ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 июня 2000 г.
N 426
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
В соответствии с Федеральным законом
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
социально - гигиеническом мониторинге.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства
РФ от 29.04.2002 N 284.
3. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
разработать с участием органов и учреждений государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской Федерации мероприятия по социально -
гигиеническому мониторингу, предусмотрев осуществление их финансирования за
счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других
источников.
4. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской
Федерации от 6 октября 1994 г. N 1146 "Об утверждении Положения о
социально - гигиеническом мониторинге" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2711);
пункт 4 изменений, которые вносятся в
некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства
Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства здравоохранения
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 15, ст. 1824).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2000 г. N 426
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает
цели, задачи, порядок проведения социально - гигиенического мониторинга и
формирования федерального информационного фонда данных социально - гигиенического
мониторинга.
2. Социально - гигиенический мониторинг -
государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния
здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно -
следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов
среды обитания человека (далее именуется - мониторинг).
3. Мониторинг осуществляется в целях
обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
4. Мониторинг проводится на федеральном
уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований
на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных
правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических материалов.
5. Федеральный
информационный фонд данных социально - гигиенического мониторинга (далее
именуется - федеральный информационный фонд) представляет собой базу данных о
состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на
основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов
и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно -
следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов
среды обитания человека.
6. При ведении мониторинга решаются
следующие задачи:
а) формирование федерального
информационного фонда;
б) выявление
причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и
оценки риска для здоровья населения;
в) обеспечение межведомственной
координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для принятия
решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
7. В рамках мониторинга используются
данные наблюдения:
а) за состоянием
здоровья населения и факторами среды обитания человека, в том числе
биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими,
физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее,
неионизирующее и иные излучения), социальными (питание, водоснабжение, условия
быта, труда и отдыха) и иными факторами (ведется органами и учреждениями
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации);
б) за природно -
климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую
природную среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные
воды, почву (ведется Федеральной службой России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, Министерством сельского хозяйства Российской
Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и
подведомственными им организациями);
в) за радиационной обстановкой (ведется
федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими
радиационный контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями
радиационного контроля);
г) за факторами социальной среды человека
(ведется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и
подведомственными им организациями);
д) за состоянием
охраны и условиями труда работающих (ведется Министерством труда и социального
развития Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации
по статистике, Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации и подведомственными им организациями в рамках всероссийского
мониторинга социально - трудовой сферы);
е) за структурой и качеством питания,
безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения (ведется органами и
учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации, государственной ветеринарной службы Российской Федерации,
Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор в
области стандартизации и сертификации).
8. Проведение мониторинга осуществляется
путем:
а) наблюдения за показателями здоровья
населения и состоянием среды обитания человека;
б) сбора, хранения, обработки и
систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды
обитания человека;
в) использования
всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан и среды обитания
человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных
органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны,
внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции,
осуществляющими государственный санитарно - эпидемиологический надзор
соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, на объектах обороны и оборонного производства и
иного специального назначения.
9. Проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих
вредное воздействие на человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья
населения и среды обитания человека;
в) определение неотложных и долгосрочных
мероприятий по предупреждению и устранению воздействия
вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
г) подготовку решений по реализации мер,
направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека;
д) информирование государственных
органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от их
организационно - правовой формы, а также граждан о результатах, полученных в
ходе мониторинга.
II. Порядок
проведения мониторинга
10. Проведение мониторинга на федеральном
уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований
осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
11. Учреждения государственной санитарно
- эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с органами местного
самоуправления и организациями осуществляют:
а) сбор, хранение, первичную обработку,
оценку информации, полученной в ходе мониторинга, и передачу ее в центры
государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской
Федерации;
б) подготовку предложений для органов
местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия населения в городских и сельских поселениях.
12. Учреждения государственной санитарно
- эпидемиологической службы Российской Федерации в субъектах Российской
Федерации и на транспорте (водном, воздушном) совместно с уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями
осуществляют:
а) ведение баз данных мониторинга на
уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте;
б) проведение анализа полученных данных,
выявление причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения и
факторами среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений
на уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте;
в) подготовку предложений для органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения
санитарно - эпидемиологического благополучия населения, установления факторов,
оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения;
г) передачу информации в федеральный
информационный фонд.
13. Министерство здравоохранения
Российской Федерации осуществляет:
а) формирование федерального
информационного фонда;
б) единое методическое обеспечение
мониторинга в Российской Федерации;
в) подготовку предложений для федеральных
органов исполнительной власти по реализации мер, направленных на охрану
здоровья населения и среды обитания человека;
г) совершенствование единых технологий
приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования
федерального информационного фонда.
14. Структура, объем и периодичность
представления данных, полученных в ходе мониторинга, в федеральный
информационный фонд определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
15. Представление в федеральный
информационный фонд данных, полученных в ходе мониторинга, обмен ими между
органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, участвующими в
его проведении, осуществляются на безвозмездной основе.