МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
27 октября 1982 г.
N 1059
О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ,
ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В решении Майского (1982 г.) Пленума ЦК
КПСС получили дальнейшую творческую разработку важнейшие направления
современной аграрной политики КПСС с учетом условий 80-х годов, мероприятия по
социальному преобразованию села. Продовольственная программа - важнейшая
составная часть экономической стратегии партии на нынешнее десятилетие, она
увязывает все основные звенья самого сельского хозяйства и связанные с ним
отрасли промышленности. Важное значение для охраны и
укрепления здоровья советских людей имеет Постановление Центрального Комитета
КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1982 г. N 773 "О дополнительных
мерах по улучшению охраны здоровья населения", в котором также определены
мероприятия по повышению уровня сельского здравоохранения. Все это ставит перед
органами и учреждениями здравоохранения задачи по дальнейшему улучшению
медицинской помощи труженикам сельской местности.
Главным направлением развития
акушерско-гинекологической помощи в сельской местности является максимальное
приближение врачебной помощи к женщинам - жительницам села, совершенствование
форм и методов профилактической работы и диспансерного наблюдения за ними.
Органами и
учреждениями здравоохранения на местах за последние годы проведена определенная
работа, направленная на улучшение качества акушерско-гинекологической помощи
женщинам - жительницам села: значительно увеличился объем поликлинической и
стационарной врачебной акушерско-гинекологической помощи в центральных районных
больницах и областных больницах, а также при плановых выездах врачебных бригад
на село, сократилось число родов в колхозных родильных домах и на койках
фельдшерско-акушерских пунктов; снижается смертность беременных, рожениц и родильниц и
гинекологическая заболеваемость с временной утратой трудоспособности; внедряются
новые организационные формы и методы работы, утвержденные приказами Минздрава
СССР от 06.XII.1979 г. N 1230 "О профилактике заболеваний в акушерских
стационарах", от 22.04.1981 г. N 430 "Об утверждении
инструктивно-методических указаний по организации работы женских консультаций и
другие инструктивно методические рекомендации".
Вместе с тем уровень организации и
качества акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности имеет
еще существенные недостатки.
Не везде местные органы здравоохранения
настойчиво добиваются от колхозов, совхозов и производственных объединений
выделения средств для строительства и реконструкции
родовспомогательных учреждений, между тем многие фельдшерско-акушерские пункты
и центральные районные больницы имеют неудовлетворительную
материально-техническую базу. Акушерско-гинекологические отделения и женские
консультации в сельской местности недостаточно оснащены медицинской
аппаратурой, инструментарием, оборудованием; в сельской местности недостаточно
используется родильная койка в году. В большинстве областных (краевых) больниц
отсутствуют акушерские и гинекологические отделения.
Женские консультации, входящие в состав
лечебно-профилактических учреждений сельской местности, как правило, маломощны
- в 1981 г. - 60,7% из них имели 1 и менее штатную должность врача
акушера-гинеколога, в Грузинской ССР - 93,8%, Азербайджанской ССР - 93,0% и
Туркменской ССР - 85,7%.
Органами и учреждениями здравоохранения
на местах недостаточно уделяется внимания укомплектованию штатных должностей
врачей акушеров-гинекологов в учреждениях сельской местности. На 5151 штатной
должности работают 4844 врачей акушеров-гинекологов, остальные 307 штатных
должностей занимают совместители, в 1981 г. в стране 42 сельских района (из них
38 в РСФСР) не имели ни одного врача акушера-гинеколога. Недостаточно уделяется
внимания повышению квалификации врачей акушеров-гинекологов, работающих в
сельской местности, где только 1% акушеров-гинекологов имеет высшую
квалификационную категорию; отмечается также большая текучесть кадров.
Неудовлетворительно проводится работа по учету и планированию последипломного
обучения врачей акушеров-гинекологов, работающих в сельской местности.
На фельдшерско-акушерских пунктах
недостаточно проводится профилактическая работа среди населения. Не везде
женщины с отягощенным акушерским анамнезом и патологическим течением
беременности своевременно направляются на профилактическую госпитализацию и
родоразрешение в соответствующие акушерские стационары.
В ряде союзных республик в сельской
местности недостаточен охват медицинским наблюдением в ранние сроки
беременности - Таджикской ССР - 51,6%, Туркменской ССР - 61,1%, Казахской ССР -
68,3%, Узбекской ССР - 70,9% (СССР 74,0%); качество осмотра беременных
терапевтами требует значительного улучшения, недостаточно обследуются
беременные женщины на резус-принадлежность
- в 1981 г. в Азербайджанской ССР только у каждой четвертой беременной женщины
проводилось это исследование, в Туркменской ССР процент обследованных составил
42,4%, Таджикской ССР - 43,1%, Узбекской ССР около 70% (СССР - 82,4%).
Недостатки во врачебном диспансерном
наблюдении и ведении родов являются одной из причин не снижающегося уровня
мертворождаемости у сельских жительниц в городских учреждениях Таджикской ССР,
Туркменской ССР, Азербайджанской ССР, Казахской ССР и Узбекской ССР.
Проверкой на местах установлены грубые
нарушения положений, утвержденных приказом Минздрава СССР N 1230 от 06.XII.1979
г. "О профилактике заболеваний в акушерских стационарах", в связи с чем увеличилось число гнойно-воспалительных
заболеваний в акушерских стационарах почти всех союзных республик (с 0,1% 1977
г. до 0,3% 1981 г.).
В сельской местности недостаточно четко
организована работа по предупреждению непланируемой беременности: в большинстве
фельдшерско-акушерских пунктов, акушерских и гинекологических отделениях
центральных районных больниц, районных больниц отсутствуют выставки
противозачаточных средств, мало научно-популярной литературы о вреде аборта и
применении контрацепции, почти не проводится работа с мужьями по предупреждению
непланируемой беременности; на местах испытывается недостаток в контрацептивах,
особенно внутриматочных и бесшовных резиновых изделиях N 2, в основном из-за
неправильного расчета потребности и необоснованной заявки.
Организационно-методические кабинеты
областных больниц, научно-исследовательские институты и кафедры
соответствующего профиля не оказывают должной организационно-методической и
практической помощи сельским учреждениям по вопросам совершенствования
организации и качества акушерско-гинекологической помощи.
В целях дальнейшего совершенствования
организации, повышения качества, приближения квалифицированной врачебной
амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско-гинекологической помощи
женщинам, проживающим в сельской местности
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных
республик принять действенные меры по дальнейшему укреплению
материально-технической базы акушерско-гинекологических отделений и женских
консультаций в сельской местности; шире использовать кооперирование средств
колхозов, совхозов и сельскохозяйственных объединений для строительства и
реконструкции акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций;
осуществлять строительство и расширение акушерско-гинекологических отделений по
типовым проектам отдельными корпусами; проводить работу по улучшению
использования коечной сети акушерско-гинекологических подразделений больниц в
сельской местности, дальнейшему открытию акушерских и гинекологических
отделений в областных (краевых) больницах.
1.1. Обеспечить соблюдение санэпидрежима
в акушерских стационарах в соответствии с приказом Минздрава СССР от 6.XII.1979
г. N 1230 "О профилактике заболеваний в акушерских стационарах".
1.2. При распределении фондов на
дефицитный инструментарий, аппаратуру, оборудование (гинекологические зеркала,
кольпоскопы, гинекологические кресла, родильные кровати и т.д.) в первую
очередь, учитывать нужды акушерско-гинекологических учреждений (отделений)
сельской местности.
1.3. Разработать и осуществить
мероприятия по улучшению организации и качества акушерско-гинекологической
помощи в сельской местности. С этой целью:
- принять меры по укомплектованию кадрами
врачей акушеров-гинекологов и акушерок лечебно-профилактических учреждений
сельской местности, снижению текучести кадров и созданию им надлежащих трудовых
и бытовых условий;
- обеспечить первоочередное направление
на повышение квалификации врачей акушеров-гинекологов, работающих в сельской
местности по актуальным вопросам акушерско-гинекологической патологии;
- шире использовать местные базы для
повышения квалификации врачей акушеров-гинекологов, работающих в сельской
местности путем привлечения специалистов кафедр и научно-исследовательских
институтов акушерства и гинекологии, руководителей крупных городских учреждений
родовспоможения;
- проводить тематические конференции и
совещания для акушерок, работающих в сельской местности;
- создать в течение 1983-1985 гг.
республиканские школы передового опыта по организации
акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности;
- обязать научно-исследовательские
институты и кафедры акушерства и гинекологии оказывать практическую и организационно-методическую
помощь лечебно-профилактическим учреждениям сельской местности, иметь для этого
конкретные планы работы и графики выездов специалистов;
- изучить совместно с соответствующими
научно-исследовательскими институтами и кафедрами условия труда женщин и
состояние гинекологической заболеваемости у работниц сельскохозяйственного
производства и разработать предложения по улучшению условий труда и снижению
гинекологической заболеваемости;
- повысить уровень профилактической
работы женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов, обратив особое
внимание на ранний охват наблюдением беременных женщин (до 12 недель
беременности); внедрить в практику их работы научно-обоснованные методы
диспансеризации беременных женщин и гинекологических больных в соответствии с
приказом Минздрава СССР N 430 от 22.IV.1981 г.;
- обеспечить в женских консультациях при
центральных районных больницах приемы по контрацепции женщин - жительниц
сельской местности; проведение на фельдшерско-акушерских пунктах широкой
разъяснительной работы по профилактике аборта и направление женщин на
внутриматочную контрацепцию в центральную районную больницу;
- проводить профилактические осмотры с
применением кольпоцитологии;
- развивать выездную медицинскую помощь
беременным женщинам и гинекологическим больным, специализированную
акушерско-гинекологическую помощь на базе центральных районных больниц;
- обеспечить оказание экстренной
акушерско-гинекологической помощи.
2. Министрам здравоохранения РСФСР (т.
Трофимов В.В.), Казахской ССР (т. Алиев М.А.), Азербайджанской ССР (т. Касумов
Т.А.), Эстонской ССР (т. Рятсеп В.И.) в течение 1982 года принять неотложные
меры к укомплектованию районов, не имеющих ни одного врача акушера-гинеколога.
3. Всесоюзному
научно-исследовательскому Центру по охране здоровья матери и ребенка
Министерства здравоохранения СССР подготовить в I кв. 1983 г. методический
материал в помощь лектору по проведению санитарно-просветительной работы с
женщинами о вреде аборта, современных методах контрацепции, профилактике
гинекологических заболеваний, гигиене беременности и послеродового периода на
фельдшерско-акушерских пунктах, в сельских участковых больницах и сельских
врачебных амбулаториях.
Центральному научно-исследовательскому
институту санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР издать в I
кв. 1984 г. указанный материал тиражом 100 тыс. экземпляров.
4. Главному Управлению
лечебно-профилактической помощи детям и матерям (т. И.И.Гребешева) - в течение
1983-1985 гг. проверить ход выполнения решения настоящего приказа в ряде
территорий РСФСР, Молдавской ССР, Грузинской ССР, Казахской ССР, Туркменской
ССР, Таджикской ССР.
5. Министерствам здравоохранения союзных
республик:
5.1. О проведенной работе доложить не
позднее 1.VI.1983 г.
5.2. Информацию о ходе выполнения данного
приказа представлять ежегодно к 15 января.
6. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра
здравоохранения СССР т. Новикову Е.Ч.
УТВЕРЖДАЮ:
1. Инструктивно-методические указания о
дальнейшем совершенствовании организации амбулаторно-поликлинической и
стационарной акушерско-гинекологической помощи в сельской местности на
различных этапах ее оказания (приложение 1).
2. Перечень лечебно-профилактических
учреждений, соответствующих различным этапам оказания
амбулаторно-поликлинической акушерско-гинекологической помощи жительницам
сельской местности (приложение 2).
3. Объем медицинского исследования
беременных женщин на различных этапах амбулаторно-поликлинической помощи
(приложение 3).
4. Объем медицинского обследования
гинекологических больных на различных этапах амбулаторно-поликлинической помощи
(приложение 4).
5. Перечень лечебно-профилактических
учреждений, соответствующих различным этапам оказания стационарной
акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности (приложение
5).
6. Показания к госпитализации беременных
женщин и рожениц в стационарные учреждения различных этапов медицинской помощи
(приложение 6).
7. Объем медицинского обследования
беременных, рожениц и родильниц в стационарных учреждениях различных этапов
медицинской помощи (приложение 7).
8. Показания к госпитализации
гинекологических больных в стационарные учреждения различных этапов медицинской
помощи (приложение 8).
9. Объем медицинского обследования
гинекологических больных в стационарных учреждениях различных этапов
медицинской помощи (приложение 9).
Министр
С.П.БУРЕНКОВ
Приложение N 1
к приказу Минздрава СССР
от 27.10.1982 г. N 1059
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И СТАЦИОНАРНОЙ
АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕЕ ОКАЗАНИЯ
В улучшении организации и качества и
расширении объема оказания акушерско-гинекологической помощи в сельской
местности, приближения квалифицированной врачебной помощи к жительницам села,
исключительно большое значение имеет дальнейшее развитие системы
дифференцированного амбулаторно-поликлинического и стационарного обслуживания
беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных в зависимости от
тяжести осложнений беременности или гинекологической заболеваемости.
В основе этой системы лежат:
- дифференцированный отбор контингентов
беременных и выделение группы повышенного риска;
- определение характера и уровня
акушерской и гинекологической помощи, в оказании которой нуждаются беременные,
роженицы и гинекологические больные (в индивидуальном порядке);
- дифференциация лечебно-профилактических
учреждений в зависимости от возможности оказания акушерской и гинекологической
помощи на определенном уровне.
Целью и главным критерием эффективности
такой системы является благоприятный исход беременности и родов для матери и
плода и предупреждение гинекологических заболеваний.
Изучение состояния и деятельности
медицинских учреждений (отделений) в сельской местности различных территорий
показало целесообразность установления пяти этапов оказания дифференцированной
амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско - гинекологической помощи
(приложения 2 и 5 настоящего приказа).
Применительно к этому определен объем
медицинского обследования беременных женщин на различных этапах
амбулаторно-поликлинической помощи (приложение 3) и гинекологических больных
(приложение 4), а также объем медицинского обследования беременных, рожениц,
родильниц и гинекологических больных на каждом из пяти этапов оказания
стационарной помощи (приложения 7 и 9). Кроме того, установлены показания к
госпитализации беременных и рожениц в стационары определенного типа (приложение
6), а также госпитализации гинекологических больных (приложение 8). <*>
--------------------------------
<*> Сведения, относящиеся к тому
или другому этапу, носят схематичный характер и могут потребовать корректирования
применительно к местным условиям - последовательность этапов может меняться в
зависимости от имеющихся возможностей.
Сложность различных клинических и
лабораторных методов обследования беременных, рожениц, родильниц и
гинекологических больных возрастает от первого до пятого этапа.
К числу учреждений I этапа амбулаторной
акушерско-гинекологической помощи (доврачебный этап) относятся ФАПы и колхозные
родильные дома, в которых этот вид помощи в основном оказывают акушерки. Объем
медицинской помощи, оказываемой беременным и гинекологическим больным на ФАПах,
предусмотрен приказом Министра здравоохранения СССР N 566 от 27 июля 1973 г.
"О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы
фельдшерско-акушерских пунктов страны". В равной мере он может относиться
и к колхозным родильным домам.
На этом этапе доврачебного обследования
беременных осуществляется раннее взятие их на учет, систематическое наблюдение,
обследование в допустимом для акушерок объеме (см. приложение 3) и направление
беременных на консультацию к врачу акушеру-гинекологу. Практически здоровые
молодые женщины с благополучным общим и акушерским анамнезом и неосложненным
течением настоящей беременности могут постоянно находиться под диспансерным
наблюдением акушерок, посещая врача акушера-гинеколога выездной врачебной
бригады из ЦРБ или II-III этапа 6-8 раз за время беременности. <*> При
этом акушерка осуществляет контроль за своевременным
посещением беременными врача, проводя в необходимых случаях патронаж
беременных.
--------------------------------
<*> Ко II-III этапам относится и
участковая больница, в штате которой имеется (и фактически занята) должность
врача акушера-гинеколога.
Амбулаторная работа акушерок ФАПов и КРД
должна в основном носить профилактический характер в целях предупреждения
осложнений беременности и возникновения гинекологических заболеваний
(санитарно-просветительная работа, обучение соблюдению правил личной гигиены,
физиопрофилактическая подготовка беременных к родам, контроль
за трудоустройством беременных и гинекологических больных, рекомендация
контрацептивов в целях предупреждения абортов и т.д.).
Лечебная помощь на I этапе ведется,
главным образом, в отношении гинекологических больных по назначению врача
акушера-гинеколога (см. приложение 4). Обязательно оказание в необходимых
случаях неотложной доврачебной акушерско-гинекологической помощи и вызов врача
или транспортировка женщины в соответствующий врачебный стационар.
В перспективе все беременные, проживающие
на территории, прикрепленной к ФАПу, КРД или участковой больнице, в которой нет
врача акушера-гинеколога, должны проводить роды в стационаре, обеспеченном
врачом данной специальности. В районах, где затруднена транспортная связь
допустимо проведение родов на I-м этапе стационарной помощи (приложение 5)
только у здоровых повторнородящих (немногорожавших) молодых женщин при
нормальном течении настоящей беременности и неосложненном акушерском анамнезе.
При поступлении на I-й этап стационарной
помощи роженицы со средними, высокими факторами риска или при возникновении
осложнений в процессе родов, к роженице должен быть вызван врач
акушер-гинеколог. При вызове врача по телефону решается вопрос об оказании до
его приезда первичной медицинской помощи роженице на месте или о допустимости
ее транспортировки в соответствующий акушерский стационар (в зависимости от
состояния женщины, особенности осложнений, местных условий и т.д.).
На II этапе амбулаторную помощь
беременным и гинекологическим больным оказывает медицинский персонал сельской
амбулатории и участковой больницы. Периодическое обследование беременных и
гинекологических больных - жительниц сельского участка осуществляет также
женская консультация РБ или ЦРБ данного района (по направлению амбулатории или
участковой больницы), а также врачи выездной бригады ЦРБ: акушер-гинеколог,
терапевт и стоматолог. Лаборант, входящий в состав выездной бригады, производит
на месте необходимые лабораторные анализы.
Объем медицинского обследования
беременных и гинекологических больных специалистами выездной врачебной бригады
изложен в приложениях 3 и 4. Постоянно на II этапе персоналом амбулатории или
участковой больницы наблюдаются только здоровые женщины с нормально протекающей
беременностью. Но и эти женщины за время беременности должны быть осмотрены
врачом акушером-гинекологом 6-8 раз.
Беременные со средними и тем более
высокими факторами риска подлежат диспансерному наблюдению акушером-гинекологом
женской консультации РБ и ЦРБ, а в особых случаях и консультации других
медицинских учреждений на последующих этапах. Вместе с тем постоянное
диспансерное наблюдение за указанными беременными и проведение лечебно-оздоровительных
мероприятий (по назначению врача акушера-гинеколога) продолжает осуществлять
медицинский персонал амбулаторий, участковых больниц, ФАПов и КРД. В отношении
данной группы беременных должен быть установлен строгий контроль
за аккуратным посещением этими женщинами врача женской консультации в
установленные им сроки.
Врачи и акушерки сельских амбулаторий и
участковых больниц, а также акушерки КРД и ФАПов должны стремиться к тому,
чтобы все находящиеся под их наблюдением беременные рожали в стационаре,
обеспеченном врачами акушерами-гинекологами.
На III этапе
амбулаторно-поликлиническая помощь беременным и гинекологическим больным в
организационном плане строится в полном соответствии с
инструктивно-методическими указаниями по организации работы женской
консультации и по диспансеризации беременных, родильниц и гинекологических
больных (приложения 1, 2 и 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР N 430
от 22 апреля 1981 г. "Об утверждении инструктивно-методических указаний по
организации работы женской консультации").
На этом этапе обеспечивается углубленное
обследование состояния здоровья беременной, уточняется степень риска,
определяется объем лечебно-профилактических мероприятий в амбулаторных
условиях, а также сроки и место госпитализации. За беременными высокой степени
риска устанавливается диспансерное наблюдение; при необходимости дальнейшего
обследования они направляются на IV или V этап оказания
амбулаторно-поликлинической помощи.
На IV этапе амбулаторно-поликлинической
помощи оказывается консультативная помощь беременным в основном группы высокого
риска и гинекологическим больным, нуждающимся в специальном обследовании.
На данном этапе у беременной производятся
специальные диагностические исследования в зависимости от имеющейся у нее
патологии. При этом устанавливается не только состояние здоровья женщины и
целесообразность сохранения беременности, но и определяется состояние
внутриутробного плода современными методами исследования (гормональные,
функциональные методы и др.).
Специалисты данных учреждений дают
рекомендации врачам, работающим на предыдущих этапах, об особенностях
наблюдения за беременной, указывают сроки профилактической госпитализации и
дородового планового направления в стационар определенного этапа.
На V этапе оказывается консультативная
амбулаторно-поликлиническая помощь высококвалифицированными
акушерами-гинекологами специализированных акушерско-гинекологических учреждений
(отделений), научно-исследовательских институтов и баз кафедр акушерства и
гинекологии медицинских институтов. На этот этап обследования направляются
беременные и гинекологические больные, в отношении которых не представляется
возможным проведение специального обследования на предыдущих этапах.
Оснащенность этих учреждений современной
аппаратурой позволяет применять специальные диагностические обследования (см.
приложения 3 и 4).
Как правило, на V этап стационарной
помощи направляются беременные с особо тяжелой экстрагенитальной и акушерской
патологией и гинекологические больные, нуждающиеся в оказании специализированной
медицинской помощи.
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
И.И.ГРЕБЕШЕВА
Приложение N 2
к приказу Минздрава СССР
от 27.10.1982 г. N 1059
ПЕРЕЧЕНЬ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
СООТВЕТСТВУЮЩИХ
РАЗЛИЧНЫМ ЭТАПАМ ОКАЗАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ
АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЬНИЦАМ
СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Этапы
I.
Колхозный родильный дом (КРД)
Фельдшерско-акушерский пункт
(ФАП)
II.
Амбулатория. Участковая больница
Выездная врачебная
<*>. бригада центральной
районной больницы
(ЦРБ).
III. Женская консультация районной
Женская консультация
больницы (РБ) центральной районной
больницы.
IV.
Женская консультация (кабинет)
Женская консультация
областной больницы городского
родильного дома,
больницы, медико-
санитарной части
(МСЧ).
V.
Поликлинические отделения
Женские консультации
научно-исследовательских специализированных
институтов и базы кафедр акушерско-
акушерства и гинекологии гинекологических
медицинских институтов учреждений.
--------------------------------
<*> Участковые больницы и
амбулатории, в штате которых имеется и укомплектована
должность врача акушера-гинеколога могут быть отнесены к III этапу.
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
И.И.ГРЕБЕШЕВА