КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
13 июня 2000 г.
N 10
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Руководствуясь
постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 420
"О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при
возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных
стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 30 июля 1994 г. N 887
"Об утверждении Федеральной целевой программы развития и совершенствования
Всероссийской службы медицины катастроф на 1994-1996 годы", от 28 февраля
1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской
службы медицины катастроф" и от 22 января 1997 г. N 51 "О Федеральной
целевой программе "Совершенствование Всероссийской службы медицины
катастроф на 1997-2001 годы", а также другими основополагающими
документами, регламентирующими деятельность Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Министерством
здравоохранения Российской Федерации, органами управления и учреждениями
здравоохранения субъектов Российской Федерации, Всероссийской службой медицины
катастроф (ВСМК) проделана значительная работа по созданию в стране системы
медико - санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
техногенного и природного характера.
Служба медицины катастроф Минздрава
России успешно выполняет ведущую роль в системе Всероссийской службы медицины
катастроф.
Практическая деятельность ВСМК
подтверждает правильность основных концептуальных положений, принятых при ее
создании, целесообразность организационной ее структуры.
Основу службы медицины катастроф
составляют ее силы и средства субъектов Российской Федерации. Они представлены
72 территориальными центрами медицины катастроф (ТЦМК), 8 из которых выполняют
функции региональных центров медицины катастроф (РЦМК), создано почти 500
штатных и около четырех тысяч нештатных формирований.
Перечень задач, возлагаемых на ВСМК, ее
деятельность постоянно расширяются: службе медицины катастроф Минздрава России
передана санитарная авиация, она принимает активное участие в организации
медико - санитарного обеспечения населения в локальных вооруженных конфликтах,
при ликвидации последствий террористических актов.
В действующих официальных документах
указанные новые сложные задачи не определены, отсутствует научная проработка,
нет соответствующих нормативно - правовых основ. Это требует внесения
существенных дополнений и уточнений в Положение о Всероссийской службе медицины
катастроф.
Вместе с тем, в деятельности органов
управления, учреждений здравоохранения и службы медицины катастрофы имеются
недостатки и нерешенные вопросы.
Не все региональные центры медицины
катастроф находятся в должной готовности к реагированию и работе в чрезвычайных
ситуациях (ЧС), прилагают максимум усилий для достижения более высоких
результатов, совершенствования материальной базы. Наиболее успешно выполняют
задачи по медико - санитарному обеспечению населения в ЧС Уральский,
Дальневосточный и Западно - Сибирский РЦМК.
Окончательно не решены вопросы создания
современной материально - технической и клинической базы службы
медицины катастроф ряда субъектов Российской Федерации, остается низкой
оснащенность бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности
(40-70%).
Наиболее слабым звеном службы медицины
катастроф продолжает оставаться ее местный и объектовый уровни. Основной
причиной такого положения является отсутствие должного внимания со стороны
руководителей здравоохранения субъектов Российской Федерации и недостаточная
теоретическая проработка данной проблемы.
Нуждается в улучшении организационная
структура Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава
России, организация управления региональными центрами медицины катастроф.
Недостаточно четко и полно, в ряде
случаев, осуществляется планирование ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций
федерального, регионального и территориального масштаба. Резерв медицинского
имущества, особенно на территориальном уровне еще не отвечает потребностям
службы медицины катастроф. Требуется разработка номенклатуры и установления
объемов накопления медицинского имущества федерального резерва и его
эшелонирования в звене Центр - Регион.
Мероприятия, включенные в Федеральную целевую программу, рассчитанную до 2011 года обеспечат
совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф:
- повышение готовности органов
управления, сил и средств ВСМК к оказанию экстренной медицинской помощи и
лечению населения в ЧС, при этом приоритетным ее звеном считать местный и
территориальный уровни;
- разработку, активное внедрение и
совершенствование системы медицинской реабилитации и экспертизы участников
ликвидации ЧС;
- разработку средств и способов
жизнеобеспечения, защиты и спасения человека в различных чрезвычайных
ситуациях;
- создание резервов медицинского
имущества на случай чрезвычайных ситуаций и совершенствование оснащения службы
медицины катастроф;
- улучшение подготовки кадров для службы
медицины катастроф;
- определение роли и места структуры ВСМК
на период отмобилизования и в военное время.
Важным направлением совершенствования
ВСМК является завершение создания обоснованной системы управления, объединяющей
входящие в нее силы и средства различных министерств и ведомств, а также
автоматизированной информационно - управляющей системы ВСМК, которая должна
войти функциональной подсистемой в Единую государственную автоматизированную
систему предупреждения и ликвидации ЧС.
Требуется увеличить объем работы и
улучшение качества подготовки медицинских кадров по вопросам медицины
катастроф, спасателей и населения по оказанию медицинской помощи в ЧС, комплексных
научных исследований по проблемам медицины катастроф.
В современных условиях возросла
актуальность проблемы медицинского обеспечения населения в вооруженных
конфликтах и в военное время. Служба медицины катастроф приобрела значительный
опыт работы по организации медико - санитарного обеспечения населения в
условиях внутренних локальных вооруженных конфликтов на Северном Кавказе ив
настоящее время возникла необходимость для создания единой системы медико -
санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Данная
проблема нуждается в научной проработке.
Принимая во внимание важность дальнейшего
совершенствования системы медико - санитарного обеспечения населения в
чрезвычайных ситуациях
Коллегия РЕШИЛА:
1. Одобрить основные направления совершенствования
Всероссийской службы медицины катастроф.
2. Всероссийскому центру медицины
катастроф "Защита" (Гончаров С.Ф.):
2.1. Доработать с учетом высказанных
замечаний и предложений по совершенствованию Всероссийской службы медицины
катастроф и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации
проекты:
- дополнений и изменений в положение
"О Всероссийской службе медицины катастроф";
Срок - 25 июля 2000 года
- Федеральной целевой программы
"Всероссийская служба медицины катастроф 2002-2011 годы".
Срок - 25 июля 2000 года
2.2. Разработать и
представить в Минздрав России на рассмотрение и утверждение проекты положений о
службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации и о
Всероссийском центре медицины катастроф "Защита" Минздрава России, а
также дополнения к приказу Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377
"Об утверждении положения об оплате труда работников
здравоохранения".
Срок - 25 июля 2000 года
2.3. Подготовить и направить в адрес
руководителей субъектов Российской Федерации письмо о состоянии и путях
совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф.
Срок - июль 2000 года
2.4. Подготовить предложения о включении
вопросов медицины катастроф в перечень контрольных вопросов по лицензированию и
аккредитации ЛПУ.
Срок - III квартал 2000 года
3. Заместителю Министра
здравоохранения Российской Федерации (Петров Г.М.), Департаменту организации
медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Карпеев
А.А.), Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров
С.Ф.) подготовить предложения по повышению ответственности глав администраций и
руководителей органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации
за состояние медико - санитарного обеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях.
Срок - III квартал 2000 года
4. Заместителю Министра здравоохранения
Российской Федерации (Петров Г.М.), Всероссийскому центру медицины катастроф
"Защита" (Гончаров С.Ф):
4.1. Провести работу по улучшению
взаимодействия структурных подразделений Минздрава России, органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также органов управления
Всероссийской службы медицины катастроф.
Срок - III квартал 2000 года
4.2. Разработать предложения по созданию
на базе региональных и отдельных территориальных центров медицины
катастроф филиалов Всероссийского центра медицины катастроф.
Срок - июль 2000 года
4.3. Подготовить предложения по
совершенствованию организационной структуры Всероссийского центра медицины
катастроф "Защита" Минздрава России, предусмотрев в его составе клинику
медицины катастроф и институт проблем медицины катастроф и повышения
квалификации.
Срок - июль 2000 года
5. Всероссийскому
центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров С.Ф.), Второму
управлению (Погодин Ю.И.), Управлению организации фармацевтической
деятельности, обеспечения лекарственными и медицинскими изделиями
(Подгорбунских Н.И.) провести работу по уточнению, определению номенклатуры,
объема накопления Федерального резерва медицинского имущества для чрезвычайных
ситуаций и его эшелонирования в звене Центр - Регион и возможного восполнения
за счет обновления имущества мобилизационного резерва. Разработать
правила накопления, расходования и восполнения этого резерва.
Срок - III квартал 2000 года
6. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Всероссийскому
центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров С.Ф.):
6.1. Рассмотреть вопрос о разработке
государственного стандарта подготовки специалистов по службе медицины катастроф
и создании в медицинских высших учебных заведениях послевузовского и
дополнительного профессионального образования кафедр медицины катастроф.
Срок - III квартал 2000 года
6.2. Пересмотреть состав и активизировать
работу учебно - методического совета по подготовке кадров для службы медицины
катастроф и медицинской службы гражданской обороны при Минздраве России,
возложить организационно - техническое обеспечение его работы на учебно -
методический центр Всероссийского центра медицины катастроф "Защита".
Срок - III квартал 2000 года
6.3. Разработать методические указания по
подготовке кадров службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской
обороны.
Срок - IV квартал 2000 года
7. Руководителям органов здравоохранения
субъектов Российской Федерации:
7.1. Принять меры по созданию и совершенствованию
территориальных центров медицины катастроф.
Срок - IV квартал 2000 года
7.2. При совершенствовании службы
медицины катастроф приоритетным звеном считать территориальный и местный ее
уровни.
Срок - постоянно
8. Второму управлению (Погодин Ю.И.),
Департаменту развития и экономики (Хальфин Р.А.), Управлению научно -
исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С,Б.),
Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров С.Ф.):
8.1. Организовать и провести научное
исследование по проблеме создания в стране единой системы медико - санитарного
обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
Срок - декабрь 2000 года
8.2. Подготовить и провести научно -
практическую конференцию "Организационные проблемы медико - санитарного
обеспечения населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного
времени".
Срок - II квартал 2001 года
9. Департаменту
образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.),
Второму управлению (Погодин Ю.И.), Всероссийскому центру медицины катастроф
"Защита" (Гончаров С.Ф.) переработать с учетом особенностей медико -
санитарного обеспечения населения при вооруженных конфликтах и террористических
актах учебные программы базовой (первичной) подготовки и дополнительного
профессионального образования медицинских кадров службы медицины катастроф и
медицинской службы гражданской обороны.
Срок - декабрь 2000 года
10. Контроль за
выполнением настоящего решения Коллегии возложить на заместителя Министра
Петрова Г.М.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь Коллегии
А.А.ПРОХОДА