АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
15 сентября 2000 г.
N 4-21-88
Московское областное фармацевтическое
управление направляет ответы Постоянного Комитета по контролю наркотиков от
06.07.2000 N КН-784 на наши вопросы по расчету нормативов потребности
наркотических средств и использованию наркотических средств в
пределах утвержденных расчетных нормативов.
Начальник управления
Н.А.СМИРНОВ
Приложение
к письму
от 15.09.2000 г. N 4-21-88
1. При сравнении
нормативов потребления, опубликованных в журнале "Новые лекарственные
препараты" (N 8-1998 г.) "Сводные таблицы расчетных нормативов
потребностей в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах"
(таблица N 2) и расчетных нормативов, опубликованных в таблице N 2 приложения 3
к приказу Минздрава РФ от 12.11.97 N 330 "О мерах по улучшению учета,
хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств"
выявлены значительные расхождения по 10 позициям.
В связи с изложенным,
просим разъяснить, какими нормативами необходимо пользоваться при расчете
потребности в наркотических лекарственных средствах?
Ответ: расхождения в расчетах нормативов
потребления наркотических лекарственных средств в двух
документах связаны с технической ошибкой. В связи с чем, при расчете
потребности лечебно - профилактических учреждений в наркотических средствах
необходимо руководствоваться нормативами, утвержденными на одну койку приказом
МЗ РФ N 330 от 12.11.1997 года. Одновременно просьба учесть, что в позициях 33
- 36 пропущено указание, что нормативы рассчитаны на 1000 посещений в год.
2. В приказе МЗ РФ N
330 (табл.2 приложения 3) сказано, что нормативы на просидол для медицинской
практики в хирургических, травматологических, онкологических,
стоматологических, гинекологических лечебно - профилактических учреждениях
утверждены по аналогии с расчетными нормативами на промедол, тогда как
расчетные нормативы на промедол предусмотрены не только на вышеперечисленные
койки лечебно - профилактических учреждений и амбулаторно - поликлинические
посещения.
Означает ли это, что нормативы на
просидол следует считать по всем позициям нормативов, где предусмотрен
промедол (р-р промедола 1%, р-р промедола 2%, промедол 0,025 N 10 таб.)?
Ответ: что касается нормативов на
просидол, то и таблетки и ампулы необходимо считать по всем нормативам,
предусмотренным для промедола.
3. В приказе МЗ РФ N
330 (таблица 2 приложения 3) на 1000 случаев оказания скорой медицинской помощи
предусмотрен р-р омнопона 2% - 1,0 - 7,0 амп., а в "Примерный перечень
оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи", утвержденный
приказом МЗ РФ от 26.03.99 N 100 "О совершенствовании организации скорой
медицинской помощи населению Российской Федерации включен омнопон 1% - 1 мл - 2
амп.
Можно ли осуществлять замену омнопона 1%
на 2% и наоборот?
Ответ: что же касается замены омнопона 1
% на 2% и наоборот, то эту замену можно осуществлять в пределах нормативов,
утвержденных приказом N 330 от 12.11.1997 г.
Что касается приказа МЗ РФ N 100 от
26.03.99 г., то этот приказ не отменяет расчетный норматив на омнопон 2% на
1000 случаев оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом МЗ РФ N
330.
4. Практика показывает, что в последние
годы большинство онкологических больных находятся на амбулаторном лечении.
Потребление ими наркотических средств
значительно превышает расчетные нормативы по амбулаторно - поликлиническим
посещениям, тогда как в целом по району (городу) потребление наркотических
средств, как правило, не превышает утвержденные расчетные нормативы.
В связи с изложенным,
просим разъяснить, может ли руководитель территориального органа управления
здравоохранения района (города) перераспределять наркотические средства между
лечебно - профилактическими учреждениями (стационар) и амбулаторными
онкологическими больными в пределах утвержденных расчетных нормативов в целом
по району (городу)?
Ответ: необходимо учесть, что внутри
лечебного учреждения можно производить замену одних наркотических лекарственных
средств другими в пределах общего объема всех
наркотических средств по расчету, предусмотренному для данного учреждения. При
этом главный врач может увеличить нормативы на одно отделение, если другие
отделения не используют наркотики, но все в пределах общего расчета.
5. По информации
руководителей аптечных организаций участились случаи назначения р-ра омнопона
1%, 2% онкологическим больным, тогда как приказом МЗ РФ N 330 (таблица 2
приложение 3) п. 33 "поликлиника и амбулатория" на 1000 посещений
предусмотрено р-р омнопона 1% - 1,0 -0,7 амп. и р-р омнопона 2% - 1,0 - 0,3
амп., а п. 35 "онкологический диспансер" расчетные нормативы на р-р
омнопона не предусмотрены вообще.
Как поступать в таких случаях?
Имеют место случаи назначения врачами
отдельным категориям онкологических больных р-ра промедола 1%, 2% на длительный
срок, в связи с чем аптека не укладывается в расчетные нормативы по р-ру промедола,
в то же время расчетные нормативы на р-р морфина 1% не используются.
Возможно ли, в подобных случаях заменять
норматив одних наименований наркотических средств другими?
Ответ: можно осуществлять
перераспределение наркотических средств среди онкологических
больных в пределах утвержденных нормативов для одной территории. Такой расчет
может производить руководитель территориального органа здравоохранения.
6. В связи с неравномерными поставками
наркотических средств ФУП "Московский эндокринный завод" просим также
разъяснить, можно ли заменять одно наименование наркотического лекарственного
средства другим в пределах выделенных квот?
Ответ: что касается замены одного
наркотического средства другим в пределах разнарядки (распределения),
утвержденной Минздравом РФ и Министерством экономики РФ, то по Вашим
разъяснениям, мы считаем, что эти министерства вряд ли будут позволять замену.