МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
3 июля 2000 г.
N 242
О ПОЛОЖЕНИИ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
СЛУЖБЕ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В соответствии с Федеральным законом от
12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года N 1266
"О федеральных службах гражданской обороны"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о федеральной
медицинской службе гражданской обороны (приложение).
2. Контроль за
выполнением приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения
Российской Федерации Г.М.Петрова.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 03.07.2000 г. N 242
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Г.Н.КИРИЛЛОВ
30 мая 2000 г.
Заместитель Министра экономики
Российской Федерации
В.Ф.МОЗГАЛЕВ
8 июня 2000 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Федеральная
медицинская служба гражданской обороны (ФМС ГО) создана в соответствии с
Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской
обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998г., N 7, ст.
799) и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18
ноября 1999 года N 1266 "О федеральных службах гражданской обороны"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., N 47, ст. 5718).
2. Федеральная
медицинская служба гражданской обороны - это система органов управления,
учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения
комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное
оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях
возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.
Федеральная медицинская служба
гражданской обороны в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная медицинская служба
гражданской обороны осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС
России и его территориальными органами, специально уполномоченными на решение
задач в области гражданской обороны, с другими службами гражданской обороны, а
также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других
войск в установленном порядке.
3. Учреждения и
формирования медицинской службы гражданской обороны, создаваемые на базе
учреждений, здравоохранения Минздрава России, а также учреждения и формирования
медицинской службы гражданской обороны других федеральных органов
исполнительной власти, организаций независимо от формы собственности по решению
соответствующих начальников гражданской обороны используются в ходе проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий
или вследствие этих действий.
4. Создание и организационно-методическое
руководство федеральной медицинской службой гражданской обороны возложено на
Министерство здравоохранения Российской Федерации. Нормативные правовые акты
Минздрава России по медицинскому обеспечению населения в военное время
обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, а
также организациями независимо от формы собственности и ведомственной
подчиненности.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
СЛУЖБЫ
5. Основными задачами федеральной
медицинской службы гражданской обороны являются:
- прогнозирование медико-санитарных
последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского
обеспечения населения;
- разработка нормативных и методических
документов по организации медицинского обеспечения населения страны,
пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- организация и проведение мероприятий,
направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений
здравоохранения в военное время;
- планирование, организация и проведение
мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
- подготовка органов управления
здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
- создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий
гражданской обороны;
- создание и содержание запасов
медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для
учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны;
- организация снабжения учреждений и
формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским,
санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
- участие в разработке медицинских
средств защиты населения от современных средств поражения;
- подготовка специалистов по вопросам
медицинского обеспечения населения в военное время;
- участие в подготовке населения по
вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным
и больным гражданам в военное время;
- участие в подготовке санитарных дружин,
создаваемых в организациях;
- своевременное оказание медицинской
помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к
трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
- организация и проведение
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на
предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и
поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- медицинское обеспечение рассредоточиваемого
и эвакуируемого населения.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
6. Федеральная медицинская служба
гражданской обороны организуется по территориально-производственному принципу
на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.
В субъектах Российской Федерации,
городах, городских районах и сельских округах медицинская служба гражданской
обороны создается по решениям соответствующих органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в
организациях - по решению руководителей этих организаций.
Создание и руководство медицинской
службой гражданской обороны возлагается на органы управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководителей
организаций.
7. В состав медицинской службы
гражданской обороны входят: руководство, органы управления, учреждения,
формирования (гражданские организации гражданской обороны).
8. К руководству относятся начальники
медицинской службы гражданской обороны всех уровней.
Начальниками медицинской службы
гражданской обороны являются:
- федеральной медицинской службы
гражданской обороны - первый заместитель Министра здравоохранения Российской
Федерации;
- субъектов Российской Федерации,
городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;
- сельских округов - главные врачи
округов;
- организаций - главные врачи
медико-санитарных частей этих организаций.
9. Органами управления медицинской службы
гражданской обороны являются:
- штаб федеральной медицинской службы
гражданской обороны;
- штабы медицинской службы гражданской
обороны субъектов Российской Федерации;
- штабы медицинской службы гражданской
обороны городов, городских районов и сельских округов.
Штабы медицинской службы гражданской
обороны создаются в мирное время приказами соответствующих руководителей
органов управления здравоохранением, главных врачей сельских округов.
10. Штаб федеральной медицинской службы
гражданской обороны создается приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации.
В состав штаба федеральной медицинской
службы гражданской обороны включаются:
Начальник штаба - заместитель Министра
здравоохранения Российской Федерации.
Заместитель начальника штаба - директор
Всероссийского центра медицины катастроф "Защита".
Члены штаба:
- руководители структурных подразделений
Минздрава России;
- главные медицинские специалисты
Минздрава России;
- представители Российской академии
медицинских наук;
- специалисты ВЦМК "Защита";
- представители заинтересованных органов
исполнительной власти и организаций;
- представитель Российского общества
Красного Креста.
11. В состав штаба
медицинской службы гражданской обороны субъекта Российской Федерации
включаются:
Начальник штаба - заместитель
руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
Заместитель начальника штаба - начальник
Второго отдела органа управления здравоохранением субъекта Российской
Федерации.
Члены штаба:
- руководители структурных подразделений
органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;
- главный государственный санитарный врач
по субъекту Российской Федерации;
- главные медицинские специалисты;
- главный врач станции переливания крови;
- руководитель территориального центра
медицины катастроф;
- другие лица.
12. В состав штабов медицинской службы
гражданской обороны городов, городских районов и сельских округов включаются
должностные лица органов управления здравоохранением и руководители учреждений
здравоохранения по аналогии с составом штаба медицинской
службы гражданской обороны субъекта Российской Федерации.
13. Начальники штабов медицинской службы
гражданской обороны являются заместителями соответствующих начальников
медицинской службы гражданской обороны.
14. Органы управления здравоохранением,
на базе которых создаются штабы медицинской службы гражданской обороны, с
введением военного положения переводятся на штаты военного времени. Структура и
численность органов управлений здравоохранением определяется решениями органов
исполнительной власти, исходя из объема мобилизационного задания.
15. К учреждениям, входящим в состав
федеральной медицинской службы гражданской обороны относятся:
- учреждения здравоохранения, имеющие
мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных
больничных коек, создание медицинских формирований (гражданских организаций
гражданской обороны);
- учреждения здравоохранения, создаваемые
на военное время по решению органов исполнительной власти (профилированные
больницы и другие);
- организации государственной
санитарно-эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и
лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации;
- аптечные учреждения, в том числе склады
медицинских центров "Резерв";
- учреждения здравоохранения,
привлекаемые решениями органов исполнительной власти к участию в проведении
мероприятий гражданской обороны.
16. К формированиям медицинской службы
гражданской обороны относятся:
- медицинские отряды;
- подвижные госпитали;
- бригады специализированной медицинской
помощи;
- санитарно-эпидемиологические отряды;
- санитарно-эпидемиологические бригады:
эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические
(токсикологические);
- специализированные противоэпидемические
бригады;
- группы эпидемиологической разведки.
17. Медицинские отряды предназначаются
для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным гражданам в очагах
массового поражения, временного размещения и подготовки пораженных и больных
граждан к эвакуации в учреждения здравоохранения.
18. Подвижные госпитали предназначаются
для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных и
больных граждан.
19. Бригады специализированной
медицинской помощи (БСМП) предназначаются для усиления учреждений
здравоохранения, организации и оказания в них специализированной медицинской
помощи пораженным и больным гражданам. Бригады создаются на базе медицинских
высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и научных
центров, а также крупных лечебно-профилактических учреждений.
20. Санитарно-эпидемиологические отряды
(СЭО) эпидемиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические),
радиологические бригады и группы эпидемиологической разведки создаются центрами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора и предназначаются для
организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий.
21. Специализированные противоэпидемические
бригады (СПЭБ) предназначаются для проведения противоэпидемических и
профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных
санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения. Бригады
формируются на базе противочумных учреждений.
22. При необходимости, для выполнения
задач, возлагаемых на медицинскую службу гражданской обороны, решениями органов
исполнительной власти и руководителей организаций могут создаваться и другие
формирования медицинской службы гражданской обороны.
23. В формирования
медицинской службы гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской
Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55
лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания,
инвалидов I, II и III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в
возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское
образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
24. Управление
медицинской службой гражданской обороны состоит в деятельности начальников
медицинской службы гражданской обороны и их штабов по поддержанию в постоянной
готовности подчиненных органов управления, учреждений и формирований службы к
работе в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению
комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению населения, пораженного при
ведении военных действий или вследствие этих действий.
25. Основой управления медицинской
службой гражданской обороны является решение начальника медицинской службы
гражданской обороны на медицинское обеспечение населения в военное время.
В решении
начальника медицинской службы гражданской обороны на медицинское обеспечение
населения в военное время определяется порядок проведения
лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий, организация кадрового обеспечения, организация обеспечения
лекарствами и медицинской техникой, организация защиты работников органов
управления здравоохранением, учреждений и организаций здравоохранения и
больных, состав и порядок использования сил и средств медицинской службы
гражданской обороны других органов исполнительной власти и организаций, порядок использования сил и средств службы
медицины катастроф, организация взаимодействия, организация управления.
Решение начальника медицинской службы
гражданской обороны на медицинское обеспечение населения в военное время
оформляется графически (на карте) и текстуально (с приложением комплекта
документов) в виде Плана медицинского обеспечения населения в военное время.
В комплект документов этого Плана входят:
схема оповещения органов управления здравоохранением и учреждений
здравоохранения; схема управления и связи на военное время; документы скрытой
связи; план взаимодействия с другими службами гражданской обороны; состав и
задачи оперативных групп; расчеты, заявки, справочные и другие материалы.
26. План медицинского обеспечения
населения Российской Федерации в военное время согласовывается с МЧС России и
утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Планы медицинского обеспечения населения
в военное время субъектов Российской Федерации, городов, городских районов и
сельских округов утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны
по согласованию с территориальными органами управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям и руководителями вышестоящих органов
управления здравоохранением.
План разрабатывается в мирное время и
корректируется по мере необходимости.
Начальники медицинской службы гражданской
обороны всех уровней осуществляют непосредственное руководство планированием
медицинского обеспечения населения на военное время.
27. Для обеспечения устойчивого
управления медицинской службой гражданской обороны Минздрав России, органы
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов (городских
районов), отнесенных к группам по гражданской обороне, подготавливают в мирное
время основные и запасные пункты управления в защитных сооружениях.
Пункты управления должны быть оснащены
средствами связи и иметь необходимое оборудование, обеспечивающее нормальные
условия работы личного состава штабов медицинской службы.
28. Эффективность управления медицинской
службой гражданской обороны в военное время обеспечивается уровнем подготовки
личного состава органов управления службой, организацией системы связи,
состоянием пунктов управления, непрерывным сбором и анализом данных об
обстановке, своевременным принятием решений на медицинское обеспечение
населения и доведением задач до подчиненных, осуществлением постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений.
29. Для координации
деятельности учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны,
выполняющих задачи по оказанию медицинской помощи населению, пораженному при
ведении военных действий или вследствие военных действий, по проведению
противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных
санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения, а также
для поддержания связи и взаимодействия с органами исполнительной власти
создаются оперативные группы.
В состав оперативных групп включаются, как правило, специалисты органов управления
здравоохранением, хорошо подготовленные к выполнению задач.
Конкретные задачи, состав и оснащение
оперативных групп, а также порядок обеспечения их транспортными средствами
определяются соответствующими начальниками медицинской службы гражданской
обороны.
30. Организация работы штабов медицинской
службы гражданской обороны, порядок представления донесений определяются
соответствующими руководящими документами Минздрава и МЧС России.
31. Для обеспечения непрерывности
управления медицинской службой гражданской обороны, на случай выхода из строя
штаба службы, приказами руководителей органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации, городов (городских районов), отнесенных к
группам по гражданской обороне, назначаются соответствующие штабы-дублеры,
которые обеспечиваются необходимыми для управления документами, разработанными
основными штабами.
32. Начальники медицинской службы
гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, городских районов,
сельских округов и организаций ежегодно представляют по подчиненности доклады о
состоянии службы.
V. ПОЛНОМОЧИЯ НАЧАЛЬНИКОВ
МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
33. На начальника федеральной медицинской
службы гражданской обороны возлагается:
- руководство федеральной медицинской
службой гражданской обороны в военное время;
- руководство разработкой нормативных
актов по организации медицинского обеспечения населения страны в военное время
и подготовке службы к выполнению задач и контроль за
их выполнением;
- руководство разработкой Плана
медицинского обеспечения населения страны в военное время;
- руководство научной разработкой проблем
медицинского обеспечения населения в военное время;
- руководство созданием запасов имущества
мобилизационного резерва для медицинской службы гражданской обороны;
- организация и проведение мероприятий,
направленных на сохранение и повышение устойчивого функционирования учреждений
здравоохранения в военное время;
- контроль за
поддержанием пунктов управления федеральной медицинской службы гражданской
обороны в постоянной готовности;
- руководство и контроль специальной
подготовки работников органов управления и учреждений здравоохранения по
вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время;
- организация контроля
за состоянием подготовки здравоохранения субъектов Российской Федерации
к работе в условиях военного времени;
- организация взаимодействия службы с
другими службами гражданской обороны по вопросам медицинского обеспечения
населения в военное время;
- координация деятельности
структурных подразделений Министерства здравоохранения Российской Федерации
по разработке и изданию нормативных правовых актов, учебно-методических
пособий, учебных программ по медицинской службе гражданской обороны.
34. На начальника медицинской службы
гражданской обороны субъекта Российской Федерации возлагается:
- руководство разработкой плана
медицинского обеспечения населения субъекта Российской Федерации в военное
время;
- организация и проведение мероприятий по
увеличению коечного фонда учреждений здравоохранения субъекта Российской
Федерации, созданию органов управления, учреждений и формирований медицинской
службы гражданской обороны на военное время;
- организация и контроль
за подготовкой штабов, учреждений и формирований медицинской службы
гражданской обороны к работе в военное время;
- контроль за
поддержанием пунктов управления медицинской службы гражданской обороны в
постоянной готовности;
- руководство и контроль
за специальной подготовкой работников органов управления
здравоохранением и учреждений здравоохранения по вопросам организации
медицинского обеспечения населения в военное время;
- организация и проведение мероприятий по
поддержанию устойчивого функционирования учреждений здравоохранения в военное
время;
- организация взаимодействия с органами
управления и учреждениями других органов исполнительной власти по вопросам
организации медицинской помощи населению, пострадавшему при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
- методическое руководство подготовкой
населения по вопросам оказания первой медицинской помощи
пораженным и больным гражданам в военное время;
- организация и контроль
за деятельностью штабов, учреждений и формирований службы по выполнению
ими задач в военное время.
35. Полномочия начальников медицинской
службы гражданской обороны городов, городских районов, сельских округов и
организаций определяются вышестоящими начальниками медицинской службы
гражданской обороны.
VI. МЕДИЦИНСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
36. Населению,
пораженному при ведении военных действий или вследствие этих действий
оказываются первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая
врачебная помощь и специализированная медицинская помощь.
В очагах поражения первая медицинская
помощь и доврачебная помощь оказывается самими пораженными в порядке само- и
взаимопомощи, личным составом формирований гражданской обороны (санитарных
постов, санитарных дружин и других, создаваемых в организациях), фельдшерами,
медицинскими сестрами.
В медицинских отрядах и сохранившихся
вблизи очага поражения лечебно-профилактических учреждениях (на первом этапе
медицинской помощи пораженным) оказывается первая врачебная помощь.
В центральных
городских, окружных и районных больницах, городских, областных (краевых,
республиканских, окружных) больницах, в развернутых в загородной зоне
профилированных больницах, в подвижных госпиталях медицинской службы
гражданской обороны, а также в лечебно-профилактических учреждениях (на втором
этапе медицинской помощи пораженным) оказывается специализированная медицинская
помощь.
37. Эвакуация пораженных и больных
граждан в медицинские отряды и подвижные госпитали, развернутые в районах
очагов поражения, в больничные и другие лечебно-профилактические учреждения
осуществляется автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, а также
речными и морскими судами в установленном порядке.
Создание эвако-санитарных формирований
(автомобильных, железнодорожных, авиационных), подготовка речных и морских
судов для эвакуации пораженных и больных граждан проводится по решениям органов
исполнительной власти, руководителей соответствующих организаций.
Ответственными за организацию медицинской
эвакуации являются начальники гражданской обороны субъектов Российской
Федерации, городов, городских районов и сельских округов, а за медицинское
обеспечение ее - соответствующие начальники медицинской службы гражданской
обороны.
38. Для развертывания учреждений
медицинской службы гражданской обороны (профилированных больниц и др.) в
загородной зоне используются капитальные общественные здания круглогодичного
функционирования.
В планах гражданской обороны субъектов
Российской Федерации, городов, городских районов и сельских округов
предусматривается выделение необходимых сил и средств на подготовку отведенных
зданий для развертывания в них учреждений здравоохранения и обеспечения
устойчивости их работы (водоснабжение, электро- и теплоснабжение, питание,
защита личного состава и больных).
39. Учреждения
гигиенического, эпидемиологического, микробиологического и вирусологического
профилей, независимо от ведомственной подчиненности, включенные в сеть
наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны ведут наблюдение и
лабораторный контроль за зараженностью (загрязненностью) внешней среды
радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими)
средствами в соответствии с нормативными актами.
40. Санитарно-гигиенические и
противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся центрами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
научно-исследовательскими институтами санитарно-гигиенического и
эпидемиологического профилей, противочумными учреждениями, а также создаваемыми
на их базе формированиями медицинской службы гражданской обороны. Задачи этих
учреждений и формирований по проведению санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий определяются планами медицинского обеспечения
населения в военное время, разрабатываемыми соответствующими начальниками
медицинской службы гражданской обороны.
41. Обеспечение общественного порядка в
районах действий медицинских формирований (в районах очагов поражения), а также
при проведении карантинных и обсервационных мероприятий осуществляется службой
охраны общественного порядка в установленном порядке.
42. При организации медицинского
обеспечения населения в соответствии с решениями начальников гражданской
обороны, начальники медицинской службы гражданской обороны принимают решения по
использованию сил и средств в зависимости от
сложившейся обстановки. В необходимых случаях начальники медицинской службы
гражданской обороны принимают решение самостоятельно с последующим докладом
начальнику гражданской обороны.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
43. Специальная подготовка личного состава
медицинской службы гражданской обороны является составной частью подготовки
учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.
Уровень подготовки медицинских и
фармацевтических работников для выполнения обязанностей по занимаемой должности
в мирное время и по предназначению на военное время является основным
показателем готовности органа управления здравоохранением, учреждения
здравоохранения к выполнению задач в военное время.
44. В мирное время для подготовки к
работе в составе штабов, учреждений и формирований медицинской службы
гражданской обороны в обязательном порядке привлекаются все работники с высшим
и средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии с
законодательством.
45. Специальная подготовка в органах
управления здравоохранением и учреждениях здравоохранения планируется и
проводится дифференцированно с различными категориями обучаемых, с учреждением,
формированием в целом, в ходе плановых занятий, учений, на учебных сборах.
Тематика занятий с личным составом
штабов, учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны
определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.
Основной формой подготовки штабов
медицинской службы гражданской обороны к выполнению задач являются
командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
С учреждениями медицинской службы
гражданской обороны проводятся комплексные объектовые учения; с формированиями
- тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.
Периодичность и продолжительность учений с штабами, учреждениями и формированиями медицинской службы
гражданской обороны устанавливаются организационно-методическими указаниями
Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и учреждений
здравоохранения в области гражданской обороны.
Занятия и учения с личным составом
штабов, учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны
проводятся в часы, установленные руководителями органов управления
здравоохранением и учреждений здравоохранения.
46. Руководитель органа управления
здравоохранением и учреждения здравоохранения:
- организует специальную подготовку
работников органа управления здравоохранением, учреждения здравоохранения и
руководит ею;
- лично проводит учения и занятия;
- осуществляет контроль и оказывает
необходимую помощь руководителям занятий и учений;
- проводит мероприятия, способствующие
повышению эффективности обучения подчиненных;
- систематически проверяет и анализирует
уровень подготовки подчиненных и принимает меры по поддержанию их
профессиональных знаний и навыков на должном уровне.
47. Усовершенствование руководящего
состава органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения,
врачей-специалистов по вопросам организации медицинского обеспечения населения
в военное время проводится на циклах тематического усовершенствования в
медицинских высших учебных заведениях, на местных учебных базах, на учебных
сборах в установленном порядке.
VIII. МАТЕРИАЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
48. Для оснащения и
обеспечения работы учреждений и формирований медицинской службы гражданской
обороны, создаваемых в соответствии с мобилизационными планами экономики
Российской Федерации, а также учреждений медицинской службы гражданской
обороны, выполняющих мобилизационные задания (по развертыванию дополнительных
больничных коек и др.), создаются запасы медицинского, санитарно-хозяйственного
и специального имущества в составе мобилизационного резерва за счет средств федерального
бюджета. Хранение имущества мобилизационного резерва осуществляется на
складах медицинских центров "Резерв".
49. Для обеспечения работы формирований
медицинской службы гражданской обороны, создаваемых по планам Министерства
здравоохранения Российской Федерации, органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, используется
медицинское и санитарно-хозяйственное имущество текущего довольствия и запасы
медицинского имущества, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, находящиеся в учреждениях-формирователях.
50. Порядок накопления,
хранения, освежения и использования медицинского, санитарно-хозяйственного и
специального имущества мобилизационного резерва для учреждений и формирований
медицинской службы гражданской обороны определяется "Положением о
мобилизационном резерве", утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 14.05.97 N 570-27, и "Положением о накоплении,
хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств",
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000
N 379 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000., N 18 ст. 1991).
51. Ответственными за организацию
снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны
медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом в военное время
являются соответствующие начальники медицинской службы гражданской обороны.
52. Обеспечение учреждений и формирований
медицинской службы гражданской обороны автомобильным транспортом,
продовольствием и другими видами материально-технических средств осуществляется
на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
53. Расходы на подготовку и проведение
мероприятий федеральной медицинской службы гражданской обороны, понесенные
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями, независимо от форм собственности,
возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного
заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в Федеральном бюджете.
Расходы, понесенные
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий
федеральной медицинской службы гражданской обороны, осуществляемых по заказу
федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в
соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет
предусмотренных ими на эти цели средств Федерального бюджета и внебюджетных
средств.
54. Расходы на подготовку и проведение
мероприятий федеральной медицинской службы гражданской обороны, возмещение
которых не предусмотрено в пункте 53 настоящего Положения финансируются:
бюджетными
учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами
доходов и расходов этих учреждений;
организациями (за исключением бюджетных
учреждений) - в размерах, согласованных с соответствующими органами,
осуществляющими управление гражданской обороной, путем отнесения указанных
расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).