УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Комитета здравоохранения
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
23 октября 2000 г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель УМС
Комитета здравоохранения
Л.Г.КОСТОМАРОВА
23 октября 2000 г.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И РАБОТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ МОСКВЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(N 51)
Главный специалист
по подростковой службе
Комитета здравоохранения
А.Г.АВТАНДИЛОВ
20 октября 2000 г.
Учреждение-разработчик: НИИ гигиены и
охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.
Составители: д.м.н.
проф. Л.М.Сухарева, к.м.н. А.Г.Ильин, д.м.н. И.К.Рапопорт, к.м.н. К.Э.Павлович,
к.м.н. Е.И.Шубочкина, к.м.н. И.В.Звездина, к.б.н. С.С.Молчанова, к.м.н.
Г.А.Шаршаткина, к.б.н. Ю.А.Ямпольская, к.м.н. А.В.Куликова.
Рецензент: зав. сектором развития и
охраны материнства и детства НИИ социальной гигиены, экономики и управления
здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН д.м.н. Л.П.Чичерин.
Предназначение: для органов управления
здравоохранением, амбулаторно-поликлинических учреждений, обеспечивающих
медицинское обслуживание подростков.
Состояние здоровья
учащихся системы начального
профессионального образования и работающих
подростков г. Москвы
Значительную часть подростковой популяции
составляют учащиеся учреждений начального профессионального образования и
работающие подростки.
Изучение основных показателей физического
развития и анализ их изменений у подростков за последнее десятилетие позволил
выявить определенные тенденции. Установлено достоверное снижение продольного
роста на 0,5-1,5 см, окружности грудной клетки на 4,5-8,5 см, а также массы
тела во всех возрастно-половых группах на 2,5-4 кг. Отмечается снижение доли
подростков с нормальным физическим развитием. Причем отклонения в физическом
развитии формируются в меньшей степени за счет избыточной массы тела, что можно
было наблюдать в 80-х годах, а преимущественно за счет дефицита массы тела. За последнее десятилетие удельный вес юношей с избыточной массой
тела снизился с 10,2% до 6,6%, а девушек - с 9,1% до 4,5%, в то же время доля
юношей с дефицитом массы тела возросла с 12,4% до 18,8%, а девушек - с 13,5% до
19,9%. Произошло увеличение числа лиц астенического телосложения: среди юношей
с 43,8 до 47,7%, среди девушек - с 45,9% до 66,1%.
Отличие в уровне физического развития
современных подростков от их сверстников прошлого десятилетия обнаруживается в
менее выраженном приросте мышечной силы с возрастом. В результате этого
процесса в 17-летнем возрасте юноши имеют показатели мышечной силы (по данным
динамометрии) на 18,5% (на 10 кг), а девушки на 21,0% (на 7 кг) ниже, чем их
сверстники в 80-х годах.
По данным углубленных профилактических
осмотров распространенность хронических болезней и функциональных нарушений у
подростков, получающих начальное профессиональное образование, достигает 3000
на 1000 обследованных. Полученные результаты более чем вдвое превышают данные
официальной статистики о заболеваемости (по обращаемости) подростков 15-17 лет.
Изучение структуры функциональных
расстройств у подростков - учащихся ПТУ показывает, что в обеих сравниваемых
группах наиболее распространенными являются нарушения костно-мышечной системы и
соединительной ткани, органов зрения, системы пищеварения, органов
кровообращения и эндокринной системы. Удельный вес указанных функциональных
нарушений в сумме в группе учащихся ПТУ составляет 96,3%.
В структуре заболеваемости хроническими
болезнями учащихся профтехучилищ первые ранговые места принадлежат патологии
опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, зрительного анализатора.
Суммарная доля указанных болезней в структуре выявляемой патологии у учащихся ПТУ составляет 49,0%.
Наиболее неблагоприятная картина
состояния здоровья отмечена при обследовании девушек - учащихся профтехучилищ.
Общая патологическая пораженность достигает 3373,2, в том числе частота
функциональных отклонений - 2283,6, а хронических заболеваний - 1089,6.
Значительно распространены заболевания и функциональные нарушения опорно-двигательного
аппарата (567,2), нервно-психической сферы и сомато-вегетативного
характера (447,8), сердечно-сосудистой системы (388,1), органов пищеварения
(328,4).
В последние годы у 25,1% девушек 15-16
лет и у 22,3% девушек 17-18 лет наблюдается несоответствие (снижение) степени
полового созревания возрасту. Сроки начала менструаций у девушек сместились в
сторону более старшего возраста. Установлено, что у
18-20% девушек - учащихся ПТУ в возрасте 15-16 лет менструальный цикл еще не
установился. В структуре нарушений первое место занимают нерегулярные
менструации (более 1/3 всех отклонений), далее идут задержка становления
менструальной функции, легкая форма альгодисменореи и длительно
неустановившиеся менструации. Было установлено, что 6,6% девушек имеют серьезные
отклонения, которые указывают на такие формы патологии, как тяжелые формы
альгодисменореи, предменструальный синдром, маточные кровотечения и позднее
менархе. В динамике профессионального обучения и особенно четко с увеличением
возраста отмечалось достоверное увеличение количества девушек с сильными
менструальными болями (с 11,8% до 19,8%), принимающих во время менструации
лекарства (с 27,8% до 38,9%), обращавшихся к врачу по поводу длительных и
обильных менструаций (с 3,1% до 6,8%). Если на первом
году обучения нарушения менструации отмечали 3% девушек 14-15 лет, то на
последнем - втрое больше.
С возрастом увеличивается доля
хронических воспалительных и невоспалительных заболеваний матки и ее придатков.
У девушек-подростков 17 лет, при снижении общей частоты нарушений
менструального цикла, увеличивается распространенность выраженных форм
указанных расстройств, требующих соответствующего лечения. Высокая частота
отклонений полового развития, функциональных расстройств и хронических болезней
женской половой сферы являются показателями нарушений репродуктивного здоровья
у девушек подросткового возраста.
Таким образом,
сопоставление данных профилактических осмотров, проведенных врачами,
обслуживающими учащихся ПТУ, с результатами углубленных профилактических
осмотров свидетельствуют о низких показателях выявляемости функциональных
нарушений и начальных форм хронической патологии у подростков (25%-45%) и об
отсутствии целенаправленной профилактической и лечебно-оздоровительной работы.
Индивидуальный
анализ состояния здоровья подростков, обучающихся в ПТУ, и сопоставление данных
с действующим "Перечнем медицинских противопоказаний к работе и
производственному обучению", 1988 (9 сборников по отраслям промышленности
и сельского хозяйства) показали, что (в зависимости от профессии) от 12,1% до
28,4% учащихся имеют медицинские противопоказания к выбранным профессиям, а
более 70% имеют ограничения при дальнейшем трудоустройстве из-за возможного
ухудшения здоровья при контакте
с отдельными производственными факторами.
В результате нерационального в
медицинском отношении выбора профессии трудовая деятельность молодых рабочих
будет сопряжена со значительным риском прогрессирования функциональных
расстройств и хронической патологии, развитием профессиональных заболеваний,
ранней инвалидизации, а также с низким уровнем трудоспособности.
Представленные данные свидетельствуют о
недостаточном уровне профориентационной и профконсультационной работы в школе,
неудовлетворительном качестве профотбора по медицинским показаниям при приеме
абитуриентов в учреждения начального профессионального образования и приеме
подростков на работу.
В основе развития
большинства хронических неинфекционных заболеваний лежат факторы риска,
обусловленные образом жизни - употребление алкоголя, курение, нерациональное
питание, низкая физическая активность и др. Подростки, имеющие факторы риска,
отличаются от своих сверстников меньшей социальной активностью, более низким
материальным достатком семьи; среди них достоверно чаще отмечается употребление
и злоупотребление алкоголем, негативное отношение к будущей профессии,
трудности ее овладения. Согласно
результатам анкетирования среди 15-16-летних подростков - учащихся ПТУ -
распространенность курения составляет 38,6%, среди 17-18-летних - 60,4%; 38,6%
15-16-летних подростков и 70,5% 17-18-летних употребляют алкоголь. Среди них
"3-4 раза в месяц и чаще" употребляют 5,4% 15-16-летних и 16,8%
17-18-летних подростков. Решающим фактором начала употребления алкоголя
являются причины, заложенные в микросоциальной среде учащихся. Употребление
алкоголя в подростковом возрасте представляет большую опасность
как в социальном, так и в медицинском плане.
Склонность к ранней сексуальной
активности характерна для современных девушек. Среди факторов риска ухудшения
здоровья девушек особенно значимыми являются: репродуктивное поведение и
уровень полового просвещения. Результаты анкетирования показали, что 35%
девушек - учащихся ПТУ считают допустимым начало половой жизни до 15-16 лет, а
5-10% - до 13-14 лет. При такой предрасположенности к ранней интимной жизни
девушки серьезно не задумывались о причинах начала половой жизни и подавляющее
большинство (91-93%) никогда не обращались к гинекологу. Основным источником
информации об интимной жизни для девушек являются друзья. О недостаточном
внимании медицинских работников к вопросам полового просвещения свидетельствует
тот факт, что 25% опрошенных не знали никаких противозачаточных средств. Причем
от 15 к 18 годам на фоне изменения сексуального поведения информированность не
повышалась.
Таким образом, наряду с
профессионально-производственными, социальные факторы влияют на формирование
состояния здоровья девушек, ухудшая показатели как
соматического здоровья, так и состояние менструальной функции.
Существующая форма медицинского
обслуживания в женских консультациях по месту проживания не учитывает
психологию подростков. Даже при острой необходимости они избегают их посещать,
боясь огласки. Гинекологи, обслуживающие взрослых женщин, не всегда считают
себя подготовленными для работы с подростками. Следовательно, медицинское
обслуживание девушек-подростков нуждается в определенной коррекции.
Около 5 лет в Москве функционируют
Подростковые медицинские центры в Юго-Западном и в
Юго-Восточном административных округах.
Анализ деятельности этих Центров, по
данным Комитета здравоохранения Москвы, показал, что проведение комплексной
целевой диспансеризации подростков в этих лечебно-профилактических учреждениях
характеризуется следующими показателями по сравнению с данными, поступившими из
округов, не имеющих подростковые медицинские центры:
- увеличивается вдвое количество
подростков с впервые выявленными заболеваниями (так, в Центре Юго-Западного
округа подростки с впервые установленными диагнозами составляют 14,5%, а в других
округах от 2% до 8% (в среднем 6,9%);
- возрастает количество подростков,
относимых к II группе диспансерного учета, на 5-7%;
- уменьшается количество подростков,
относимых к III группе диспансерного учета, на 5-7%.
Начата работа по обеспечению гинекологическими
осмотрами девушек-подростков и урологическими осмотрами - юношей. В 1998 году в
среднем гинекологический осмотр прошли 20,5% девушек, а урологический - 5,6%
юношей.
Данные о работе Подростковых центров
свидетельствуют об относительно высоком качестве проводимых профилактических
осмотров и эффективной диагностической и лечебно-коррекционной работы. Вместе с
тем Подростковые центры не могут охватить профилактической и
лечебно-оздоровительной работой всех подростков г. Москвы.
Таким образом, полученные данные
свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья учащихся
учреждений начального профессионального образования и работающих подростков,
слабой организации профилактической, диагностической и лечебно-коррекционной
работы. В связи с вышеуказанными данными необходимо совершенствование системы
медицинского обслуживания учащихся учреждений начального профессионального
образования и работающих подростков.
В методических рекомендациях представлены
основные принципы организации медицинского обслуживания учащихся учреждений
начального профессионального образования и работающих подростков в соответствии
с Приказом МЗ РФ N 154 от 05.05.99. Реализация методических рекомендаций
предполагает совместную работу органов здравоохранения и образования г. Москвы.
Медицинское
обслуживание учащихся учреждений
начального профессионального образования и
работающих подростков
Медицинское обслуживание учащихся
учреждений начального профессионального образования и работающих подростков
должно осуществляться врачами-педиатрами территориальных детских поликлиник, а
в учреждениях начального профессионального образования - врачами и средними
медицинскими работниками Отделений организации медицинской помощи детям и
подросткам в образовательных учреждениях - подразделений детских
амбулаторно-поликлинических учреждений по месту нахождения образовательного
учреждения. Подростковые медицинские центры должны выполнять функции
консультативно-диагностических учреждений. Отвечать за медицинское обслуживание
каждого учащегося учреждений начального профессионального образования и
работающего подростка до достижения 18-летнего возраста обязан участковый
врач-педиатр. С целью повышения эффективности профилактических мероприятий
подростков представляется целесообразным выделение следующих групп:
1) школьники массовых школ с
традиционными формами образовательного процесса;
2) школьники образовательных учреждений
нового вида (гимназий, лицеев);
3) школьники, совмещающие учебу с
трудовой деятельностью;
4) учащиеся учреждений начального
профессионального образования (ПТУ, колледжей);
5) работающие подростки.
Каждая из представленных групп подростков
в процессе профилактической работы требует к себе особого подхода в зависимости
от различий в условиях и образе жизни, сочетаний факторов риска, связанных с
видом и типом учебного учреждения, контакта с неблагоприятными
производственными факторами, режима учебы и трудовой деятельности. Следует
подчеркнуть необходимость дифференцированного подхода к проведению профилактических
осмотров и диспансеризации подростков, относящихся к указанным группам, а также
медико-физиологической профессиональной ориентации и врачебной профконсультации
в зависимости от формы обучения и видов профессиональной деятельности юношей и
девушек. Особого внимания требуют работающие подростки, подростки, совмещающие
учебу с работой, и учащиеся учреждений начального профессионального
образования.
Функциональные
обязанности медицинского персонала
(врача и средних медицинских работников),
осуществляющих медицинское обеспечение учащихся
учреждений начального профессионального
образования
Общая часть
1. Медицинский персонал, осуществляющий
медицинское обеспечение учащихся учреждений начального профессионального
образования (далее - медицинский персонал), работает в составе отделения
организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях
территориального детского амбулаторно-поликлинического учреждения.
2. Медицинский персонал в своей работе
руководствуется нормативными документами Минздрава Российской Федерации,
органов управления здравоохранением различных уровней, Положением об отделении
организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях,
распоряжениями главного врача и заведующего отделением поликлиники.
3. Распоряжения врача являются
обязательными для среднего медицинского персонала образовательного учреждения.
Деятельность медицинского персонала учреждений начального профессионального
образования направлена на организацию и осуществление профилактической,
диагностической, коррекционной, лечебной и реабилитационной помощи учащимся
данных учреждений.
Медицинский персонал, осуществляющий
медицинское обслуживание учащихся учреждений начального профессионального
образования, в своей деятельности решает следующие задачи:
1. Проведение профилактической работы в
образовательном учреждении:
1.1. Организация учета всех учащихся (в
возрасте до 18 лет и после 18 лет) данного учебного заведения.
1.2. Участие в осуществлении контроля за
санитарно-гигиеническими условиями образовательного учреждения, за условиями
прохождения производственно-технологической практики.
1.3. Оказание методической помощи
педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, контроль за его соответствием существующим
санитарно-гигиеническим нормативам.
1.4. Проведение контроля
за организацией и качеством питания учащихся.
1.5. Осуществление контроля
за правильной организацией и качеством физического воспитания.
1.6. Гигиеническое воспитание учащихся
(участие в разработке и реализации программ гигиенического образования,
направленных на сохранение и укрепление соматического, репродуктивного,
психического здоровья, контроль эффективности применения таких программ).
Повышение уровня знаний педагогов по вопросам охраны и укрепления здоровья
учащихся.
1.7. Иммунопрофилактика инфекционных
болезней (планирование вакцинации, контроль за
состоянием здоровья до и после вакцинации, общей и местной реакциями на
проведенную прививку).
1.8. Проведение работы по обеспечению
медико-психологической адаптации (совместно с психологом и педагогами
разработка медико-педагогических рекомендаций по адаптации и
ее коррекции в процессе обучения, осуществление медицинского контроля за
течением адаптации и проведением коррекционной работы).
1.9. Определение профессиональной
пригодности абитуриентов, поступающих в учреждения начального профессионального
образования, к избранной профессии или специальности (по данным медицинской
справки - форма 086/у "Врачебное профессионально-консультативное
заключение", оформленной в поликлинике по месту жительства клинике-экспертной комиссией).
1.10. Определение (по данным
профилактических осмотров) возможности прохождения
производственно-технологических практик учащимися с нарушениями здоровья и
развития, а также направление их на клинико-экспертную комиссию в случае
необходимости изменения условий прохождения практики.
1.11. Проведение в процессе получения
профессионального образования медицинской профессиональной ориентации и
врачебных профессиональных консультаций учащихся с отклонениями в состоянии
здоровья по рациональной специализации и оптимальному трудоустройству по
окончании образовательного учреждения.
1.12. Организация и контроль за
проведением ежегодных скрининг-обследований.
Организация и участие в проведении ежегодных плановых профилактических
медицинских осмотров учащихся с привлечением врачей-специалистов. Осмотры проводятся целенаправленно с учетом возможного контакта
учащихся в процессе овладения производственными навыками и производственной
практики с вредными профессионально-производственными факторами (основание -
Приказ МЗ СССР N 555 от 29.09.89 (прилож. 2. п. 13.3.), Приказ МЗ РФ и Министерства образования РФ N 186/272 от 30.06.92,
Приказ МЗ и МП РФ N 60 от 14.03.95, Приказ МЗ и МП РФ N 90 от 14.03.96, Приказ
МЗ РФ N 151 от 07.05.98, Приказ МЗ РФ N 154 от 05.05.99). Учащиеся 18
лет и старше для прохождения профилактического осмотра направляются врачом в
поликлинику общей сети по месту жительства (если проведение профосмотров в этом
возрасте предусмотрено нормативными документами).
1.13. Формирование групп учащихся
высокого медицинского, медико-социального,
медико-психологического риска по возникновению расстройств здоровья и развития
(методические рекомендации "Организация медицинского контроля за развитием
и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их
оздоровление в условиях детского сада, школы", утв. МЗ и МП Российской
Федерации, 1993 г.).
1.14. Разработка медицинских и (совместно
с педагогами, психологом) медико-,
психолого-педагогических рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии
здоровья, в т.ч. с учетом воздействия комплекса профессионально -
производственных факторов в учреждениях начального профессионального
образования.
1.15. Сбор и анализ социальной,
психолого-педагогической и другой информации, способствующей формированию групп
риска для медицинского наблюдения за подростками, правильной постановки
диагноза, для определения приоритетов при разработке и реализации
профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
2. Анализ состояния здоровья учащихся (по
показателям заболеваемости, травматизма, физического развития, частоты факторов
риска), разработка комплекса медицинских, медико-педагогических, медико-, социально-психологических мероприятий по сохранению,
укреплению и восстановлению здоровья учащихся (снижение заболеваемости,
профилактика травматизма и др.).
3. Организация и проведение
диагностической работы:
3.1. Раннее и активное выявление
отклонений в физическом развитии, функциональных расстройств и начальных форм
хронических заболеваний, в т.ч. обусловленных спецификой обучения в учреждениях
профессионального образования.
3.2. Организация плановых
гинекологических и андрологических (урологических) осмотров подростков в
условиях специализированных учреждений или кабинетов.
4. Организация и проведение работы по
коррекции нарушений здоровья и развития, лечению заболеваний и реабилитации
подростков с нарушениями здоровья.
4.1. Реализация мероприятий по коррекции
функциональных нарушений и хронических заболеваний, наиболее часто
встречающихся среди подростков и снижающих возможности их социальной адаптации
и интеграции, а также реабилитации лиц, страдающих этой патологией (патология
органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, отдельных
психических расстройств, органов кровообращения, пищеварения, в т.ч. кариеса и
др.).
4.2. Отбор учащихся на
санаторно-курортное лечение, в санатории-профилактории, на диетическое питание.
4.3. Оказание медицинской помощи всем
учащимся в образовательном учреждении в случаях острых и обострении хронических
заболеваний (неотложная врачебная помощь, направление в территориальную
поликлинику, вызов бригады "скорой" и "неотложной" помощи).
5. Обеспечение взаимодействия
образовательного учреждения и территориальной поликлиники, осуществляющей
медицинское обслуживание детей и подростков:
5.1. Анализ имеющейся медицинской, медико-социальной и психологической информации об учащемся и
обеспечение ее поступления участковому педиатру;
5.2. Разработка (совместно с участковым
педиатром) и реализация в условиях образовательного учреждения комплекса
мероприятий по сохранению и укреплению здоровья подростков.
6. Ведение учетно-отчетной медицинской
документации, отражающей состояние здоровья учащихся (в т.ч. сведения о
медико-биологических, социальных, поведенческих, психологических и других
факторах риска), объем и качество оказания медицинской помощи (в пределах своей
компетенции).
7. Оформление по результатам
профилактических осмотров врачебного заключения в Медицинской карте ребенка
(форма N 026/у-00) с указанием:
- возможности дальнейшего продолжения
обучения в учреждении начального профессионального образования;
- условиях
прохождения производственных практик;
- предварительного заключения о
возможности прохождения воинской службы;
а на заключительном этапе обучения
рекомендаций по:
- рациональному трудоустройству;
- дальнейшему медицинскому наблюдению в
амбулаторно-поликлинических учреждениях общей сети;
- проведению лечебно-оздоровительных и
коррекционных мероприятий;
- рациональным формам занятий
физкультурой и спортом.
8. Эффективность работы медицинского
персонала учреждений начального профессионального образования.
8.1. Эффективность оценивается по данным:
- официальной отчетной документации;
- учетной формы N 026/у-00
"Медицинская карта ребенка, подростка (для образовательных
учреждений)";
- анализа результатов специальных
исследований (анкетирование детей, родителей, педагогов и др.).
8.2. Критериями эффективности являются:
- положительные сдвиги в состоянии
здоровья (оцениваются по динамике показателей заболеваемости, физического
развития, функциональных возможностей организма в целом и отдельных его
систем);
- снижение распространенности среди подростков
факторов риска (поведенческих, в т.ч., вредных привычек, факторов, связанных с
условиями и образом жизни, профессионально-производственных и других).
Функциональные
обязанности педиатра,
осуществляющего медицинское обеспечение
работающих подростков
Общие положения
Медицинское обеспечение работающих
подростков осуществляется врачами-педиатрами территоральных детских
амбулаторно-поликлинических учреждений по месту прописки подростка.
Деятельность участкового педиатра
направлена на организацию и осуществление диагностической, коррекционной,
лечебной и реабилитационной помощи работающим подросткам, оказываемой на дому и
в условиях детской территориальной поликлиники.
Педиатр решает следующие задачи,
направленные на сохранение и укрепление здоровья работающих подростков:
1. Проведение профилактической работы в
отношении работающих подростков:
1.1. Организация учета всех работающих
подростков, проживающих на территории детского амбулаторно-поликлинического
учреждения.
1.2. Гигиеническое воспитание работающих
подростков; санитарное просвещение по вопросам, касающимся факторов риска
хронических неинфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым
путем, наркомании и токсикомании, СПИДа.
1.3. Иммунопрофилактика инфекционных
болезней (планирование вакцинации, контроль за
состоянием здоровья до и после вакцинации, общей и местной реакциями на
проведенную прививку).
1.4. Определение профессиональной
пригодности к работе и поступлению в учреждения профессионального образования,
к избранной профессии или специальности (оформление справки форма 086/у
"Врачебное профессионально-консультативное заключение").
1.5. Организация и участие в проведении
ежегодных профилактических медицинских осмотров работающих подростков с привлечением
врачей-специалистов детской поликлиники. Осмотры проводятся
целенаправленно с учетом возможного контакта работающих подростков с вредными
профессионально-производственными факторами (основание - Приказ МЗ СССР N 555
от 29.09.89 (прилож. 2. п. 13.3.), Приказ МЗ РФ и
Министерства образования РФ N 186/272 от 30.06.92, Приказ МЗ и МП РФ N 60 от
14.03.95, Приказ МЗ и МП РФ N 90 от 14.03.96, Приказ МЗ РФ N 151 от 07.05.98,
Приказ МЗ РФ N 154 от 05.05.99). Работающие подростки 18 лет и старше
для прохождения профилактического осмотра направляются врачом в поликлинику
общей сети по месту жительства (если проведение профосмотров в этом возрасте
предусмотрено нормативными документами).
1.6. Определение (по данным
профилактических осмотров) возможности продолжения работы на выбранном
предприятии или учреждении.
1.7. Проведение врачебных
профессиональных консультаций подростков с отклонениями в состоянии здоровья.
1.8. Формирование групп
работающих подростков высокого медицинского, медико-социального, медико-психологического
риска по возникновению расстройств здоровья и развития (методические
рекомендации "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем
дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление
в условиях детского сада, школы" (утв. МЗ и МП Российской Федерации, 1993
г.).
1.9. Сбор и анализ социальной,
психолого-педагогической и другой информации, способствующей формированию групп
риска для медицинского наблюдения за подростками, правильной постановки
диагноза, для определения приоритетов при разработке и реализации
профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
2. Анализ состояния здоровья работающих
подростков (по показателям заболеваемости, травматизма, физического развития,
эффективности диспансеризации, распространенности факторов риска), разработка
комплекса медицинских, медико-педагогических, медико-,
социально-психологических мероприятий по сохранению, укреплению и
восстановлению здоровья работающих подростков (снижению заболеваемости,
профилактике травматизма и др.).
3. Организация и проведение
диагностической работы:
3.1. Раннее и активное выявление
отклонений в физическом развитии, функциональных расстройств и начальных форм
хронических заболеваний, в т.ч. обусловленных спецификой работы и обучения в
учреждениях начального профессионального образования.
3.2. Направление на гинекологические и
андрологические (урологические) осмотры работающих подростков в
специализированные ЛПУ или кабинеты.
4. Организация и проведение работы по
коррекции нарушений здоровья и развития, лечению заболеваний и реабилитации
подростков с нарушениями здоровья.
4.1. Реализация мероприятий по коррекции
функциональных нарушений и хронических заболеваний, наиболее часто
встречающихся среди подростков и снижающих возможности их социальной адаптации
и интеграции, а также реабилитации лиц, страдающих этой патологией (патология
органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, отдельных
психических расстройств, органов кровообращения, пищеварения, в т.ч. кариеса и др.).
4.2. Отбор работающих подростков на
санаторно-курортное лечение, в санатории-профилактории, на диетическое питание.
5. Обеспечение взаимодействия
территориальной детской поликлиники, обеспечивающей медицинское обслуживание
детей и подростков, с другими лечебно-профилактическими учреждениями.
5.1. Анализ имеющейся медицинской, медико-социальной и психологической информации о работающем
подростке.
6. Ведение учетно-отчетной медицинской
документации, отражающей состояние здоровья работающих подростков (в т.ч.
сведения о медико-биологических, социальных, поведенческих, психологических и
других факторах риска), объем и качество оказания медицинской помощи (в
пределах своей компетенции).
7. Оформление по результатам
профилактических осмотров врачебных заключений с указанием:
- возможности дальнейшего продолжения
работы и получения профессионального образования;
- дальнейшего медицинского наблюдения в
амбулаторно-поликлинических учреждениях общей сети;
- рекомендации по проведению
лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий;
- рациональных форм занятий физкультурой
и спортом.
8. Эффективность работы педиатра с
работающими подростками оценивается по данным:
- официальной отчетной документации;
- анализа результатов специальных
исследований (анкетирование подростков, родителей, педагогов и др.).
8.1. Критериями эффективности являются:
- положительные сдвиги в состоянии
здоровья (оцениваются по динамике показателей заболеваемости, физического
развития, функциональных возможностей организма в целом и отдельных его
систем);
- снижение распространенности среди
подростков факторов риска (поведенческих, в т.ч. вредных привычек, факторов,
связанных с условиями и образом жизни, профессионально-производственных и
других).