ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 ноября 2000 г.
N 945
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ
Проблема обеспечения радиационной
безопасности населения Москвы тесно связана с историческими и политическими
аспектами становления и развития атомной науки и промышленности в стране.
К настоящему
времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 "Об
утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо
радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляющие разработку,
производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного
оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и
изделий" включены в перечень
организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные
производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских
ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около
150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный
срок эксплуатации.
В этих условиях актуальность
рассматриваемого вопроса носит важный государственный характер.
Правительство Москвы констатирует, что
силами городских организаций: Московского государственного
предприятия "Объединенный эколого - технологический и научно -
исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охране
окружающей среды" (МосНПО "Радон"), Центра Государственного
санитарно - эпидемиологического надзора в г. Москве, Главного управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы, Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы и префектур
административных округов проводятся необходимые мероприятия по обеспечению
радиационной безопасности населения. Особую роль
приобретают непосредственно выполняемые МосНПО "Радон" и Центром
Госсанэпиднадзора в г. Москве радиационно - аварийные работы, работы по
обезвреживанию и удалению радиоактивных отходов (как из Москвы, так и
Центрального региона России), радиоэкологический и социально - гигиенический
мониторинг, ведение радиационно - гигиенического паспорта территории Москвы,
контроль за радиационной безопасностью на объектах, применяющих различные виды
источников ионизирующего излучения, за радиационной безопасностью пищевых
продуктов и ряд других работ.
Вместе с тем в
решении этой проблемы наметились отрицательные тенденции: не проводятся работы
по снятию исследовательских реакторов с эксплуатации (Российский научный центр
"Курчатовский институт"), недостаточные объемы резервных емкостей для
приема и длительного хранения радиоактивных отходов на промплощадке МосНПО
"Радон" в Сергиево - Посадском районе Московской области, что может
затруднить процесс удаления радиоактивных отходов из Москвы и Центрального
региона Российской Федерации.
Отсутствует система производственного радиационного контроля на предприятиях
пищевой промышленности, строительной индустрии, предприятиях, перерабатывающих
вторичное сырье и отходы производства. Неудовлетворительное финансирование
радиационно опасных работ, особенно из федерального бюджета, привело к
систематическому нарушению исполнения федеральными органами Федерального закона
от 03.04.96 N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно
опасных производств и объектов". Это снижает уровень радиационной безопасности
и технологий обезвреживания радиоактивных отходов. Необходимы
замена специальных транспортных средств, переоборудование автоматической
системы контроля радиационного фона в Московском регионе, замена устаревшего
радиометрического и дозиметрического оборудования МосНПО "Радон" и
Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве, реконструкция инженерно - технологических
сооружений и коммуникаций площадки МосНПО "Радон". На основе
систем радиоэкологического и социально - гигиенического мониторинга необходима
разработка автоматизированной информационной системы оценки
доз облучения населения Москвы от различных видов источников
ионизирующего излучения, в т.ч. при возможных радиационных авариях.
В целом радиационная обстановка в Москве
может быть оценена как удовлетворительная.
Вместе с тем с учетом объемного насыщения
предприятий радиоактивными материалами и радиоактивными отходами она является
потенциально опасной и требует постоянного внимания.
В целях повышения
уровня радиационной безопасности населения Москвы Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Комплексную программу
"Обеспечение радиационной безопасности населения г. Москвы на 2001-2003
гг." (приложение).
2. МосНПО "Радон":
2.1. До 25.12.2000 осуществить
модернизацию действующей системы учета источников ионизирующего излучения в
систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,
предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября
1997 года N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов".
2.2. Осуществлять координацию работ
органов надзора и контроля по учету и ликвидации источников с просроченным
сроком эксплуатации, подготовить и утвердить в установленном порядке до 15
января 2001 года план совместных мероприятий на 2001-2003 гг.
3. Департаменту экономической политики и
развития г. Москвы по предложению Управления городского заказа Правительства
Москвы предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на
2001-2003 гг. выполнение работ по обеспечению радиационной безопасности
населения (приложение, раздел 5, строка "Инвестиционная программа" и
раздел 6) в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных Управлению.
4. Управлению жилищно -
коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с
МосНПО "Радон", Департаментом природопользования и охраны окружающей
среды Правительства Москвы, Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве, Главным
управлением ГОиЧС г. Москвы и с привлечением заинтересованных организаций
разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы в II квартале
2001 года концепцию проекта закона города Москвы о радиационной безопасности
населения.
5. МосНПО "Радон", Центру
Госсанэпиднадзора в г. Москве, Главному управлению ГОиЧС г. Москвы с
привлечением заинтересованных организаций разработать и представить во II
квартале 2001 года на утверждение Правительства Москвы проект системы учета и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан.
6. Предприятиям
стройиндустрии, пищевой промышленности, организациям, занимающимся сбором и
переработкой вторичного сырья и отходов производства, независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности завершить до 10.01.2001
согласование планов - мероприятий по проведению производственного радиационного
контроля в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 N
118 "О порядке организации и проведения производственного контроля за
соблюдением санитарных правил".
7. Управлению жилищно - коммунального
хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, МосНПО "Радон"
разработать научно обоснованные нормативы затрат на основные виды работ,
выполняемые МосНПО "Радон" в рамках городского заказа, и представить
в I квартале 2001 г. на утверждение Межведомственной комиссии по ценовой и
тарифной политике при Правительстве Москвы.
8. Управлению жилищно -
коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы подготовить до
15.12.2000 обращение в Правительство Российской Федерации о погашении в 2000
году кредиторской задолженности Минфином России за выполненные МосНПО
"Радон" радиационно опасные работы по удалению радиоактивных отходов
на федеральных объектах Центрального региона Российской Федерации и
предусмотрении в проекте бюджета Российской Федерации на 2001 год финансовых
средств для МосНПО "Радон" в размере нормативной потребности
на обезвреживание радиоактивных отходов из Центрального региона Российской
Федерации в соответствии с Федеральным законом от 03.04.96 N 29-ФЗ "О
финансировании особо радиационно опасных и ядерно - опасных производств и
объектов".
9. Управлению жилищно - коммунального
хозяйства и благоустройства Правительства Москвы доложить в апреле 2001 года
Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления.
10. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера
Правительства Москвы Никольского Б.В.
И.о. Премьера Правительства Москвы
В.П.ШАНЦЕВ
Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 28 ноября 2000 г. N 945
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Г. МОСКВЫ НА 2001-2003 ГГ."
Основание для разработки Федеральный закон
программы от 9 января 1996 г.
N 3-ФЗ
"О радиационной
безопасности
населения" (ст. 6)
Заказчик Комплекс городского
хозяйства
Исполнители УЖКХиБ, МосНПО
"Радон"
1. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОГРАММЫ
Комплексная программа "Обеспечение
радиационной безопасности населения г. Москвы на 2001-2003 гг."
разработана на основании Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О
радиационной безопасности населения" (ст. 6).
К настоящему
времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 "Об
утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо
радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляющие
разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию
ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и
изделий" включены в перечень
организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные
производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских
ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около
150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный
срок эксплуатации. Ежегодно с территории города удаляется более 3000 куб. м
радиоактивных отходов (РАО), при этом на ряде объектов в хранилищах, часть
которых сооружена в конце сороковых годов, находится более 40 тыс. куб. м РАО.
Ежегодно в городе обнаруживается более 60 очагов радиоактивного загрязнения
территории.
В этих условиях обеспечение радиационной
безопасности населения города является одной из важнейших составляющих
экологической безопасности населения Москвы и носит государственный характер.
Проблема радиационной безопасности
требует единого и комплексного подхода к разработке и выполнению мероприятий по
обеспечению социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на
человека и окружающую среду. Это обусловливает необходимость целевой программы
с включением в нее всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках
отдельных программ.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является
комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения г.
Москвы, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска
радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего
излучения техногенного и природного происхождения.
Для достижения этой цели необходимо
обеспечить выполнение следующих профилактических и основных плановых целевых
задач:
- проведение мероприятий по улучшению
системы учета источников ионизирующего излучения, а также организации контроля за радиоактивными веществами и радиоактивными
отходами;
- подготовка и согласование с
заинтересованными организациями концепции проекта закона
города Москвы о радиационной безопасности населения;
- проведение планового комплексного
обследования органами государственного надзора и контроля совместно с МосНПО
"Радон" организаций и учреждений, в технологии которых используются
радиоактивные вещества;
- осуществление приоритетного удаления с
закрытых предприятий и организаций ИИИ с просроченными сроками годности;
- разработка критериев расчета ущерба при
несанкционированных выбросах радиоактивных веществ и загрязнении земель;
- регулярный радиационно - экологический
мониторинг города и модернизация его систем;
- безопасное функционирование, развитие и
совершенствование на основе современных технологий системы сбора, переработки и
долговременного контролируемого хранения РАО в течение не менее 300 лет;
- повышение качественного и
количественного уровня готовности радиационно - аварийных служб к выполнению
задач по ликвидации очагов аварийного загрязнения на территории города;
- совершенствование существующих и
разработка новых технологий реабилитации территорий, загрязненных
радиоактивными веществами;
- разработка городской системы учета и
контроля источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов,
совершенствование автоматизированной системы контроля радиационной обстановки
на территории Москвы;
- разработка необходимой нормативно -
правовой базы;
- совершенствование системы охраны труда,
реабилитации и системы медицинского обслуживания персонала, а также оказания
специализированной медицинской помощи при ликвидации последствий радиационных
аварий;
- совершенствование системы подготовки и
повышения квалификации кадров.
3. ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Финансирование Программы осуществляется
за счет средств городского и федерального бюджетов. Объем финансирования
Программы составляет 7423,975 млн. руб. Мероприятия Программы и их
финансирование представлены в разделах 5 и 6.
4. Социально -
экономическая эффективность Программы
Достигается следующий социально -
экономический эффект от реализации Программы:
- улучшается радиационно - экологическая
обстановка на территории г. Москвы;
- снизятся прямые и косвенные экономические
потери в результате исключения вероятности возникновения радиационных аварий.
Так, предотвращенный годовой экономический ущерб от реализации Программы
составит около 77800000 тыс. руб.;
- уровень облучения населения,
проживающего в районах потенциальных очагов радиоактивного загрязнения, за счет
их ликвидации будет снижен на 15%;
- будет обеспечено дальнейшее снижение
уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания
источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
5. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ
Г. МОСКВЫ НА 2001-2003 ГГ.".
ОСОБО РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ РАБОТЫ
N
п/п
|
Наименование
работ
|
Объем
|
Затраты, млн.
руб.
|
Предполагаемая
потреб-
ность в финансировании
|
|
Ед. изм.
|
Кол-во
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
Всего
|
|
из
федера-
льного
бюджета
|
из
бюджета
г. Мос-
квы
|
из
внебюд-
жетных
источ-
ников
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
1.
|
Прием, транспор-
тирование, пере-
работка, захоро-
нение, длительное
хранение РАО
|
куб. м
|
15068,0
|
1687,2
|
1757,5
|
1898,1
|
5342,8
|
3293,5
|
604,2
|
1445,1
|
|
2.
|
Радиационно
-
аварийные работы,
в том числе по
дезактивации вы-
явленных очагов
радиоактивных
загрязнений
|
тыс.
кв. м
|
875,0
|
178,6
|
189,3
|
200,7
|
568,6
|
-
|
568,6
|
-
|
|
3.
|
Радиационно
-
экологический мо-
ниторинг, радиац.
обслед. объектов
|
кв. км
|
1031
|
417,5
|
434,2
|
451,6
|
1303,3
|
1093,3
|
210
|
-
|
|
4.
|
Разработка норма-
тивно - правовой
базы
|
|
|
0,59
|
0,35
|
0,16
|
1,1
|
-
|
1,1
|
-
|
|
5.
|
Инвестиционная
программа
|
млн.
руб.
|
208,175
|
25,0
|
90,0
<**>
|
93,175
<**>
|
208,175
|
-
|
208,1
|
-
|
|
|
Итого:
|
|
|
2308,89
<*>
|
2471,35
|
2643,735
|
7423,97
<***>
|
4386,91
|
1592,0
|
1445,06
|
|
--------------------------------
<*> Источники покрытия затрат в
2001 году в размере 2308,89 млн. руб.:
- 450,0 млн. руб. - городской бюджет;
- 500,0 млн. руб. - федеральный бюджет;
- 25,0 млн. руб. - централизованные
капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета;
- 1333,89 млн. руб. - внебюджетные
средства под объемы работ на федеральных объектах.
<**> Источники покрытия затрат в
2002 г. в размере 90,0 млн. руб.:
- 32,0 млн. руб. - централизованные
капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета;
- 58,0 млн. руб. - внебюджетные средства.
Источники покрытия затрат в 2003 г. в размере
93,175 млн. руб.:
- 40,0 млн. руб. - централизованные
капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета;
- 53,175 млн. руб. - внебюджетные
средства.
<***> Без учета объемов скопившихся
радиоактивных отходов, предъявленных к удалению на федеральных объектах
Центрального региона России, подвергшихся радиоактивному загрязнению и
требующих срочных мер по их обезвреживанию.
5.1. ПРИЕМ,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, ПЕРЕРАБОТКА, ЗАХОРОНЕНИЕ И
ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ ИЗ Г.
МОСКВЫ,
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И 8 ПРИЛЕГАЮЩИХ ОБЛАСТЕЙ
НА 2001-2003 ГГ.
N
п/п
|
Наименование
работ
|
Объем
|
В том числе по
годам
|
Затраты,
тыс. руб.
|
Ед.
изм.
|
Кол-во
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Прием,
транспортирова-
ние, переработка, за-
хоронение, хранение,
радиационный контроль
технологических про-
цессов
|
|
|
|
|
|
5342800
|
1.1.
|
Количество
обслуживае-
мых организаций
|
орга-
низа-
ция
|
870
|
260
|
300
|
310
|
|
1.2.
|
Транспортирование
РАО
|
маш. -
рейс
|
3800
|
1200
|
1250
|
1350
|
|
1.3.
|
Сортировка
РАО
|
куб. м
|
7806
|
2465
|
2566
|
2775
|
|
1.4.
|
Переработка
РАО
|
куб. м
|
15068
|
4758
|
4957
|
5353
|
|
1.4.1.
|
ТРО
|
куб. м
|
8098
|
2557
|
2662
|
2879
|
|
1.4.2.
|
Жидкие РАО
|
куб. м
|
6970
|
2201
|
2295
|
2474
|
|
1.5.
|
Кондиционирование
в матрицу источников
ионизирующих излучений
|
Ku
|
883272
|
278928
|
291444
|
312900
|
|
1.6.
|
Кондиционирование
и длительное хранение
(захоронение)
|
куб. м
|
10700
|
3200
|
3500
|
4000
|
|
1.7.
|
Радиационный
контроль
технологических про-
цессов зоны строгого
режима и промплощадки
|
|
|
|
|
|
534000
|
1.7.1.
|
Радиационный
контроль
персонала:
всего
в т.ч. группа А
|
чел.
чел.
|
2242
769
|
|
|
|
53400
|
1.7.2.
|
Мониторинг
санитарно -
защитной зоны
|
кв. км
|
17
|
|
|
|
106800
|
1.7.3.
|
Мониторинг зоны
наблю-
дения, территории
и населенных пунктов
в радиусе 20 км
|
тыс.
кв. км
|
1,6
|
|
|
|
373800
|
5.2. РАДИАЦИОННО -
АВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ
N
п/п
|
Наименование
мероприятий
|
Объем работ
|
В том числе по
годам
|
Затраты,
тыс. руб.
|
Ед.
изм.
|
Кол-во
|
2001
|
2002
|
2003
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Обнаружение
очагов радио-
активного загрязнения
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Автогамма -
съемка
по маршрутам вывоза РАО
в места дезактивационных
работ
|
км
|
3365
|
1060
|
1120
|
1185
|
|
1.2.
|
Пешеходная гамма
- съемка
|
кв. км
|
82
|
26
|
27
|
29
|
|
2.
|
Ликвидация
радиационно -
аварийных ситуаций
|
аварийн.
ситуация
|
240
|
80
|
80
|
80
|
|
3.
|
Дезактивационные
работы
|
|
|
|
|
|
|
3.1.
|
Дезактивируемая
площадь
|
кв. м
|
875000
|
275000
|
290000
|
310000
|
|
3.2.
|
Количество
удаляемых РАО
|
т
|
300
|
95
|
100
|
105
|
|
3.3.
|
Количество машин
спецав-
тотранспорта с РАО, под-
готавливаемых и отправ-
ленных на обезвреживание
|
машина
|
660
|
210
|
220
|
230
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
568600
|
5.3. РАДИАЦИОННО -
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ,
РАДИАЦИОННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ
N
п/п
|
Наименование
мероприятий
|
Объем работ
|
В том числе по
годам
|
Затраты,
тыс. руб.
|
Ед.
изм.
|
Кол-во
|
2001
|
2002
|
2003
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
5.3.1.
Радиационно - экологический мониторинг г. Москвы
|
1.
1.1.
|
Развитие системы
радио-
экологического монито-
ринга
Разработка целевой про-
граммы радиоэкологичес-
кого мониторинга
|
програм-
ма
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
2.
2.1.
2.2.
2.3.
|
Развитие режимной
сети
наблюдения
Организация пунктов
наблюдения
Обустройство действую-
щей сети
Создание системы пере-
дачи информации в теку-
щем времени в Информа-
ционно - аналитический
центр Москомприроды
|
пункт
пункт
система
|
10
94
1
|
5
54
-
|
5
40
1
|
-
-
-
|
|
3.
3.1.
3.2.
|
Развитие системы
радиа-
ционного контроля вод-
ного бассейна
Установка информацион-
но - измерительной сис-
темы автоматизированно-
го контроля содержания
радионуклидов в водной
среде на стационарных
постах
Обустройство действую-
щей сети наблюдения
на режимных створах
водного бассейна
|
пост
пост
|
6
57
|
2
20
|
2
24
|
2
13
|
|
4.
|
Создание и
ведение еди-
ного банка данных по
элементам радиационной
обстановки на базе ГИС
|
банк
данных
|
1
|
-
|
1
|
-
|
|
5.
|
Натурные
измерения
и системные наблюдения
|
замер
|
6790
|
2180
|
2260
|
2350
|
|
6.
|
Опытно -
технологичес-
кое и научное сопровож-
дение радиац. опасных
работ
|
тыс.
руб.
|
|
|
|
|
|
5.3.2.
Комплексное обследование объектов радиационного риска г. Москвы
|
1.
2.
3.
4.
|
Обследование
открытых
территорий
Обследование внутренних
территорий
Обследование прилегаю-
щих территорий
Дезактивационные работы
|
тыс.
кв. м
тыс.
кв. м
тыс.
кв. м
кг РАО
|
120
45
210
1200
|
40
15
70
400
|
40
15
70
400
|
40
15
70
400
|
|
5.3.3. Подсистема
аэродистанционного мониторинга
|
1.
1.1.
|
Разработка ЦКП по
соз-
данию аппаратурно -
методической базы под
систему аэродистанцион-
ного мониторинга
Разработка методологии
проведения аэрогамма -
съемки мегаполиса
г. Москвы
(комплексная НИР)
|
система
НИР
|
1
1
|
-
-
|
-
-
|
-
1
|
|
5.3.4.
Радиоэкологическое обследование и контроль строящихся объектов
|
1.
|
Количество
обследуемых
объектов
|
объект
|
192
|
62
|
64
|
66
|
|
2.
|
Обследуемая площадь
|
кв. м
|
5
14,7 х 10
|
5
4,7 х 10
|
5
4,9 х 10
|
5
5,1 х 10
|
3.
|
Создание базы
данных
результатов радиоэколо-
гического обследования
и контроля строящихся
объектов
|
база
данных
|
1
|
-
|
-
|
1
|
5.3.5. Ртутный
мониторинг и оптимизация технологии демеркуризации и обезвреживания
ртутьсодержащих отходов г. Москвы
|
1.
|
Ртутно -
экологическое
обследование детских,
школьных и медицинских
учреждений г. Москвы
и участков аварийного
загрязнения
|
измер.
|
9070
|
2910
|
3020
|
3140
|
|
2.
|
Основная и
заключитель-
ная демеркуризация
помещений и участков
аварийного загрязнения
|
кв. м
|
2230
|
720
|
740
|
770
|
|
3.
|
Создание
общегородской
базы данных ртутного
мониторинга и объектов,
подвергшихся ртутному
загрязнению
|
база
данных
|
1
|
1
|
|
5.3.6. Московская
программа "Радон"
(система радиационно - экологического мониторинга радона в системе г.
Москвы)
|
1.
|
Разработка
программы
комплексного радиоэко-
логического мониторинга
радона г. Москвы
на 2001-2005 гг.
|
прогр.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
2.
|
Мониторинг
радона-222
в г. Москве
|
|
|
|
|
|
|
2.1.
|
Ведение
постоянного мо-
ниторинга в атмосферном
воздухе города
|
измер.
|
1710
|
550
|
570
|
590
|
|
2.2.
|
Радиационно -
экологи-
ческое обследование
жилых и производствен-
ных помещений, школ
и дошкольных образова-
тельных учреждений
|
измер.
|
4050
|
1300
|
1350
|
1400
|
|
2.3.
|
Создание базы
данных
радиационных параметров
в жилом фонде и общест-
венных зданиях города
|
округ
|
10
|
10
|
|
3.
|
Научное
сопровождение
|
|
|
|
|
|
|
3.1.
|
Разработка
концепции
по радиационному мони-
торингу г. Москвы
на 2000-2005 гг.
|
концеп.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
5.3.7.
Региональная система учета и контроля радиоактивных веществ (РВ)
и радиоактивных отходов (РАО) для г. Москвы
|
1.
|
Создание
региональной
системы учета и конт-
роля РВ и РАО
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Организация,
сбор, заг-
рузка первичных данных
об РВ и РАО
|
компл.
|
1
|
1
|
|
1.2.
|
Ведение,
корректировка
и обработка баз данных
об РВ и РАО, имеющихся
на предприятиях Москвы
|
база
данных
|
1
|
1
|
|
2.
|
Научное
сопровождение
региональной системы
учета и контроля РВ
и РАО
|
|
|
|
|
|
|
2.1.
|
Адаптация
концепции и
структуры региональной
системы учета и конт-
роля РВ и РАО примени-
тельно к г. Москве
|
концеп.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
2.2.
|
Разработка
методов
и критериев для оценки
риска возникновения
аварийных ситуаций
в сфере обращения РВ
и РАО
|
докум.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
|
2.3.
|
Анализ и
подготовка
в установленном порядке
данных для представле-
ния администрации, над-
зорным органам г. Моск-
вы, Центральному инфор-
мационно - аналитичес-
кому центру РФ, Госком-
стату РФ
|
докум.
|
3
|
1
|
1
|
1
|
|
5.3.8.
Радиационно - гигиеническая паспортизация г. Москвы
|
1.
|
Создание системы
инфор-
мационно - аналитичес-
кого обеспечения радиа-
ционно - гигиенической
паспортизации г. Москвы
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Разработка
концепции
системы информационно -
аналитического обеспе-
чения радиационно - ги-
гиенической паспортиза-
ции
|
концеп.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
1.2.
|
Проектирование
системы
информационно - анали-
тического обеспечения
радиационно - гигиени-
ческой паспортизации
|
система
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
1.3.
|
Физическая
реализация
системы информационно -
аналитического обеспе-
чения радиационно - ги-
гиенической паспортиза-
ции
|
система
|
1
|
-
|
-
|
-
|
|
1.4.
|
Разработка
алгоритмов
анализа и прогнозирова-
ния дозообразующих фак-
торов по территориям
г. Москвы
|
алгоритм
|
2
|
-
|
1
|
1
|
|
1.5.
|
Разработка
методических
подходов к оценке вкла-
да основных экологичес-
ких факторов в состоя-
ние здоровья населения
|
докум.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
|
1.6.
|
Разработка
алгоритмов
анализа и прогноза сос-
тояния здоровья детско-
го и взрослого населе-
ния по террит.
г. Москвы
|
алгоритм
|
1
|
-
|
-
|
1
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
1303300
|
5.4. РАЗРАБОТКА
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ БАЗЫ
N п/п
|
Наименование
мероприятий
|
Объем работ
|
В том числе по
годам
|
Затраты,
тыс. руб.
|
Ед.
изм.
|
Кол-во
|
2001
|
2002
|
2003
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Проект закона о
радиа-
ционной безопасности
населения г. Москвы
|
докум.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
1.1.
|
Разработка
концепции
радиоэкологического
мониторинга окружающей
среды
|
концеп.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
1.2.
|
Разработка
контрольных
уровней загрязнения
окружающей среды
г. Москвы за счет есте-
ственных техногенных
радионуклидов
|
докум.
|
1
|
1
|
-
|
|
1.3.
|
Разработка
контрольных
уровней вмешательства
при обнаружении локаль-
ных радиоактивных заг-
рязнений
|
докум.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
1.4.
|
Разработка
методических
указаний по дезактива-
ционным работам при ли-
квидации радиоактивных
загрязнений в условиях
плотной застройки горо-
да
|
докум.
|
1
|
1
|
-
|
|
1.5.
|
Разработка
методических
указаний комплексного
радиоэкологического об-
следования реакторов и
временных хранилищ РАО
|
докум.
|
1
|
1
|
-
|
|
1.6.
|
Разработка
контрольных
уровней радиоактивного
загрязнения при выводе
из эксплуатации ядерных
реакторов и временных
хранилищ РАО
|
докум.
|
1
|
1
|
|
1.7.
|
Разработка
методических
указаний по комплексно-
му обследованию выводи-
мых из эксплуатации
ядерных реакторов и
хранилищ РАО
|
докум.
|
1
|
1
|
|
1.8.
|
Разработка
методических
рекомендаций по оценке
приоритетности факторов
воздействия окружающей
среды на население
|
докум.
|
1
|
1
|
|
1.9.
|
Разработка методических
подходов к оценке доз
облучения населения от
локальных радиоактивных
загрязнений
|
докум.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
|
1.10.
|
Разработка
методических
рекомендаций по оценке
эколого - экономической
эффективности радиоэко-
логического мониторинга
|
докум.
|
1
|
1
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
1100
|
|