МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
29 июля 1983 г.
N 91/891
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНО-ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ,
ПОКАЗАНИЙ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
В САНАТОРНО-ЛЕСНЫЕ ШКОЛЫ
В целях дальнейшего совершенствования
организации обучения и лечения детей, нуждающихся в длительном оздоровлении,
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить Положение о санаторно-лесной
школе (прилагается).
2. Утвердить Показания и противопоказания
для направления детей в санаторно-лесные школы (прилагаются).
3. Министерствам просвещения и
здравоохранения союзных республик:
3.1. Довести до сведения органов
народного образования и органов здравоохранения Положение о санаторно-лесной
школе.
3.2. Обеспечить контроль
за введением в работу санаторно-лесных школ данных Положения и Показаний
и противопоказаний для направления детей в указанные школы.
4. Считать утратившим силу Положение о
санаторно-лесной школе для детей, больных ревматизмом, утвержденное
Министерством просвещения СССР (27 марта 1969 г.) и Министерством
здравоохранения СССР (4 декабря 1968 г.).
5. Считать утратившим силу приложение к
приказу Министерства просвещения СССР от 14.07.77 N 110 "Об утверждении
номенклатуры санаторно-лесных школ и санаторных школ-интернатов для детей с
заболеваниями нетуберкулезного характера" - Показания и противопоказания
для направления детей в санаторно-лесные школы нетуберкулезного профиля.
6. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление школ Минпроса
СССР и Главное управление лечебно-профилактической помощи детям и матерям
Минздрава СССР.
Министр просвещения СССР
М.А.ПРОКОФЬЕВ
Министр здравоохранения СССР
С.П.БУРЕНКОВ
ПОЛОЖЕНИЕ
О САНАТОРНО-ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ
1. Общие положения
1.1. Общеобразовательные оздоровительные
санаторно-лесные школы организуются в соответствии с Основами законодательства
Союза ССР и союзных республик о народном образовании для детей школьного
возраста, перенесших тяжелое заболевание и нуждающихся в длительном лечении.
Они организуются в системе Министерства
просвещения СССР как интернатные учреждения и имеют целью дать учащимся
общеобразовательную подготовку, а также обеспечить лечение для предупреждения
рецидивов того или иного заболевания.
Указанные санаторно-лесные школы
открываются для детей, больных сердечно-сосудистыми,
психоневрологическими, хроническими неспецифическими заболеваниями органов
дыхания, заболеваниями органов пищеварения нетуберкулезной этиологии,
начальными, малыми и затихающими формами туберкулеза.
1.2. Номенклатура санаторно-лесных школ
утверждается Министерством просвещения СССР по согласованию с Министерством
здравоохранения СССР.
1.3. Порядок открытия и закрытия
санаторно-лесных школ определяется Советом Министров союзной республики.
1.4. Непосредственное руководство и контроль за работой санаторно-лесных школ осуществляется
органом народного образования, в непосредственном ведении которого находится
школа.
1.5. Руководство и контроль
за организацией медицинской помощи детям осуществляются министерствами
здравоохранения союзных и автономных республик, краевыми, областными,
городскими отделами здравоохранения в установленном порядке.
1.6. Санаторно-лесные школы организуются
на 100-200 учащихся.
В зависимости от местных условий
создаются отдельно начальные школы в составе I-III классов или восьмилетние в
составе I-VIII классов. В них принимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет включительно,
состоящие на учете у врачей поликлиник (диспансеров).
1.7. За учащимися санаторно-лесных школ
сохраняются места в общеобразовательных школах. По возвращении в свою школу
дети принимаются в соответствующий класс на основании документов санаторно-лесной
школы об их успеваемости, без какой-либо дополнительной проверки знаний.
1.8. Площадь всех помещений, устройство и
содержание санаторно-лесных школ должны отвечать санитарно-гигиеническим
рекомендациям в зависимости от профиля учреждения.
Санаторно-лесные школы имеют земельные
участки. На участке предусматриваются зоны: спортивная, учебно-опытная, отдыха
и др.
Участок для вновь строящихся
санаторно-лесных школ должен отводиться в загородной местности.
2. Порядок
комплектования санаторно-лесных школ
2.1. Отбор детей в санаторно-лесные школы
проводится санаторно-отборочной комиссией, организованной в детских
поликлиниках в составе врачей-специалистов по соответствующему профилю,
представителя органов народного образования, директора и врача санаторно-лесной
школы.
2.2. Комиссия производит комплектование
санаторно-лесных школ в соответствии с Показаниями и противопоказаниями для
направления в них детей, утвержденными Министерством просвещения СССР и
Министерством здравоохранения СССР.
2.3. На санаторно-отборочную комиссию
направляются учащиеся общеобразовательных школ с представлением следующих
документов:
а) выписки из истории болезни с
заключением врача о соответствующем заболевании;
б) справки о перенесенных инфекциях и о
профилактических прививках (форма N 191);
в) справки от врача-эпидемиолога об
отсутствии контакта с инфекционными больными в школе и дома;
г) педагогической характеристики и табеля
успеваемости из школы.
2.4. Заключение санаторно-отборочной
комиссии о направлении детей в санаторно-лесные школы оформляется протоколом,
копия которого направляется в органы народного образования.
2.5. Направление детей в санаторно-лесные
школы производится по путевкам городских, областных, краевых отделов народного
образования, министерств просвещения союзных и
автономных республик, не имеющих областного деления, на основании протокола
санаторно-отборочной комиссии.
2.6. Комплектование учащимися
санаторно-лесных школ производится 2 раза в год: на учебный год и летний
оздоровительный период.
Срок пребывания детей в санаторно-лесных
школах в учебное время - 9 месяцев, в летний период - 2 месяца.
По медицинским показаниям и заключению
педагогического совета санаторно-лесных школ срок пребывания ребенка может быть
продлен.
2.7. При появлении рецидива заболевания
ребенок по заключению врача санаторно-лесной школы может быть переведен для
продолжения лечения в стационар.
3. Организация
лечебно-оздоровительной работы
3.1. Лечебно-профилактические
мероприятия, направленные на оздоровление детей, проводит медицинский персонал,
состоящий в штате санаторно-лесной школы.
Методическое руководство и контроль за состоянием лечебно-профилактической работы в
санаторно-лесных школах осуществляется местными органами здравоохранения.
3.2. Врач санаторно-лесной школы
обеспечивает организацию всей лечебно-оздоровительной работы и преемственность
в лечении детей детскими лечебно-профилактическими учреждениями.
3.3. Под руководством врача в
санаторно-лесной школе проводятся оздоровительные мероприятия, направленные на
профилактику рецидивов болезни и общее оздоровление ребенка. В этих
мероприятиях предусматривается организация лечебно-охранительного режима,
рационального питания, использование природных факторов, физкультуры,
физиотерапии и медикаментозной терапии, в том числе химиопрофилактики при
туберкулезе по показаниям. Устанавливается режим дня, обеспечивающий детям
максимальное использование свежего воздуха, в том числе проведение на свежем
воздухе дневного сна, одного-двух уроков, большой перемены и внеклассных
мероприятий.
3.4. Оздоровительные мероприятия и
лечение детей проводятся в соответствии с действующими рекомендациями
Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения
союзных республик.
3.5. В течение пребывания ребенка в
санаторно-лесной школе школьные врачи, педагоги и воспитатели ведут совместную
медико-педагогическую работу, согласуя все мероприятия по лечению и воспитанию
детей.
3.6. Врач санаторно-лесной школы заводит
на каждого ребенка историю болезни, выписка из которой выдается для лечебно-профилактического
учреждения по месту жительства ребенка.
4. Организация
учебно-воспитательной работы
4.1. Учебно-воспитательная работа в
санаторно-лесных школах строится на основе учебных планов и программ
общеобразовательной школы и инструктивно-методических рекомендаций Министерства
просвещения СССР, министерств просвещения союзных
республик.
4.2. Основной формой организации учебной
работы в санаторно-лесных школах является урок, проводимый учителем с
определенным классом и постоянным составом учащихся в нем.
4.3. Количество учащихся в учебном классе
и воспитательской группе не менее 25 человек.
На уроках творчески используются
разнообразные методы, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому
ребенку, обеспечивающие прочное, осознанное усвоение знаний учащимися и
способствующие выработке навыков самостоятельной работы, усидчивости детей,
повышению их внимания и снижению утомляемости.
4.4. Продолжительность урока в
санаторно-лесных школах - 40 минут, продолжительной большой перемены - не менее
часа, малых - 10 минут. На каждом уроке проводится физкультурная пауза.
4.5. Продолжительность выполнения
домашних заданий устанавливается в пределах от 30 минут до 1 часа 30 минут в
зависимости от возраста и состояния здоровья учащихся.
4.6. Дальнейшее обучение, перевод
учащихся в следующий класс, выпуск и освобождение от экзаменов осуществляется
школой, из которой прибыл ученик, в установленном порядке.
4.7. Учащиеся, окончившие 8 классов
санаторно-лесных школ, получают свидетельство о восьмилетнем образовании в той
школе, откуда прибыли.
4.8. В каникулярное время и в летний
период с учащимися проводится лечебно-оздоровительная и воспитательная работа.
5. Руководство
работой санаторно-лесных школ
5.1. Во главе санаторно-лесной школы
стоит директор, имеющий высшее педагогическое образование и стаж педагогической
работы не менее 5 лет, назначаемый в установленном порядке.
5.2. Директор школы отвечает за состояние
всей учебно-воспитательной и медицинской работы.
5.3. Непосредственное руководство
учебно-воспитательной работой, а также обеспечение полной согласованности
проводимых в школе педагогических и лечебно-оздоровительных мероприятий
осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе,
назначаемым в установленном порядке.
5.4. Для обсуждения и решения основных
вопросов обучения, воспитания и лечения учащихся в санаторно-лесных школах
создается педагогический совет. Его деятельность определяется Положением о
педагогическом совете образовательной школы, утвержденным Министерством
просвещения СССР. Кроме того, педагогический совет обсуждает вопросы
лечебно-профилактического характера, результаты медицинских осмотров, состояние
здоровья детей, продление срока пребывания детей в санаторно-лесной школе,
совершенствование методов лечения и другие вопросы.
Врач школы является членом
педагогического совета.
5.5. Права и обязанности обслуживающего
персонала определяются правилами внутреннего распорядка школы в установленном
порядке.
5.6. Штаты санаторно-лесных школ
устанавливают министерства просвещения союзных республик по действующим штатным
нормативам.
5.7. Санаторно-лесные школы в своей
деятельности руководствуются настоящим Положением, Уставом средней
общеобразовательной школы, а также нормативными документами Министерства
просвещения СССР и министерств просвещения союзных
республик.
5.8. Санаторно-лесные школы пользуются
правами юридического лица, имеют свою гербовую печать с наименованием школы.
Начальник Главного управления
школ Министерства просвещения СССР
Ю.Ю.ИВАНОВ
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям Министерства
здравоохранения СССР
И.И.ГРЕБЕШЕВА
ПОКАЗАНИЯ И
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В САНАТОРНО-ЛЕСНЫЕ ШКОЛЫ
1. Заболевания сердечно-сосудистой системы
Показания
1. Ревматизм в неактивной фазе, не ранее
10 месяцев после острого периода заболеваний без порока сердца или с пороком
сердца, при умеренной, компенсированной митральной, аортральной или
митрально-аортральной недостаточности.
2. Врожденные пороки сердца (бледного
типа) при отсутствии недостаточности кровообращения, не требующие
хирургического лечения.
3. Хронический тонзиллит с тонзиллогенной
кардиомиопатией.
4. Первичная артериальная гипертония 1А и
1Б степени, вегето-сосудистая дистония гипертонического типа.
5. Состояние после перенесенного
инфекционно-аллергического миокардита, не ранее чем через 6 месяцев после
острого периода заболевания при отсутствии активности процесса.
6. Функциональные (тонзиллогенные и
другие) кардиопатии.
7. Первичная артериальная гипертензия 1А
и 1Б степени.
8. Вегето-сосудистая дистония.
Противопоказания
1. Ревматизм, инфекционно-аллергический
миокардит в активной фазе или непрерывно-рецидивирующее течение процесса.
2. Недостаточность кровообращения.
3. Нарушение ритма сердца: мерцательная
аритмия, пароксизмальная и непароксизмальная эктопическая тахикардия, частые
(более 5 в минуту) или групповые экстрасистолы, атриовентикулярная блокада
полная и неполная высокой степени.
2. Хронические
неспецифические заболевания органов дыхания
Показания
1. Хроническая пневмония, врожденные
пороки развития бронхов и легких при отсутствии дыхательного или
легочно-сердечной недостаточности, а также признаков обострения хронического воспалительного
процесса.
2. Состояние после операции по поводу
хронических неспецифических заболеваний легких, не ранее 6 месяцев после
операции, при неосложненном течение послеоперационного периода, отсутствии
дыхательной недостаточности и активности воспалительного процесса в бронхах и
легких.
3. Рецидивирующий или астматический
бронхит в период ремиссии.
4. Бронхиальная астма легкая или средней
тяжести в период стойкой ремиссии.
5. Различные формы респираторных
аллергозов (аллергический ларингит, трахеит и др.).
Противопоказания
1. Наличие признаков обострения
воспалительного процесса в бронхолегочной системе.
2. Наличие дыхательной или
легочно-сердечной недостаточности.
3. Наличие и выделение большого
количества мокроты, выраженная интоксикация.
4. Бронхиальная астма в тяжелой форме с
частыми приступами, приступный период бронхиальной астмы.
3. Болезни органов
пищеварения
Показания
1. Хронический гастрит (гастродуоденит) в
период ремиссии.
2. Хронические заболевания тонкого и
толстого кишечника в период ремиссии.
3. Хронические заболевания желчевыводящих
путей в период ремиссии.
4. Язвенная болезнь желудка или
двенадцатиперстной кишки в стадии ремиссии без стенозирования при отсутствии
пенетрирования, кровотечения в течение последних 6 месяцев и не ранее 3 месяцев
после перенесенного обострения.
5. Хронические персистирующие гепатиты в
неактивной фазе.
Противопоказания
1. Хронический гастрит (гастродуоденит) в
период обострения.
2. Хронические заболевания тонкого и
толстого кишечника в период обострения.
3. Хронические заболевания желчевыводящих
путей и печени в период обострения.
4. Язвенная болезнь двенадцатиперстной
кишки или желудка, осложненная или непрерывно рецидивирующая.
5. Хроническая дизентерия и другие
кишечные инфекционные заболевания.
6. Агрессивный хронический гепатит,
цирроз печени с явлениями портальной гипертензии.
4.
Психоневрологические заболевания
Показания
1. Неврозы.
2. Невротические формы реактивных
состояний.
3. Астенические, церебрастенические,
неврозоподобные состояния, как следствие раннего органического поражения
центральной нервной системы, травм черепа, нейроинфекции и соматических
заболеваний.
4. Неврозоподобные формы психических
заболеваний в стадии компенсации.
5. Начальные проявления патологического
формирования личности и патологических черт характера без выраженных
расстройств поведения и социальной адаптации.
Примечание: дети, страдающие
травматической церебрастенией, направляются в санаторно-лесные школы не ранее
чем через 6 месяцев после травмы черепа.
Противопоказания
1. Заболевания, перечисленные в
показаниях, в состоянии выраженной декомпенсации, требующие лечения в детских
психиатрических стационарах или в санаториях психоневрологического профиля.
2. Олигофрения.
3. Психопатия, патологические
формирования личности с выраженными расстройствами поведения и социальной
адаптации.
4. Резидуально-органические и
процессуальные психопатоподобные состояния.
5. Судорожные припадки и их эквиваленты.
6. Шизофрения, кроме неврозоподобных
форм, в стадии компенсации.
5. Показания для
направления в санаторно-лесную школу
для детей с начальными, малыми и затихающими
формами туберкулеза
1. Локальные формы внутригрудного
туберкулеза в фазе уплотнения и кальцинации.
2. Хроническая туберкулезная
интоксикация.
3. Внелегочные формы туберкулеза в фазе
затихания без свищей.
4. Дети и подростки, перенесшие
туберкулезный менингит (при отсутствии активных туберкулезных изменений в
других органах и нарушений интеллекта), через 1 год после больничного лечения.
5. Дети и подростки из группы повышенного
риска заболевания туберкулезом (вираж, гиперергия к туберкулину, контакт с
больными открытой и активной формой туберкулеза). Дети
инфицированные туберкулезом с хроническими неспецифическими заболеваниями
органов дыхания в фазе ремиссии.
6. Дети и подростки, перенесшие
оперативные вмешательства на легких по поводу туберкулеза и неспецифических
изменений, через 1 год после операции при отсутствии послеоперационных
осложнений и активных специфических изменений в других органах.
Противопоказания
1. Активные формы внутригрудного и
внелегочного туберкулеза.
2. Неспецифические заболевания в остром
периоде.
3. Органические поражения нервной системы
с наличием умственной отсталости и понижением интеллекта.
6. Общие
противопоказания, исключающие направление детей
в санаторно-лесные школы
1. Все заболевания в остром периоде.
2. Соматические заболевания, требующие
стационарного лечения.
3. Перенесенные инфекционные заболевания
до окончания изоляции.
4. Бациллоносительство (в отношении
дифтерии и кишечных инфекций).
5. Все заразные и паразитарные болезни
глаз и кожи.
6. Злокачественные новообразования.
7. Злокачественная анемия, лейкемия.
8. Кахексин, амилоидоз внутренних
органов.
9. Активные формы туберкулеза легких и
других органов.
10. Тяжелая форма ночного энуреза.
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
И.И.ГРЕБЕШЕВА