Федерации на различных стадиях их
прохождения.
Срок - постоянно
1.5. Продолжить анализ региональных
законодательных актов с целью выработки моделей законодательного регулирования
по основным проблемам здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Обеспечить подготовку ежегодных сборников принятых законов субъектов Российской
Федерации.
Срок - постоянно
1.6. Подготовить
распорядительный документ Минздрава России по реализации постановлений
Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 N 93 "О Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности", от
01.02.2000 N 94 "О полномочных представителях Правительства Российской
Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации" и от
15.04.2000 N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации".
Срок - октябрь 2000 года
2. Правовому управлению (Мельникова Л.С.). структурным подразделениям
Минздрава России:
2.1. Сосредоточить усилия на подготовке и
принятии федеральных системообразующих законов в сфере охраны здоровья граждан,
не допуская их дробления на отдельные акты.
Срок - постоянно
2.2. Разработку законопроектов осуществлять
в строгом соответствии с планами законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации, а в исключительных случаях - согласно поручениям
Правительства Российской Федерации.
Срок - постоянно
2.3. При подготовке предложений для
планирования законодательной деятельности осуществлять научную проработку,
тщательную инвентаризацию действующих нормативно - правовых актов в
определенной сфере деятельности.
Срок - постоянно
2.4. Активизировать информационно -
аналитическую деятельность Минздрава России, оперативно доводить до органов
управления здравоохранением перечни действующих нормативно - правовых актов.
Срок - постоянно
3. Правовому управлению (Мельникова
Л.С.). Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики
(Володин Н.Н.) обеспечить экспертизу программ подготовки и переподготовки по
медицинскому праву врачей и средних медицинских работников. Срок - постоянно
4. Управлению финансирования,
бухгалтерского учета и отчетности (Никольский С.М.) предусмотреть необходимое
финансирование работы над Концепцией совершенствования законодательства в
области здравоохранения.
Срок - в течение 2000 года
5. Органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации рекомендовать обеспечивать разработку
необходимых законопроектов по реализации государственной политики в области
здравоохранения, взаимодействовать при составлении и реализации планов законопроектных
работ с Минздравом России. Обратить особое внимание на законопроекты,
разрабатываемые в рамках международных проектов.
6. Контроль за выполнением настоящего
решения возложить на
статс - секретаря - заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Дедкова
Е.Д.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь Коллегии
А.А.ПРОХОДА