МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 декабря 2000 г.
N 15
О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
БОЛЕЗНИ КРЕЙТЦФЕЛЬДТА-ЯКОБА НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации, проанализировав информацию Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ), руководящих органов Европейского Экономического Союза, Международного
Эпизоотического Бюро, отмечаю, что в последние годы в европейских странах
значительно увеличилось количество заболеваний спонгиоформной энцефалопатией
крупного рогатого скота. В период с 1986 по 2000 годы в Великобритании
зарегистрировано 179257 случаев и более 1500 случаев в Бельгии, Дании, Франции,
Германии, Республике Ирландия, Лихтенштейне, Люксембурге, Нидерландах,
Португалии, Испании и Швейцарии. Случаи спонгиоформной энцефалопатии среди
импортированных из Великобритании животных регистрировались в Канаде, Италии,
Омане, на Фолклендских островах. До настоящего времени отсутствует достоверная
информация об эпизоотической ситуации по этой инфекции в странах Восточной
Европы и СНГ.
В связи с возможностью возникновения
болезни Крейтцфельдта-Якоба среди населения в большинстве из указанных выше
стран введены ограничения на реализацию мяса, мясных и других продуктов убоя
крупного рогатого скота. Однако принимаемые меры не позволили предотвратить
возникновение заболеваний среди животных и людей. До настоящего времени
отсутствует промышленный выпуск препаратов для проведения прижизненной
диагностики этой инфекции, что не позволяет объективно оценить степень ее
распространения.
За последние пять лет в мире выявлено 85
случаев заболеваний болезни Крейтцфельдта-Якоба среди лиц молодого возраста
(новый вариант) в Великобритании, 3 - во Франции и один - в Республике
Ирландия, что связано с регистрацией спонгиоформной энцефалопатии крупного
рогатого скота в этих странах. Особую опасность в качестве факторов передачи
возбудителя спонгиоформной энцефалопатии крупного рогатого скота представляют
головной и спинной мозг, глазные яблоки и другие субпродукты. Молоко и молочные
продукты рассматриваются экспертами Всемирной Организации Здравоохранения как
безопасные для здоровья человека и могут реализовываться без ограничения.
С целью исключения ятрогенного пути
передачи инфекции ВОЗ рекомендовано запретить использование в медицинских целях
трансплантатов из твердой мозговой оболочки, а также исключить переливания
крови и ее компонентов от людей, ранее принимавших естественный гормон
человеческого роста или другие гормоны, изготавливаемые из гипофиза человека.
В создавшихся условиях возрастает угроза
завоза мяса, мясных и других продуктов убоя крупного рогатого скота из
неблагополучных по спонгиоформной энцефалопатии стран и возникновения болезни
Крейцтфельдта-Якоба среди населения Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации
введен запрет на ввоз в страну мяса, мясных и других продуктов убоя крупного
рогатого скота из Великобритании, Португалии, Швейцарии, ограничен ввоз этих
продуктов из 9 департаментов Франции и 6 графств Республики Ирландия.
Вместе с тем серьезную озабоченность
вызывают попытки завоза на территорию Российской Федерации и реализации по
демпинговым ценам мяса, мясных и других продуктов убоя крупного рогатого скота
из стран, где вводились ограничения на их реализацию.
Проведение неотложных мероприятий по
защите населения от распространения прионных болезней в стране требует углубленного
анализа эпизоотической ситуации по спонгиоформной энцефалопатии крупного
рогатого скота, создания средств и методов прижизненной диагностики и лечения
этих болезней, подготовки кадров медицинских и ветеринарных работников по
вопросам профилактики и борьбы с этими заболеваниями.
В целях охраны
здоровья населения, недопущения завоза спонгиоформной энцефалопатии из стран,
неблагополучных по этому заболеванию, предотвращения распространения инфекции
на территории Российской Федерации и руководствуясь статьей 51 Федерального
закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N
52-ФЗ от 30 марта 1999 года (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 14, ст. 1650) и статьями 4 и 21 Федерального закона "О качестве и
безопасности пищевых продуктов" N
29-ФЗ от 2 января 2000 года (Собрание законодательства Российской Федерации,
2000, N 2, ст. 150) постановляю:
1. Организациям, осуществляющим закупку и
реализацию мяса, мясных и других продуктов убоя крупного рогатого скота, при
заключении контрактов с зарубежными экспортерами запрашивать официальную
информацию об отсутствии в странах заболеваний спонгиоформной энцефалопатией.
2. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации не допускать закупок мяса, мясных и
других продуктов убоя крупного рогатого скота, а также получение их по
гуманитарной помощи без предоставления документов, подтверждающих отсутствие в
стране-экспортере заболеваний спонгиоформной энцефалопатией.
3. Рекомендовать органам, учреждениям и
организациям государственной ветеринарной службы Российской Федерации:
3.1. Усилить контроль
за ввозом на территорию Российской Федерации мяса, мясных и других
продуктов убоя крупного рогатого скота, в том числе получаемых по гуманитарной
помощи, имея в виду предупреждение поступления их из стран, неблагополучных по
заболеванию спонгиоформной энцефалопатией.
3.2. Провести изучение эпизоотической
обстановки в Российской Федерации с целью своевременного выявления случаев
спонгиоформной энцефалопатии и недопущения попадания инфицированного мяса,
мясных и других продуктов убоя крупного рогатого скота на предприятия по
переработке, производству и реализации указанной продукции.
3.3. Своевременно представлять
предприятиям и организациям, осуществляющим закупку и реализацию мяса, мясных и
других продуктов убоя крупного рогатого скота, информацию о странах и отдельных
их регионах, неблагополучных по спонгиоформной энцефалопатии.
4. Просить Министерство внутренних дел
Российской Федерации оказывать содействие учреждениям и организациям
государственной ветеринарной службы и государственной
санитарно-эпидемиологической службы в пресечении реализации мяса, мясных и
других продуктов убоя крупного рогатого скота при отсутствии сопроводительных
документов о соответствии их ветеринарным и санитарным правилам и нормам.
5. Управлению государственного контроля
лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России рассмотреть вопрос
о прекращении регистрации, перерегистрации и исключения из
"Государственного реестра лекарственных средств" препаратов,
производимых из гипофиза человека, заменив их синтетическими аналогами.
6. Управлению
организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных
заболеваний Минздрава России, Департаменту государственного
санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России совместно с
научно-исследовательскими институтами Минздрава России и РАМН организовать
проведение в первом полугодии 2001 года семинаров для главных инфекционистов,
специалистов психоневрологического профиля органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики
и профилактики прионных болезней человека.
7. Департаменту государственного
санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России:
7.1. Обеспечить постоянное взаимодействие
с Всемирной Организацией Здравоохранения по вопросам мониторинга за прионными
болезнями и принимаемым мерам по их предупреждению.
7.2. Подготовить предложения о создании
межведомственной комиссии по вопросам защиты населения Российской Федерации от
заболеваний, вызываемых прионами.
7.3. Совместно с отделением
профилактической медицины РАМН продолжить работу над проектом Целевой научной
программы "Прионы и прионные болезни человека и животных".
8. Рекомендовать органам управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
8.1. Организовать и провести в 2001 году
семинары с привлечением специалистов научно-исследовательских и медицинских
институтов по вопросам клиники и диагностики прионных болезней для врачей общей
практики, инфекционистов, психоневрологов и невропатологов.
8.2. Незамедлительно информировать центры
госсанэпиднадзора о случаях выявления болезни Крейтцфельдта-Якоба и других
прионных заболеваний.
9. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации и регионам на транспорте:
9.1. Обеспечить строгий контроль за реализацией мяса, мясных и других продуктов убоя
крупного рогатого скота в торговой сети с целью исключения возможности продажи
их без наличия необходимых сопроводительных ветеринарных документов у
поставщиков об отсутствии в странах спонгиоформной энецефалопатии.
9.2. Совместно с главными
государственными ветеринарными инспекторами субъектов Российской Федерации
внести на заседания санитарно-противоэпидемических комиссий при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопрос о мерах по
предупреждению заболеваний спонгиоформной энцефалопатией крупного рогатого
скота и прионных болезней человека.
9.3. Обеспечить проведение обязательного
эпидемиологического расследования каждого случая болезни Крейтцфельдта-Якоба и
других прионных болезней с учетом их клинических проявлений.
9.4. Информировать население через
средства массовой информации об эпизоотической и эпидемиологической обстановке
по прионным болезням и мерах по их профилактике.
9.5. Довести текст настоящего
Постановления до всех организаций и предприятий, осуществляющих закупку и
реализацию мяса и мясных продуктов.
9.6. Доложить о проведенной работе по
реализации настоящего Постановления к 1 июня 2001 г.
10. Контроль за
выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Г.Г.ОНИЩЕНКО