ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПИСЬМО
31 августа 2000 г.
N 1-11-193
О ПРОГРАММЕ ЗАО "СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ"
Комитет здравоохранения информирует Вас о
поступлении предложения ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" о создании ОАО
"Московская Фармацевтическая Компания" (ОАО "МФК") на базе
объединения муниципальной собственности г. Москвы и частной собственности.
Необходимость реорганизации аптечной сети
в городе связана с неустойчивым финансово - экономическим положением многих
аптечных предприятий. Результаты приватизации наиболее рентабельных аптек до
настоящего времени не дали ожидаемой прибыли городу от уплаты дивидендов. Вместе
с этим предпринятый опыт передачи муниципальных предприятий в аренду
коммерческим структурам ЗАО "Время", ООО "Мультифарма",
Аптеки "Феба" ЗАО "Балчуг - фарма" также не принес
существенного экономического эффекта бюджету города от переданной указанным
фирмам муниципальной собственности. Проанализировав предыдущий опыт создания
альтернативных сетей, Комитет здравоохранения считает, что основной причиной
неэффективности переданного государственного и муниципального имущества
послужило отсутствие постоянного взаимодействия государственных структур и
коммерческих фирм, которое возможно при условии включения в состав учредителей
города Москвы.
Участие города Москвы позволило бы в
данном случае осуществлять постоянный контроль за
деятельностью данных предприятий, что оказало бы позитивное влияние на их
деятельность и привлекло инвестиции в муниципальную аптечную сеть.
Учитывая данные обстоятельства, Комитет
здравоохранения поддерживает инициативу создания ОАО "МФК" с участием
в нем в качестве учредителей представителей города Москвы, муниципальных
аптечных предприятий и инвесторов - частных аптечных предприятий и оптовых
фармацевтических компаний.
Появление нового хозяйствующего субъекта
- оператора городской розничной аптечной сети, по нашему мнению, позволит обеспечить:
- единую систему регулирования цен в
фармацевтической отрасли города и, как следствие, снижение цен на лекарственные
препараты и изделия медицинского назначения, в первую очередь включенные в
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,
гарантировать качество медикаментов;
- решение проблемы лекарственного
обеспечения особо нуждающихся категорий населения (в первую очередь - ветеранов
и инвалидов ВОВ) путем открытия социальных отделов в аптеках для населения;
- увеличение товарооборота и повышение
рентабельности городского аптечного хозяйства, и, как следствие, отчисление
части прибыли в бюджет города;
- создание эффективной платежной системы
с целью ускорения взаиморасчетов, проведения денежных и товарных зачетов между
аптечными учреждениями на различных уровнях, направленных на погашение
задолженности бюджета и хозяйствующих субъектов;
- полный автоматизированный учет отпуска
лекарственных средств, следствием чего будет являться оптимизация работы,
увеличение товарооборота и ускорение взаиморасчетов, программа бесперебойного
снабжения лекарственными средствами;
- создание условий для привлечения
частных инвестиций в городское аптечное хозяйство.
Анализ финансово - хозяйственной
деятельности аптечных предприятий города Москвы показывает, что их финансовое
состояние весьма не устойчиво. В настоящее время в аптечных
предприятиях города имеется значительный разброс цен на лекарственные
препараты, в том числе на жизненно необходимые и важнейшие. Основными
причинами сложившейся ситуации являются:
1) преобладание непрямых закупок в
розничной сети и отсутствие постоянной, жесткой связи как с оптовыми
поставщиками - импортерами, так и с отечественными производителями;
2) недостаток оборотного капитала
аптечной сети обуславливает преобладание закупок с отсрочкой платежа, которая
влечет за собой увеличение закупочных цен (при закупке с предварительной
системой оплаты цена препаратов уменьшается на 10-30%);
3) высокая амплитуда колебания цен в
государственной и муниципальной розничной сети и превышение цен по сравнению с
частной аптечной сетью.
Существующая муниципальная розничная сеть
в силу своего характера также имеет большое количество недостатков
экономического, маркетингового и организационного характера, среди которых
можно отметить:
- недостаток оборотных средств;
- отсутствие единой сети и, как
следствие, единой стратегии;
- слабая маркетинговая политика;
- отсутствие возможности
перераспределения товара;
- низкая мобильность реагирования, как на
сезонные изменения потребности, так и на экономические;
- низкая степень автоматизации аптек.
Создание ОАО "МФК" по схеме,
предложенной ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД", позволит обеспечить создание
централизованной конкурентно защищенной системы обеспечения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения населения, проживающего на
территории г. Москвы, повысить эффективность использования государственной и
муниципальной собственности, увеличить экономию использования бюджетных
средств.
Основой предлагаемой системы является
создание крупной торговой компании на базе муниципального имущества - нежилых
помещений, используемых для размещения розничной торговой сети, создание
единого информационного пространства аптек на основе современной компьютерной
сети и прямое наполнение этой сети товарами по прямым поставкам отечественных
предприятий - производителей и иностранных фармацевтических компаний.
Учредителями нового общества
предположительно могут выступить город Москва, ЗАО "СИА Интернейшнл",
ЗАО "ИнФармтех" (крупнейший поставщик аппаратно - программных
комплексов для аптечных сетей), муниципальные аптечные предприятия, частные
аптечные предприятия и оптовые фармацевтические компании.
Участие города Москвы в создании ОАО
"Московская Фармацевтическая Компания" может быть произведено:
- путем внесения в уставный капитал прав
владения и пользования имуществом, без изменения его собственника, т.е. с
сохранением на него права государственной (муниципальной) собственности (что в
отдельных случаях является достаточно привлекательным и удобным для субъекта)
на определенный срок;
- путем внесения в уставный капитал
непосредственно имущества (с соблюдением норм законодательства о приватизации)
аптечных предприятий, инвестора проекта - ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД".
Создание подобного общества, по оценкам
Комитета здравоохранения, позволит проводить целенаправленную и взвешенную
маркетинговую политику, строящуюся на следующих принципах:
- насыщение аптек полным ассортиментом
особо важных и жизненно необходимых препаратов;
- снижение цен на эти препараты на первом
этапе до 10%;
- увеличение ассортимента аптек,
доведение его до 6000 наименований;
- увеличение присутствия современных
высокоэффективных лекарственных средств (для обеспечения платежеспособных
групп).
ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД"
компания с годовым оборотом более 200000 млн. долларов США, которая работает на
фармацевтическом рынке г. Москвы уже более 7 лет.
ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" имеет
филиалы, представительства и дочерние компании в 30 городах России, общий штат
сотрудников более 2500 человек. По оценкам Ассоциации производителей
медикаментов AIPM, ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" является наиболее
стабильно развивающейся фармацевтической компанией России, которая
рекомендована иностранным производителям как наиболее надежный партнер.
В 1998 г. фирма осуществляла льготное
лекарственное обеспечение жителей Северного АО, а с 1999 г. является
уполномоченной фармацевтической фирмой, ответственной за обеспечение
декретированных групп населения в 3 административных округах города: Северном,
Северо - Западном и Зеленограде. В настоящее время "СИА Интернейшнл
ЛТД" совместно с фармацевтической компанией "Merk Sharp a Dohme"
прорабатывает вопрос о внедрении в систему льготного обеспечения
декретированных групп населения закупок лекарственных средств в
госпитальных упаковках с целью достижения экономии бюджетных средств.
Начиная с 1999 г. ЗАО "СИА
Интернейшнл ЛТД" осуществляет эксперимент по обеспечению торговой
деятельности городских аптек различных форм собственности на основании
собственной схемы, основанной на договоре комиссии. На настоящий момент по
данной схеме работают 57 аптек города Москвы. Анализ хозяйственной деятельности
данных предприятий за период 1999 г. показал следующие качественные изменения в
их деятельности:
- товарооборот аптек за указанный период
повысился на 26% по сравнению с аналогичным периодом 1998 г.;
- валовой доход аптек повысился с 21,35
до 24,94% от товарооборота;
- отношение товарных остатков к
товарообороту уменьшилось со 119 до 100% (что свидетельствует о повышении
оборачиваемости товара).
Учитывая вышеизложенное,
Комитет здравоохранения просит Вас поддержать проект создания ОАО
"Московская фармацевтическая Компания". В случае положительного
решения Комитет здравоохранения готов представить проект распорядительного
документа.
Председатель Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ