КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
27 июня 2000 г.
N 11
ИТОГИ ЗАВЕРШЕННЫХ В 1999 Г. НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ВЫПОЛНЕННЫХ В РАМКАХ ДОГОВОРОВ НА НИР
Коллегия отмечает, что в 1999 г.,
несмотря на сложные экономические условия, качество запланированных и
выполненных работ в рамках договоров на научно-исследовательские разработки
остается на достаточно высоком уровне.
Во многом этому
способствовало принятие Федерального закона "О науке и государственной
научно-технической политике" от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ, постановлений
Правительства Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" от 05.11.1997
г. N 1387, "О Концепции реформирования российской науки на период
1998-2000 г.г." от 18.05.1998 г. N 453.
В 1997 году Правительством Российской
Федерации было принято постановление "О государственной аккредитации
научных организаций" от 11.10.97 г. N 1291, положившее начало
широкомасштабной работе по реструктуризации сети научно-исследовательских
учреждений (приказ Минздрава России от 24.02.98 г. N 47).
В целях упорядочения деятельности научных
организаций, внедрения результатов научных исследований в образовательный
процесс и практическое здравоохранение, повышения качества подготовки
медицинских кадров, привлечения студентов и молодых специалистов к
научно-исследовательской работе, 4 НИИ введены в высшие учебные заведения в
качестве структурных подразделений. Во исполнение Федерального закона "О
лекарственных средствах", для обеспечения организационно-методического
руководства и исключения дублирования в работе учреждений, входящих в
государственную систему контроля качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств, 3 НИИ объединены в Научный центр экспертизы и
государственного контроля лекарственных средств.
Таким образом, в результате проведенной в
1999 г. Минздравом России реструктуризации сети подведомственных учреждений ее
численность сократилась на 7 единиц и составила 95 НИИ, 47 медицинских ВУЗов и
7 учреждений дополнительного профессионального образования.
Свидетельство о государственной
аккредитации получили 65 подведомственных научно-исследовательских учреждений.
Всего Министерством науки и технологий Российской Федерации в 1998-1999 годах
аккредитовано 89 научных организаций, документы 5 научных организаций
(противочумные НИИ Минздрава России) находятся на рассмотрении в Министерстве
промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
В 1999 году научные исследования
проводились в рамках 366 договоров, сгруппированных в 36 отраслевых и 3
федеральные программы.
Общее количество полученной научной
продукции - 1521 единица (ед.). Из них новые медицинские разработки составляют
352 ед. (23,1%). К усовершенствованным технологиям отнесены
406 ед. (26,7%). Издательская продукция (монографии, учебники, справочная
литература) составляет 6% от общего количества научной продукции (96 ед.)
Основными видами научной продукции
являются: нормативно-техническая документация, методические рекомендации и
указания, программные средства, базы данных, патенты, научные отчеты. Кроме
этого в институтах проводится работа по созданию лекарственных средств и
изделий медицинского назначения, но, как правило, ее не удается завершить ввиду
отсутствия финансирования.
И хотя экономическая ситуация не
позволяет в полной мере решать проблемы, связанные с внедрением новых
медицинских технологий, Минздрав России на сегодняшний день активно использует
5 способов доведения до практикующих медицинских работников результатов научных
разработок:
- публикации в профильных медицинских
научно-практических журналах;
- проведение конференций, съездов,
симпозиумов, семинаров, посвященных наиболее интересным разработкам;
- включение новых разработок в
образовательные программы;
- ежегодное издание и распространение
совместно с Российской академией медицинских наук сборника основных результатов
научных разработок;
- издание и распространение
Государственного реестра новых медицинских технологий.
Таким образом, многие выдающиеся
достижения ученых-медиков федеральных НИУ внедрены в практику отечественного
здравоохранения и позволяют успешно решать актуальные проблемы медицины. Среди
них сложнейшие операции на мозге, сердце, сосудах, легких, пищеводе, органах
брюшной полости, методы лечения иммунодефицитов, урологических и кожных
заболеваний, поражений кроветворной и опорно-двигательной систем.
Несмотря на имеющиеся определенные успехи
в вопросах организации научных исследований сохраняются и некоторые недостатки.
Так, до настоящего времени не полностью ликвидировано дублирование научных
исследований. Этому во многом способствует отсутствие должной межведомственной
координации научных исследований, когда существует практика финансирования
медико-биологических исследований, как из средств Минздрава России, так и по
линии других министерств и ведомств.
Все еще отсутствует координация между
Департаментами и Управлением научно-исследовательских медицинских учреждений в
формировании научных блоков и договоров по ряду федеральных целевых программ.
На практике это приводит к тому, что отчетность по заключенным договорам и
утверждение научной продукции нередко не соответствует установленному порядку.
Отсутствует
действенная система внедрения в практическую медицину новых технологий
профилактики, диагностики и лечения оновных заболеваний человека, что
существенно ослабляет влияние (научных учреждений Минздрава России на динамику
показателей здравоохранения и состояния охраны здоровья населения Российской
Федерации.
Исходя из изложенного, в целях
дальнейшего развития и совершенствования работы в области планирования и
реализации результатов научных разработок в практическом здравоохранении,
Коллегия РЕШИЛА:
1. Одобрить работу Управления
научно-исследовательских медицинских учреждений по организации комиссионного
приема научной продукции, отметив, что установленная форма отчетности
способствует развитию творческой инициативы научных коллективов и повышению
ответственности за конечные результаты.
2. Управлению научно-исследовательских
медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко):
2.1. Разработать и представить на
утверждение:
- методические указания "О порядке
представления и утверждения результатов научных разработок".
Срок декабрь 2000 г.
- положение о порядке планирования,
подготовки и проведения научно-практических мероприятий Минздрава России.
Срок декабрь 2000 г.
- указание о порядке приема завершенных в
2000 г. НИР.
Срок декабрь 2000 г.
2.2. По итогам завершенных отраслевых
программ, выполненных в период с 1996 г. по 2000 г. подготовить перечень
предложений, которые нуждаются в дополнительном финансировании для завершения
работ и внедрения в практическое здравоохранение (препараты, изделия
медицинского назначения) с экономическим обоснованием.
Срок II квартал 2001 г.
2.3. Подготовить к изданию второй выпуск
(дополненный) Государственного реестра новых медицинских технологий.
Срок декабрь 2000 г.
2.4. Подготовить предложения:
- о переводе на контрактную систему
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по заказам
Минздрава России.
Срок декабрь 2000 г.
- о проведении открытых конкурсов на
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам
Минздрава России.
Срок ноябрь 2000 г.
2.5. Совместно с Департаментом развития и
экономики здравоохранения (Р.А.Хальфин) представить предложения о возможности
создания инновационного фонда для развития приоритетных инновационных программ
и разработки системы внедрения результатов научных исследований в практику
здравоохранения.
Срок IV квартал 2000 г.
2.6. Совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами проработать вопрос о создании единого
информационного пространства по выполняемым в подведомственных
НИУ научным исследованиям.
Срок I квартал 2001 г.
3. Директорам НИУ, ректорам ВУЗов при
планировании научных исследований на 2001 и последующие годы предусмотреть
включение работ по созданию новых и переработке утвержденных стандартов
(протоколов) лечения больных в соответствии с установленным порядком.
Срок - постоянно
4. Председателям Секций Ученого совета
Минздрава России повысить уровень требований как к экспертизе договоров на НИР
и итоговой научной продукции, так и к срокам проведения экспертизы.
Срок - постоянно
5. Контроль за
выполнением данного решения возложить на Статс-секретаря, заместителя Министра
Е.Д.Дедкова.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
А.А.ПРОХОДА