КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
9 января 2001 г.
N 1
МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПУТИ СНИЖЕНИЯ
Проблема состояния младенческой
смертности, оказывающая непосредственное влияние на демографические показатели,
в настоящее время приобретает особую социальную значимость.
В целом по России, включая 1998 год,
отмечалось постоянное снижение показателя младенческой смертности (на 8,8% по
сравнению с 1995 годом). Удалось добиться снижения младенческой смертности от
врожденных аномалий - на 3,1%, состояний перинатального периода - на 11,0%,
болезней органов дыхания - на 15,3%, инфекционных и паразитарных болезней - на
18,1%.
В 1999 году при снижении абсолютного
числа умерших детей до 1 года показатель младенческой смертности возрос до
16,9%.
За 10 месяцев 2000 года показатель
младенческой смертности составил 15,8 на 1000 родившихся живыми (10 месяцев
1999 года - 16,4).
По сравнению с предыдущими годами в 1999
году произошел рост смертности практически от всех ведущих причин, наиболее
существенно - от травм и отравлений, прочих причин.
Структура причин смертности детей в
возрасте до 1 года в 1999 году не изменилась, ведущими остаются состояния
перинатального периода и врожденные аномалии - 64%, болезни органов дыхания
составляют 12,4%, прочие причины - 9,3%, инфекционные и паразитарные болезни -
6,7%, травмы и отравления - 6,6%.
Работа по
профилактике и снижению младенческой смертности в стране осуществляется в
соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации на период до 2005 года, на основе национальных и
ратифицированных международных документов по защите и выживанию детей и женщин,
на основе федеральных и региональных программ в области материнства и детства.
Целенаправленные мероприятия по снижению
младенческой смертности осуществляются в рамках федеральной программы
"Дети России", действие которой продлено на период 2001-2002 годы
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 "О
федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской
Федерации на 2001 - 2002 годы". За последние 5 лет реализации программы,
включающей 11 подпрограмм, для решения проблем материнства и детства было
направлено 296,6 млн. рублей.
Большая часть средств была направлена на
улучшение оснащения детских лечебно - профилактических и родовспомогательных
учреждений.
За счет средств
федеральной целевой программы "Дети - инвалиды" с 1996 года внедрен и
обеспечивается неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз,
что позволило за последние 4 года выявить 2776 больных новорожденных и предупредить
их инвалидизацию.
Значительный вклад в укрепление службы
материнства и детства вносит Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования, за счет средств которого с 1997 года получили поддержку
региональные программы 63 территорий на сумму 637,5 млн. рублей.
В целях усиления внимания к решению
проблемы снижения материнской и младенческой смертности на заседании
специальной комиссии регулярно заслушиваются руководители органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации. Разработан и утвержден "План
действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской
Федерации на 2001-2003 годы".
Для оказания организационно -
методической помощи в реализации региональной стратегии снижения младенческой
смертности в 1998 году в территории Российской Федерации Минздравом России
направлена программа действий по совершенствованию системы профилактических и
лечебно - диагностических мероприятий детям в возрасте до 1 года.
На основе технологий Интернета и
рекомендаций ВОЗ разрабатывается программа национального мониторинга
перинатальной и младенческой смертности.
В последние годы в регионах в службе
материнства и детства получили развитие новые информационные и лечебно -
диагностические технологии (Чувашская Республика, Республика Коми, Мурманская
область и др.).
Вместе с тем, как свидетельствуют
результаты проверки и заслушивания 17 территорий, анализа информации из 70
регионов и экспертной оценки более 1000 медицинских документов женщин и детей,
на местах использованы не все резервы для снижения младенческой смертности,
улучшения организации и качества медицинской помощи женщинам и детям.
По данным последней паспортизации и
информации с мест материально - техническая база многих детских и
родовспомогательных учреждений остается неудовлетворительной (Алтайский край,
Мурманская, Брянская, Ивановская, Тверская области и др.). В ряде территорий
строительство детских и родовспомогательных учреждений ведется крайне медленно
(Курская, Камчатская, Ярославская, Томская области и др.).
На региональном уровне не решаются
вопросы строительства перинатальных центров, несмотря на чрезвычайную важность
этих учреждений для оказания медицинской помощи наиболее тяжелому контингенту
женщин и новорожденных детей.
Недостаточным остается обеспечение ряда
регионов медикаментами и расходным материалом (Республика Дагестан, Курганская,
Псковская, Брянская, Костромская области и др.).
Результаты проверки и анализа информации
с мест свидетельствуют о дефиците лечебной и диагностической аппаратуры,
особенно для новорожденных (Кабардино - Балкарская
Республика, Республика Хакасия, Краснодарский край и др.).
Выделяемые ФФОМС целевые средства на
местах расходуются не всегда рационально и по назначению (Республика Мордовия,
Калужская, Тюменская области и др.).
Недостаточное внимание на местах
уделяется развитию стационарозамещающих технологий. В целом по стране койки
дневных стационаров для детей составляют лишь 2% к общему числу детских коек.
Медленно внедряются
современные перинатальные технологии в деятельность детских и родовспомогательных
учреждений (Калужская, Тверская области и др.).
Результаты проверок и анализа информации
с мест свидетельствуют о недостатках в организации и оказании реанимационной
помощи новорожденным в связи с отсутствием или неисправностью необходимого
оборудования (Республики Мордовия и Адыгея, Архангельская область и др.), из-за
недостаточной подготовленности медицинских работников (Читинская, Владимирская
области и др.).
Анализ младенческой смертности
свидетельствует, что из группы врожденных пороков развития 45,9% занимают
врожденные пороки сердца и системы кровообращения, 32,9% - множественные пороки
развития, 18,4% - spina bifida и другие пороки нервной системы.
Существенным резервом снижения
младенческой смертности в этой группе является совершенствование организации и
повышение качества пренатальной диагностики. При высоком уровне ультразвукового
обследования беременных женщин эффективность его в большинстве регионов
недостаточная, что влечет за собой низкий уровень элиминации плодов с пороками
развития, в том числе несовместимыми с жизнью. В 1999 году в
Ивановской, Тверской областях при выявлении врожденных пороков развития
прерывается лишь половина беременностей, в Пензенской области - менее половины.
Другим резервом снижения младенческой
смертности является смертность от травм и отравлений. Эти причины имеют место в
основном в социально неблагополучных семьях. Из общего числа показателей
смертности детей от этих причин 43,8% приходится на случаи механического
удушения, около 4% детей погибло в транспортных происшествиях, 5,2% - от
убийств и 11,8% от других травм и повреждений. Предотвращение смерти детей до
одного года от этих причин может уменьшить показатель младенческой смертности
на 1 единицу.
Для решения проблемы профилактики и
снижения младенческой смертности в группах социального риска, в т.ч. беженцев,
временных переселенцев, необходимо развитие социальной помощи в службе охраны
материнства и детства.
Недостаточное внимание на местах
уделяется проблеме смертности детей в возрасте до 1 года от болезней органов
дыхания, особенно в сельской местности (Республика Татарстан, Курская область и
др.).
Требуют углубленного анализа случаи
внезапной смерти детей. Диагноз "внезапная смерть" во многих случаях
ставится без достаточных оснований (Омская, Владимирская, Воронежская области и
др.).
Следует отметить недостаточное
взаимодействие в работе по профилактике и снижению младенческой смертности
органов и учреждений здравоохранения с кафедрами акушерства и гинекологии,
педиатрии, профильными НИИ.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.):
1.1. Регулярно заслушивать отчеты
регионов на Комиссии по повышению качества оказания медицинской помощи матерям
и детям в возрасте до 1 года о состоянии и мерах по снижению младенческой и
материнской смертности с последующим принятием решения.
1.2. Направлять руководителям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию по результатам
заслушивания на коллегии вопроса о мерах по профилактике и снижению младенческой
смертности.
1.3. Обеспечить
организационно-методическую помощь органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации в разработке и реализации программ по оказанию
медицинской помощи женщинам и детям и снижению младенческой смертности.
Срок - в течение года
2. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Управлению научно - исследовательских
медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.), Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Российской академии
медицинских наук (Покровский В.И.):
2.1. Подготовить проект приказа по
закреплению научно - исследовательских институтов акушерско - гинекологического
и педиатрического профиля по курации федеральных округов для совершенствования
системы управления и взаимодействия по вопросам материнства и детства, снижению
младенческой и материнской смертности.
Срок - 01.03.2001
2.2. Разработать проект "Основных
направлений стратегического развития службы охраны здоровья
матери и ребенка до 2005 года".
Срок - 01.08.2001
3. Департаменту
развития и экономики здравоохранения (Хальфин Р.А.), Управлению медицинских
проблем материнства и детства (Корсунский А.А.) предусмотреть при формировании
Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации
бесплатной медицинской помощью на 2002 год изменения и дополнения, связанные с
введением в структуру коечного фонда коек для новорожденных; внести
соответствующие изменения и дополнения в статистическую отчетность.
Срок - 01.06.2001
4. Управлению медицинских проблем материнства
и детства (Корсунский А.А.), Департаменту развития и экономики здравоохранения
(Хальфин Р.А.) совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и
перинатологии РАМН (Кулаков В.И.) разработать нормативный акт об организации
деятельности перинатального центра с учетом современных требований.
Срок - 01.08.2001
5. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.) совместно с Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования (Таранов А.М.) провести анализ и оценить
эффективность использования ранее выделенных средств ФФОМС на реализацию
целевых региональных программ по охране материнства и детства за счет
субвенций.
Срок - в течение года
6. Рекомендовать
Правлению Федерального фонда обязательного медицинского страхования на
основании Устава ФФОМС продолжить в 2001 году финансирование целевых
региональных программ по охране материнства и детства в соответствии с Порядком
финансирования целевых региональных программ по охране материнства и детства,
утвержденным Правлением ФФОМС от 13.05.99, и Законом Российской Федерации
"О бюджете Федерального фонда ОМС на 2001 год" со статьи субвенций.
7. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.) организовать обучение по ультразвуковой диагностике врачей акушеров -
гинекологов и медицинских генетиков по раннему выявлению врожденных пороков
развития у плодов.
Срок - в течение года
8. Управлению научно - исследовательских
медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.), Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.) рассмотреть вопрос о создании на
функциональной основе на базе Научного центра здоровья детей РАМН (Баранов
А.А.) Федерального научно - практического и методического центра реабилитации
маловесных детей.
9. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Московскому НИИ педиатрии и детской
хирургии (Царегородцев А.Д.):
9.1. Продолжать внедрение в деятельность
медицинских информационных центров субъектов Российской Федерации Федерального
генетического регистра и системы мониторинга врожденных пороков развития в
соответствии с приказом Минздрава России от 10.09.98 N 268 "О мониторинге
врожденных пороков развития у детей".
Срок - в течение года
9.2. Организовать отдел мониторинга и
анализа младенческой смертности на базе Московского НИИ педиатрии и детской
хирургии.
Срок - 01.06.2001
10. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Департаменту развития и экономики
здравоохранения (Хальфин Р.А.) провести сравнительный анализ случаев смертности
детей в возрасте до 1 года по причине "внезапная смерть". Разработать
рекомендации для регионов.
Срок - 31.12.2001
11. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
11.1. Регулярно информировать
руководителей органов исполнительной власти о состоянии и мерах по снижению
младенческой и материнской смертности.
11.2. Обеспечить внедрение систем
оперативного слежения за младенческой и материнской смертностью в работу
медицинских информационных центров регионов.
Срок - в течение года
11.3. Повысить ответственность главных
педиатров и акушеров - гинекологов за работу экспертных комиссией по разбору
причин младенческой и материнской смертности; обеспечить взаимодействие с
сотрудниками профильных кафедр медицинских образовательных и научно -
исследовательских учреждений; предусмотреть проведение выездных заседаний
комиссий в административных территориях федеральных округов.
Срок - в течение года
11.4. Провести анализ состояния и
использования коечного фонда акушерско - гинекологических и детских лечебно -
профилактических учреждений, привести в соответствие с потребностями региона.
11.5. Принять меры к более активному
внедрению стационарозамещающих, современных перинатальных технологий (грудное
вскармливание, совместное пребывание матери и новорожденного ребенка и др.).
Срок - 01.07.2001
11.6. Рассмотреть вопрос о введении
должности главного внештатного специалиста по пренатальной диагностике.
Срок - 01.03.2001
11.7. Организовать постоянно действующие
семинары для врачей - неонатологов по вопросам первичной и реанимационной
помощи новорожденным, для врачей - акушеров - гинекологов, педиатров - по
ведению осложненного течения беременности и родов и др.
Срок - в течение года
12. Российской академии медицинских наук
(Покровский В.И.), руководителям медицинских образовательных и научно -
исследовательских учреждений усилить организационно - методическую помощь
детским и родовспомогательным учреждениям в оказании медицинской помощи
беременным и новорожденным детям, снижении материнской и младенческой
смертности.
Срок - в течение года
13. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Научному центру здоровья детей РАМН
(Баранов А.А.) доработать основные положения проекта федеральной целевой
программы "Здоровый ребенок" с учетом высказанных замечаний и
предложений и в установленном порядке внести в Правительство Российской
Федерации.
Срок - 30.06.2001
14. Контроль за
выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра О.В.Шарапову.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
А.В.ВЕРЕМЕЕНКО