МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
28 декабря 2000 г.
N 2510/14329-32
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА
НАЗНАЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВ
Во исполнение
решения коллегии Минздрава России от 25.04.2000 (протокол N 8, п. 3) "О
лекарственном обеспечении ветеранов", Министерством здравоохранения
Российской Федерации совместно с привлечением специалистов по клинико -
экспертной работе, по организации и управлению деятельностью лечебно -
профилактических и фармацевтических учреждений, по организации обязательного
медицинского страхования были проведены комплексные проверки состояния
лекарственного обеспечения ветеранов в ряде территорий Северо - Западного и
Центрального районов России.
В ходе проверок были изучены медицинские
документы пациентов, находящихся в стационарах различного уровня и профиля
(областные, городские, центральные районные и участковые больницы,
специализированные диспансеры), а также в соответствующих амбулаторно -
поликлинических учреждениях. Наряду с лечебно - профилактическими учреждениями
государственной и муниципальной систем здравоохранения, были проверены
медицинские учреждения иной ведомственной принадлежности.
Во всех проверенных
субъектах Российской Федерации утверждены территориальные целевые программы
лекарственного обеспечения населения и лечебно - профилактических учреждений,
территориальные перечни и формуляры жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, осуществляются меры по контролю за ценообразованием на
лекарства и по оптимизации закупок препаратов для лечебно - профилактических
учреждений и льготных групп населения путем проведения тендерных торгов.
Вместе с тем, больше выявлены случаи
нерационального расходования выделенных на эти цели государственных средств,
связанные с необоснованным назначением лекарств.
Установлено, что назначение лекарственных
средств пациентам при амбулаторном и стационарном лечении осуществляется в
соответствии с приказом Минздрава России от 23.08.99 N 328 "О рациональном
назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и
порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)".
В то же время,
должный текущий и плановый контроль со стороны заведующих отделениями и
заместителей главных врачей по клинико - экспертной работе за обоснованностью
проводимой терапии, регламентированный приказом Минздрава России и Федерации
фонда ОМС от 11.12.1998 г. N 361/99 "О порядке осуществления контроля за
назначением и обеспечением отдельных категорий граждан Российской Федерации на
льготных условиях лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в полной мере не проводится.
Наиболее часто встречаются следующие
недостатки:
- при назначении лекарств не принимаются
во внимание утвержденные Минздравом России федеральные стандарты лечения
отдельных групп заболеваний (гастроэнтерологических, пульмонологических,
психоневрологических и др.);
- назначаются лекарственные препараты с
недоказанной эффективностью (АТФ, кокарбоксилаза, рибоксин, витамины,
поляризующие смеси и др.);
- без достаточных показаний назначается
парентеральное введение лекарств, таких, как фуросемид, эуфиллин, препараты
калия, нитраты, смеси электролитов и пр.;
- необоснованно часто соматическим больным
в стационарах назначаются психотропные средства (транквилизаторы,
антидепрессанты, снотворные и т.д.);
- без достаточных оснований назначаются
антигистаминные препараты при неаллергической патологии, гентамицин и другие
антибиотики при внебольничных пневмониях без посева мокроты и определения
чувствительности к антибиотикам, препараты калия у кардиологических больных без
контроля уровня калия в крови, a также невзирая на
нормальный или высокий уровень, фуросемид и коротко действующие дигидропиридины
в лечении артериальной гипертонии и пр.;
- не назначаются абсолютно показанные
лекарственные средства (антибактериальная терапия при язвенной болезни, бета -
блокаторы при ишемической болезни сердца с гиперкинетическим типом
кровообращения, ингибиторов АПФ при недостаточности кровообращения, базисной
противовоспалительной терапии при бронхообструктивных заболеваниях и т.д.);
- одновременно назначаются препараты с
однонаправленным терапевтическим эффектом (бета - блокатор + верапамил,
эуфиллин + теопэк, диклофенак + индометацин и т.п.);
- имеют место случаи назначения лекарств при наличии противопоказаний (диклофенак при обострении
язвенной болезни, пенициллин при бронхиальной астме), а также назначение
несовместимых препаратов;
- при стационарном и амбулаторном лечении
имеет место полипрагмазия (одновременное назначение 7-8 препаратов для лечения
одного заболевания) и политерапия (одновременная терапия всех имеющихся у
пациента заболеваний). Наиболее часто эти недостатки отмечаются в больницах и
госпиталях ветеранов войн, a также при назначении лекарств на льготных условиях
этой категории граждан;
- не осуществляется
возрастная корректировка дозировок лекарственных средств, режимов и способов
введения препаратов (парентеральное назначение больших объемов жидкостей,
недостаточно медленно и т.д.) у граждан пожилого, особенно старческого
возраста;
- в историях болезни отсутствуют достаточные
обоснования для назначения того или иного препарата, отсутствуют необходимые
данные лабораторных и инструментальных исследований, записи консультаций узких
специалистов, подтверждающие целесообразность выбора лекарств.
Кроме того, при амбулаторном лечении
клиническая эффективность проводимой терапии оценивается недостаточно: записи в
амбулаторных картах также не всегда мотивируют выбор рекомендуемых препаратов,
в течение длительного времени назначаются одни и те же лекарственные средства,
несмотря на отсутствие клинического эффекта.
В целях обеспечения проведения
рациональной лекарственной терапии и усиления контроля за
обоснованностью назначения лекарств Минздрав России рекомендует принять
следующие меры:
1. Активизировать работу по созданию
формулярных комитетов при органах управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации и крупных муниципальных образований, a также по созданию
формулярных комиссий в лечебно - профилактических учреждениях.
При этом на формулярные комитеты и
комиссии рекомендуется возложить следующие функции:
- разработка и
утверждение соответствующих формуляров (территориальных, амбулаторно -
поликлинических, больничных, отделенческих и т.п.) лекарственных средств на
основе принципов доказательной медицины по наиболее распространенным
нозологическим формам с учетом профиля учреждений, его мощность и объемы
финансирования; выделение в формулярах препаратов для этиопатогенетической,
вспомогательной терапии и для профилактики возможных осложнений;
- контроль за
обоснованностью и целесообразностью назначения лекарственных препаратов;
регулярное обсуждение выявленных недостатков на клинических конференциях;
- на основании
представлений из аптечных учреждений сведений о неправильно выписанных рецептах
проведение семинарских занятий о правилах оформления рецептурных бланков с
врачами и средним медицинским персоналом лечебно - профилактических
учреждений.
2. Продолжить работу по введению
должностей клинических фармакологов в штатное расписание крупных лечебно -
профилактических учреждений.
При этом необходимо возложить на
клинических фармакологов функции постоянного мониторинга за обоснованностью
назначения, совместимостью и побочным действием лекарственных средств.
3. Осуществлять регулярный мониторинг
главными специалистами различного профиля органов управления здравоохранением
субъектов федерации и муниципальных образований за выполнением контрольных
функций в части обоснованности назначения лекарств заместителями главных врачей
лечебно - профилактических учреждений по клинико - экспертной работе.
4. Регулярно проводить семинары по
вопросам клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии для врачей
практического звена с привлечением клиницистов из научно - исследовательских и
образовательных медицинских учреждений и главных специалистов различного
профиля органов управления здравоохранением субъектов федерации и муниципальных
образований.
5. Ускорить внедрение в лечебно -
профилактических учреждениях автоматизированной информационно - аналитической
системы анализа состояния лекарственного обеспечения и контроля
за качеством лечения больных.
6. Завершить работу по внедрению
персонифицированного учета граждан, имеющих льготный статус, и отпускаемых им
лекарственных средств.
Первый заместитель Министра
А.И.ВЯЛКОВ